Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 9
Всероссийский конкурс «Словарный урок»
в рамках всероссийского мероприятия «День словаря»
Номинация «Учимся со словарем»
«Путешествие в мир толкового словаря - живого великорусского языка»
Автор: Тимченко Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного образовательного
учреждения Средняя школа № 9
город Гуково, 2021г
Содержание
1.Пояснительная записка..............................................................................3
2. Основная часть ................................................................................................. 5
3. Заключение ......................................................................................................9
4. Список использованной литературы ........................................................... 9
Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок;
все зернисто, крупно, как сам жемчуг,
и право, иное название драгоценнее самой вещи.
Н.В. Гоголь
Пояснительная записка
Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. Если работать со словарями ежедневно, то можно за небольшой промежуток времени добиться хороших результатов, обогащения словарного запаса школьников, то есть повысить уровень их речевого развития. Словари – это накопители мудрости, научно доказанных истин, и свидетели изменений языка с течением времени. Некоторые учёные посвящали написанию словаря всю свою жизнь, не жалея ни сил, ни времени, чтобы мы, наше поколение могли пользоваться словарями, быть грамотными, ведь как прекрасен наш русский язык! Но для того чтобы быть грамотным и всесторонне развитым нам необходимо постоянно изучать толковые словари. Словарь – это книга мудрости. Словари описывают слово с разных сторон и помогают не только писателям и поэтам, но и нам обыкновенным людям узнать что-то новое, стать культурнее и грамотнее. Поэтому на уроках русского языка учителю следует показать это разнообразие словарей, научить школьников работать со словарной статьёй, обращаться к нужному словарю, сделать общение ученика со словарём необходимостью, а словарь – помощником в работе для тех, кто хочет более глубоко изучить русский язык, научиться правильно употреблять слова в их устной и письменной речи.
Тема (внеурочного) мероприятия:
«Путешествие в мир толкового словаря - живого великорусского языка».
Актуальность темы
Актуальность моей методической разработки обусловлена тем, что в нашу жизнь входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. И чтобы быть грамотным человеком, необходимо постоянно повышать свой словарный запас слов.
Цель: развитие умения пользоваться разными словарями.
Задачи:
-привитие любви к родному языку;
- развитие умения использовать словари для определения, уточнения лексического значения слов;
- приобщение к работе со специальной литературой.
Планируемые результаты:
УУД:
Личностные:
-положительное отношение на всех этапах учебной деятельности;
-положительная самооценка своих успехов.
Регулятивные:
-обнаружение познавательного затруднения;
-позитивная реакция к решению проблемы.
Коммуникативные:
- умение слушать, выражать свои мысли и понимать других.
Познавательные:
-учащиеся научатся понимать смысл слов, смогут ориентироваться в толковых словарях
Межпредметные связи: русский язык (внеурочная деятельность)
Методы обучения: частично-поисковый
Тип урока: урок-путешествие
Формы организации педагогической деятельности: групповая
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, выставка словарей, звуки: птиц, леса шум транспорта, голоса за кадром (загадки, задания)
Ход занятия:
(звучит тихая музыка «Вальс цветов»)
- Добрый день, дорогие мои ребята. Сегодня у нас замечательный осенний день (показ на окно), светит солнце, птицы поют свои последние песни перед отлетом в теплые края. Вам ребята нравится осень? Да, ребята осень прекрасная пора. Очень много стихов, рассказов написано об осени. Вы любите читать книги? Я очень рада, что вы хотите много знать и уметь. И сегодня ребята мы с вами совершим путешествие необычное… в страну словарных слов (СЛАЙД 2). Когда я к вам спешила на урок, то заглянув в почтовый ящик, увидела письмо (показ), это не простое письмо, а просьба одного человека, русского писателя. И кто он, мы с вами узнаем в конце нашего путешествия. И чтобы нам с вами отправиться в путешествие, нам надо с вами отгадать загадку, на чем же мы с вами полетим.
Птица по небу летит,
Но крылом не шевелит.
Замечательный полёт
Совершает … (Самолёт) СЛАЙД 3
А как же правильно пишется слово самолет? Для этого мы должны с вами обратиться к словарю (СЛАЙД 4)
Словарей у нас много (Показ СЛАЙД 5),
СЛАЙД 6
Слово самолет, пишется с буквой «о». И чтобы нам с вами полететь на самолете, необходимо прочитать и запомнить стихотворение А. Барто
Самолет построим сами,
Понесемся над полями,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме!
Ну что ж, стихотворение мы с вами прочитали, запомнили, а теперь в путь. Сядем по удобнее и полетели….. СЛАЙД 7 (звучит детская песня «Самолеты»).
СЛАЙД 8
А вот наша и первая станция «Познавайка». Интересно, а что мы тут будем познавать? Вы не знаете ребята? На полянке какой то сундук… Видно в нем и помещена загадка. Давайте откроем этот сундук. Что-то не открывается. Наверное надо выполнить какое то задание.
(появляется заяц)
Заяц: Здравствуйте, а вы кто? Зачем пришли?
Учитель: Мы путешественники, летаем по свету и познаем мир. Вот хотим сундук открыть, а никак не получается.
Заяц: Чтобы открыть сундук, вы должны правильно написать и запомнить кто я. (СЛАЙД 9)
Прыг-скок, прыг-скок,
Волк остался без обеда!
Прыг-скок, прыг-скок,
Заяц празднует победу!
Учитель: Ребята, запомнили, как пишется слово ЗАЯЦ? Ой, вот и сундук открылся. Что же в нем? А в нем загадка.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова (береза). СЛАЙД 10
Учитель: Правильно, береза. Значит, наш путь пройдет через березовую рощу. Но прежде мы должны с вами запомнить, как пишется правильно это слово - БЕРЕЗА.
Береза – не угроза: где стоит, там и шумит (пословица).
Учитель: Вот и это слово мы запомнили, теперь в путь дальше через березовую рощу… Мы с вами пришли на полянку, а на пеньке какая то книга. Давайте посмотрим, что это за книга. Прочитайте «Толковый словарь В. И. Даля» (СЛАЙД 11).
(Звучит волшебная музыка и книга появляется в руках учителя).
СЛАЙД 12
Словарь В. И. Даля
В. И. Даль - русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач. Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года. Собирать непонятные слова в будущий словарь он начал ещё в бытность мичманом Черноморского флота. Даль тесно общался с крестьянами, солдатами, матросами. Записывал простонародные выражения, пословицы и поговорки. Народную русскую речь Даль полюбил чуть ли не с младенчества. Он всегда отмечал, что эта речь простолюдинов отличалась краткостью, стройностью, ясностью, определенностью и в ней было гораздо больше жизни, чем в языке книжном и в языке, на котором говорят образованные люди. Он был убежден, что богатый и сильный по природе русский язык почти два века портили внесением в него иностранных слов. С малых лет Даль получал домашнее образование, а самым первым его чтением русских книг были переводы его бабушки — Марии Ивановной Фрейтаг, знавшей более 5 языков, посвятившей свою деятельность русской литературе и переводам книг на русский язык. Очевидно влияние бабушки не осталось бесследным.
Когда Далю было 17 лет, он был выпущен из Морского корпуса мичманом на Черноморский флот. Именно в это самое время, можно сказать, и начинается составление Далем Словаря. Из Петербурга ехал молоденький мичман, одетый с иголочки, на паре почтовых лошадей. Мичманская одежда плохо его грела, он ёжился и жался в санях. Ямщик был из Новгородской губернии, и он в утешение продрогшему, прозябшему до костей молодому мичману сказал, указывая на пасмурное небо:
— Замолаживает!
Даль переспросил:
— Как замолаживает? — Сказано было по-русски, но ему было не совсем понятно, о чём идёт речь.
И ямщик объяснил значение слова: замолаживает — значит, небо пасмурнеет, а это верный признак к оттепели. Видимо, ямщик хотел хоть чем-то утешить замёрзшего морского офицера, именно потому и произнёс это обычное для его наречия слово, но путнику оно было незнакомо.
И мичман, несмотря на мороз, окоченевшими от холода руками достал из кармана записную книжку и записал это слово: «Замолаживать – иначе пасмурнеть», в Новгородской губернии значит «заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».
Именно эта дата – март 1819 года — и становится началом работы Даля над сбором материала, а потом и работы над составлением Толкового словаря живого великорусского языка. Именно в это время было записано Далем самое первое слово, а впереди были ещё сотни тысяч русских слов, которые ждали своей очереди…
Учитель: Понравилось вам наше путешествие? На столах у вас лежит лист самооценки. Вот, мы и познакомились с вами с толковым словарем В. И. Даля. Я уверена, что он вам будет полезен в вашей дальнейшей учебе. Ведь русский язык богат разными словами, которые иногда нам не понятны, но всегда придет на помощь наш друг – книга великого писателя В. И. Даля.
Лист самооценки
| | + / - | | + / - |
На уроке я работал | хорошо | | плохо | |
Своей работой на уроке я | доволен | | не доволен | |
Урок для меня показался | коротким | | длинным | |
За урок я | не устал | | устал | |
Мое настроение | Стало лучше | | стало хуже | |
Материал урока мне был | понятен | | не понятен | |
Заключение
Урок «Путешествие в мир толкового словаря - живого великорусского языка» в страну носит познавательный и развивающий характер, воспитывает интерес к русскому языку, словарям, способствует саморазвитию и самосовершенствованию.
В результате сказочного путешествия учащиеся познакомились со словарными словами, запомнили стихи, пословицу, отгадывали загадки. Вся работа с детьми была проведена фронтально. Материал урока был проведен в игровой форме, использовались различные виды работы, что соответствует физиологическим особенностям младших школьников.
Использованная литература:
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.
8