СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путешествие в страну Заповедию» познавательное занятие для обучающихся дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство обучающихся с охраняемыми природными объектами - заповедниками и национальными парками расширяет представление детей о природных объектах, подлежащих охране.

Формирование ответственного и бережного отношения к родной природе с раннего детства через занятия, беседы, наглядные примеры  воспитывает у юного поколения понимание и чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут и охраняют заповедные уголки природы.

Просмотр содержимого документа
««Путешествие в страну Заповедию» познавательное занятие для обучающихся дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района











«Путешествие в страну Заповедию»

познавательное занятие для обучающихся дошкольного возраста















Подготовила и провела:

Заведующая структурным подразделением,

педагог дополнительного образования –

И.Э. Приказчикова










г. Рузаевка, 2024г.



Цель: познакомить обучающихся с заповедными территориями страны, с праздником «Всероссийского Дня заповедников и национальных парков».

Задачи: развивать познавательную активность дошкольников; формировать представления об охраняемых природных территориях – заповедниках, парках; продолжать знакомство с профессиями; продолжать знакомство с многообразием животного и растительного мира; знакомство с Красной книгой, ее значением; способствовать формированию у обучающихся навыков разумного поведения в лесу и походе; развивать речь дошкольников; показать огромное значение природы в жизни человека, привлечь внимание дошкольников к проблемам экологии; воспитывать экологически грамотных граждан, любящих и бережно относящихся к родной природе; формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем; развивать творческое воображение и коммуникативные качества.

Необходимый материал, оборудование: экран, проектор, видеоматериал о заповедниках, парках, слайдовый материал (о Красной книге, растениях животрных), атрибуты для игр, музыкальное сопровождение.


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Ведущий (педагог): Здравствуйте ребята!

Сегодняшняя наша встреча посвящена Дню работников заповедного дела в России, который отмечается 14 октября.

Сегодня мы отправимся с вами в страну «Заповедию» и познакомимся с заповедниками нашей страны, узнаем, кто в них обитает, кто работает.

Что же такое заповедники спросите вы?!

В заповедниках лес и трава.

И животные бродят свободно.

Это зоны, где вечно жива

Наша Родина, наша природа!

Заповедники - это особо охраняемые природные территории.

Благодаря заповедникам и национальным паркам, пожалуй, это единственный способ, возможно уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира. Они создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее.

В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.


  1. Основная часть.

- Ребята, а вы хотите узнать, какие виды особо охраняемых природных территорий есть в России?! Ответы

К ним относятся все заповедники, заказники, природные и национальные парки, памятники природы.


- А кто работает в этих местах?! Варианты ответов

К работникам заповедников относятся инспекторы, лесники, лаборанты, зоологи, экологи, географы и многие другие.

Люди этих профессий патрулируют территорию, пресекают любые нарушения порядка, обеспечивают безопасность посетителей и природы, ведут наблюдения за живой и неживой природой, проводят экологические праздники, фестивали, конкурсы и акции, экскурсии, как для взрослых, так и для детей.

Работники заповедников и национальных парков выполняют важную и ответственную миссию - сохраняют и восстанавливают уникальные природные комплексы нашей страны, разнообразие животного и растительного мира.

Эти люди неравнодушны к судьбе природы, они заботятся о том, какой мир останется нашим потомкам. Защита естественной природы - это выражение нашей любви к ней!


- Ребята, в моих руках необычное письмо. Интересно, что в нем?! Ответы

- Тогда я открою его и прочту вам:

«Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я целый день.

Все в лесу мне интересно

Каждый куст и каждый пень»…


Это письмо для вас от работников заповедников, чтобы вы, отправляясь в путешествие, понимали, насколько богата и красива наша природа, ее животный и растительный мир. Всегда помните о том, что все эти богатства каждый человек должен беречь и охранять для других поколений!

А мы с вами сегодня будем рассматривать и любоваться красотой природы, слушать «голоса природы» и наши дружбу и улыбки, чтобы было весело в пути.


Слайд «Байкальский заповедник».

На нашей планете есть самое глубокое озеро Байкал - одного из крупнейших источников пресной воды в мире. Именно там раскинулся сказочно красивый Байкальский заповедник.

Как ты красив, наш батюшка Байкал!

Среди лесов, песчаных дюн и скал

Стоишь, не зная горестей и бед

Уж четверть сотни миллионов лет!


Давайте посмотрим небольшой фильм.

Просмотр видеоматериала.


Слайд «Алтайский заповедник».

Территория Алтайского заповедника внесена в список Всемирного культурного и природного наследия под названием «Золотые горы Алтая», и это тоже один из крупнейших российских заповедников.

Алтай укроет от дождя нас веткой кедра,

Обдует ласково нас свежим ветерком.

И с каждым пройденным походным километром

Идти всё легче под нелёгким рюкзаком.

Просмотр видеоматериала.


- Ребята, давайте немного отдохнем и послушаем звуки леса. Надо расслабиться, снять с себя напряжение и усталость. Слушайте и наслаждайтесь!

Звучит музыка.


- Что вы слышали? Ответы

Правильно вы слышали музыку леса.

Путь в Заповедию нам предстоит неблизкий, чтобы быть готовым к любым ситуациям, у путешественников-туристов должен быть рюкзак, а в нем в рюкзаке всегда необходимые вещи.


Игра « Собери рюкзак».

Участники из набора предметов выбирают то, что пригодится в походе.

Дать краткое обоснование своего выбора.


- Ну вот, теперь можно и отправляться в путь!

Обучающиеся по звуки бодрой музыки продолжают путешествие.

Представьте, мы попали с вами в заповедник.

- Кто знает, что такое заповедник?

- Для чего создают заповедники?


Заповедник - это остров спасения для растений и животных. На нем живут и работают ученые-биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты.

Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть.

В лесу, как у людей, есть многоэтажный дом, где все соседи живут дружно, ни кому не мешая. У каждого растения есть свой этаж, на котором оно живет. На верхнем этаже самые высокие деревья (сосны), ниже - лиственные деревья и ели, еще ниже - высокие кустарники и подрастающие деревца; а самый нижний этаж занимают травы и мох.

Давайте расселим растения в свои квартиры.


Игра «Пирамида».

Участникам из набора картинок необходимо выбрать нужные изображения растений и разместить на своих местах (по этажам, на ватмане).


Игра « Разрушенный дом».

Ход игры: Участники стоят в кругу, опоясанные веревкой.

Педагог: Все вы - обитатели леса, которые жили себе, не тужили, каждый по-своему, пока в лесу люди не надумали построить дорогу.

Для этого они срубили деревья, и животные, которые жили в этой части леса, остались без жилья.

В лесу стало теснее (педагог стягивает веревку).

Но люди не только проложили дорогу, но и решили построить поселок.

Вырубили лес на постройку домов (педагог постепенно стягивает веревку).

Животным в лесу стало еще теснее, выбора у многих животных не осталось и они погибли.

Так могут погибнуть все животные, если человек без конца будет теснить их.

Вот для того, чтобы не случилось такой беды, и существуют заповедники-острова жизни для растений и животных.

Как вы думаете, что такое лес? Ответы… это дом, в котором живут растения и животные.


Слайд «Мусор в лесу».

Ребята, посмотрите на слайд, мы находимся на лесной полянке. Вы ничего не заметили? Вам все нравится? Ответы… много мусора, разбитое стекло, банки, бумага, пакеты.

- Что может случиться, если люди будут выбрасывать и оставлять мусор в лесу? Ответы


Предлагаю навести порядок на полянке.

Проблемная ситуация:

- Куда лучше всего вывезти мусор? Обучающимся предлагаются варианты:

- на завод по переработке мусора;

- на свалку;

- на берег реки.

Участникам необходимо выбрать лучший ответ и обосновать его.


Ребята, давайте договоримся, что не будем никогда бросать мусор, где попало, не будем оставлять его в лесу, тем более, что в заповеднике на всех оборудованных местах отдыха есть контейнеры или ямы для мусора.


Слайд «Красивая полянка».

Посмотрите, ребята, как уютно стало на нашей полянке. Многие из растений уже стали редкостью и поэтому люди их охраняют. Рассматривание иллюстраций

- Как вы думаете почему это происходит? Ответы

Молодцы ребята!

Растения - это наша природа, красота ее бесценна.


Если денег накопить,

Можно многое купить-

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.


Как редко мы задумываемся над этим, уходя из леса, уносим с собой букеты цветов, оставляя после себя пустые полянки.

Слайды «Снежный барс».

Ребята, сейчас я хочу показать вам настоящее чудо, которое живет в одном из заповедников. Это Снежный барс.

Рассматривание цветных иллюстраций о барсе


Игра « Ручейки и озера».

Участники бегут, изменяя направление, друг за другом - это «ручейки».

На слово «озера» - берутся за руки, образуя круг «озеро».


- Ребята, путешествуя по Заповедии, вы встретили редких растений и животных. Все они занесены в эту Красную книгу.

Просмотр иллюстраций книги

- Почему они стали редкими?

- Для чего создана Красная книга, и почему у нее красный цвет?


  1. Завершение. Подведение итогов.

Ребята, а кто из вас знает, как вести себя в лесу?

В следующей игре я проверю вас на знание правил поведения в лесу.


Игра «Можно - нельзя».

Обучающиеся рассматривают на экране знаки, выбираю по очереди один из знаков, и обосновывают свой ответ.


Игра «Запрещается - разрешается».

- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которой мы вспомним правила поведения в природе.

Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».

  • В лесу шуметь…

  • Оставлять мусор в лесу…

  • Беречь лес от пожара…

  • Собрать муссов в яму и закопать…

  • Рвать букеты цветов…

  • Ходить только по тропинкам…

  • Ломать деревья и ветки…

  • Ходить и топтать на лугах траву и цветы…

  • Разжигать костры в лесу…

  • Сажать деревья…

  • Беречь лес от пожара…

  • Кричать и включать громкую музыку в лесу…

  • Разорять птичьи гнёзда…

  • Ловить бабочек и насекомых…

  • Разорять муравейники…

  • Разрушать грибницы…


Дорогие ребята! Пройдя большой путь, мы узнали как можно вести себя в лесу, как охранять природу.


Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!


Нор звериных,

Птичьи гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Живется с нами радостно всегда!


Сберечь природу - долг и мой и твой,

Не дать погибнуть ей в пожаре дней.

Природа сердце раскрывает пред тобой,

Скорей же ты его согрей.


Не рви цветок, а лучше клумбу посади,

Не мучай листик, он живой как ты,

Ты лучше дерево взрасти,

Для птиц, смотрящих с высоты.


И нам теперь одно лишь остаётся:
Беречь, что есть, хранить как дивный сад,
Свой дом, свой край родной, свой заповедник,
Свою природу, свой бесценный клад!








Список литературы:

  1. 100 великих заповедников и парков / Авт.-сост. Н. А. Юдина. - М.: «Вече», 2002.

  2. Природа России: Альбом. / Сост. А.А. Иноземцев. -М.: «Россельхозиздат», 1987.

  3. Зедлаг У. Животный мир Земли. Пер. с нем. Н.Б. Хмелевской. Ред. и предисл. проф. В.Г. Гептнера. - М.: «Мир»,1975. - 208с, ил.