СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути и средства реализации межпредметных связей математики с другими предметами.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.мммммМежпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Просмотр содержимого документа
«Пути и средства реализации межпредметных связей математики с другими предметами.»

ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования













КУРСОВАЯ РАБОТА



Тема: Пути и средства реализации межпредметных связей математики с другими предметами.








Выполнила: слушатель группы М-6

Крестинина Валентина Петровна

Научный руководитель:

___________________________________













г.Ульяновск

2014



Содержание





Вступление 3

Глава I. Теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения. 5

1.1. Межпредметные связи как один из принципов современных образовательных процессов 9

1.2. Классификация межпредметных связей. 7

1.3. Межпредметные связи математики с предметами естественно-математического цикла. 10

Глава II.Пути и средства реализации межпредметных связей математики с другими предметами 12

Заключение. 27

Литература 28



Введение.

В современном обществе, проходящем этап обновления и модернизации всех сфер деятельности, возникает насущная потребность в грамотных, высококвалифицированных специалистах. В связи с этим, главной задачей общеобразовательной школы становится подготовка подрастающего поколения, обладающего не просто глубокими знаниями, умениями и навыками, но и способного применить их на практике. И так как в реальном мире все системно и взаимосвязано, то и знания, описывающие многообразие форм этого мира, должны быть системными. Овладение определённой системой знаний и адекватными ей видами деятельности достигается путём реализации межпредметных связей в процессе обучения. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения учащихся средних общеобразовательных школ. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.

При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:

1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.

2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.

3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.

В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.

В настоящее время в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности учащихся.Так, одной из основных целей преподавания геометрии в средней школе является развитие пространственного воображения и логического мышления учащихся, что зачастую в дальнейшем необходимо для практической деятельности человека по многим направлениям: архитектура, техника ,дизайн, строительство и так далее. В психологических исследованиях экспериментально подтверждено, что между склонностью учащихся к соответствующим профессиям и уровнем развития у них пространственных представлений имеет место статистически достоверная связь. Пространственные представления необходимы учащимся для восприятия учебного материала курса геометрии и для успешного обучения курсу черчения. Поскольку пространственные представления формируются не только в процессе обучения геометрии, но и в курсах черчения, рисования и трудового обучения, то при формировании пространственных представлений у учащихся на более высоком уровне необходимо не просто обучать каждому названному предмету в отдельности, но и находить и реализовывать межпредметные связи между ними. Межпредметные связи тесно связывают математику со всеми предметами как естественно-математического, так и гуманитарного цикла. Применение математических моделей для решения задач на сплавы и растворы позволяет учащимся упростить усвоение химии, а на практике решает задачи планирования химического производства. Многие разделы физики и географии используют математические законы для вывода формул взаимосвязи явлений. Экскурсы в литературу и историю помогают повысить познавательную активность учащихся.

Всё выше сказанное определяет актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования - обучение математики в средней общеобразовательной школе. Предмет исследования - межпредметные связи между курсом математики и курсами других предметов школьного курса. Цель исследования - выявить в средней общеобразовательной школе возможность реализации межпредметных связей между данными курсами.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1) Изучить теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы.

2) Проанализировать программы и учебники по соответствующим курсам с целью реализации межпредметных связей между ними.

3) Разработать конспекты бинарных и интегрированных уроков.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; 2. Беседа с учителями; 3. Наблюдение уроков; 4. Проведение опытно - экспериментальной работы.













Глава I.
Теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения.

1.1. Межпредметные связи как один из принципов современных образовательных процессов

Отбор содержания межпредметного характера позволяет учителям определить выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения (семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщающие уроки) [1; стр. 78-99]. Одновременно происходит активизация методов и приемов обучения, обеспечивающих перенос знаний и умений учащихся из различных предметов их обобщения. Учителя используют и специальные средства обучения, организующие учебно-познавательную деятельность учащихся по осуществлению межпредметных связей (межпредметные познавательные и практические задачи, проблемные вопросы, карточки - задания, комплексные наглядные пособия, приборы, используемые при изучении других предметов и т.д.). Межпредметные связи разрешают существующее в предметной системе обучения противоречия между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимся и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике трудовой деятельности и жизни человека. Комплексное применение знаний из различных предметных областей - это закономерность современного производства, решающего сложные технические и технологические задачи. Принцип межпредметных связей как обязательное требование к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса и познавательной деятельности учащихся способствует:

1. Формированию системности знаний на основе развития ведущих общенаучных идей и понятий (образовательная функция межпредметных связей);

2. Развитию системного и диалектического мышления, гибкости и самостоятельности ума, познавательной активности и интересов учащихся (развивающая функция межпредметных связей);

3. Формированию диалектико-материалистических взглядов, политических знаний и умений (воспитывающая функция межпредметных связей);

4. Координации в работе учителей различных предметов, их сотрудничеству, выработке единых педагогических требований в коллективе, единой трактовке общенаучных понятий, согласованности в проведении комплексных форм организации учебно-воспитательного процесса (организационная функция межпредметных связей).

На первом этапе деятельности учитель (учителя) ставит объективно значимую общепредметную цель, которая отражает общие учебно-воспитательные задачи и предъявляется учащимся в форме учебно-познавательных межпредметных задач. Учащиеся под руководством учителя должны осознать межпредметную сущность такой задачи, осуществить анализ её условий, отбор необходимых опорных знаний из различных предметов. При этом важно направить внимание, мысль и волю ученика, его активность не только на усвоение новых обобщенных знаний и способов деятельности, но и на развитие своих умений переноса и синтеза, качеств личности, способностей и интересов. Это целевой этап.

Следующий этап - побудительный. Учитель, руководствуясь мотивами коллективного сотрудничества в достижении общих целей всестороннего и гармонического развития личности, стимулирует познавательный интерес учащихся к мировоззренческим, аксиалогическим знаниям, и обобщению понятий из смежных предметов. Учитель подчёркивает практическую и личную значимость для ученика успеха в предлагаемой деятельности по изучению комплексных межпредметных проблем. Учащиеся актуализируют познавательные мотивы учения, мобилизуют волевые усилия.

Далее развёртывается содержательная сторона деятельности. Учитель вводит новый учебный материал, одновременно актуализируя опорные знания из других предметов, осуществляя преемственные, сопутствующие или перспективные межпредметные связи на уровне общих фактов, понятий, законов, теорий, идей. Способы осуществления таких связей могут быть различны и соответственно изменяется характер учебно-познавательной деятельности учащихся по реализации межпредметных связей.

Одновременно с овладением содержанием осуществляется и операционная сторона деятельности. Школьники, опираясь на наглядные средства обучения, способствующие обобщению знаний из различных предметов, выполняют действия актуализации, переноса, синтеза, оценки аксиологической значимости новых выводов, их речевого закрепления. В этом процессе происходят применение ранее усвоенных знаний и умений и выработка новых (межпредметных и общепредметных) обобщённых умений.

Следующий этап - результативный, когда формулируются выводы, обобщения, включаемые в систему научных, идейно-нравственных, мировоззренческих знаний, когда фиксируются достижения в овладении новыми, более совершенными умениями и навыками, новыми связями, отмечаются сдвиги в мотивационной сфере и организационные успехи в учебной и трудовой деятельности на основе межпредметных связей.

Цикл деятельности завершается контролирующим этапом, на котором учителя различных предметов производят взаимооценку и взаимоконтроль подготовленности учащихся по связываемым друг с другом предметам, проверяют и оценивают качество усвоенных ими новых знаний, намечают перспективы дальнейшей работы в отмеченном направлении.

Обогащение учебной и трудовой деятельности учащихся на основе межпредметных связей происходит особенно интенсивно, когда учителя осуществляют многообразные виды этих связей в комплексе. В дидактической теории межпредметных связей выделены три основные их группы:

1) Содержательно-информационные - по видам знаний (научные: фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические);

2) Операционно-деятельные - по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные);

3) Организационно-методические - по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе.

Для эффективной реализации межпредметных связей при изучении комплексных учебных проблем необходимо создание специальной общепредметной программы обучения, отражающей основные аспекты, идеи, раскрывающие эти идеи, положения, понятия, факты и межпредметные познавательные задачи, активизирующие познавательную деятельность учащихся.Такой цели служит ведение ФГОС – федерального государственного образовательного стандарта.

Таким образом, принцип межпредметности обеспечивает системность в организации учебно-воспитательного процесса в предметной системе обучения, взаимодействия разных видов дидактических связей между учебными темами, курсами, предметами, и их циклами.

1.2. Классификация межпредметных связей.

Первая классификация межпредметных связей основывалась на временном критерии: предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные) связи.

Практическое осуществление таких связей способствует систематизации знаний, позволяет опираться на ранее пройденный материал по родственным предметам, выявлять перспективы в изучении знаний. Однако изменения учебных программ нарушали ранее установленные логико-понятийные и временно-координационные связи, снижали их практическую ценность. Стал развиваться поэлементный анализ содержания знаний, как метод установления межпредметных связей.

Наряду с хронологическими связями были выделены и информационные: фактические, понятийные, теоретические (В.Н.Фёдорова). Хронологический критерий, который сам по себе имеет ограниченное значение, стал рассматриваться в совокупности с информационным, отражающим структурные элементы содержания учебных дисциплин. Была также отмечена общность объектов, методов познания, теорий и законов и на этой основе названы соответствующие виды связей между предметами. Опираясь на философское понимание структуры связи, Н.С. Антонов выделил в понятии межпредметные связи три признака (состав, способ, направленность) и реализующие их виды связей: по составу - объекты, факты, понятия, теории, методы; по способу - логические, методические приёмы и формы учебного процесса, при помощи которых реализуются связи в содержании; по направленности - формирование общих умений и навыков, комплексное использование знаний при решении учебных задач. Обращение к внутренней стороне процесса обучения вскрыло присущий межпредметным связям двусторонний характер. Были выделены связи между предметами по содержанию учебного материала, по формируемым умениям и по методам обучения (Н.А. Лошкарёва). Характерно, что методический тип-уровень, аспект межпредметных связей, раскрывающий методы, способы, условия работы учителей по осуществлению связей назвали ряд исследователей (Н.С. Антонов, Г.И. Беленький и др.) Также были представлены классификации межпредметных связей по двум основаниям: знания и виды деятельности. Межпредметные связи в первом случае создают у учащихся систему обобщённых знаний; во втором - систему общепредметных умений в видах деятельности, общих для родственных предметов. Значительный интерес представляет вопрос о роли межпредметных связей в развитии качеств личности, формирующихся под влиянием систем различного вида знаний (научных, этических, политехнических и др.) В этом процессе отчетливо проявляются воспитывающие функции межпредметных связей и становится возможной их классификация на основе формируемых систем знаний и соответствующих им качеств личности.

Рассмотрение межпредметных связей с позиции целостности процесса обучения показывает, что они функционируют на уровне трёх взаимосвязанных типов:

1) содержательно-информационных;

2) операционно-деятельностных;

3) организационно-методических.

Соответственно основным видам знаний, включённых в информационную структуру учебного предмета, необходимо выделить виды содержательно-информационных межпредметных связей.

Фактические связи. Межпредметные связи на уровне фактов - это установление родства изучаемых в разных учебных предметах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории. Фактические связи играют существенную роль на начальной и средней ступенях обучения. Преобладание этого вида связей предопределено структурой изучаемых на данных ступенях учебных предметов. У учащихся формируются умения всестороннего анализа фактов, их сопоставления, обобщения, объяснения с позиций общенаучных идей, умение ввести факты из разных учебных предметов в общую систему знаний о мире.

Понятийные связи. Понятие - это форма человеческого мышления, с помощью которого познаются общие, существенные признаки предметов. Межпредметные понятийные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование общих для родственных предметов понятий.

Психологический механизм формирования обобщённых понятий составляет перенос, то есть, «применение . опыта к совершенно другим и разнородным вещам, когда . синтезированные в понятии признаки встречаются в совершенно другом конкретном окружении других признаков.» [7. стр. 205].

Теоретические связи. Теория - это система научных знаний, в которой отражена взаимосвязь фактов, понятий, законов, постулатов, следствий, практических положений, относящихся к определённой предметной области. В то же время каждая конкретная теория фиксирует всеобщие связи и отношения, которые проявляются в других предметных областях.

Уже в средних классах необходимо широко использовать межпредметные связи, чтобы показать учащимся на конкретном материале универсальность отношений в природе "материя и энергия", "строение - свойства - функция", всеобщий характер отношений " природа - общество - человек". Универсальность отношений объектов природы отражена в общенаучных теориях и законах, таких, как теория строения вещества, закон сохранения энергии, периодический закон и др.

Межпредметные теоретические связи в современных условиях обучения представляют собой поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, полученных на уроках по родственным предметам. Теоретические связи позволяют представить каждую теорию и закон, как частные случаи более широких теорий и диалектических законов.

Межпредметные философские связи - это обобщение конкретно-научных и философских представлений о мире, лежащих в основе усвоения учащимися ведущих идей диалектического и исторического материализма как метода познания и преобразования мира. Усвоение философских знаний "в чистом виде" происходит при изучении учащимися курса обществоведения, который выполняет синтезирующую роль. Но каждый учебный предмет вносит свой вклад в формирование единой научно-философской картины мира.

Идеологические связи. Идеология - система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Межпредметные связи - это одно из средств комплексного подхода к воспитанию, когда осуществляется единая, согласованная работа преподавателей всех учебных предметов, ставящих целью идейное воспитание молодёжи, что достигается раскрытием общего идейного содержания основ наук.

Разделение межпредметных связей на названные виды - научные, философские, идеологические - имеет относительный характер. Каждый более высокий, последующий уровень (вид) связей является обобщением предшествующих, а каждый предшествующий служит опорой для конкретизации более высоких уровней межпредметных связей.

Виды межпредметных связей второго типа (операционно - деятельностные)

Различаются по следующим критериям, соответствующим морфологическим компонентам учебной деятельности:

а) по способам "добывания" новых знаний - познавательный вид связей, который формирует обобщённые познавательные умения (мыслительные, теоретические, самообразовательные);

б) по вопросам применения теоретических знаний - практический вид связей, который способствует выработке у учащихся познавательно - практических умений (расчётно-измерительных, вычислительных, экспериментальных, изобразительных, учебных, речевых);

в) по способам усвоения ценностных аспектов знаний - ценностно-ориентационный вид связей, необходимый для формирования оценочных умений и мировоззрения школьника.

Межпредметные связи функционируют в учебном процессе и осуществляются с помощью тех или иных методов и организационных путей. Это позволяет выделить вторичный, подчиненный первым двум, тип организационно – методических связей, которые обогащают методы, приёмы и формы организации обучения. Они обеспечивают эффективные пути усвоения учащимися общепредметных знаний и умений. Их виды различаются:

- по способам усвоения связей в различных видах знаний (репродуктивные, поисковые, творческие);

- по широте осуществления (межкурсовые, внутрикурсовые, межцикловые);

- по времени осуществления (преемственные, сопутствующие, перспективные); по способу взаимосвязи предметов (односторонние, двусторонние, многосторонние);

- по постоянству реализаций (эпизодический, систематические);

- по уровню организации учебного процесса (по урочные, тематические, "сквозные" и др.);

- по формам организации работы учащихся и учителей - коммуникативные связи (индивидуальные, групповые, коллективные).

Межпредметные связи реализуются в различных формах организации учебной и вне учебной деятельности: на обобщающих уроках, уроках лекциях, комплексных семинарах и экскурсиях, в домашних заданиях, на междисциплинарных факультативах и тому подобное.

Таким образом, общность структур учебных предметов и учебной деятельности в целостном процессе обучения составляет объективные основания классификации межпредметных связей.

1.3. Межпредметные связи математики с предметами естественно-математического цикла.

Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и не живой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, всестороннее гармоническое развитие личности. Эти общие задачи успешно решаются в процессе осуществления межпредметных связей, в согласованной работе учителей.Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой.Математика даёт учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, трудового обучения и др.).На основе знаний по математике у учащихся формируются общепредметные расчётно-измерительные умения. Изучение математики опирается на преемственные связи с курсами черчения, физической географии, трудового обучения и др. При этом раскрывается практическая значимость получаемых учащимися математических знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений о математическом моделировании, как обобщённом методе познания мира.Последовательность расположения тем курса алгебры VII - IX классов обеспечивает своевременную подготовку к изучению физики. При изучении, например, равноускоренного движения используются сведения о линейной функции (IX класс), при изучении электричества - сведения о прямой и обратной пропорциональной зависимости (VIII класс). Решение: уравнений, неравенств, особенно с использованием калькуляторов, подготавливает учащихся к восприятию важнейших понятий курса основ информатики и вычислительной техники (алгоритм, программа и др.) Курс алгебры и начала анализа (X-XI классы) на содержательных примерах показывает учащимся универсальность математических методов, демонстрирует основные этапы решения прикладных задач, что особенно важно для работы с компьютерами. Аксиоматическое построение курса геометрии VII-XI классов создает базу для понимания учащимися логики построения любой научной теории, изучаемой в курсах физики, химии, биологии. Знания по геометрии широко применяются при изучении черчения, трудового обучения, астрономии, физики. Так, для изучения механики необходимо владение векторным и координатным методами, для изучения оптики - знаниями о свойствах симметрий в пространстве и т.д. Привлечение знаний о масштабе и географических координатах из курса физической географии, о графическом изображении сил, действующих по одной прямой, из курса физики VII класса позволяет на уроках математики наполнять конкретным содержанием геометрические абстракции. Применение ЭВМ на уроках математики целесообразно для проведения визуальных исследований, математических опытов, создания "живых картин" (например, для изображения на экране процесса последовательного приближения к окружности правильных вписанных многоугольников), а также для вычислительных работ. Связи математики с черчением, физикой, основами информатики и вычислительной техники развивают у учащихся политехнические знания и умения, необходимые для современной конструкторской и технической деятельности. Усиление практической направленности обучения, его связи с трудом, с практикой требует от учителей всех предметов обратить особое внимание на формирование практических умений учащихся, на формирование обобщённых умений практической деятельности с помощью межпредметных связей. Такие умения соответствуют видам деятельности, общим для смежных предметов. Это умение расчётно-измерительной, вычислительной, графической, экспериментальной, конструкторской, прикладной и трудовой деятельности в предметах естественно-математического цикла. Практические умения характеризуют умения учащихся применять знания на практике, в ситуациях разной степени новизны и сложности. Общепредметные умения формируются на межпредметной основе, когда учителя различных предметов предъявляют к учащимся единые требования, исходя из общей структуры умений, последовательности выполняемых действий и этапов формирования и развития умений (показ образца действий, его осмысление, упражнение в его применении на материале разных предметов, закрепление при выполнении комплексных межпредметных заданий, в самостоятельных работах творческого характера).

Целесообразна разработка в школах обучающих общепредметных программ по формированию и развитию того или иного вида практических умений учащихся в групповом сотрудничестве учителей смежных предметов. Межпредметная основа обеспечивает эффективную методику последовательного развития общепредметных умений, в которых взаимосвязаны обобщённые и конкретные действия. К обобщённым относятся действия планирования и организации практической деятельности при выполнении тех или иных заданий: выдвижение цели, определение путей и методов её достижения, накопление сведений, выполнение практических действий по достижению цели, оценка результатов, их корректировка в соответствии с целью. Конкретизация общих действий осуществляется в соответствии со спецификой учебного материала того или иного предмета, особенностями выполняемых заданий и формируемых практических умений. Овладение общими умениями организации и планирования практической деятельности необходимо для подготовки и включения учащихся в общественно полезный, производительный труд, для формирования общетрудовых, политехнических умений.

Под влиянием систематических межпредметных связей общепредметные умения, формируемые на разном учебном материале предметов и на основе единых требований к их структуре, приобретают характер межпредметных умений. Межпредметными являются умения устанавливать связи между смежными вопросами, понятиями.

В программах по математике подчёркнуты перспективные межпредметные связи, указывающие на необходимость применения вычислительных навыков при изучении физики, химии, географии, биологии, черчения, трудового обучения.

На основе применения вычислительных навыков у школьников формируются умения решать расчётные задачи физического и химического содержания, вычислять процент, среднюю арифметическую нескольких чисел, составлять пропорции при нахождении количественных показателей сельскохозяйственных опытов. Знания об измерении величин и геометрических фигурах применяются при выработке географических умений ориентации на местности. Приобретаемые при изучении алгебры навыки работы с формулой, аппарат исследования основных элементарных функций необходимы для изучения электродинамики и оптики; элементы дифференциального исчисления находят применение при изучении явления радиоактивного распада, гармонических колебаний. Существенную роль при изучении физики играют навыки построения графиков функций.

Изучаемые в курсе геометрии фигуры и их свойства находят широкое применение в курсе черчения и в практической деятельности учащихся. В свою очередь, сформированные в курсе трудового обучения и черчения навыки работы с измерительными, разметочными и чертёжными инструментами используются в обучении геометрии.

Для формирования межпредметных практических умений большое значение имеет решение межпредметных практических задач, выполнение комплексных заданий.

Необходимо добиваться осознания учащимися роли общеобразовательных знаний по ряду предметов в овладении ими практическими, трудовыми и профессиональными умениями.













Глава II. Пути и средства реализации межпредметных связей математики с другими предметами

Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя математики. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам.

Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает:

- сотрудничество учителя с учителями химии, физики и т.д.;

- посещение открытых уроков;

- совместное планирование уроков;

- совместное проведение уроков;

- совместное проведение мероприятий по внеурочной деятельности.



Пути реализации межпредметных связей математики с другими предметами:

- бинарные уроки всех типов: традиционные уроки, лабораторные занятия, урок – практикум, урок – экскурсия, урок – путешествие, урок - игра и т.д.;

- совместные мероприятия по внеурочной деятельности по предметам;

- бинарные факультативы;

- интегрированные внеклассные мероприятия духовно-нравственной, патриотической, здоровьесберегающей направленности;

-семинары;

-конференции;

-домашние задания.

Учитель математики с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в математических курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:

1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому математическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;

2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;

3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;

5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Реализация межпредметных связей в процессе формирования понятий осуществляется по следующим этапам:

1. Восстановление знаний, усвоенных учащимися ранее при изучении школьных предметов, обеспечивающих необходимую базу для ознакомления с исходным понятием;

2. Вычленение существенных признаков вводимого понятия;

3. Уточнение существенных признаков при сопоставлении их с несущественными;

4. Отчленение формируемого понятия от ранее усвоенных понятий;

5. Установления связи нового понятия с другими, близкими ему понятиями;

6. Синтезирование признаков в формулировке содержания понятия;


7. Использование понятия с целью его проверки и закрепления;

8. Применение понятия к решению задач, составленных на материале смежных предметов.

Каждый из этих этапов может согласовываться с реализацией межпредметных связей не только относительно общих понятий, но и при введении частных понятий отдельных учебных предметов.

На основе всего вышесказанного приведём пример формирования понятий на межпредметной основе в курсах геометрии и черчения в 7 - 11 классах и для этого составим список основных понятий, используемых при изучении данныхпредметов и выделим общие. (Таблица 1).

Приложение

Таблица №1

ч е р ч е н и е

г е о м е т р и я 10 кл

1. Проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда

1. Параллелепипед

2. Центральное и параллельное проецирование

2. Признак перпендикулярности прямой и плоскости

3. Проецирование правильных призм

3. Призма

4. Проецирование правильной четырехугольной пирамиды

4. Пирамида



11 к л а с с

5. Проецирование цилиндра и конуса

5. Цилиндр и конус

6. Проекция шара

6. Сфера и шар

7. Чертежи развёрток поверхностей призм и цилиндров

7. Площадь поверхности цилиндра

8. Чертежи развёрток поверхностей конуса и пирамиды

8. Площадь поверхности конуса

На основании проведённого анализа можно сделать вывод, что в процессе реализации межпредметных связей курсов черчения и геометрии, формирование понятий можно осуществлять на должном уровне, этому способствует большое количество общих основных понятий курсов данных предметов. Определённое место в реализации межпредметных связей в процессе формирования математических понятий занимают задачи, составленные на материалах смежных предметов. Применение таких задач целесообразнее всего в процессе объяснения и закрепления формируемых понятий. Система задач межпредметного содержания освобождает учащихся от формального усвоения и применения знаний, позволяет раскрыть ряд понятий в более доступной форме, создать им наглядный образ.

При этом следует различать четыре группы задач, составленных на материале смежных предметов.

1. Задачи и упражнения, где в качестве исходных взяты факты, изученные ранее на уроках смежных предметов.

2. Задачи и упражнения, в содержании которых используются факты, которые изучаются на уроках смежных предметов параллельно с изучением курса математики.

3. Задачи и упражнения составленные на материале, который будет изучаться на уроках смежных предметов.

4. Задачи и упражнения, в которых есть факты, не входящие в обязательный программный материал смежных предметов, но с которым учащиеся встречаются на факультативных занятиях.

Обмен информацией в процессе формирования понятий в условиях осуществления межпредметных связей ведёт к переконструированию знаний в сознании учащихся, что создаёт предпосылку для их синтезирования и закладывает основу для восприятия целостной картины материального мира.Формирование понятий на более широкой межпредметной основе будет содействовать тому, чтобы в сознании ученика был не "застывший" элемент знаний, а динамичная, качественно изменяющаяся и развивающаяся система знаний. А теперь остановимся конкретней на задачах, используемых при реализации межпредметных связей в курсах геометрии и черчения.

Органической частью обучения всем учебным предметам, особенно предметам естественно-математического цикла, в том числе геометрии и черчения, является решение различных графических задач. В данной работе мы рассмотрим частный вид класса графических задач - задачи на построение. Задачи на построение - это задачи, решаемые различными инструментами (линейка, циркуль и т.д.), которые предполагаются абсолютно точными.

В данной работе мы рассматриваем задачи на построение, которые будут решаться циркулем и линейкой. Это мы делаем по той лишь причине, что именно такие задачи рассматриваются в школьном курсе геометрии и именно они являются основными, обеспечивающими межпредметную связь геометрии и черчения.

Особо важную роль в формировании и развитии пространственных представлений играют стереометрические задачи на построение.

В школьном курсе стереометрии учащимся предлагаются задачи как на воображаемые представления, так и построения на проекционном чертеже.

Приведем требования к учащимся старшей школы, которые предъявляются государственным стандартом по математическому образованию к знаниям, умениям и навыкам по теме: «Задачи на построение в пространстве» .

I. Тема: «Точка и прямая в плоскости».

Выпускник должен уметь:

1. Изображать на рисунке точки, прямые и плоскости в заданном взаимном построении.

2. Задавать плоскость с помощью трех точек, точки и прямой, пересекающихся или параллельных прямых и изображать их на рисунке.

II. Тема: «Взаимное расположение прямых в пространстве».

Выпускник должен уметь правильно изображать на рисунках пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые.

III. Тема: «Взаимное расположение прямой и плоскости».

Выпускник должен уметь правильно изображать на рисунках пересечение прямой и плоскости, параллельность прямой и плоскости.

IV. Тема: «Взаимное расположение плоскостей».

Примеры:

а) Начертите призму АВСДА1В1С1Д1, основанием которой является трапеция АВСД (ВС||АД). Какие грани этой призмы расположены: в параллельных плоскостях; в пересекающихся плоскостях? Постройте линию пересечения этих граней.

V. Тема: «Двугранный угол и его измерение».

Выпускник должен уметь задавать линейный угол двугранного угла и изображать его на рисунке.

VI. Тема: «Многогранники и их элементы».

Выпускник должен уметь:

1. Изображать на рисунках треугольные и четырехугольные призмы и пирамиды и их элементы.

2. Изображать на рисунках сечения треугольных и четырехугольных призм плоскостями, проходящими через ребра.

3. Изображать на рисунках сечения треугольных и четырехугольных пирамид плоскостями, проходящими через вершины пирамид.

4. В не сложных случаях изображать на рисунках треугольных и четырехугольных пирамид высоту пирамиды, связывая ее с другими линейными элементами на основе соответствующих свойств.

VII. Тема: «Цилиндр и конус».

Выпускник должен уметь: изображать осевые сечения цилиндра и конуса, выделяя их линейные элементы.

VIII. Тема: «Сфера и шар».

Выпускник должен уметь: изображать сечения шара плоскостями, выделяя в них соответствующие линейные элементы.

В школьном курсе стереометрии основными задачами на построение являются задачи на построение сечений пространственных фигур, а для этого необходимо научиться изображать эти фигуры.

Анализ задач на построение курсов геометрии и черчения показывает, что основными задачами в черчении являются задачи на построение, которые также присутствуют и при изучении курса геометрии.

Здесь гораздо больше возможностей для развития способностей учеников, потому, что связь геометрии с черчением можно показать непосредственно, проводя кроме дифференцированных уроков, более действенные - бинарные.

Тема урока: анализ геометрической формы предмета.

Цели урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с основными геометрическими телами. Научить анализировать форму предмета.

2. Развивающая: развить пространственное воображение учащихся.

3. Воспитательная: выработать внимание, сосредоточенность при работе на уроке.

Ход урока.

1. Организационный момент:

- приветствия;

- сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация:

v повторить ранее изученный материал.

3. Объяснение нового материала.

4. Первичное закрепление нового материала.

5. Подведение итогов урока.

6. Предъявление домашнего задания.

Фрагмент.

Объяснение нового материала.

Действия учителя

Действия ученика

На плакате (приложение 1) вы видите изображение некоторых геометрических тел. Форма каждого из них, характерные признаки. По этим признакам мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. С некоторыми из них вы уже знакомы. Посмотрите, есть ли среди лежащих на столе фигур знакомые вам тела?

Со всеми этими предметами мы будем работать не только в черчении, но и изучая курс геометрии 10-11 классов. Поэтому нам надо поближе с ними познакомиться.

Обратите внимание на плакат (таблица 1) и запомните, как называется каждое из геометрических тел: цилиндр, призма, конусы: усеченный и полный, пирамиды (убираю плакат и перехожу к набору геометрических тел).

А теперь ответьте на ряд вопросов: как называются эти тела? Найдите среди моделей прямоугольный параллелепипед. Какая из моделей называется пирамидой? Выберите из моделей четырехугольную пирамиду. Какую модель можно назвать «усеченной пирамидой»?

Далее обратите внимание на следующий плакат (таблица 2). На нем показаны и названы составляющие фигур: (показываю на моделях) грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность.

А теперь самостоятельно.

Присмотритесь к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тем или представляют собой их сочетание.

В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела. Взгляните на плакаты (таблица 3). Здесь изображены различные детали. Часть из них достаточно простой формы.

Как вы думаете, какой формы ось и ролик?

А прокладка?

Другие детали имеют более сложную форму. Они представляют собой совокупность геометрических тел. Например, валик образуется добавлением к цилиндру другого цилиндра, меньших размеров. Из каких фигур состоит втулка?

Труднее понять по чертежу форму более сложной детали. Для того, чтобы легче определить форму детали, ее мысленно расчленяют на отдельные части, имеющие форму простых геометрических тел.

Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.

Далее, при выполнении заданий мы этим и займемся.

Показывают

Отвечая на вопросы, учащиеся манипулируют моделями, выбирают и демонстрируют их.

Каждый ученик по любой фигуре показывает и называет составляющие.

Цилиндрической.

Призматическая.

Цилиндр, из которого удален другой цилиндр меньшего диаметра.

Таким образом, реализация межпредметных связей курсов геометрии и черчения, дает возможность ученикам раньше познакомиться с теми понятиями, которые они изучают на год позже и, в результате, в 10-11 классе, они будут легче воспринимать материал, а это, в свою очередь, позволит учителю больше времени уделять задачам на развитие пространственного воображения.

Рассмотрим межпредметные связи математики и биологии.

Хотя в биологии широко используются результаты и методы, заимствованные из чистой математики, сама она по существу представляет собой прикладную научную дисциплину.

В биологии специалисты не могут выполнять важные исследования, не прибегая к непосредственному сотрудничеству с учеными математиками, которые в процессе своей подготовки не получают глубоких биологических знаний. Поэтому сотрудничество между этими специалистами является важной особенностью почти всех научных исследований в области биологии.

Лабораторная работа в 6 классе № 5 (сам) (интегрированный урок математика + биология)


Тема: «Процент»

Цели:

Обучающая:

Обобщение, углубление, систематизация знаний, умений, навыков учащихся, развитие творческих способностей учащихся;

Развитие практических умений;

Развивающая:

Развитие математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;

Работа над математической и медицинской терминологией;

Развитие непроизвольной памяти.

Воспитательная:

Привитие умения коллективной работы, расширение кругозора;

Развитие познавательной активности учащихся.

Оборудование: рулетка, стул, линейка.

Повторить дома правила:

Перевода процентов в десятичную дробь;

Нахождение процента от числа;

Перевода десятичной дроби в проценты;

Нахождения числа по проценту.

Примечание 1. Для проведения работы желательно взять специальную линейку для измерения роста из медкабинета;

Цель работы:

Знакомство с практическим применением математики в жизни на примере профессии врача-хирурга;

Оценка своего физического развития;

Развитие заинтересованности в изучении математики как прикладной науки;

ХОД РАБОТЫ

Задача . Определение пропорциональности своего телосложения.

Измерьте свой рост или рост своего друга стоя;

Измерьте свой рост или рост своего друга сидя;

Воспользовавшись формулой:



где А — показатель пропорциональности телосложения, оцените пропорциональность физического развития по следующей таблице:


проценты

Пропорциональность физического развития

87 – 92 %

пропорциональное физическое развитие

меньше 87 %

относительно малая длина ног

более 92 %

большая длина ног


Результаты занесите в тетрадь.

Вопросы и задания:

Запишите в тетради определение процента.

Запишите в тетради правило нахождения процента от числа.

Запишите в тетради правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.

Дополнительные вопросы и задания:

Что вы можете рассказать о профессии хирурга?

В словаре найдите слово «хирург» и запишите в тетради его значение.

Давайте с вами побольше узнаем о людях, которые следят за нашим развитием и корректируют нашу осанку. Этим занимаются люди по профессии своей педиатры (если вам 18 лет). Да именно хирурги, они не только проводят различные операции, но и исправляют осанку, помогают при негармоническом физическом развитии. И педиатры и хирурги помогают людям быть не только здоровыми, но и красивыми. В нашей стране таких людей готовят в медицинских университетах, где обучаются 7 лет.

В современном мире множество отраслей, связанных с химией, например такие, как пищевая, фармацевтическая, тяжёлая промышленность (производство сплавов чёрных и цветных металлов), медицина, фармакология и т.д. Однако все они связаны не только с химией, но и с математикой, так как приходится решать задачи на процентное содержание в продукте питания, металле, лекарстве, косметике и т.д. тех или иных веществ.

Задачи на смеси и сплавы при первом знакомстве с ними вызывают у учащихся общеобразовательных классов затруднения. Самостоятельно справиться с ними могут немногие.

Трудности при решении этих задач могут возникать на различных этапах:

составления математической модели (уравнения, системы уравнений, неравенства и т. п.;

решения полученной модели;

анализа математической модели (по причине кажущейся ее неполноты: не хватает уравнения в системе и пр.).

Однако при тщательном анализе задачи, вышеуказанные трудности преодолимы. Этому способствуют чертежи, схемы, таблицы и пр. Каждый учащийся сам для себя делает вывод об уровне сложности той или иной задачи и месте, где эта сложность возникает.

Основными компонентами в этих задачах являются:

масса раствора (смеси, сплава);

масса вещества;

доля (% содержание) вещества.

При решении большинства задач этого вида, удобнее использовать таблицу, которая нагляднее и короче обычной записи с пояснениями. Зрительное восприятие определенного расположения величин в таблице дает дополнительную информацию, облегчающую процесс решения задачи и её проверки.



Лабораторная работа в 9 классе №1 (интегрированный урок математика + химия)



Тема: «Растворы, смеси и сплавы»

Цели:

Обучающая:

Обобщение, углубление, систематизация знаний, умений, навыков учащихся, развитие творческих способностей учащихся;

Развитие практических умений (пользовать приборами класса химии, составление уравнений и пропорций);

Развивающая:

Развитие математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;

Работа над математической терминологией;

Развитие непроизвольной памяти.

Воспитательная:

Привитие умения коллективной работы, расширение кругозора;

Развитие познавательной активности учащихся.

Оборудование: пробирки с водой, раствором уксусной кислоты (70%), мензурка с делениями.

Повторить дома понятия и формулы:

-- доля вещества в растворе;

-- доля воды в растворе;

· 100 % -- концентрация раствора, или процентное содержание вещества в растворе;

· 100% -- процентное содержание воды в растворе;



· 100 % + · 100% = 100%.



Примечание 1. Лабораторная проводится в классе химии;

Примечание 2. Вместо весовых мер вещества и воды можно брать доли или части.

Цель работы:

Знакомство с практическим применением знаний, полученных на уроках математики при изучении другого предмета (химии);

Решение задач на растворы, смеси и сплавы с помощью таблицы;

Изготовление раствора с заданным процентным содержанием вещества;

ХОД РАБОТЫ

Ознакомьтесь с условием задачи.

Выделите основные компоненты задачи, занесите их в таблицу.

Таблица для решения задач имеет следующий вид:



Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества







Решите задачу, при необходимости, обратитесь за помощью к учителю математики.

С помощью учителя химии приготовьте раствор, используя полученные из решения задачи данные.

Задача 1.Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?

Решение.



Наименование веществ, смесей

% содержание (доля) вещества

Масса раствора (г)

Масса вещества (г)

Исходный раствор

70 % = 0,7

200

0,7·200

Вода

-

х

-

Новый раствор

8 % = 0,08

200 + х

0,08(200 + х)



Анализируя таблицу, составляем уравнение :



0,08(200 + х) = 0,7·200

16 + 0,08х = 140

0,08х = 124

х = 1550

Ответ : 1,55 кг воды.

Лабораторная работа в 6 классе №2 (интегрированный урок математика + экология)

Тема: «Площадь. Квадрат числа»

Цели:

Обучающая:

Обобщение, углубление, систематизация знаний, умений, навыков учащихся, развитие творческих способностей учащихся (поиск решения нестандартной задачи);

Развитие практических умений (измерение длин, перевод из одних единиц измерения в другие);

Развивающая:

Развитие математической речи, наблюдательности, самостоятельности в учебной деятельности;

Работа над математической и экологической терминологией;

Развитие непроизвольной памяти.

Воспитательная:

Привитие умения коллективной работы, расширение кругозора;

Развитие познавательной активности учащихся.

Оборудование: линейка, учебник «Математика 5», Латотин Л.А., Чеботаревский Б.Д..

Повторить дома понятия и формулы:

a, b—стороны прямоугольника;

– площадь прямоугольника;


1 м2 = 100 дм2 = 10000 см2;

1 га = 100 а = 10000 м2


Примечание 1. Найти в Интернете на сайте rusecocentre в разделе “Новости” (стр. 2) какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется га леса);

Цель работы:

Знакомство с практическим применением математики в жизни на примере профессии эколога;

Решение задачи на вычисление количества га леса для изготовления тиража учебника;

Развитие качества бережливости по отношению к учебникам;

ХОД РАБОТЫ

Задача.

Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник “Математика 6” авт. Л. А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский и сколько, чтобы издать тираж учебника?

1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке).

2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц в конце учебника)

3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)

4. Выразить результат в квадратных метрах.

5. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?

Решение.

Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна



В учебнике 318 страниц или 159 листа, значит площадь всех листов учебника . На 1000 м2 нужно вырубить деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется . На весь тираж в 42200 экземпляров требуется:

леса, а это примерно 5 га

Ответ: 5 га

Дополнительные вопросы и задания:

Какие леса преобладают на территории Беларуси?

Запишите в тетради определения равных фигур и их свойства.

В современном мире, в связи с тем, что человек всё больше использует богатства природы, необходима такая профессия как эколог. Экологи следят за состоянием окружающей среды, помогают избежать истребления лесов, популяций животных, загрязнения рек, озёр, морей и океанов. Контролируют количество вредных выбросов производства. Эту профессию выбирают люди, которым не безразлична судьба природы, которые заботятся о ней.

На рассмотренном примере мы убедились в том, что экологи так же должны знать математику, для своей эффективной работы.

Теперь, зная сколько леса уничтожается для изготовления учебников, подумайте, прежде чем их портить!!!

Дополнительные вопросы и задания:

Постройте у себя в тетради треугольник с углами 450, 900 и 450.

Измерьте длины сторон треугольника, сделайте вывод.

Найдите фотографию Пизанской башни и на ней измерьте примерный угол наклона её по отношению к земле.

Давайте с вами вспомним, в каких профессиях необходимы знания, которые мы научились применять на сегодняшнем уроке.

Я вам помогу и расскажу о такой профессии, как архитектор. Эта профессия появилась несколько тысячелетий назад, когда ещё египтяне строили свои пирамиды. Ведь в этих самых пирамидах углы основания рассчитаны до градуса, иначе они не простояли бы столько времени. Современные небоскрёбы проектируются на компьютерах и углы рассчитываются уже не до градуса, а до секунды.

Ещё одна профессия, в которой необходимо знания по пройденной нами теме – это агроном, ведь ему приходится вычислять размеры участков, форма которых не всегда прямоугольная.

Строители дорог выверяют наклон дорожного покрытия по отношению к горизонту. Если бы они этого не делали мы бы ездили не по ровным дорогам, а по «американским горкам».

А про другие профессии вы мне расскажите на следующем уроке.



На основе анализа было показано, что при обучении реализация межпредметных связей не только возможна, но и необходима, как неотъемлемая часть развития у школьника не только пространственных представлений, но и личности в целом.





































Заключение.

Изучая теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения, мы раскрываем для себя всю важность данной проблемы, её актуальность и значимость при решении многих дидактических вопросов, возникающих при попытке оптимизации учебного процесса в средней школе, и одновременно понимаем, как неоправданно мало внимания уделяется этому.

При написании данной работы была поставлена цель - выявить возможность реализации межпредметных связей между курсами математики и другими предметами

Для достижения поставленной цели была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой был проведен сравнительный анализ основных понятий математики и других предметов с целью уточнения их определений и трактовок, проанализированы действующие программы с целью выявить возможные связи при изучении тем, сравнены задачи, решаемые при изучении курсов данных предметов.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

снизить вероятность субъективного подхода в определении в определении межпредметной емкости учебных тем.

сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук.

осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей.

формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве.

осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися.

изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.









Литература.

1) Атанасян Л.С. Геометрия 7-9. М.: Просвещение, 2012. - 335 с.

2) Атанасян Л.С. Геометрия 10-11. М.: Просвещение, 21012. – 206с.

3) Бабанский Ю.К. .-Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 251 с.

4) Блох А.Я. Методика преподавания математики Канин Е.С. в средней школе. М.: Просвещение, 1978. - 216 с.

5) Борисов Б.М. Черчение с основами начертательной геометрии. М.: Просвещение, 1978. - 317 с.

6) Ботвинников А.Д. Черчение. М.: Просвещение, 1988. - 223 с.

7) Далингер В.А. Межпредметные связи математики и физики. Омск: Изд-во ОГПИ, 1991. - 95 с.

8) Далингер В.А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. - 67 с.

9) Далингер В.А. Планиметрические задачи на построение. Омск: Изд-во ОГПИ, 1999. - 78 с.

10) Жембровский П.Ф. Межпредметные связи на уроках черчения //Школа и производство.-№5.1996.-с.58

11) Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. - 134 с.

12) Ильина Н.И. Геометрические построения на плоскости. М.: Школа - пресс, 1997. - 172 с.

13) Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988. - 78 с.

14) Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. - 218 с.

15) Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. М.: Просвещение, 1987. - 150 с.

16) Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. - 184 с.

17) Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе. Минск, 1990. - 232 с.

18) Сорокин А.Н. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1983. - 274 с.

19) Требования к обязательному уровню усвоения содержания обучения: Старшая школа // Математика в школе. – 1998.- №5. – С. 2-13.

20) Трошин В.В. Применение набора геометрических тел на уровне черчения //Школа и производство. -№4.-1991-с.55-56

21) Усов А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. М.: Педагогика, 1973. - 168 с.

22) Фёдорова Н.П. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. М.: Просвещение, 1980. - 238 с.

23) Черкасов Р.С. Методика преподавания математики. М.: Просвещение, 1985. - 276 с.















Заключение


Реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связано с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школе. Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитием идеи межпредметных связей.

Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

снизить вероятность субъективного подхода в определении в определении межпредметной емкости учебных тем.

сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук.

осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей.

формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве.

осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися.

изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации:

планирование этой работы в школе,

координацию деятельности всех участников педагогического процесса;

эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!