Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования
Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
М.Скаткин
Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Ю.А. Конаржевский
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
Организация урока динамична и вариативна.
На уроке используются современные педагогические технологии
Высказывания учеников:
«Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются»
«Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок»
«Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком»
«Современный урок – это урок без стрессов»
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку,
формулируются новые критерии качества образования. Теперь оценивается
не только качество конечных результатов, но и всех процессов, влияющих
на их достижение. Поэтому проблема оптимизации современного урока
становится актуальной для каждого учителя.
Оптимизация в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий.
Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.
Пути оптимизации урока:
непрерывное повышение уровня профессионализма педагогов ;
необходимость вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца;
использование современных педагогических технологий на основе системно-деятельностного подхода;
использование информационно-коммуникационных технологий,
мультимедийных средств обучения;
индивидуально-дифференцированный подход к обучению;
строгий контроль и своевременная коррекция знаний
Азбука преподавателя математики:
М – милосердный
А - активный
Т - творческий
Е - естественный в общении, (ёмкость мысли)
М - мужественный, мудрый
А - аккуратный
Т – требовательный и талантливый
И - искренний, инициативный, интеллигентный
К – компетентный
А – абсолютно знающий свой предмет.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:
- технология ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, сеть Интернет);
- технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами, библиотека, ДК);
- здоровьесберегающие технологии (классные часы о ЗОЖ, уроки здоровья, физкультминутки, динамические паузы, рефлексия);
- технология индивидуального и группового обучения (работа в группах, парах, индивидуально);
- технология проблемного обучения (учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию на различных этапах урока, определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся);
- технология проектной деятельности (мини-проекты, учебные, творческие и социальные проекты);
- игровые технологии (уроки и задания в игровой форме, подвижные игры)
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам.
. В современной практике обучения сейчас активно используются электронные варианты наглядного, презентационного и учебно-методического материала. В образовательных учреждениях при активном внедрении ИКТ в учебные процессы стал популярен такой вид документа, как презентация.
1. Организация объяснения нового материала с помощью презентации.
Объяснение нового материала проходит в форме беседы и сопровождается показом слайдов презентации. Наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
На данном этапе уроке используется:
- Презентация-лекция – демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики, звук.
- Презентация-модель – с помощью анимации создается какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи.
- Построение рисунков.
2. Организация закрепления и систематизации знаний. На данном этапе уроке используется:
- Презентация – задание – содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение и ответ.
- Работа в группе – составление текстов для слайдов презентации, выбор иллюстративного сопровождения для текста.
3. Организация контроля знаний учащихся.
Диктанты по формулам, теоретические тесты с заданием «закончи предложение», или «вставить пропущенное слово», задания типа «Да-нет» (верно ли, что…), примеры для устного счета – такие проверочные работы позволяют быстро провести контрольный срез знаний учащихся.
4. Использование презентаций во внеурочной деятельности по математике.
Чтобы изменить представление о математике как сухой, абстрактной науке, презентации можно использовать при проведении математических турниров, КВНов, викторин и других игр. Такие презентации станут еще интереснее если включить в них различный материал по истории математики, по применению в разных сферах деятельности.
В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:
Содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
Деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в том числе ИКТ;
Процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.
Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.
Умелое сочетание современных технологий создаёт необходимые
условия для оптимизации современного урока математики, способствует повышению качества математического образования.
Учитель математики Винникова И.А.