СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в страну русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все любят путешествовать, особенно в сказке.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну русского языка»

Путешествие в Страну Русского языка. Провела урок: Сулейманова А.Р. Учитель начальных классов МКОУ «Кичигамринская СОШ»

Путешествие в Страну

Русского языка.

Провела урок: Сулейманова А.Р.

Учитель начальных классов МКОУ «Кичигамринская СОШ»

Меня зовут Грамматик.  Сегодня мы отправимся в Страну Русского Языка и поговорим о частях речи.
  • Меня зовут Грамматик.
  • Сегодня мы отправимся в Страну Русского Языка и поговорим о частях речи.
 Давайте узнаем, в какой город мы сейчас отправимся. Для этого выберите правильный ответ на вопрос:  Как называется часть речи, которая обозначает предмет?  а) глагол;  б) предлог;  с) существительное.

Давайте узнаем, в какой город мы сейчас отправимся. Для этого выберите правильный ответ на вопрос:

Как называется часть речи, которая обозначает предмет?

а) глагол;

б) предлог;

с) существительное.

  Имя существительное .    Это самая представительная и важнейшая часть речи. Почти каждое слово речи – это имя существительное.   По наблюдениям учёных, существительное появилось в числе самых первых слов.  Давайте вспомним :  - на какие вопросы отвечает эта часть речи;  - что обозначает;  П риведём примеры данной части речи.  Ставьте вопросы и называйте изображённый предмет.

Имя существительное .

Это самая представительная и важнейшая часть речи. Почти каждое слово речи – это имя существительное.

По наблюдениям учёных, существительное появилось в числе самых первых слов.

Давайте вспомним :

- на какие вопросы отвечает эта часть речи;

- что обозначает;

П риведём примеры данной части речи.

Ставьте вопросы и называйте изображённый предмет.

 Какие предметы отвечают на вопрос  кто? а какие на вопрос что?

Какие предметы отвечают на вопрос

кто? а какие на вопрос что?

Здравствуйте! Меня зовут Вова. Вы знаете, как изменяются имена существительные? А я нет. Помогите мне, пожалуйста.
  • Здравствуйте! Меня зовут Вова.
  • Вы знаете, как изменяются имена существительные?
  • А я нет. Помогите мне, пожалуйста.
 Какого числа эти существительные?

Какого числа эти существительные?

 Имя существительное это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.  Например, кто? собака, люди, лошадь, …, что? мяч, стол, дождь, … .  Имена существительные изменяются по числам. Бывают в единственном и множественном числе.  Например, дети, люди, книги, … - мн. ч., игрушка, парта, тетрадь, … - ед. ч.

Имя существительное это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Например, кто? собака, люди, лошадь, …, что? мяч, стол, дождь, … .

Имена существительные изменяются по числам. Бывают в единственном и множественном числе.

Например, дети, люди, книги, … - мн. ч., игрушка, парта, тетрадь, … - ед. ч.

 Мы прощаемся с именем существительным, но встреча эта не последняя.  Вы ещё не знаете о роде, падеже и склонении имён существительных. Об этом я расскажу в следующем нашем путешествии.  А сейчас мы двигаемся в другой город Страны Русского Языка. Ну что же…
  • Мы прощаемся с именем существительным, но встреча эта не последняя.
  • Вы ещё не знаете о роде, падеже и склонении имён существительных. Об этом я расскажу в следующем нашем путешествии.
  • А сейчас мы двигаемся в другой город Страны Русского Языка. Ну что же…
Есть такое шуточное определение:  Часть речи, которая упала с печи и ударилась об пол, называется ….
  • Есть такое шуточное определение:

Часть речи, которая упала с печи и ударилась об пол, называется ….

Есть ли какая –то нужная информация в этой шутке? Что такое глагол? Приведите примеры глаголов.
  • Есть ли какая –то нужная информация в этой шутке?
  • Что такое глагол?
  • Приведите примеры глаголов.
 Глагол настоящий богатей среди частей речи. Каких только форм он не имеет! Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем – то связан.  По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми являются следующие глаголы:  мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, жить, взять, сделать, …
  • Глагол настоящий богатей среди частей речи. Каких только форм он не имеет! Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем – то связан.
  • По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, жить, взять, сделать, …
Назовите действия предметов, ставьте вопросы к ним.
  • Назовите действия предметов, ставьте вопросы к ним.
Привет! Я Наташа.  Что глаголы изменяются по числам, как имена существительные?  Тогда покажите как, приведите примеры.
  • Привет! Я Наташа.
  • Что глаголы изменяются по числам, как имена существительные?
  • Тогда покажите как, приведите примеры.
Глаголы, которые стоят в ед.ч. поставьте во мн.ч., а глаголы, стоящие во мн.ч. поставьте в ед.ч. Нарисовали, дарят, радуется, поздравляет, читают, рисует, машут, пляшет, играет.
  • Глаголы, которые стоят в ед.ч. поставьте во мн.ч., а глаголы, стоящие во мн.ч. поставьте в ед.ч.
  • Нарисовали, дарят, радуется, поздравляет, читают, рисует, машут, пляшет, играет.
 Прошедшее время- «Мы пишем имя»,  То, что прошло: «Бегает зверь».  «Вчера мы писали», Будущее время  «Солнце ушло». Ещё не пришло:  Настоящее время «После уроков  Приходит теперь: Пойдём мы в кино».

Прошедшее время- «Мы пишем имя»,

То, что прошло: «Бегает зверь».

«Вчера мы писали», Будущее время

«Солнце ушло». Ещё не пришло:

Настоящее время «После уроков

Приходит теперь: Пойдём мы в кино».

Речь идёт о временах глагола. Какие три времени у него есть? А сейчас задание: назовите время глаголов
  • Речь идёт о временах глагола.
  • Какие три времени у него есть?
  • А сейчас задание: назовите время глаголов
Ничего не пойму. Поможете? Тогда, начали!  Какого времени глаголы?  Пишем, играл, выучим, спел, нарисую, читаем, решал, пришёл, найдёт, посмотрит.
  • Ничего не пойму. Поможете?
  • Тогда, начали!

Какого времени глаголы?

Пишем, играл, выучим, спел, нарисую, читаем, решал, пришёл, найдёт, посмотрит.

Что же такое глагол? Как он изменяется? Приведите примеры. Молодцы! Можно отправляться в следующий город.
  • Что же такое глагол?
  • Как он изменяется?
  • Приведите примеры.
  • Молодцы! Можно отправляться в следующий город.
 Попробуем отгадать, о чём идёт речь.  Определяю я предметы,  Они со мной весьма приметны.  Я украшаю вашу речь,  Меня вам надо знать, беречь!  Так что это? В какой мы попали город?

Попробуем отгадать, о чём идёт речь.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Так что это? В какой мы попали город?

 Что прилагательное обозначает?  На какие вопросы отвечает?  Что вы знаете о нём скажите  И примеры приведите.

Что прилагательное обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Что вы знаете о нём скажите

И примеры приведите.

Давайте подумаем зачем нужны прилагательные? Можно ли обойтись без них? Что было бы, если они исчезли?
  • Давайте подумаем зачем нужны прилагательные?
  • Можно ли обойтись без них?
  • Что было бы, если они исчезли?
Представьте себе асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть на серое однообразие дороги, как радует глаз поляна. Каких только нет там форм, размеров, красок: зелёные , стройные,  высокие и т.д. Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Какова трава? Снег? Ночь? Вот сколько прилагательных вы подобрали. Что бы мы ни делали, мы стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, используя прилагательные. По частоте употребления они занимают третье место.
  • Представьте себе асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть на серое однообразие дороги, как радует глаз поляна. Каких только нет там форм, размеров, красок: зелёные , стройные, высокие и т.д.
  • Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной.
  • Какова трава? Снег? Ночь?
  • Вот сколько прилагательных вы подобрали.
  • Что бы мы ни делали, мы стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, используя прилагательные.
  • По частоте употребления они занимают третье место.
Решите со мною этот сложный тест.  1. Слова, близкие по смыслу называются…   а) Близнецы;  б) Синонимы;  в) Антонимы .  2. Слова, противоположные по смыслу…  а) Антонимы;  б) Противники;  в) Синонимы.  3. Антоним к слову ловкий …  а) Слабый;  б) Неуклюжий;  в) Лживый.
  • Решите со мною этот сложный тест.

1. Слова, близкие по смыслу называются…

а) Близнецы;

б) Синонимы;

в) Антонимы .

2. Слова, противоположные по смыслу…

а) Антонимы;

б) Противники;

в) Синонимы.

3. Антоним к слову ловкий

а) Слабый;

б) Неуклюжий;

в) Лживый.

Мы прощаемся с именем прилагательным. Многое о нём мы уже знаем. А сколько ещё интересного предстоит узнать! Но об этом в следующий раз, а сейчас нас поджидает ещё одна часть речи.
  • Мы прощаемся с именем прилагательным.
  • Многое о нём мы уже знаем. А сколько ещё интересного предстоит узнать!
  • Но об этом в следующий раз, а сейчас нас поджидает ещё одна часть речи.
 Здравствуйте! Вы пришли в город предлогов. Хотите узнать о них нечто интересное?  Тогда сначала я бы хотела узнать, какие предлоги вы знаете?  Верно! Но кроме тех, что вы назвали, есть ещё очень много других.  Моему другу Вове задали выучить правило о предлогах. Посмотрим, как он это делает.

Здравствуйте! Вы пришли в город предлогов. Хотите узнать о них нечто интересное?

Тогда сначала я бы хотела узнать, какие предлоги вы знаете?

Верно! Но кроме тех, что вы назвали, есть ещё очень много других.

Моему другу Вове задали выучить правило о предлогах. Посмотрим, как он это делает.

 Чудесный выдался денёк,  А я учу предлоги…  Я должен твёрдо знать урок:  У нас учитель строгий!  И я шепчу, закрыв глаза,  Скрестив под стулом ноги:  «Что значит – «по»?  Что значит – «за»?  И «за» и «по» - предлоги…»  А хорошо бы – ЗА порог  И мчаться ПО дороге!..  Какой бы выдумать предлог,  Чтоб не учить предлоги?

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

А может и правда не учить предлоги. Зачем они нужны? Без предлогов далеко не уедешь. Как без них обозначить отношение места (уехать в город, идти с работы) или другие сложные отношения? Всего насчитывается около 200 предлогов. Они занимают четвёртое место по частоте употребления. Предлоги – это служебные части речи. Они нужны для связи  слов в предложении.
  • А может и правда не учить предлоги. Зачем они нужны?
  • Без предлогов далеко не уедешь. Как без них обозначить отношение места (уехать в город, идти с работы) или другие сложные отношения?
  • Всего насчитывается около 200 предлогов. Они занимают четвёртое место по частоте употребления.
  • Предлоги – это служебные части речи. Они нужны для связи слов в предложении.
 Жили в городе Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что однажды поссорились с Существительными и те очень обиделись на задир. Когда с предлогами ставили существительные, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и отдалились от них. Так предлоги стали отдельными словами.  Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
  • Жили в городе Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что однажды поссорились с Существительными и те очень обиделись на задир. Когда с предлогами ставили существительные, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и отдалились от них. Так предлоги стали отдельными словами.
  • Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
Раз уж случилась такая ссора навек, решили люди записать в книгу Правил это событие, ставшее правилом.  Предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.
  • Раз уж случилась такая ссора навек, решили люди записать в книгу Правил это событие, ставшее правилом.
  • Предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.
Название какого дерева состоит из 4 предлогов? С – о – с – на. Из каких предлогов можно составить название домашнего животного? К – от, к – о - за. Из каких предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда? На – с – о –с.
  • Название какого дерева состоит из 4 предлогов?
  • С – о – с – на.
  • Из каких предлогов можно составить название домашнего животного?
  • К – от, к – о - за.
  • Из каких предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда?
  • На – с – о –с.
Поможете? Необходимо вставить нужный предлог. Шёл восьмой час, когда ученик: вышел … дому, сошёл … крыльца, пошёл … двору, зашёл … ворота, подошёл … киоску, дошёл … школы, вошёл … неё.
  • Поможете?
  • Необходимо вставить нужный предлог.
  • Шёл восьмой час, когда ученик: вышел … дому, сошёл … крыльца, пошёл … двору, зашёл … ворота, подошёл … киоску, дошёл … школы, вошёл … неё.
 Я надеюсь, что вам очень понравилось вспоминать изученное, узнавать новое, выполнять задания, играть.  Я с вами не прощаюсь, мы ещё встретимся и узнаем много нового.
  • Я надеюсь, что вам очень понравилось вспоминать изученное, узнавать новое, выполнять задания, играть.
  • Я с вами не прощаюсь, мы ещё встретимся и узнаем много нового.
Учитель школы № 30 г. о. Сызрань.

Учитель школы № 30 г. о. Сызрань.