Путешествие в Стихландию
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, стопа.
Цель урока:
- - познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;
- - познакомить учащихся с понятием рифма, стопа, ритм;
- - стимулировать развитие творческих способностей учащихся;
- - формировать интерес к слову.
Вот вечер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
А. С. Пушкин
« Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом».
Д. Н. Мамин-Сибиряк
Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк.
По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность».
лягушка
крючок
Лиса
Лодка
Шарик
Мишка
Стрелка
Тарелка
Селёдка
Оса
Книжка
Фонарик
барабан
морковка
верёвка
сачок
стакан
Ракушка
Игра «Очень-очень вкусный пирог»
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе……
Купил муку, купил творог
Испёк рассыпчатый……
Пирог, ножи и вилки тут-
Но что-то гости……
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек……
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту……
Когда же гости подошли,
То даже крошек……
Даниил Хармс
Игра «Рифмы – обманки»
Три ёлки выросли стеной
в рощице берёзовой.
Все иголки до одной у них по цвету …
Помидор большой и спелый.
Погляди какой он …
Слон, увиденный Виолеттою,
Был не розовый, а …
Нашёл пять ягодок в траве.
И съел одну. Осталось …
Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две – всего …
Знает даже иностранец:
Всех в лесу хитрее …
… Старый барабанщик, Старый барабанщик, Старый барабанщик Крепко спал. Он проснулся, Перевернулся, Встрепенулся и сказал: – Старый барабанщик, Старый барабанщик…
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени ( в стихотворении - чередование ударных и безударных слогов в строке).
Т а м ц а рь К а щ е й н а д зл а т о м ч а хн е т; Т а м р у сск и й д у х… т а м Р у сь ю п а хн е т…
А.С. Пушкин
Чередование ударного и безударного слога образует – стопу.
Ямб - двусложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный (краткий) и ударный (долгий) слог.
ша - ры
«Горит восток зарею новой...»
А.С. Пушкин
Хорей - двусложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный (долгий) и безударный (краткий) слог.
пти - ца
«Терек воет, дик и злобен…»
М.Ю. Лермонтов
Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет…
А.С. Пушкин
Это ямб или хорей?
Александр Дюма
Буриме - это род литературной игры, которая заключается в написании стихотворения на заданные рифмы (обычно шутливого характера).
Помоги Незнайке придумать стихотворение с рифмами:
Гномик - домик
Кошка - окошко
Маленький задорный гномик
Любит смотреть в окошко,
И его чудесный домик
Навещает пушистая кошка.
Познакомьтесь! Это гномик!
У него чудесный домик!
С ним живет вот эта кошка,
Которая спускается с окошка!
Путешествие в Стихландию
Продолжите фразу…
Сегодня на уроке я…
- научился…;
- узнал…;
- заинтересовался…
Домашнее задание
1. Выучить определения: рифма, ритм, стопа;
2. прочитать повесть сказку
«Черная курица, или Подземные жители»;
3. приготовить сообщение об
Антонии Погорельском.