Тема. Путешествие в мир симфонической музыки. Выразительные и изобразительные средства в симфоническом произведении.
Цель урока:
образовательная: познакомить с произведениями И. Штрауса и Н. Римского-Корсакова, разучить песню «Новогодняя полька».
развивающая: способствовать формированию эмоционального отношения к музыке в процессе ее восприятия; способствовать развитию творческих, музыкальных способностей;
воспитательная: воспитывать эстетический вкус у учащихся, расширять музыкальный кругозор.
Тип урока: усвоения новых знаний
Музыкальный материал: И Штраус «Полька-пиццикато», Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля», Юлий Ким «Новогодняя полька»
Оборудование: аудиоматериал, портреты.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
1.1. Музыкальное приветствие.
- Добрый день, ребята!
-Добрый день, учитель. (Звукоряд вверх, вниз)
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.
2.1. Вокальная работа
- А наш урок начнем с уже известной вам песни «До, ре, ми», но для того, чтобы хорошо спеть, мы должны сесть ровно, выровнять спинки и руки положить на колени.
(звучит песня А. Островского «До, ре, ми»)
Чтоб выучиться пению,
Имеем мы терпение.
И, чтоб урок не зря у нас прошел,
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И выучить все ноты хорошо!
Припев:
До, ре, ми, фа, соль,
ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа,
ми, ре, до.
Возьмем свои тетрадки мы,
И ноты по порядку мы
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый день учить урок!
Припев.
2.2. Беседа
-А мы продолжаем своё путешествие по стране «Симфония». Что же такое симфоническая музыка? (Музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром)
-Что такое «симфонический оркестр»? (Это большой коллектив музыкантов, играющих на инструментах и исполняющих симфонии.)
-Назовите группы инструментов в симфоническом оркестре. (Струнно-смычковая группа, духовые, ударные инструменты.)
-Кто является руководителем оркестра?
-Какова роль дирижера?
- Сегодня мы познакомимся со знаменитым австрийским дирижером, композитором и скрипачом И. Штраусом.
III. Изучение нового материала.
3.1 Рассказ о композиторе. Иоганн Штраус родился в 1825 г. в Вене в семье известного в то время композитора. В XIX в. было два Иоганны Штраусы - отец и сын, оба писали музыку, которая исполняется и в наше время. Время и история выдвинули на передний план творчество Иоганна Штрауса-сына. Он занимал пост дирижёра венских придворных балов. Сегодня мы прослушаем «Польку-пиццикато».
-Кто знает, что такое «полька»? (Быстрый по темпу танец)
-Композитором написано около 500 произведений танцевальной музыки, пользующихся и сейчас огромной популярностью. Штрауса называли королём вальсов за написанные им шедевры.
3.2 Первичное слушание
-Закройте глазки, сядьте удобно и после прослушивания ответьте на вопрос: «С каким же настроением И. Штраус создавал «Польку-пиццикато»?
3.3 Анализ произведения
- Какое настроение было у автора?
- Какая была мелодия? Покажите рукой движение музыки (пластическое интонирование)
- Если бы вас попросили изобразить эту картину, то какие краски вы бы использовали (палитра цветов)?
- Какой характер в произведении?
- Как развивается музыка?
- Что вы представляли, когда слушали произведение?
-Данное произведение мог написать только человек, который себя чувствовал себя счастливым. И. Штраус жил жизнью счастливого человека не потому, что не испытал горестей и страданий, а потому, что был романтиком, все воспринимал оптимистично, видя во всем только лучше. Он творил музыку повсюду: и дома, и в карете, записывая мелодию клочках бумаги, белье и т.д
3.4 Повторное слушание (Пластическое интонирование)
- Ребята, а вы хотите побыть в роли настоящих дирижеров?
-Сейчас мы еще раз прослушаем «Польку-пиццикато», и я предлагаю вам прочувствовать ее через движения.
3.5 Знакомство с произведением Н. Римского-Корсакова
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с еще одним выдающимся композитором, дирижером и педагогом. Зовут его Николай Андреевич Римский-Корсаков. (Портрет)
- Ребята, любите ли вы сказки?
- А кто написал «Сказку о царе Салтане»? (А.С. Пушкин)
- Правильно.
3.5.1 Рассказ о композиторе
-На сюжет прекрасной сказки написана опера " Сказка о царе Салтане ". Написал её великий русский композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказочником его зовут недаром. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н.А. Римский-Корсаков. Он написал оперы: "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок", "Кощей Бессмертный " и многие другие произведения.
-Давайте вспомним, какие чудеса, превращения встречаются в этой сказке?
-В этой сказке есть три чуда:
1)белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые…
2)говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесь. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает – месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…
3) а также царевич Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.
-Сейчас мы прослушаем произведение «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».
-Представьте себе, что вы стали композиторами, как бы вы изобразили музыкой полет шмеля?
3.5.2 Первичное слушание
-Давайте послушаем, как это получилось у русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, и определим прием развития, характер музыки.
3.5.3 Анализ произведения
-Как звучала музыка, какая она?
-Быстрая или медленная?
-Музыка грустная или радостная?
Что вы представляли при прослушивании?
- Вы хорошо потрудились. Давайте мы теперь немного отдохнем.
Физкультминутка
3. 6 Рассказ об авторе
-Ребята, а какой праздник к нам приближается?
- Я предлагаю вам разучить песенку под названием «Новогодняя полька». Автор произведения Юлий Ким. Его перу принадлежат три киносценария. Юлий Ким является автором либо соавтором свыше 20 пьес, мюзиклов, либретто, постановок и композиций. Во многих из них Юлий Ким выступил также как автор или соавтор музыки, песен, вокальных номеров, текстов песен. Эти пьесы, постановки, мюзиклы до сих пор ставят во многих городах России и стран ближнего зарубежья. (портрет)
3.6.1 Показ песни
-Прослушайте исполнение песенки «Новогодняя полька» и скажите, какие эмоции она у вас вызывает.
- Какое у вас настроение после прослушивания?
-Какая музыка по характеру?
- Как вы считаете, почему автор выбрал такое название?
3.6.2 Разучивание песни
На полянке, на лужайке,
Где одни снега,
Пляшут белки, пляшут зайки,
А кругом тайга, да-да-да!
Не до них сегодня волку,
Не до них лисе:
Сегодня, сегодня,
Сегодня пляшут все.
Пляшут села и поселки,
Пляшут города.
Хорощо плясать у елки,-
Да-да-да-да-да-да-да-да!
И сегодня, и сегодня
Мы желаем вам
Веселья и счастья
С песней пополам!
- Повторяем за мной первый куплет.
- Теперь пропоем под музыку.
-Разучим второй куплет. Повторяем за мной.
- Теперь повторим первый и второй куплет вместе.
-Пропоем.
-Разучим третий куплет.
-Повторим все вместе.
-А теперь под музыку пропоем.
- Выучим последний куплет.
-Повторим все вместе.
-А теперь споем песню полностью.
-Молодцы, ребята! Вам понравилась песня.
IV. Закрепление изученного.
-Давайте вспомним, о каких композиторах мы сегодня говорили?
- Какие произведения сегодня слушали?
-Что такое «симфоническое произведение»?
- Так что же такое «полька»?
- Молодцы.
V. Подведение итогов урока.
- Наш урок подошел к концу.
- Что вам понравилось больше всего?
- Какую песню мы сегодня пели?
- С какими произведениями познакомились?
- Что нового узнали?
- Сегодня хорошо работали……………
Учитель: До свидания!
Дети: До свидания! (Звукоряд вверх и вниз)