Пути повышения образовательной мотивации у учащихся в разных практиках воспитания
Понятие «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. Учебная мотивация — это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика, такой процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Функции мотивации:
побуждающая – формирование первичного интереса, познавательные мотивы первого учебного уровня (желание ходить в школу, удовлетворить любознательность)
направляющая - отражает направленность энергии мотива на определенный объект.
регулирующая функция - мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося.
Современное образование и обучение в современной школе характеризуется низкой мотивацией к обучению у учащихся. Причины низкой мотивации к обучению:
неумение учиться — отсутствие учебных навыков;
проблемы с целеполаганием – неумение ставить цели и преодолевать трудности;
воспитательные проблемы – завышенные требования или отсутствие требований, негативное отношение к школе;
социальная дезадаптация – трудности в общении и взаимодействии с одноклассниками и учителями.
Что влияет на учебную мотивацию?
образовательная система, образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность;
правильная организация процесса обучения;
особенности учителя и учащихся;
специфика учебного предмета.
Формирование у учащихся мотивации к получению знаний осуществляется через следующие процессы:
совместная учебная деятельность;
взаимодействие с учащимися на уважительной основе;
использование различных педагогических технологий, познавательных игр, дискуссий и споров;
эмоциональная окрашенность урока;
учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся;
использование знаний и опыта из жизни;
развитие самостоятельности и самоконтроля ученика;
Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:
создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;
обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;
опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем;
опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из главных проблем современной школы.
Формирование мотивации на практике - это создание условий, при которых появляются внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению. Педагогу необходимо включать ребёнка в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития, вызывает у ученика положительные эмоции. Важную роль в формировании мотивов играют
Мотивация включает целый спектр личностных качеств, определяющих не только успешность обучения, но и общую социализацию молодых людей, формирование у них мировоззренческих позиций, нравственно-ценностных ориентиров, реализующихся как в профессии, так и в саморазвитии.
Для повышения мотивации учащихся к обучению в своей практике применяю разные формы методы и обучения, опираюсь на активные методы обучения.