СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в мир симфонической музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока раскрываются выразительные и изобразительные средства в симфоническом произведении.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в мир симфонической музыки.»

Тема. Путешествие в мир симфонической музыки. Выразительные и изобразительные средства в симфоническом произведении.

Цель урока:

образовательная: познакомить с произведениями И. Штрауса и Н. Римского-Корсакова, разучить песню «Новогодняя полька».

развивающая: способствовать формированию эмоционального отношения к музыке в процессе ее восприятия; способствовать развитию творческих, музыкальных способностей;

воспитательная: воспитывать эстетический вкус у учащихся, расширять музыкальный кругозор.

Тип урока: усвоения новых знаний

Музыкальный материал: И Штраус «Полька-пиццикато», Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля», Юлий Ким «Новогодняя полька»

Оборудование: аудиоматериал, портреты.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

1.1. Музыкальное приветствие.

- Добрый день, ребята!

-Добрый день, учитель. (Звукоряд вверх, вниз)

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

2.1. Вокальная работа

- А наш урок начнем с уже известной вам песни «До, ре, ми», но для того, чтобы хорошо спеть, мы должны сесть ровно, выровнять спинки и руки положить на колени.

(звучит песня А. Островского «До, ре, ми»)

Чтоб выучиться пению,

Имеем мы терпение.

И, чтоб урок не зря у нас прошел,

Должны мы быть старательны,

Послушны и внимательны,

И выучить все ноты хорошо!

Припев:

До, ре, ми, фа, соль,

ля, си, до.

До, си, ля, соль, фа,

ми, ре, до.

Возьмем свои тетрадки мы,

И ноты по порядку мы

Запишем, чтобы каждый помнить мог.

Должны мы быть старательны,

Послушны и внимательны,

И дома каждый день учить урок!

Припев.

2.2. Беседа

-А мы продолжаем своё путешествие по стране «Симфония». Что же такое симфоническая музыка? (Музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром)

-Что такое «симфонический оркестр»? (Это большой коллектив музыкантов, играющих на инструментах и исполняющих симфонии.)

-Назовите группы инструментов в симфоническом оркестре. (Струнно-смычковая группа, духовые, ударные инструменты.)

-Кто является руководителем оркестра?

-Какова роль дирижера?

- Сегодня мы познакомимся со знаменитым австрийским дирижером, композитором и скрипачом И. Штраусом.

III. Изучение нового материала.

3.1 Рассказ о композиторе. Иоганн Штраус родился в 1825 г. в Вене в семье известного в то время композитора. В XIX в. было два Иоганны Штраусы - отец и сын, оба писали музыку, которая исполняется и в наше время. Время и история выдвинули на передний план творчество Иоганна Штрауса-сына. Он занимал пост дирижёра венских придворных балов. Сегодня мы прослушаем «Польку-пиццикато».

-Кто знает, что такое «полька»? (Быстрый по темпу танец)

-Композитором написано около 500 произведений танцевальной музыки, пользующихся и сейчас огромной популярностью. Штрауса называли королём вальсов за написанные им шедевры.

3.2 Первичное слушание

-Закройте глазки, сядьте удобно и после прослушивания ответьте на вопрос: «С каким же настроением И. Штраус создавал «Польку-пиццикато»?

3.3 Анализ произведения

- Какое настроение было у автора?

- Какая была мелодия? Покажите рукой движение музыки (пластическое интонирование)

- Если бы вас попросили изобразить эту картину, то какие краски вы бы использовали (палитра цветов)?

- Какой характер в произведении?

- Как развивается музыка?

- Что вы представляли, когда слушали произведение?

-Данное произведение мог написать только человек, который себя чувствовал себя счастливым. И. Штраус жил жизнью счастливого человека не потому, что не испытал горестей и страданий, а потому, что был романтиком, все воспринимал оптимистично, видя во всем только лучше. Он творил музыку повсюду: и дома, и в карете, записывая мелодию клочках бумаги, белье и т.д

3.4 Повторное слушание (Пластическое интонирование)

- Ребята, а вы хотите побыть в роли настоящих дирижеров?

-Сейчас мы еще раз прослушаем «Польку-пиццикато», и я предлагаю вам прочувствовать ее через движения.

3.5 Знакомство с произведением Н. Римского-Корсакова

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с еще одним выдающимся композитором, дирижером и педагогом. Зовут его Николай Андреевич Римский-Корсаков. (Портрет)

- Ребята, любите ли вы сказки?

- А кто написал «Сказку о царе Салтане»? (А.С. Пушкин)

- Правильно.

3.5.1 Рассказ о композиторе

-На сюжет прекрасной сказки написана опера " Сказка о царе Салтане ". Написал её великий русский композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказочником его зовут недаром. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н.А. Римский-Корсаков. Он написал оперы: "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок", "Кощей Бессмертный " и многие другие произведения.

-Давайте вспомним, какие чудеса, превращения встречаются в этой сказке?

-В этой сказке есть три чуда:

1)белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые…

2)говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесь. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает – месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…

3) а также царевич Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.

-Сейчас мы прослушаем произведение «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

-Представьте себе, что вы стали композиторами, как бы вы изобразили музыкой полет шмеля?

3.5.2 Первичное слушание

-Давайте послушаем, как это получилось у русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, и определим прием развития, характер музыки.

3.5.3 Анализ произведения

-Как звучала музыка, какая она?

-Быстрая или медленная?

-Музыка грустная или радостная?

Что вы представляли при прослушивании?

- Вы хорошо потрудились. Давайте мы теперь немного отдохнем.

Физкультминутка

3. 6 Рассказ об авторе

-Ребята, а какой праздник к нам приближается?

- Я предлагаю вам разучить песенку под названием «Новогодняя полька». Автор произведения Юлий Ким. Его перу принадлежат три киносценария. Юлий Ким является автором либо соавтором свыше 20 пьес, мюзиклов, либретто, постановок и композиций. Во многих из них Юлий Ким выступил также как автор или соавтор музыки, песен, вокальных номеров, текстов песен. Эти пьесы, постановки, мюзиклы до сих пор ставят во многих городах России и стран ближнего зарубежья. (портрет)

3.6.1 Показ песни

-Прослушайте исполнение песенки «Новогодняя полька» и скажите, какие эмоции она у вас вызывает.

- Какое у вас настроение после прослушивания?

-Какая музыка по характеру?

- Как вы считаете, почему автор выбрал такое название?

3.6.2 Разучивание песни

На полянке, на лужайке,

Где одни снега,

Пляшут белки, пляшут зайки,

А кругом тайга, да-да-да!

Не до них сегодня волку,

Не до них лисе:

Сегодня, сегодня,

Сегодня пляшут все.


Пляшут села и поселки,

Пляшут города.

Хорощо плясать у елки,-

Да-да-да-да-да-да-да-да!


И сегодня, и сегодня

Мы желаем вам

Веселья и счастья

С песней пополам!

- Повторяем за мной первый куплет.

- Теперь пропоем под музыку.

-Разучим второй куплет. Повторяем за мной.

- Теперь повторим первый и второй куплет вместе.

-Пропоем.

-Разучим третий куплет.

-Повторим все вместе.

-А теперь под музыку пропоем.

- Выучим последний куплет.

-Повторим все вместе.

-А теперь споем песню полностью.

-Молодцы, ребята! Вам понравилась песня.

IV. Закрепление изученного.

-Давайте вспомним, о каких композиторах мы сегодня говорили?

- Какие произведения сегодня слушали?

-Что такое «симфоническое произведение»?

- Так что же такое «полька»?

- Молодцы.
V. Подведение итогов урока.

- Наш урок подошел к концу.

- Что вам понравилось больше всего?

- Какую песню мы сегодня пели?

- С какими произведениями познакомились?

- Что нового узнали?

- Сегодня хорошо работали……………

Учитель: До свидания!

Дети: До свидания! (Звукоряд вверх и вниз)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!