«Путешествие в страну знаний» - родительское собрание в средней группе.
Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет, познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его; видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.
Форма проведения: встреча-путешествие.
Участники: воспитатели, родители
План проведения:
Вступительная часть
Поздравление родителей с началом учебного года.
Педагогический всеобуч. «Ребенок 4-5 лет». Темперамент ребенка
Особенности образовательного процесса в средней группе.
Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год.
Утверждение плана совместных мероприятий.
Игровая мини-программа.
Разное. Выборы нового состава родительского комитета.
Заключительная часть.
Ход мероприятия.
1. Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы очень рады видеть вас в нашей группе!
Тема нашего собрания сегодня: Путешествие в страну знаний продолжается или только вперед!
Нашим детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада!
Давайте передадим им свои пожелания!
Упражнение «Пожелание».
Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожеланье скажет нам.
(Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать / просмотреть детям).
Итак, сегодня мы – дети, педагоги и родители – отправляемся в круиз по океану знаний (показывает на плакат), которое продлится ещё не один год, а конечный пункт нашего путешествия – это, конечно же, школа…
Чтобы отправиться в такое длительное плавание, нам необходимо надежное, оборудованное и красивое плавательное средство. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без неё невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Слайды №6,7
Итак, в нашей группе 21 человек, у нас появилась новая семья - семья Алимова Георгия (знакомство с семьёй – Людмила Руслановна мама)
2. Педагогический всеобуч. «Ребенок 4-5 лет».
Воспитатель: Корабль готов к отплытию. Полный вперёд. Нет… Чего-то ещё нам не хватает! Конечно же спасательных средств – педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемые родители, особенности наших главных героев? Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?
Каждый ребёнок развивается по - разному, у каждого свой путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности.
Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребёнку 5года жизни освоение норм родного языка и функций речи.
Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлечённость игрой и игровыми ситуациями сближают детей 5 года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знаний и учёта этой двойственности развития.
Ребёнок 4-5 лет
Источник расширения кругозора ребёнка, развития его представлений о мире – это наблюдения.
Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с ребёнком, ходите на экскурсии. Учитывайте реальные познавательные интересы детей.
С 4 годам кругозор ребёнка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем возрасте, но и через рассказ.
Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных передач, видеофильмов ребёнок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает с удовольствием об океане или пустыне, о других странах и людях. Дети так же с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «почему».
Отвечая на вопросы ребёнка, не пускайтесь в научные объяснения, постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Например , на вопрос откуда взялась молния, достаточно ответить «Тучи столкнулись друг с другом». А иногда можно предоставить ребёнку самому подумать и пофантазировать над своим вопросом.
В этом возрасте дети пробуют выстраивать первые собственные умозаключения. Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не торопитесь вносить в них коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации, пусть каждый сам представит себе Красную шапочку по-своему, пусть работает воображение детей. В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребёнка способности давать оценку собственным поступкам. После чтения сказок обязательно выделите с детьми хорошие и плохие поступки героев.
Дети этого возраста обожают наряжаться и переодеваться. Предоставляйте дома как можно больше вещей для – ряжения, творческих выступлений детей.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными и уравновешенными. Ребёнок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив. В целом 4х летний ребёнок – жизнерадостный, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.
Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает , если с ним никто не хочет играть. Дети играют небольшими группами от2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья – те с кем у ребёнка лучше всего налаживается взаимопонимание
Четырёхлетние дети обожают путешествовать. Совершайте с ними прогулки за пределы двора или знакомой площадки. В тёплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребёнка за счёт посильных экскурсий. Водите его смотреть на здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите к водоёмам, рассказывайте об обитателях. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройки, магазин, салон красоты, в сбербанк, на почту….
К 5 годам многие проявляют интерес к цифрам и буквам. Начинает развиваться знаковосимволическая функция . Не тормозите искусственно процесс развития ребёнка, однако не следует ставить задачу как можно быстрее научиться читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях. Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребёнка, а не его личность в целом.
К 5 годам ребёнок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он должен учиться технике обработки своего тела. Он уже должен уметь самостоятельно мыть руки, полоскать рот, умываться, переодеваться.
Но ему ещё трудно, и он ещё учится: чистить зубы, расчёсывать волосы, полоскать горло. И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.
Мышление ребёнка 4 лет становится речевым. Если у детей мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в предметную практическую деятельность, теперь он протекает преимущественно в уме. В этом возрасте речь уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений.
Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы. И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы (в зависимости от реакции организма на внешние раздражители): флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.
Родителям для самостоятельного изучения предлагаются тест на определение темперамента и памятка «Темперамент вашего малыша» (Приложение).
3. Особенности образовательного процесса в средней группе.
- А теперь немного подробнее об особенностях организации занятий в средней группе:
- Учитывая психологические особенности детей 4-5 лет, НОД проходит по 20мин. с 10 мин. перерывом для отдыха
Во время НОД мы используем физкультурные минутки, наглядный, красочный иллюстративный и игровой материал, чтобы снять напряжение, переключаем внимание детей с одного вида деятельности на другой, включаем игровые ситуации, используем сказочные персонажи для поддержания интереса к образовательной деятельности.
В свободное от занятий время дети очень любят самостоятельно рисовать, лепить, клеить, поэтому и в домашних условиях обязательно поддерживайте любое начинание ребёнка в художественном творчестве. Чаще откликайтесь на все предложения в детском саду поучаствовать в различных выставках художественного творчества.
Памятка. Особенности организации занятий детей 4-5 лет.
На занятиях по развитию речи будем учиться называть слова, начинающиеся на определенный звук; согласовывать слова в предложении; описывать предметы и игрушки; рассказывать по картине; добиваться чистого произношения звуков и слов.
Во время НОД по развитию речи большое внимание обращаем на:
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие наблюдательности и любознательности;
-совершенствование навыков общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;
-развитие эстетического восприятия, понимания содержания художественных произведений;
- обучение логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;
- совершенствование звуковой культуры речи, будем добиваться чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения;
-обучение отвечать краткими и развернутыми предложениями;
- обучение правильному согласованию слов в предложении.
Во время НОД по ознакомлению с окружающим миром мы будем обращать большое внимание детей на бережное отношение к природе, изменениях, происходящих в ней в разное время года, учить замечать эти изменения в природе ближайшего окружения. Мы знакомим детей с тем, как животные и птицы готовятся к зиме, как происходит пробуждение природы весной и многое др.; формируем у дошкольников элементарные представления детей о жизни и особенностях труда в городе и сельской местности с опорой на опыт, а также вещам, созданным трудом людей. Мы расширяем представления детей о профессиях, закрепляем знания о фруктах, овощах, хлебе, мебели, транспорте. Весь информационный материал преподносится детям в доступной игровой форме с использованием художественного слова: стихов, загадок, пословиц, примет, сказок.
Для умственного развития большое значение имеет развитие элементарных математических представлений и логического мышления. На занятиях по РЭМП (математике) в течение учебного года мы будем учиться считать до 5; закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, шар, куб; ориентироваться от себя (направо-налево); познакомим с частями суток.
Одним из основных направлений в работе с детьми является художественно – эстетическое развитие. Оно направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде). У детей развиваются творческие способности, они приобщаются к изобразительному искусству.
На занятиях по лепке будем развивать умения скатывать пластилин круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы; учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части. Это способствует, с одной стороны, формированию тонкой координации движений кисти руки, с другой – развитию пространственного воображения.
Очень важно на занятиях по изобразительному искусству (также и в нетрадиционной технике рисования) не только развивать вкус на лучших произведениях искусства, но и учить сочетанию цветов и оттенков для создания выразительного образа, закрашивать рисунки (красками, гуашью, карандашами), ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы, контура; учить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов (вверху, внизу, слева, справа), изображать круглую, овальную, прямоугольную и треугольную формы; учить рисовать элементы узора (мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги.) Все это направлено на развитие пространственного воображения и мышц кисти руки.
Для развития изобразительного творчества детей необходимо использовать книги-раскраски. Причём раскраски необходимо приобретать с крупными изображениями предметов, героев сказок, природе и т.д. Раскрашивание предметов надо проводить штриховкой (частой или редкой в заданном направлении: лежащие линии (горизонтальные), стоящие линии (вертикальные), наклонные («как дождик») – это способствует развитию тонкой координации рук. Для этих целей в продаже имеются раскраски, раскраски-штриховки для мальчиков и девочек по интересам.
Очень трудной задачей будет для нас научиться правильно держать ножницы и пользовать ими. Сначала будем резать по прямой, а затем вырезать круг из квадрата.
На музыкально-ритмических занятиях дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки в умеренном и быстром темпе, выполнять такие танцевальные движения, как прямой галоп, «пружинка», поскоки, переступание с носка на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу в танцах и хороводах; учатся выполнять движения с предметами, выразительно передавать игровые образы. Им прививается интерес к музицированию. У детей формируются также навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведения до конца), развиваются умения чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном, развиваются способности различать звуки музыки по высоте; формируются навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
Большое внимание детей уделяется укреплению здоровья детей, воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию привычки к здоровому образу жизни.
На занятиях по физической культуре происходит формирование правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, Их учат ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, ползать по скамейкам, пролезать через дуги, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках, ориентироваться в пространстве. У детей развивают физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость и др. Развивают двигательную активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и др
Закаливание: полоскание горла, обширное умывание.
Укрепляем здоровье детей после сна. Для этого мы используем упражнения на потягивание в постелях, массаж рук, головы, ходьбу по «дорожкам здоровья» для профилактики плоскостопия, выполняем дыхательную гимнастику.
На занятиях также познакомим детей с частями тела и органами чувств человека. Формируем представления о значении частей и органов чувств для жизни и здоровья, и как к ним бережно относится. Мы формируем у детей потребности в соблюдении режима дня, режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов для укрепления здоровья.
Режим дня и сетка занятий находятся на стенде для родителей.
Задачи воспитания и обучения. (Оформить в виде памятки)
К концу года дети на пятом году жизни умеют:
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
учить наизусть небольшие стихотворения, потешки;
считать в пределах пяти (количественный счет);
отвечать на вопрос «сколько всего?»;
сравнивать две группы предметов, используя счет (больше, меньше);
сравнивать пять предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, ширине, высоте;
указывать и называть круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
различать и называть части суток;
определять направление движения: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз;
отличать правую и левую руку;
правильно передавать в рисунке форму, строение предметов;
изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывая единым содержанием;
лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезать с одного пролета на другой, ползать разными способами;
принимать правильное исходное положение в прыжках с места на место, мягко приземляться, прыгать в длину с места на 70 см;
ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5м;
принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой;
отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
сохранять равновесие на ограниченной площади опоры;
ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
4. Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год:
1. Развивать познавательную и речевую активность дошкольников на основе интеграции содержания образовательных областей в соответствии с ФГОС
2. Активизировать работу с родителями по повышению их психолого-педагогической культуры через использование новых форм работы с семьей.
5. Заполнение родителями анкеты.
Родители заполняют анкету «Чего Вы ждете от работы детского сада в этом году?»
6. Игровая мини-программа:
В нашем путешествии проведём небольшие испытания для родителей.
Конкурс пословиц о семье.
В дружной семье и в холод тепло.
В семье разлад, так и дому не рад.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Дружная семья не знает печали.
Любящая мать – душа семьи и украшение жизни.
Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.
Терпенью матери нет предела.
Семейное согласие всего дороже.
При солнышке тепло, при матери добро.
Сердце матери греет лучше солнца.
На что и клад, когда в семье лад.
Решим кроссворд.
В каком слове семь букв «я» (семья).
Кто в жизни всех милее и роднее? (мама).
Глава семьи? (отец).
Что дарят человеку при рождении? (имя).
Главное чувство в семье? (любовь).
Что не купишь за деньги? (здоровье).
Цветы жизни? (дети).
Умение ребёнка вести себя правильно, культурно, воспитанно в определенных ситуациях (поведение).
Какие предметы больше всего необходимы ребенку в детском саду? (игрушки).
Что получает ребенок на занятиях в детском саду? (знания).
7. Разное. Выборы нового состава родительского комитета
Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».
Следует коротко напомнить родителям о его функциях
8. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Воспитатель: Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и настоящих друзей! Только вперед!
Задачи воспитания и обучения.
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений. Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности.
Развивать самостоятельность и творчество двигательной активности.
Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщённые представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.
Продолжать воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, краю.
Углублять работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи. Помогать детям активно участвовать в беседе на заданную тему. Составлять рассказ из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картине.
Развивать представление о множестве- группе предметов, как совокупности, состоящей из отдельных элементов.
Учить считать до 5. Формировать представление о равенстве и неравенстве на основе счёта и сравнения численности предметов.
Развивать представление о величине знакомых предметов и их форме.
Развивать интерес к различным видам игр; самостоятельности в выборе игр; побуждать к активной деятельности.
Учить соблюдать в процессе игры правила поведения.
Развивать в игре речь детей, обогащать словарь.
Знакомить детей с профессиями близких людей, подчёркивая значимость их труда. Совершенствовать собственные трудовые умения детей.
Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца. Умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда для других
Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым.
Учить бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.
Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно-эстетические чувства в общении с природой, в быту, в играх.
Формировать умение понимать содержание произведений искусства.
Воспитывать интерес к различным видам художественной деятельности. Подводить детей к созданию выразительности образа в рисунке, лепке, игре- драматизации. Учить выразительно читать стихи, петь, двигаться под музыку и т.д.
В ходе развлечений и праздников приобщать детей к ценностям культуры и формировать у них опыт социального взаимодействия.
Родительское собрание в средней группе
на тему: «Путешествие в страну знаний!»
Сентябрь
Выполнила: воспитатель Иващенко О.И.
2018-2019 уч.г
«Воспитание детей пятого года жизни».
Пятый год жизни является важным этапом на пути ребенка к школе. Для подготовки детей этого возраста к школьному обучению рекомендуются мероприятия, обеспечивающие прежде всего, укрепление здоровья дошкольников, повышение их работоспособности, развитие умственной активности и любознательности, формирование элементов целенаправленного внимания, произвольной памяти и воображения, начальных форм осознанного управления своим поведением.
На пятом году жизни дети должны приобрести простейшие учебные умения и первоначальные знания по математике, родному языку, живой и неживой природе, искусству. Получить элементарные представления о труде людей и других явлениях общественной жизни. Это одно из начальных звеньев дальнейшей специальной подготовки детей к школе.
Свежий воздух благотворно воздействует на здоровье дошкольников. Однако, во многих семьях прогулки вечером, особенно зимой, не проводятся, а иногда и в выходные дни дети большую часть времени сидят дома. Необходимо пребывание на воздухе в любую погоду для полноценного физического и умственного развития ребенка. Дети радуются не только прогулке, но и возможности побыть вдвоём с мамой или папой, поговорить с ними.
Не бойтесь детей закаливать, обратите, внимание как закаливающие процедуры влияют на настроение детей и времени на это уходит очень мало, а польза большая. Особенно частоболеющим детям.
Средний дошкольный возраст – период активного формирования отношения ребенка с окружающим. Жизнь ребенка в коллективе сверстников требует умения считаться с интересами товарищей, оказывать помощь, активно участвовать в общей деятельности.
Если в семье воспитываются несколько детей, то взрослым надо стараться относиться к детям одинаково, учитывая нужды каждого ребенка, предупреждая возникновение зависти между братьями и сестрами, соперничество между ними. Важно, чтобы в семье детей не захваливали, давали объективную оценку их поступкам, привлекали к труду.
Для того чтобы поведение ребенка не отклонялось от нормы, важно дома установить четкий режим дня, который бы обеспечивал чередование двигательной активности и отдыха, предупреждал переутомление малышей. Родители должны обучать детей навыкам культурного поведения, которые помогут им строить отношения со взрослыми и сверстниками.
Необходимо, чтобы взрослые раскрывали детям мотивы своих требований. Полезно создавать в семье ситуации, в которых ребенок может проявить внимание к окружающим (помочь нести покупки, навести в комнате порядок и т. п.) и получить положительную оценку своему поведению.
В среднем возрасте ребенок уже может осознавать нравственный смысл взаимоотношений людей, поступков героев художественных произведений. Поэтому взрослые при чтении книг должны подводить детей к оценке поведения персонажей.
Трудовое воспитание должно быть в центре внимания семьи. В четырехлетнем возрасте дети уже почти полностью самостоятельны в самообслуживании. На пятом году ребенок должен уже научиться чистить зубы на ночь, мыть шею, уши, ноги, застилать свою постель, мыть игрушки, стирать свой носовой платок. Дети также выполняют трудовые поручения, но многие из них уже становятся постоянными, переходят в обязанность.
Огромное значение для умственного развития имеет самостоятельная деятельность детей. В семье должны быть созданы условия для детских игр, разнообразных занятий, посильного труда.
Совместные прогулки на природе обогатят внутренний мир ребенка новыми чувствами и эмоциями. Разговоры с родными, обмен впечатлениями, также способствует лучшему восприятию красоты природы. Если ваш ребенок по болезни или какой-либо другой причине долго не посещал дет. сад, с ним надо заниматься дома, чтобы ребенок смог догнать своих товарищей по группе.
Ребята любят делиться своими впечатлениями с близкими, поэтому надо почаще просить детей рассказать о том, во что они играли, как занимались в дет. саду, что они видели по дороге в дет. сад и домой и т. д. Наиболее доступной формой развития детей является беседа со взрослыми, в процессе которой дети узнают много нового, учатся логически излагать свои мысли, говорить ровным, спокойным голосом.
Занимайтесь со своими детьми, играйте с ними, и ваши дети вырастут любознательными, умными, заботливыми детьми. Если их родители будут с ними.
Тест на определение темперамента
Ребенок рождается с унаследованным темпераментом. Выяснив, какой темперамент у Вашего ребенка, Вы сможете общаться ним без конфликтов и стрессов.
Начертите на листе горизонтальную ось и напишите у левого ее конца слово «замкнутость», а у правого слово «общительность» поставьте в центр нулевую точку и отметьте на оси место, которое ребенок, по Вашему мнению, занимает (с учетом того, что у левой конца оси находятся дети действительно замкнутые, а у правого - очень открытые и общительные, а центр — это статистическая норма).
Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную линию. Напишите у нижнего ее конца слова «эмоциональна стабильность», а у верхнего слово «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую Вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху — дети с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями). Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому типу относится Ваш ребенок.
Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе, свидетельствует о холерическом темпераменте; ее попадание в правы верхний сектор — о меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе — это говорит о флегматическом типе; а в правом нижнем — о сангвиническом.
Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом с момента его рождения. Данное определение достаточно схематично и приближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на то, что существуют смешанные типы.
Сангвиник. Жизнелюб и оптимист, охотно рискует и идет на компромиссы, деловит и собран, прекрасно сходится со свер стниками, быстро адаптируется в незнакомом месте, мгновенно усваивает новую информацию. Он любит подвижные игры, очень любознателен. Быстро засыпает и всегда просыпается в хорошем настроении. Наказания переносит легко, быстро о них забывает. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и со провождается импульсивными жестами. Это вообще самый «удоб ный» для воспитания темперамент. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия. Воспитывая сангвиника, учите его терпению и упорству и следите, чтобы его оптимизм и жизне радостность не переросли в легкомыслие и непостоянство.
Холерик. Это неутомимый, бесстрашный, задиристый ребенок. Часто горячится и вступает в конфликты. Нередко испытывает страх и гнев, непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. К замечаниям относится спокойно, а вот физическим наказаниям сопротивляется. Предпочитает шумные игры, баловство, постоян но нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Новую информа цию схватывает на лету и тут же забывает. Говорит громко и быстро. К новой обстановке привыкает легко. А вот засыпает с трудом, и никогда не предугадаешь, в каком настроении проснется. Попытайтесь снизить скорость его порхания по жизни, организуя остановки и паузы; помогайте выбрать хобби, тогда фонтан его бурной энергии будет использован в познавательных целях. Занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность; учите его обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.
Флегматик. Он очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже малоэмоциональный, не любит рисковать. Этот ребенок любит спокойные игры. Он не бывает лидером среди сверстников. Новую информацию усваивает медленно, но зато навсегда. Долго адаптируется к новшествам, перемен не любит. А вот засыпает быстро, спит спокойно, но просыпается медлен но и долго ходит вялый.
Постарайтесь развить в малыше любознательность и инициативность; ускоряйте его черепашьи темпы ( в этом Вам помогут любые игры на скорость и ловкость). Показывайте ему пример ярко выраженного, эмоционального поведения: сами активно радуйтесь и огорчайтесь, он обязательно это у Вас переймет.
Меланхолик. Он робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален. Новую информацию усваивает с трудом, все время отвлекается и быстро устает. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Как правило, выдает реакцию, неадекватную силе раздражителя. Спать укладывается долго, засыпает быстро, утром легко встает. Очень тяжело привыкает к новым местам и потому не любит ходить в садик и школу. Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости. Ему нельзя приказывать, недопустимы категоричные обращения и отрицательные оценки. С таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентируя внимание на положительных сторонах.