СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути побуждения и развития познавательных интересов школьников на уроках физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути побуждения и развития познавательных интересов школьников на уроках физики.

Игровые технологии

Одним из путей формирования познавательного интереса к предмету является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения школьников с ЗПР в учебную работу. Использование игровых технологий на уроках  физики способствует успешному усвоению знаний учащихся. Именно игра может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения сложного процесса учения, ускорения развития таких познавательных процессов как восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Характерным для каждой игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.

Применение игровых технологий позволяет добиться мне решения не только образовательных задач, сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, но и  дает возможность  учащимся принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.  Следует отметить, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР) очень слабо выражена игровая мотивация. Поэтому, в первую очередь, стараюсь научить ребенка играть. Для этого необходимо организовать поэтапную работу.  Дать учащемуся представление о содержании игры. Далее организовать беседу – сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке  происходит по следующим  основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Проблемное обучение на уроках физики.

 

Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому — ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый. 

 Проблемное и развивающее  обучение  активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес, создаёт предпосылки для развития памяти, внимания, логического мышления у учащихся, навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации и т.д.

Цель проблемного обучения – при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления, творческих способностей учащихся.

 

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий. .

На уроках я использую следующие способы постановки и решения учебных проблем. На этапе изучения новой темы– это проблемное изложение материала, т.е. словесная формулировка проблемы или ряда проблем (даже тема урока формулируется в форме вопроса), которые ставит учитель и решает вместе с учащимися.. Другой способ развития познавательной активности – поисковая беседа, т.е. разрешение проблемы с помощью системы вопросов.

Проблемной ситуации при объяснении нового материала может быть  постановка опыта.  Например, опыт рождает проблемную ситуацию. При изучении тепловых явлений неоднократно подчёркиваем, что все тела, находящиеся в длительном контакте, имеют одинаковую температуру. Для наглядности измеряем температуру воздуха в разных местах класса (например, на каждом столе), а после этого прошу учащихся потрогать различные предметы, находящиеся на столах: деревянный и железный бруски, стеклянный стакан и т.д. Житейский опыт судить на ощупь о температуре тела вступает в противоречие с научным фактом равенства температур при длительном тепловом контакте тел. Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления вызывает у учащихся наибольший интерес.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики.

   Быстрые темпы развития современного общества предъявляют более высокие требования к человеку и его здоровью.                                                                       Задача  школы профилактическая, т.е. сохранение и укрепление здоровья школьников.                                                                                                                         Цель здоровьесберегающих образовательных  технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в  школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.                             В физике практически любая изучаемая тема может быть использована для формирования правильного отношения учеников к своему здоровью:

  • при изучении мех. движения, явления инерции–профилактика детского травматизма (7кл. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?);
  • при изучении электрических явлений – профилактика несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях (8 класс. Почему нельзя прикасаться к оголенному проводу?);
  • при изучении резонанса – показать опасное влияние низких звуковых частот  (в рок-музыке) на функционирование внутренних органов (9 класс. Почему нельзя слушать музыку громкостью более 130 дБ?

  Чтобы длительно поддерживать умственную работоспособность учеников на высоком уровне и  предупреждать перегрузки, а также преждевременное утомление, я стараюсь грамотно спланировать и провести  урок, учитывая  гигиенические критерии  рациональной организации урока, а именно:

      4 – 7 раз за урок сменяю  виды деятельности (около 10 мин. каждый),

1.     предусматриваю на уроках оздоровительные моменты: соблюдение учащимися правильной позы, физминутки (между 20 и 35 минутами урока 3 легких упражнения с 3–4 повторами); часто они удачно переплетаются с организацией хода урока:

2. для закрепления новой темы часто использую кроссворды. Они разряжают обстановку, создают элемент соревновательности;

3. стараюсь создать благоприятный психологический климат на уроке, т.е. сделать так, чтобы на уроках преобладали положительные эмоции и 2 – 3 эмоциональные разрядки, (в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что приводит  к  качественному усвоению знаний, к более высоким результатам);                                                                                                        4. на моих  уроках  прошу учеников пофантазировать, придумать мысленно какой – то эксперимент – это помогает развитию творчества ребят, преодолению усталости,  ведь ученик может сосредоточиться лишь на том, что ему интересно.

  Все это позволяет добиться того, что утомление у обучающихся наступает не ранее, чем через 40 минут от начала урока, что способствует  повышению познавательной деятельности учащихся.

   Школьная оценка также является одной из важнейших технологий здоровьесбережения. Чтобы избежать субъективизма при оценивании ученика, использую:

  • самооценку, когда учащийся знает заранее критерии оценивания его работы,
  • оценка товарища по парте, когда ученики меняются своими работами,
  • окончательная оценка (оценка в конце изучения темы)

 Одним видом здоровьесберегающих уроков является урок с элементами здоровьесбережения, когда тема урока имеет отношение к  здоровью. Например, тема «Масса» – лишний вес создает угрозу здоровью; тема «Смачиваемость – необходимо соблюдать гигиену кожи; тема «Архимедова сила» – надо знать правила поведения на воде.

  Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обращая  внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираю на уроке, а на дом остается повторение.

  Состояние кабинета, где проходят уроки физики должно соответствовать гигиеническим рекомендациям СаНПиН, что является неотъемлемой чертой здоровьесберегающей технологии.                                                                                                       Я считаю, все используемые мною здоровьесберегающие технологии способствуют воспитанию личности ученика, осознающего необходимость здорового образа жизни.