СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в Стихландию. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, стопа. Презентация к уроку

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Стихландию. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, стопа. Презентация к уроку»

Путешествие в Стихландию

Путешествие в Стихландию

Стихотворная и прозаическая речь.  Ритм, рифма, стопа.

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, стопа.

Цель урока: - познакомить с различием стихотворной и прозаической речи; - познакомить учащихся с понятием рифма, стопа, ритм; - стимулировать развитие творческих способностей учащихся; - формировать интерес к слову.

Цель урока:

  • - познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;
  • - познакомить учащихся с понятием рифма, стопа, ритм;
  • - стимулировать развитие творческих способностей учащихся;
  • - формировать интерес к слову.
Вот вечер, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. А. С. Пушкин

Вот вечер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. С. Пушкин

« Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом».  Д. Н. Мамин-Сибиряк

« Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом».

Д. Н. Мамин-Сибиряк

Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк.  По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность».

Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк.

По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность».

лягушка крючок Лиса Лодка Шарик Мишка Стрелка Тарелка Селёдка Оса Книжка Фонарик барабан морковка верёвка сачок стакан Ракушка

лягушка

крючок

Лиса

Лодка

Шарик

Мишка

Стрелка

Тарелка

Селёдка

Оса

Книжка

Фонарик

барабан

морковка

верёвка

сачок

стакан

Ракушка

Игра «Очень-очень вкусный пирог» Я захотел устроить бал, И я гостей к себе…… Купил муку, купил творог Испёк рассыпчатый…… Пирог, ножи и вилки тут- Но что-то гости…… Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек…… Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту…… Когда же гости подошли, То даже крошек…… Даниил Хармс

Игра «Очень-очень вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе……

Купил муку, купил творог

Испёк рассыпчатый……

Пирог, ножи и вилки тут-

Но что-то гости……

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек……

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту……

Когда же гости подошли,

То даже крошек……

Даниил Хармс

Игра «Рифмы – обманки»  Три ёлки выросли стеной в рощице берёзовой. Все иголки до одной у них по цвету … Помидор большой и спелый. Погляди какой он … Слон, увиденный Виолеттою, Был не розовый, а … Нашёл пять ягодок в траве. И съел одну. Осталось … Мышь считает дырки в сыре: Три плюс две – всего … Знает даже иностранец: Всех в лесу хитрее …

Игра «Рифмы – обманки»

Три ёлки выросли стеной

в рощице берёзовой.

Все иголки до одной у них по цвету …

Помидор большой и спелый.

Погляди какой он …

Слон, увиденный Виолеттою,

Был не розовый, а …

Нашёл пять ягодок в траве.

И съел одну. Осталось …

Мышь считает дырки в сыре:

Три плюс две – всего …

Знает даже иностранец:

Всех в лесу хитрее …

… Старый барабанщик,  Старый барабанщик,  Старый барабанщик  Крепко спал.  Он проснулся,  Перевернулся,  Встрепенулся и сказал:  – Старый барабанщик,  Старый барабанщик…

Старый барабанщик, Старый барабанщик, Старый барабанщик Крепко спал. Он проснулся, Перевернулся, Встрепенулся и сказал: – Старый барабанщик, Старый барабанщик…

Ритм –  это  повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени ( в стихотворении - чередование ударных и безударных слогов в строке).

Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени ( в стихотворении - чередование ударных и безударных слогов в строке).

Т а м ц а рь К а щ е й н а д зл а т о м ч а хн е т;  Т а м р у сск и й д у х… т а м Р у сь ю п а хн е т… А.С. Пушкин Чередование ударного и безударного слога образует – стопу.

Т а м ц а рь К а щ е й н а д зл а т о м ч а хн е т; Т а м р у сск и й д у х… т а м Р у сь ю п а хн е т…

А.С. Пушкин

Чередование ударного и безударного слога образует – стопу.

Ямб - двусложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный (краткий)  и ударный (долгий) слог.  ша - ры   «Горит восток зарею новой...»          А.С. Пушкин

Ямб - двусложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный (краткий) и ударный (долгий) слог.

ша - ры

«Горит восток зарею новой...»

А.С. Пушкин

Хорей - двусложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный (долгий) и  безударный (краткий) слог.    пти - ца   «Терек воет, дик и злобен…»           М.Ю. Лермонтов

Хорей - двусложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный (долгий) и безударный (краткий) слог.

пти - ца

«Терек воет, дик и злобен…»

М.Ю. Лермонтов

Там царь Кащей над златом чахнет;  Там русский дух… там Русью пахнет… А.С. Пушкин  Это ямб или хорей?

Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет…

А.С. Пушкин

Это ямб или хорей?

Александр Дюма

Александр Дюма

Буриме - это род литературной игры, которая заключается в написании стихотворения на заданные рифмы (обычно шутливого характера).

Буриме - это род литературной игры, которая заключается в написании стихотворения на заданные рифмы (обычно шутливого характера).

Помоги Незнайке придумать стихотворение с рифмами: Гномик - домик Кошка - окошко Маленький задорный гномик Любит смотреть в окошко, И его чудесный домик Навещает пушистая кошка.  Познакомьтесь! Это гномик! У него чудесный домик! С ним живет вот эта кошка, Которая спускается с окошка!

Помоги Незнайке придумать стихотворение с рифмами:

Гномик - домик

Кошка - окошко

Маленький задорный гномик

Любит смотреть в окошко,

И его чудесный домик

Навещает пушистая кошка.

Познакомьтесь! Это гномик!

У него чудесный домик!

С ним живет вот эта кошка,

Которая спускается с окошка!

Путешествие в Стихландию

Путешествие в Стихландию

Продолжите фразу… Сегодня на уроке я…  -  научился…;  - узнал…;  - заинтересовался…

Продолжите фразу…

Сегодня на уроке я…

- научился…;

- узнал…;

- заинтересовался…

Домашнее задание 1. Выучить определения: рифма, ритм, стопа; 2. прочитать повесть сказку «Черная курица, или Подземные жители»; 3. приготовить сообщение об Антонии Погорельском.

Домашнее задание

1. Выучить определения: рифма, ритм, стопа;

2. прочитать повесть сказку

«Черная курица, или Подземные жители»;

3. приготовить сообщение об

Антонии Погорельском.