СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Пути повышения эффективности работы учителей по подготовке выпускников школы к ГИА»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Пути повышения эффективности работы учителей по подготовке выпускников школы к ГИА»

Просмотр содержимого документа
««Пути повышения эффективности работы учителей по подготовке выпускников школы к ГИА»»

«Пути повышения эффективности работы учителей по подготовке выпускников школы к ЕГЭ, государственной итоговой аттестации»

В реальности экзамен - это оценка итогового результата, оценка соответствия уровня развития учащихся образовательному стандарту. Экзамен показывает, обладает ли выпускник теми компетенциями (образовательными и не только), которые в будущем обеспечат его успешность.

При изучении математики, обучающиеся должны владеть предметом, а не просто усвоить знания, которые легко можно восполнить при помощи учебников, пособий и справочников. Что подразумевает собой владение предметом? Это значит не просто уметь решать задачи стандартного типа «по шаблону», но и еще применять нестандартное мышление, изобретательность, оригинальность и здравый смысл.

Решение задач является необходимым и важным этапом при изучении всех точных наук. Однако именно данный этап изучения дисциплины является наиболее сложным. В основном это связано с недостатками в методике решения различных задач по школьному курсу.

Имеется определенный базис знаний и навыков, на основе которых мы учителя разрабатываем свои рабочие программы, однако объем теоретического материала настолько велик, что приходиться сокращать число часов, отводимых на решение задач (на уроках отводится время лишь на решение типовых задач), а проблемы по эффективной подготовке выпускников к ГИА остаются актуальными. В связи с этим, актуальна и цель доклада: определить пути повышения эффективности работы учителя по подготовке выпускников школы к ГИА.

Существует большое множество путей повышения эффективности подготовки, однако идеального нет.

Первое - самое главное: психологическая поддержка - важный фактор, определяющий успешность выпускника в сдаче ГИА.

Основная цель психологической подготовки учеников – ознакомление учащихся с ГИА, формирование адекватного мнения о данном экзамене. Поддерживать ученика - значит верить в него. Учителя и родители имеют множество возможностей, которые демонстрируют ученику свое удовлетворение от его усилий или достижений.

Еще один путь - научить выпускника справляться с различными задачами, задав ему установку: «Ты сможешь это сделать!». Существуют слова поддержки, например: «Зная тебя, я уверена, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо».

Соответственно, чтобы поддержать выпускника, необходимо:

- опираться на его сильные стороны;

- избегать подчеркивания промахов;

- проявлять веру в выпускника, сочувствие к нему, уверенность в его силах.

При подготовке к итоговой аттестации у выпускника возникает главная трудность в том, что необходимо повторить весь материал, начиная с 5-го класса, при этом на экзамене отводится всего-навсего четыре часа на множество различных непохожих друг на друга заданий. Очень важно научить выпускников концентрировать свое внимание на понятных для них задачах, решать их спокойно и до конца. Следовательно, для успешной сдачи экзамена выпускников необходимо готовить уже с 5-го класса.

Начиная с первых уроков учеников необходимо знакомить с целями проведения ГИА, бланками, КИМами, критериями оценок. Акцентировать внимание на справочниках, дополнительной литературе, и также Internet-источниках, которые могут в дальнейшем помочь при подготовке к экзаменам.

Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учитель должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса.

В своей методической копилке я имею демоверсии ОГЭ и ЕГЭ за многие годы существования данной формы итоговой аттестации, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), диагностические работы, присылаемые в образовательное учреждение по системе СТАТГРАД, тестовые задания по всем темам.

Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля, как ежеурочного (в виде диктантов, контрольных, самостоятельных, срезовых работ, тестов и т.д.), так и проведения раз месяц тестирования по образцу ЕГЭ (я провожу по одной работе базового и профильного уровней).

Сильные ученики 5-6 классов после изучения тем «Проценты», «Десятичные дроби», «Формула площади прямоугольника» уже могут решать часть задач из итоговой аттестации 9 и 11 классов. А в 7-8 классах те же ученики с легкостью могут решить большинство заданий ОГЭ 9-го класса. Соответственно, при постоянном использовании тестовых технологий у многих учеников появляется к ним интерес.

Следует обратить внимание на тот факт, что не существует идеального варианта подготовки выпускника к ГИА, все учащиеся строго индивидуальны и у всех разные возможности, поэтому для учителя главное – найти подход и особенный метод работы с каждым. Важно, в течение всей 4-ой четверти 9 или 11 классов «прогонять» весь пройденный материал, имеющийся в экзамене, при этом не пропускать изучение новых тем. Например: в 9-11 классах в начале урока я раздаю карточки, где нужно вычислить примеры в столбик. Таким образом, я проверяю знание таблицы умножения, ведь не секрет, что в старших классах обучающиеся производят вычисление задач с помощью микрокалькулятора.

В конце учебного года можно провести пробный ЕГЭ на школьном уровне и по результатам выявить возможности учащихся и те темы, которые надо повторить с классом. Проводить консультации с учениками, требующими педагогической поддержки в 9-ом, 11-ом классах, начиная с начала учебного года.

Если строго следовать учебному плану, тех часов, которые отводятся на алгебру и геометрию недостаточно, чтобы успешно подготовится к ГИА. А значит, немаловажную роль играет внеклассная работа, которая способствует не только повышению уровня подготовки выпускника, но и росту его мотивации и интереса. Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса и выступает дополнением основных форм организации учебной деятельности выпускника. Еще один важный элемент эффективной подготовки выпускников – участие в олимпиадах и конкурсах. Это поможет «расшевелить» детей, сплотить их, мотивировать на успех.

Необходимо поддерживать тесную связь с родителями, они должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации. В выпускных классах мы проводим раз в два месяца родительские собрания, на которых учитель делает анализ тренировочных и диагностических работ ГИА. Таким образом, все перечисленные выше методы в той или иной степени помогут повысить эффективность подготовки выпускников к Государственной итоговой аттестации, помогут развить интерес к предмету, достичь стабильных положительных результатов.

1. Трудности, вызванные недостатком информации о ГИА. Выпускники мало знают о процедуре экзамена, не знают своих прав и обязанностей, не умеют правильно записывать ответы на бланках, ожидают помощи и поддержки от присутствующих на экзамене педагогов (а те не имеют права ее оказывать). Да и о самом тесте ЕГЭ выпускники зачастую имеют смутное представление, не понимают специфики заданий разного уровня, не знают, сколько баллов можно заработать на каждом задании.

2. Трудности, связанные с содержанием учебного предмета и умением в нем ориентироваться. Понятно, что необходимо иметь знания и умения по программе средней школы, знать факты, понимать сущность понятий, уметь совершать необходимые для решения задачи действия. Но, кроме того, надо видеть все содержание предмета в целом. Получая задание, ты не знаешь, с каким разделом и темой оно связано. А времени на обдумывание совсем мало, тесты ЕГЭ очень объемные. Значит, надо быстро ориентироваться в материале, понимать, где искать ответ, как связаны между собой отдельные части курса.

3. Психологические трудности на ЕГЭ, казалось бы, у каждого свои, но причины этих трудностей – общие. Многие выпускники не задумывались над индивидуальными особенностями своей личности и не старались понять, как они влияют на их работу и при подготовке к ЕГЭ, и на самом экзамене. А ведь стратегия подготовки к ЕГЭ и тактика работы во время экзамена должна быть у каждого своя. Тогда и со стрессом можно справиться, и все свои возможности мобилизовать, и самоконтроль включить. При этом, на наш взгляд, главное – верить в успех, верить в себя, стремиться к саморазвитию. Получается, что готовность к ЕГЭ должна включать по меньшей мере 3 основных компонента:

- информативная готовность;

- предметная готовность;

- психологическая готовность.