Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» пгт. Зуя Белогорского района Республики Крым
Конспект НОД по познавательному развити
(развитие речи, ознакомление с природой, ОБЖ)
Тема: «Путешествие в зимний лес»
в средней группе «Неваляшки» (4-5 лет)
Подготовила:
Куртвелиева Гулизар Серверовна,
воспитатель
Пгт. Зуя, 2022
Цель:
Обогащение знаний о жиких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».
Развивающие:
развивать у детей словообразовательные навыки. Развить координацию речи с движениями. Развивать зрительное внимание.
Воспитательные:
воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование:
Снежинки-подсказки с заданиями и загадками; запись музыки. Игрушки заяц, лиса, волк. 4 ёлки, 4 сугроба. Пазл с изображением зайца. Распечатанные следы лисы.
Ход занятия:
- Ребята, зима – это одно из волшебный, завораживающих и красивых времен года. Посмотрите, какая у меня красивая снежинка. Сейчас, я хочу предложить вам, вместе описать это прекрасное время года. Мы будем передавать снежинку друг другу и называть любое слово, связанное с зимой.(мороз,снег,метель,вьюга,лёд,санки и т.д.)
- На прошлом занятии мы говорили с вами о зимующих птицах.
Назовите их. (Ворона, сорока, воробей, голубь, галка).
- Легко ли птицам зимой? (нет)
- Как люди могут помочь птицам? (Строить кормушки и насыпать корм) У нас с вами есть новая кормушка, давайте мы насыпем корм и во время прогулки повесим кормушку на площадке.
(дети насыпают корм и называют виды зёрен)
- Как вы думаете, кому ещё зимой приходится трудно? (диким животным)
- Хотите узнать как зимуют животные в лесу (Да)
- Давайте отправимся в путешествие,в лес. Так как сейчас зима, то на каком средстве передвижения мы можем отправиться туда?
(Лыжи, санки, ледянка, снегокат)
- Дети, я предлагаю отправиться на лыжах.
- Ну что ж, одевайте(имитируют)шапки, куртки, сапоги и лыжи.
Берём палки и вперёд!
(звучит музыка со звуками метели и вьюги).
(выставляется картина «Зимний лес»)
- Мы оказались с вами в лесу. Давайте вспомним правила поведения и безопасности.
(Нельзя в лесу шуметь.
Нельзя пугать и ловить животных, уносить их домой.
Не ломать ветки деревьев и кустов.
НЕ будем оставлять в лесу мусор.
Не будем обижать птиц.
Гулять в лесу вместе со взрослыми и не отходить от них далеко)
А теперь посмотрите, как красиво здесь. Что вы видите на картине? (ответы детей).
- Здесь очень красиво, но мы пришли сюда для того, чтобы узнать как зимуют животные.
(воспитатель подводит детей к 1 ёлке с сугробом)
- Ребятя , мне кажется что это чьё-то жилище, а вот и снежинка-подсказка. Для того чтобы мы узнали, кто здесь живёт, нужно отгадать загадку:
По снегу бежит-петляет
К лету шубку меняет
На снегу его не видно
Волку и лисе обидно. (заяц)
(воспитатель достает игрушку заяц)
- Какой заяц? (трусливый, пугливый, маленький, длинноухий и т.д.)
- Какая шубка у него зимой? А летом? (ответы)
- Зачем он меняет её? (ответы детей)
- Есть ли дом у зайца? (ответы детей)
- У зайца какой хвост? (короткий)
- Значит заяц какой? (короткохвостый)
- Что вы можете сказать о лапах? (передние-короткие, а задние-длинные)
- Чем питается заяц? (корой деревьев, замёрзшей ягодой)
- Значит заяц- это какое животное? (травоядное)
Ребята давайте на память зайцу, оставим его фотографию и соберем пазл
(собирают пазл заяц)
- Ну что, о зайце мы всё узнали, идём дальше.
А зайку оставим возле его норки. Досвидания
(подходим ко 2 ёлке)
Воспитатель: Ребята, а возле этой ёлки кто то недавно проходил, чьи это следы, нам поможет узнать снежинка - загадка
Загадка: Хвост пушистый ,мех золотистый
В лесу живёт, а в деревне кур крадёт. (лиса)
(Берет за ёлочкой лису)
- Какая лиса? (рыжая, пушистая, красивая…)
- У лисы какой хвост? (длинный)
- Значит лиса какая? (длиннохвостая)
- Как вы думаете, она запасает корм на зиму? (нет)
- Чем она питается? (Зайцами и мелкими грызунами, она ходит на охоту)
- А как называют таких животных? (хищники)
Давайте мы нашу лисоньку научим пальчиковой игре
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась,
В кулачек все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала.
Лапки, носик и бока
Вот какая красота.
Ну, красавица- лиса,
До чего ж хороша.
Оставляем лисоньку под ёлкой и погуляем ещё немного
(подходят к 3 ёлке)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите ещё одно жилище, кто ж интересно здесь живет? А вот ещё одна снежинка-подсказка
Загадка: День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ходит бродит он молчком
Уши серые торчком (Волк)
(Берем из сугроба волка)
- Какой волк? (серый,лохматый,большой)
- Как называется его дом? (логово)
- Волк делает запасы на зиму? (нет)--Чем питается волк? (зайцы, грызуны, ходит в ближайшие деревни)
- Значит волк кто? (хищник)
- В каких сказках нам встречается волк? (Колобок, Теремок, Красная шапочка, Волк и семеро козлят, Волк и лиса, Три поросенка)
Ребята волк всегда ходит грустный по лесу, давайте развеселим его, поиграем в «Ловишки»
Ходит, бродит серый волк
В зайцах точно зная толк.
Как поймает , да как схватит
Убегай скорей дружок
Ну, ребят волка мы повеселили. Нам пора идти.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, а почему мы не видим в лесу Ежа и Медведя? (Они зимой спят)
- Почему, они спят? (им нечего кушать)
- Как называется жилище ежа? (норка)
- Как называется жилище медведя? (берлога)
- В какое время года у медведицы рождаются медвежата? (зимой, потому, что только зимой у медведя есть дом)
- Дети, подумайте и ответьте, могут ли выжить лесные животные без кормов зимой? (нет)
- Кормят и заботятся о лесных животных-лесники. Для всех животных в лесу они делают «Пункты питания»
- Ну, что ж, наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой. Поехали!!!
(имитация езды на лыжах под музыку)
Итог:
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Что нового вы узнали? (ответы детей)
- Будем оберегать птиц и зверей? (Да)