Путешествие в Страну
Русского языка.
Провела урок: Сулейманова А.Р.
Учитель начальных классов МКОУ «Кичигамринская СОШ»
- Меня зовут Грамматик.
- Сегодня мы отправимся в Страну Русского Языка и поговорим о частях речи.
Давайте узнаем, в какой город мы сейчас отправимся. Для этого выберите правильный ответ на вопрос:
Как называется часть речи, которая обозначает предмет?
а) глагол;
б) предлог;
с) существительное.
Имя существительное .
Это самая представительная и важнейшая часть речи. Почти каждое слово речи – это имя существительное.
По наблюдениям учёных, существительное появилось в числе самых первых слов.
Давайте вспомним :
- на какие вопросы отвечает эта часть речи;
- что обозначает;
П риведём примеры данной части речи.
Ставьте вопросы и называйте изображённый предмет.
Какие предметы отвечают на вопрос
кто? а какие на вопрос что?
- Здравствуйте! Меня зовут Вова.
- Вы знаете, как изменяются имена существительные?
- А я нет. Помогите мне, пожалуйста.
Какого числа эти существительные?
Имя существительное это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Например, кто? собака, люди, лошадь, …, что? мяч, стол, дождь, … .
Имена существительные изменяются по числам. Бывают в единственном и множественном числе.
Например, дети, люди, книги, … - мн. ч., игрушка, парта, тетрадь, … - ед. ч.
- Мы прощаемся с именем существительным, но встреча эта не последняя.
- Вы ещё не знаете о роде, падеже и склонении имён существительных. Об этом я расскажу в следующем нашем путешествии.
- А сейчас мы двигаемся в другой город Страны Русского Языка. Ну что же…
- Есть такое шуточное определение:
Часть речи, которая упала с печи и ударилась об пол, называется ….
- Есть ли какая –то нужная информация в этой шутке?
- Что такое глагол?
- Приведите примеры глаголов.
- Глагол настоящий богатей среди частей речи. Каких только форм он не имеет! Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем – то связан.
- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, жить, взять, сделать, …
- Назовите действия предметов, ставьте вопросы к ним.
- Привет! Я Наташа.
- Что глаголы изменяются по числам, как имена существительные?
- Тогда покажите как, приведите примеры.
- Глаголы, которые стоят в ед.ч. поставьте во мн.ч., а глаголы, стоящие во мн.ч. поставьте в ед.ч.
- Нарисовали, дарят, радуется, поздравляет, читают, рисует, машут, пляшет, играет.
Прошедшее время- «Мы пишем имя»,
То, что прошло: «Бегает зверь».
«Вчера мы писали», Будущее время
«Солнце ушло». Ещё не пришло:
Настоящее время «После уроков
Приходит теперь: Пойдём мы в кино».
- Речь идёт о временах глагола.
- Какие три времени у него есть?
- А сейчас задание: назовите время глаголов
- Ничего не пойму. Поможете?
- Тогда, начали!
Какого времени глаголы?
Пишем, играл, выучим, спел, нарисую, читаем, решал, пришёл, найдёт, посмотрит.
- Что же такое глагол?
- Как он изменяется?
- Приведите примеры.
- Молодцы! Можно отправляться в следующий город.
Попробуем отгадать, о чём идёт речь.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Так что это? В какой мы попали город?
Что прилагательное обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Что вы знаете о нём скажите
И примеры приведите.
- Давайте подумаем зачем нужны прилагательные?
- Можно ли обойтись без них?
- Что было бы, если они исчезли?
- Представьте себе асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть на серое однообразие дороги, как радует глаз поляна. Каких только нет там форм, размеров, красок: зелёные , стройные, высокие и т.д.
- Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной.
- Какова трава? Снег? Ночь?
- Вот сколько прилагательных вы подобрали.
- Что бы мы ни делали, мы стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, используя прилагательные.
- По частоте употребления они занимают третье место.
- Решите со мною этот сложный тест.
1. Слова, близкие по смыслу называются…
а) Близнецы;
б) Синонимы;
в) Антонимы .
2. Слова, противоположные по смыслу…
а) Антонимы;
б) Противники;
в) Синонимы.
3. Антоним к слову ловкий …
а) Слабый;
б) Неуклюжий;
в) Лживый.
- Мы прощаемся с именем прилагательным.
- Многое о нём мы уже знаем. А сколько ещё интересного предстоит узнать!
- Но об этом в следующий раз, а сейчас нас поджидает ещё одна часть речи.
Здравствуйте! Вы пришли в город предлогов. Хотите узнать о них нечто интересное?
Тогда сначала я бы хотела узнать, какие предлоги вы знаете?
Верно! Но кроме тех, что вы назвали, есть ещё очень много других.
Моему другу Вове задали выучить правило о предлогах. Посмотрим, как он это делает.
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «по»?
Что значит – «за»?
И «за» и «по» - предлоги…»
А хорошо бы – ЗА порог
И мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
- А может и правда не учить предлоги. Зачем они нужны?
- Без предлогов далеко не уедешь. Как без них обозначить отношение места (уехать в город, идти с работы) или другие сложные отношения?
- Всего насчитывается около 200 предлогов. Они занимают четвёртое место по частоте употребления.
- Предлоги – это служебные части речи. Они нужны для связи слов в предложении.
- Жили в городе Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что однажды поссорились с Существительными и те очень обиделись на задир. Когда с предлогами ставили существительные, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и отдалились от них. Так предлоги стали отдельными словами.
- Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
- Раз уж случилась такая ссора навек, решили люди записать в книгу Правил это событие, ставшее правилом.
- Предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.
- Название какого дерева состоит из 4 предлогов?
- Из каких предлогов можно составить название домашнего животного?
- Из каких предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда?
- Поможете?
- Необходимо вставить нужный предлог.
- Шёл восьмой час, когда ученик: вышел … дому, сошёл … крыльца, пошёл … двору, зашёл … ворота, подошёл … киоску, дошёл … школы, вошёл … неё.
- Я надеюсь, что вам очень понравилось вспоминать изученное, узнавать новое, выполнять задания, играть.
- Я с вами не прощаюсь, мы ещё встретимся и узнаем много нового.
Учитель школы № 30 г. о. Сызрань.