Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке как одного из принципов системно-деятельностного подхода
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СШ п.Лески Косякина Л. Ю.
- Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СШ п.Лески Косякина Л. Ю.
- Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СШ п.Лески Косякина Л. Ю.
- Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СШ п.Лески Косякина Л. Ю.
- Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СШ п.Лески Косякина Л. Ю.
Чем выше уровень эмоционального комфорта на уроке, тем больше шансов на успех в учёбе.
Л.В. Занков
Что такое комфорт?
Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.
Принципы психологического комфорта
- учеба должна давать детям радость;
- протекать на фоне положительных эмоций;
- исключать психотравмирующие ситуации.
Терпение + любовь + понимание = психологического комфорта на уроке.
Психологический комфорт необходим для:
- Успешного развития
- Успешного усвоения знаний
- Благоприятного физического состояния
- Благоприятного эмоционального состояния
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход , который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию ;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В системно-деятельностном подходе категория «деятельность» занимает одно из ключевых мест , а сама деятельность рассматривается как своего рода система.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности .
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие .
Системно-деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний , но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося.
Главной задачей педагога является создание условий для организации такой деятельности школьников , которая подготавливала бы их к самостоятельной жизни в обществе
Что мешает психологическому комфорту
учащимся
учителям
- Неуверенность в себе
- Повышенная утомляемость
- Замедленность темпа деятельности
- Повышенная потребность во внимании
- Повышенная двигательная активность
- Трудности переключения с одной деятельности на другую
- Физическая и психологическая напряжённость труда
- Постоянное оценивание со стороны различных людей
- Высокий уровень ответственности
- Тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся
- Разные стили управления педагогическими кадрами
Преобладающее выражение лица учителя
Урок неполноценен, если на нём не было эмоционально-смысловых разрядок:
- улыбок
- уместных остроумных шуток
- использования поговорок
- афоризмов с комментариями
- музыкальных минуток и т.д
Эмоциональный комфорт на уроке
- Игры и упражнения , включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга: сохраняют психическое здоровье учащихся, помогают развивать способности личности, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный эмоциональный климат на уроке .
- Музыкальные произведения
- Произведения живописи
- Театр и театральная деятельность
- Общение с природой
- Физические упражнения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз
- Использование ТСО как средства интерактивного обучения.
А главное – взрослый, образец для ребёнка: чуткий, добрый, приветливый, весёлый, находящий время для общения с каждым ребёнком, оптимист .
Учителю надо
- умело разбить урок на части (через 7-10 минут внимание любой аудитории обычно снижается).
- сочетать различные приёмы активизации внимания: шутка, красочный пример, неожиданное и яркое сравнение, маленькая притча, афоризм, метафора, рисунок, музыка и т.п.
- Чтобы переход от одного вида работы к другому на уроке не был резким
- чтобы не звучала угроза поставить двойку за невнимание.
- не должно быть никакой вялости и тягучести.
- учитывать возможности каждого из учеников класса и всех их вместе . (почувствовав усталость ребят, учителю следует плавно сменить его .)
- Умело заданный темп, его переходы в общении во многом способствуют повышению заинтересованности учащихся.
- деловая, или ситуационно-ролевая игра (пресс-конференция, симпозиум, консультация и пр.)
- быть очень внимательным к успехам учащихся . (успех надо сразу же заметить, оценить).
- Требовательность, принципиальность и последовательность в осуществлении рабочей дисциплины и порядка на уроке и вне его (способствуют выработке делового настроя класса, и это сказывается в общении).
- Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще.
- Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
- Прекращать урок со звонком.
- Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
- Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
- Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Положительный эмоциональный настрой на уроках (организационный момент)
«Улыбнемся друг другу».
- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу
«Приветствие»
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки?
На уроке не спешу, Аккуратно я пишу, Чтоб учитель мне в тетрадь За урок поставил «5».
Наш урок начнём с разминки
На носочках потянулись,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись
1, 2, 3, 4, 5 –
Нам урок пора начинать.
Выпрямляем свои спинки,
Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
«Дружба»
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».
«Удивление»
-Дети, чему вы сегодня удивлялись? (Ответы детей .)
-А я сегодня удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.
Доброе утро, мои дорогие!
Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте, которая нас окружает.
Дети приветствуют друг друга и говорят до6рые пожелания.
Физкультминутки
Использование физкультминуток позволяет детям становиться более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
Динамические упражнения игрового характера благоприятно влияют на весь организм детей. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
- Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
- «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
- «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно её поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
Релаксационные упражнениях формируют умение расслабляться, снимать психо-мышечное напряжение, ритмизировать дыхательные процессы, а также снимать стрессообразующие факторы.
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! «Земля, воздух, огонь и вода».
Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
«Физминутки для глаз».
Муз.зарядка
Рефлексия
Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
- Урок наш заканчивается. За это время выросло удивительное дерево , благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
- Если урок для вас прошел плодотворно , и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки .
- Если урок прошел хорошо , но могло быть и лучше – прикрепите цветы .
- Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки .
- А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
- «Смайлики»
- «Солнышко и тучки»
- «Букет настроения»
- «Таблица результатов»
- «Письмо благодарности»
- «Лесенка» и т.д.
Интеллектуальная-разминка или блиц-опрос, используя мяч:
«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:
За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)
Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.) Золотое колесо в синем небе? (Солнце.) Сколько букв в русском алфавите? (33) Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.) Какой сегодня день? (Среда.) Записываем в тетради: 16 мая. Классная работа.
Занимательный математический диктант
Если верно, ставим + , если неверно –.
1.Если в числе 10 переставить цифры местами, то получится 01. Верно? (01 – номер пожарной службы.)
2.Оказывается, пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Успеет ли хорошо натренированный пожарный за 9 сек. надеть 9 штанов?
3. 1 кг железа тяжелее 1 кг ваты. Верно?
4. У 4-х палок 8 концов. А у 5 с половиной палок 12 концов. Верно?
5.Маленький мальчик Миша нашел во дворе 12 котят. Скольких друзей может осчастливить Миша, даря каждому другу по 3 котенка. Ответ: 4. Верно?
Самопроверка (+ – – + + ).
- Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Словесные поощрения детей
Прекрасно! Молодец!
Умница! Хорошо!
Удивительно! Остроумно!
Ярко! Очень эффектно!
Отлично! Очень точно!
Ты хорошо постарался!
Поздравляю! Я горжусь тобой!
Я верю в тебя!
Золотые правила эмоционального комфорта на уроке
- Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
- Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
- Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
- Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
- Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Ничто не стоит учителю так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей
Советы
- Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!
- Будьте терпеливы!
- Внушайте каждому веру в свои силы.
- Учитесь создавать ситуацию успеха.
- Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.
Помните и никогда не забывайте!!!
- Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение
- Самый приятный звук для человека – это его имя.
- Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»
- Не сравнивайте успехи отдельных учащихся
- Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учится ценить себя
«Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.»
В.А. Караковский
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/11/17/emotsionalnaya-komfortnost-na-uroke
- http://uchitelya.com/pedagogika/123494-prezentaciya-puti-i-sredstva-podderzhki-emocionalnogo.html