«Путешествие в страну Русского языка»
Байбулатова Р.Ш.,
учитель русского языка и литературы
Методическая разработка урока-путешествия в 5 классе,
посвященного Дню русского языка
Цель: расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности.
Задачи:
1) познакомить с житием святых Мефодия и Кирилла;
2) формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку;
3) развивать познавательный интерес к истории родного языка.
Содержание урока:
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
(А. Куприн)
Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
(А.С. Пушкин)
Просвещение славян – одно из важнейших свершений 9 века, оно неразрывно связано с изобретением славянского письма и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. А осуществилось оно в результате деятельности двух солунских братьев, Константина-Кирилла и Мефодия, ставших для славянских народов апостолами и учителями.
Историческая справка
Сообщения учеников:
А) Родились Кирилл и Мефодий в начале 9 века в г. Солуни Византийской империи на берегу Эгейского моря. Отец их был болгарин, а мать – гречанка.
Б) Младший Кирилл с детства любил языки и чтение, был одарённым мальчиком. В 14 лет он учился при дворе императора Михаила в Царьграде, удивляя всех талантом и трудолюбием.
В) За 3 месяца Кирилл изучил грамматику, потом занялся геометрией, диалектикой, философией, увлёкся арифметикой, астрономией, музыкой. За великий ум его прозвали философом.
Г) Он знал 5 языков: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский, поэтому свободно читал книги всех мировых религий. А научиться говорить на этих языках он смог, работая библиотекарем.
Д) А первая библиотека на Руси была создана Ярославом Мудрым, который приказал детей «учите книгами»
И когда царь Михаил послал Кирилла в Моравию, тот поехал, но с условием, что говорить он там будет только на родном языке – славянском.
Очень хотели братья создать славянскую письменность. И вот начался их великий гражданский подвиг.
Давайте поговорим о том, что же такое подвиг. (Работа в тетрадях)
Подвиг – это великий труд.
(На слайде изображена таблица, из каждой части которой нужно выписать глаголы).
Что сделали Кирилл и Мефодий? | Что ещё надо было сделать? | Что мешало? |
- изучили русские письмена | - убедить людей в том, что им нужна эта азбука | - их не понимали |
- услышали звуки славянской речи | - научить пользоваться ею | - им не помогали |
- составили для славян особую азбуку | - открыть школы | - им препятствовали во всём |
- перевели священные книги на славянский язык | - создать буквари | - их преследовали |
| - подготовить учителей | |
Кирилл не выдержал всего этого и умер, когда ему исполнилось всего 42 года. Его дело продолжил брат Мефодий. Они добились своего, научили славян своей письменности.
- Посчитайте, сколько же мы нашли глаголов, которые показали нам действия Кирилла и Мефодия? (9)
- А сколько тех глаголов, которые показали противодействие их врагов? (4)
- Кто же победил? (Великие просветители)
Поэтому теперь и есть у нас письменность. Поэтому и помним мы подвиг Кирилла и Мефодия во имя знания.
Поэт Розенгейм написал «Гимн Кириллу и Мефодию, просветителям славян»
Слава вам, братья, славян просветители,
Церкви славянской святые отцы!
Слава вам, Правды Христовой Учители,
Слава вам, грамоты нашей творцы!
Работа в тетрадях
Спишите текст. Подчеркните те слова, которые показывают нам отношение автора к Кириллу и Мефодию. Выполните фонетический разбор выделенного слова.
Люди полюбили свою азбуку, уважали тех, кто понял её и мог читать. А те, кто мог и писать, любовно украшали искусными орнаментами заглавные буквы начала текста. От тех далёких времён и сохранилось выражение «красная строка». Это были чудо – буквы.
Людей, которые могли рисовать гусиными или лебедиными остро заточенными перьями, называли художниками-изографами. Чтобы красиво нарисовать заголовок или начальную букву, использовали киноварь – это краска из ртути и серы – получался красный цвет. При разукрашивании можно было добавлять зелёный и голубой цвета, а в особенно дорогих книгах буквы прописывались «золотом», т.е. жёлтым цветом.
Перед вами лежат листы с буквами, сейчас я предлагаю всем поработать изографами и нарисовать одну из букв алфавита (рисуем) что же у нас получилось. (Буквы крепим на доску). На доске сложили фразу «И зазвучало слово!»
Вопросы к классу:
- Так как же можно назвать труд просветителей Кирилла и Мефодия за то, что мы можем говорить и писать? (Подвиг)
- Чтобы у нас получилось такое красивое предложение, что мы с вами делали? (Трудились)
- И труд этот подарил нам счастье чего? (Познан
Афоризмы о русском языке:
- Давайте объясним каждое высказывание.
Береги свойства собственного своего языка, ибо то, что любим в стиле латинском, французском или немецком, смеху достойно иногда бывает в русском.
М. Ломоносов
Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
В. Белинский
Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. Куприн
Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.
Ф.М.Достоевский
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Н. В.Гоголь
Закрепление материала (викторина):
1. Кто создал 1-ю славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
2. В каком веке родились братья Кирилл и Мефодий? (в 9 веке)
3. Сколько языков знал Кирилл? (5 языков)
4. Кем создана 1-я библиотека на Руси? (Ярослав Мудрый)
5. Чем писали книги в древности? (гусиными и лебедиными перьями)
6. Какую краску использовали для заглавных букв? (киноварь)
7. Почему азбука называется азбукой? (по названию её первых букв)
8. Как называли людей, которые могли рисовать гусиными и лебедиными перьями? (художниками-изографами)
9. В каком возрасте умер Кирилл? (42 года)
10. Какое прозвище было у Кирилла? (философ)
Итог урока:
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Подведем итог урока.
Рефлексия
Я
УЗНАЛ(А)
ЗАПОМНИЛ(А)
СДЕЛАЛ(А) ВЫВОД
Вывод по уроку:
Сегодня на уроке мы познакомились с истоками возникновения славянской письменности и узнали о создателях её и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. Убедились, что русский язык действительно имеет неоспоримое превосходство над другими языками.
Домашнее задание:
Вы узнали о создателях славянской письменности и азбуки братьях Кирилле и Мефодии. А к следующему уроку подготовьте сообщение о создателе первой библиотеки Ярославе Мудром. И попробуйте изобразить его.