«Путешествие в страну Грамматика»
I.Организация обучающихся
II. Сообщение темы и цели
- Сегодня наш классный час пройдёт очень необычно. Мы с вами отправимся в путешествие в особенную и увлекательную страну Грамматику на паруснике. А помогать нам будет Мудрая сова. Нас с вами ждёт трудный путь, но мы с вами со всем справимся, ведь вы самые умные ученики.
III. Основная часть
1.Вступительная беседа
- Я загадаю вам загадку, а вы слушайте внимательно.
Всегда мы слышали о нём,
Что он богат, красив, умён.
Так дай скорее нам ответ:
Что это будет за предмет?
( русский язык)
- Правильно, это русский язык.
Как вы думаете, а почему мы вспомнили о русском языку? ( Потому что грамматика - это раздел языкознания).
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы слушайте внимательно и потом ответите мне на вопрос.
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!
Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
- Ребята, о чём было стихотворение? Как вы думаете, грамматика нужна нам?
- Очень нужна, и в этом мы убедимся по ходу нашего путешествия.
- Ребята, сейчас вы разделитесь на 3 команды:1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. Первая команда будет называться «Слово», «Буква», « Слог». За каждое правильно выполненное задание команды будут получать баллы, которые выставит наше жюри. Итак, давайте начнём наше путешествие.
2.Разминка « Кроссворд»
- Чтобы успешно пройти все испытания, нам нужно сначала размяться. А для этого давайте разгадаем кроссворд. Вам нужно заполнить пустые клеточки таблиц буквами так, чтобы получились слова с мягким знаком между согласными.
Б | | | Ь | | А |
Х | | | Ь | | А |
З | | | Ь | | А |
Р | | | Ь | | А |
С | | | Ь | | А |
Небольшое помещение для мытья. (Банька)
Способ передвижения (Ходьба)
Яркое освещение горизонта неба. (Зорька)
Рисунок на кости, дереве, (Резьба)
Доля, случай, случайное стечение событий в жизни человека (Судьба)
- Молодцы, ребята! Теперь мы отправляемся в наше путешествие.
3. « Море слов»
- Посмотрите, в какое странное место мы с вами попали. Оно называется «Море слов». Ребята, смотрите, какую красивую шкатулку волнами выбросило на наш берег. Давайте посмотрим, есть ли в ней что-то.
- В шкатулке есть письмо. Но перед тем, как прочесть его, скажите мне важно ли красиво и грамотно говорить?
- Слушайте внимательно письмо:
« Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я высадился на необитаемый остров в мор…..»
- К сожалению, дальше строки письма размыло водой. Но у вас есть возможность самим дописать его. Это задание поможет вам развивать правильную речь, а также поможет в развитии вашего логического мышления.
-Сейчас я раздам каждой команде это письмо, и вы попытаетесь его дописать. А помогут вам в этом слова, которые написаны ниже.
Продолжите строки письма, используя данные слова: страшно, смекалка, умение, климат, дом, дикие животные, бананы, удача, корабль, помощь « Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я высадился на необитаемый остров в мор…..» |
- Я зачитаю пример ответа, чтоб вам было легче работать.
Пример ответа обучающихся:
Мой корабль назывался «Удача». На меня напали дикие животные. Мне стало страшно. Но мне помогала смекалка. Я дал им бананы. Умение переносить климат спасло мне жизнь. Я жду помощь и очень хочу увидеть свой дом.
- Когда закончите работу, поднимите руки вверх. И потом проверим, какая команда справилась лучше.
- Молодцы! Жюри выставит оценки, а мы с вами отправляемся дальше.
4. «Город фразеологизмов»
- Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто,
бойко вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!»
- Речь идёт о фразеологизмах. Напомните мне, что такое фразеологизмы? (это крылатые выражения или же устойчивые слова, которые нельзя понять буквально или в прямом смысле). Каждая команда получит карточку с заданием, вам нужно будет объяснить значение фразеологизмов.
1 команда
Бабушкины сказки (выдумка) Битъ баклуши (бездельничать) |
2 команда
Кот наплакал (очень мало) Как собака на сене (сам не пользуется чем-либо и другим не даёт пользоваться) |
3 команда
Висеть на телефоне (часто и долго разговаривать по телефону) Как воды в рот набрал (лишился дара речи) |
- Молодцы! Какие фразеологизмы вызвали у вас затруднения и почему?
3.Физкультминутка
- Наше путешествие такое долгое и мы уже устали, поэтому давайте встанем из-за парт и немного разомнёмся.
Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.)
Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте.)
Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)
Впереди бежал шестой, (Топаем ногами.)
А седьмой отстал от всех, (Шагаем на месте.)
Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши.)
— Где вы, где вы? (Прыжки на месте.)
— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)
4. « Королевство Шифров»
- Последнее место, куда мы пришли, называется « Королевство Шифров». Каждой команде я дам зашифрованное слово, и вы, применив своё логическое мышление и внимание, должны будете сказать, какое же слово у вас получилось.
1 команда
череп – п + муха = ? |
2 команда корь – ь + идол – л + р = ? | |
3 команда
- Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились.
IV.Подведение итогов занятия
- А сейчас пришло время узнать, какая команда выиграла. Жюри, вам слово. (Команда, занявшая 1 место, получает красные медальки; команда, занявшая 2 место – голубые; команда, занявшая 3 место - фиолетовые). ( Приложение1)
- Молодцы, ребята. Вы все отлично работали на нашем занятии. Я очень довольна.
- Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, чему оно было посвящено? Что вам понравилось больше всего?
- Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
- Я надеюсь, что вы всегда будете помнить и уважать свой родной язык.