МБОУ «Староузеевская СОШ»
Пути обеспечения успешной адаптации первоклассников
Выступление
Питимировой Розы Кузьминичны
2016 г.
Не дети должны быть подготовлены к школе,
а школа должна быть готова учить,
развивать и любить самых разных детей,
принимать и понимать их такими, какие они
есть, и помогать их личностному росту.
Цукерман Г.А.
Прозвенит в очередной раз Первый звонок, и множество любопытных глаз первоклассников вновь устремят взгляд на учителя в ожидании чего-то нового, удивительного и неизвестного.
А также смотрят на учителя и глаза мам и пап, бабушек и дедушек, в которых читаешь вопросы: как же будет учиться наш малыш? Как сложатся у него взаимоотношения с одноклассниками, учителем? Будет ли он успешен? А комфортно ли будет ему в стенах школы? И множество как? И множество почему?
Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность, на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности.
Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы.
Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Цель адаптационного периода: создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Каковы же задачи адаптационного периода для первоклассников:
— помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник — не школьник);
— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
— научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
— подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.
Психологическое обеспечение адаптационного периода.
Процесс адаптации первоклассников занимает, как правило, около двух месяцев, т.е. первую четверть.
Для того чтобы ребёнок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.
Мы все знаем о негативном влиянии тревожности на адаптацию к школе и успеваемость учащихся. Для снижения уровня тревожности с целью создания условий для успешной адаптации я стараюсь обеспечить ребёнку сферу успеха и самореализации, ввести максимально щадящий оценочный режим в сфере неуспеха, учитывать индивидуальность в процессе воспитания и обучения.
Мотивацию достижения успеха трактуют как стремление к улучшению результатов, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Мотивация достижения успеха способствует успешной адаптации первоклассников к обучению.
Большинство первоклассников идут в школу с явным желанием учиться. Они непосредственны, любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от нее новой интересной жизни.
Но зачастую малыш быстро понимает, что учеба – это тяжелый труд, и не всегда он приносит радость. И тут желание ребенка гаснет, а иногда и пропадает совсем. А как важно интерес к школе, с которым приходят дети в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
-
Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.
2. Установление контактов с учащимися и учителями.
3. Формирование адекватного поведения.
4. Овладение навыками учебной деятельности.
Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника.
-
Проведение утренней гимнастики
-
Соблюдение режима проветривания классной комнаты
-
Привитие гигиенических норм поведения
-
Релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений, хоровое пение детских и фольклорных песен)
-
Рефлексия ( формирование самооценки ребенка )
-
Выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех)
-
Улыбка учителя и его доброжелательное отношение
-
Организация подвижных игр на перемене
-
Систематическое проведение физминуток
-
Смена деятельности на уроке
-
Организация разнообразных форм работы(групповая, парная, фронтальная, индивидуальная)
-
Использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация)
Ребенка нельзя заставить, принудить быть внимательным, организованным, активным. Если ребенок равнодушен на уроке, он может быстро и аккуратно выполнить все задания учителя, но также быстро и забыть все изученное. Надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знанием, а зажигать, не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, взаимопонимания, самоутверждения. Достичь этого помогают уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-театрализации, уроки-импровизации и т. д. На этих уроках изучается и закрепляется программный материал. Основные усилия я направляю на организацию такой развивающей среды, которая способствовала бы сохранению здоровья ребенка и постепенному переходу от дошкольных к школьным формам деятельности детей.
Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Включая в урок элементы игры и театрализации, я не ухожу от темы и задач урока. Игровая ситуация тесно связана с серьезной и даже сложной учебной работой, которая занимает детей не меньше, чем игра. Игра на уроке в значительной степени приближает условия обучения в школе к условиям детского сада, что крайне важно. Использование игровых форм в работе с младшими школьниками помогает решать педагогические задачи быстрее, чем другие средства. Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры. Становясь участником разыгрываемых событий, дети с разным уровнем учебной деятельности активно включаются в работу и способны концентрироваться на ней более длительное время. Бытовые и драматические ситуации позволяют ребенку не только заново эмоционально пережить знакомые события, но и усвоить сложный материал, испытать удовлетворенность от собственных умственных усилий. Так постепенно у младших школьников просыпается и утверждается желание работать на уроке не только потому, что это весело и занимательно. Их начинает привлекать возможность преодоления трудностей, самостоятельное нахождение правильного решения, развивается любознательность, растет познавательный интерес.
А когда учиться интересно, тогда легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, а главное – вера в свои силы.
Если дети справляются с поставленными перед ними задачами, если работают с увлечением и интересом, если идут домой довольные проведенным учебным днем и ждут завтрашнего, желание учиться крепнет. Ведь успех в труде – первостепенное условие становления личности человека, его эмоциональный внутренний комфорт.
Установление контактов с учащимися и учителями.
-
Организация игр на знакомство с одноклассниками и учителями
-
Поддерживание здоровых контактов в разнообразных формах совместной деятельности (работа в парах и группах)
-
Организация дежурства в классе
-
Поздравление именинников
-
Оформление страницы дневника «Мой класс»
Формирование адекватного поведения.
-
Знакомство с правилами школьной жизни
-
Опора на личный опыт ребенка
-
Обсуждение положительных примеров из литературных произведений и из жизни
-
Технология «Минуты вхождения в день»
Начальный этап обучения, какие бы для этого не создавались благоприятные условия сопровождается определенным стрессом для ребенка. Поэтому, вначале необходимо снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе. Важно помочь каждому ребенку почувствовать себя нужным, создать атмосферу доброжелательности и комфорта. Положительный эмоциональный настрой в классе благоприятно влияет на процесс обучения. А его эффективность в большей мере зависти от того, как ребенок эмоционально относится к обучению, как он настроен на урок.
Овладение навыками учебной деятельности.
-
Освоение организационных навыков ( внешняя и внутренняя готовность к уроку, порядок на столе, в портфеле, в тетради, контроль за наличием школьных принадлежностей)
-
Умение слушать, действовать по инструкции
-
Формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, классификация
-
Выполнение логических заданий
-
Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения
-
Формирование школьной мотивации
Как бы ни старался учитель отбирать содержание, методы и формы работы, если они не будут приняты обучаемыми, работа не даст положительных результатов. Значит, у каждого ребенка должен быть мотив учения. Продуманная мотивация обеспечения активности познавательной деятельности ученика является движущей силой в развитии ребенка, в его деятельности. Важно вовремя поддержать маленького школьника, похвалить, побудить стремление стать лучше. Считаю похвалу ведущей формой стимуляции активности учащихся. Но она должна быть обоснованной и не чрезмерной. Я заметила, что одного ребенка частая похвала побуждает к дальнейшей работе на уроке, другого ослепляет. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается. Такого ученика хвалю в конце урока, а на уроке создаю условия для спокойной, ровной работы. В конце урока стараюсь поощрить каждого ученика: одних за быструю, правильную и четкую работу в течение всего урока, других за то, что сегодня работали лучше, чем вчера, третьих за то, что помогли товарищу и т.д. На начальном этапе обучения нельзя скупиться на похвалу, одобрение, поддержку.
По мере того, как учащиеся начинают овладевать учебными умениями, в том числе самоконтролем, постепенно перехожу к оценочной деятельности на уроке (но без отметок).
Конечно, нельзя рассчитывать на быстрый положительный результат воспитания. Не всегда бывает просто найти к детям подход. И тут нельзя обойтись без помощи родителей. Готовиться к новой роли — родителей ученика — необходимо и взрослым. Нельзя резко менять свои требования к ребенку. Важно, чтобы самооценка ребенка не повисала в воздухе, не была выдуманной, идеальной, надо, чтобы она была подкреплена чем-то реальным. Он должен знать, что он многое может и многое умеет (а что-то - даже лучше, чем другие, например, рисовать, лепить, петь, читать стихи).
Только вместе с родителями, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности.
Меня радуют результаты моей работы: дети с желанием идут в школу, делятся своими радостями и огорчениями со мной и с друзьями, стремятся помочь друг другу, учатся сочувствовать и сопереживать. Развязать запутавшийся шнурок, помочь застегнуть пуговицу на пальто – все это делается как должное, будто иначе и быть не может. Благодаря положительному эмоциональному климату мне удается сформировать у детей познавательную активность, помочь овладеть умениями и навыками в разных видах деятельности.
Главное, дети привыкли к школе, друг к другу, к учителю.
Б.Пастернак назвал детство ковшом «душевной глуби». И от того, чем будет наполнен этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений.