СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Путешествие в прошлое. Милости просим гости дорогие!» для детей разновозрастной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Путешествие в прошлое. Милости просим гости дорогие!» для детей разновозрастной группы»

МБОУ ЛИПНИЦКАЯ СОШ

( дошкольная группа)





« Путешествие в прошлое.


Милости просим гости дорогие!»


для детей разновозрастной группы







Подготовила:

Самарина Е. В.

воспитатель дошкольной группы

МБОУ Липницкой СОШ



п. Косицы 2023 г.

Конспект занятия для детей 5-7 лет.

«Путешествие в прошлое. Милости просим гости дорогие!»

Цель: ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с русской избой-жилищем и предметами русского быта. Знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками, потешками .

Развивающие: Развивать творческие навыки в процессе изготовления баранок из теста. Развивать навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и уважение к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Словарная работа: обогащать словарь детей за счет слов: изба, печь, сундук, самовар, прялка, посиделки.

Интеграция с образовательными областями:

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев, потешек, поговорок, загадок.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода: корзина, чугунок, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда.

Картинки - печь, лавка, прялка, сундук, ухват, балалайка, запись русских народных песен. Баранки.

Ход

1.(Звучит музыка.) – « Ой, заря ты, зорюшка».

Воспитатель: Нынче вечер очень долог, насчитала сорок елок.

Я на лавке посидела, я в окошко поглядела.

А не позвать ли мне ребят?

Придут на посиделки, будет смех и игра в горелки. (Дети входят)

Воспитатель: ( обыгрывает песню с детьми)

Милости просим гости дорогие,
Все нарядные какие.
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите, Да проходите.
Я приглашаю вас к себе в гости.
(Сделать поклон) .

Я не просто поздоровалась с вами, я поклонилась.
На Руси было принято показывать свою радость и уважение к хозяевам дома поклоном.
Хотите, я вас научу как сделать правильно поклон? (Дети: да)

МОЁ СЕРДЦЕ (руку к сердцу)

МОЁ СОЛНЦЕ И ВОЗДУХ (руку вверх)
С ДОБРОМ ИДУТ ( поклон).

(дети проходят)

Живу я в старинной избе.

Это дом построенный из дерева.

И все, что в избе моей избе находится, тоже деревянное.

Проходите в избу.

- Милости просим гости дорогие. Проходите, присаживайтесь.

Горница у меня небольшая, да красивая какая!

В моей горнице много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка:

Прячет бабушка в нем вещи

сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите,

Этот шкаф зовут ( сундук)

Правильно ребятушки, это сундук. Раньше вещи хранили в сундуках.

Дети собирают пазл « Сундучок». Молодцы какие!

Воспитатель: Ребята, на полу в избе стелили половик, так сохраняли тепло, делали его из старой одежды, из лоскутков. Столы в избах были большие, а рядом стояли

Стоит у стола длинная кошка

У нее четыре ножки.

Сидит на ней вся семья

Это (скамья).

Правильно, скамейки для сидения за столом, т. к. стульев еще не было.

Присаживайтесь на скамейки.


Всякий человек в деле познаётся. И я для вас приготовила много дел. Вот и


посмотрим вас в деле.


Игра: "Смотай клубочек"


Девочки под р. н. п. «Ах, вы сени» вместе с мальчиками начинают наматывать нити на клубки. Отлично справились.

Воспитатель: А у меня есть еще одна загадка:

Мы в лесок шагаем с мамой,

Я, как груздь, надел панаму.

А на маме, как цветок, -

Яркий ситцевый (платок).

Правильно - это платок, молодцы детишки. Посмотрите, какие красивые платки у меня есть. Давайте мы с вами поиграем в игру « Жмурки».

Цель игры: развивать ловкость, внимание, координацию движений, смелость, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Правила игры: дети встают в круг, по считалке выбирается водящий, ему завязывают повязку на глаза, водящего раскручивают 5 раз. После этого все участвующие в игре, говорят слова «раз, два, три, жмурка, ребят лови!» и бросаются в стороны, а водящий должен кого- нибудь поймать. Участвующие должны издавать какие-нибудь звуки, чтоб водящему было легче поймать ребят. Игрок, который попался, меняется ролями с водящим, теперь ему надевают повязку и он становится жмуркой. Чтобы жмурка не наткнулся на какой-нибудь предмет и не ушибся, при виде опасности ребята должны крикнуть «огонь!».

Воспитатель: Любая игра начинается с выбора водящего. Чтобы никому не было обидно, нужно посчитаться. Это очень просто, только надо знать считалочки.

Давайте я вам помогу:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

А ещё знаете какие-нибудь считалочки? Ответы детей.

Молодцы, мы с вами поиграли, повеселились, энергией зарядились.

Девочкам покрывает воспитатель платочки на плечи.

А сейчас я вас проверить хочу. Как вы пословицы русские знаете.

Я скажу два слова из пословицы, а вы назовете ее полностью.

1. Тише едешь ….(дальше будешь.)

2. Поспешишь (людей насмешишь.)

3. Где родился (там и пригодился.)

4. Сделал дело, … (гуляй смело.)

5. Без труда … (не вынешь и рыбку из пруда.)

6. Делу время, … (потехе час.)

7. Любишь кататься …(люби и саночки возить.)

Ребята, а вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Ребята, что было самое главное в избе, ее еще кормилицей называли? (Печь)


А почему ее так называли? ( В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, грели воду, сушили грибы, спали на ней.)
Правильно, дети. Еще про нее говорили «Без печи и изба не изба».
Она служила источником тепла и света. Дети собирают пазл « Печка».

Ребята, а вы знаете как еще говорили про печку? (У холодной печи не согреешься, на холодной печи не пекут калачи, что есть в печи на стол мечи). Молодцы!

А чем топили печку? (дровами)

Скучен день до вечера, коли делать нечего. Но нам не скучно, ведь у нас много


дел. Игра - эстафета «Растопи печку»

Мальчики и девочки встают в две колонны.

По команде под р. н. п. «Ах, ты береза» каждый мальчик берет палку – «Прутик»,

а девочка – кубик – «уголек» и несут к печке, возвращаясь, передают эстафету

другому. Победит тот, кто быстрее перенесет все предметы.

Воспитатель: Ой, мои золотые посмотрите, что в печи у нас стоит?

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

А для чего он был нужен? ( В нем готовили щи и кашу) .
Ой ребята, мне кажется , что на столе чего-то не хватает.

Слушайте загадку: сама не ем, а людей кормлю (ложка)

Ложки тоже были деревянные. Мастера расписывали их разными узорами. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и подносил ко рту.

А почему любили ложки деревянные? (легкие, красивые, не обжигали губы).
Раньше в гости ходили со своей ложкой. Есть поговорка: запасливый гость без ложки не ходит. Скажите, ребята, ложками только ели или что-то еще с ними делали? Играли, правильно. Не только ложками играли. Отгадайте загадку.

Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!

Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная…(Балалайка)

Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари. ети под русскую народную мелодию играют на ложках.).

Какие вы молодцы, все знаете, все загадки отгадываете, а теперь я вам задам очень трудное задание, подумайте, посмотрите и найдите в моей избе предмет, который был очень нужен людям в давние времена, что бы достать из печи чугун и не обжечь руки, а я вам дам подсказку.

Из русской печи

Кашу из печи тащи

Чугунок очень рад

Что его схватил

(ухват)

Какие вы умные и смышленые, молодцы! И про чугун все знаете и про ухват и про печь. А я вот знаю, что печь, держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой, послушайте, какие слова ей говорили.

Ой, ты печка - сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Ребятушки в печи можно не только варить щи и кашу, но еще печь блины и пироги. Издавна, провожая зиму, люди пекли блины и пироги.

В печи пирожки,

Как огонь горячи.

Для кого печены?

Для ребятушек пирожки

Для ребятушек горячи.

Детушки давайте мы с вами как в давние времена испечем для печки блины и пироги.

Давайте мы с вами замесим тесто. (Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
И баранки испечем (выполняем движения , как будто лепим колбаски)
Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

Тесто наше отдохнуло, к ручкам нашим все прильнуло,
И сейчас нам нужно, вылепить баранки дружно.

Ребята, для того, чтобы сделать баранку, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

( лепка блинов, баранок, пирогов, булочек).

Воспитатель готовые ставит в печь со словами.

Ой, ты печка - сударыня.

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Помоги и спаси,

В дом богатство принеси.

Пока баранки пекутся, присаживайтесь на стульчики. Предлагаю отгадать еще загадку:

Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка)

Раньше в крестьянской  избе прялка была в каждом доме. Долгими зимними вечерами  пряли с их помощью пряжу. А чтобы работать было веселей – пели песни, водили хороводы.

Ребята, давайте с вами поиграем в хороводную игру « На горе – то калина».

Присаживайтесь на стульчики. А теперь давайте поиграем в игру
«Что было, что стало» (Дети находят соответствующие картинки)

(Во время игры поставить самовар на стол)

  1. Раньше носили лапти, а сейчас…(туфли)

  2. Раньше носили валенки , а сейчас …(сапоги)

  3. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

  4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

  5. Раньше готовили в чугунке, а сейчас …(в кастрюле)

  6. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (из крана)

Воспитатель: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Ой, ребятки, что-то мы с вами засиделись. Давайте посмотрим, готовы ли наши баранки? (воспитатель достает из печи настоящие баранки и раздает детям)

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.
А чем мы будем запивать наши баранки? (чаем)

Чай горячий - наша сила, украшение стола.
А из чего же раньше пили чай? (из самовара)

Правильно, ребята, посмотрите какой самовар у нас стоит на столе.

Делу время – потехе час.

Изба красна углами, а обед – пирогами.
Присаживайтесь, ребята за стол и угощайтесь чаем с баранками.

Тары-бары, растабары!

Выпьем чай из самовара!

С сушками, ватрушками

И с блинами вкусными.

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай - чаёчек!

Чтобы радость приносил

Каждый день - денёчек!

Ребятки, будьте все здоровы! ( Звучит р.н. песня « Подъезжали под село»).

Итог:
Понравилось вам у меня в гостях?
А что вам больше всего понравилось?
А теперь нам пора прощаться, но я буду ждать вас в гости, приходите, милости просим.






10