Пути повышения профессиональной
компетенции учителя в условиях ШНОР.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Качество образования во многом зависит от:
- средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);
- образовательных технологий;
- управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании);
- территориальным расположением (социально-экономического положения, развитости инфраструктуры, численности проживающих в населенном пункте;
- профессионализма кадрового состава и многого другого.
При этом, находясь в сходных условиях функционирования, одни школы показывают низкие результаты, другие – высокие. Данный вопрос рассматривается в рамках изучения феномена резильентности, актуального для последних международных исследований.
Одной из проблем современного образования является существования школ с низкими образовательными результатами обучающихся (ШНОР). Опыт работы с учителями ШНОР показал, что для повышения уровня образовательных достижений их обучающихся недостаточно знать предмет, а также методику его преподавания (предметная и методическая компетенции). Помимо этого актуальны знания и умения в области психологии, дефектологии, логопедии, учатся медиации, работе с девиантным и асоциальным поведением, способам развития учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Такие знания являются составляющими психолого-педагогической, коммуникативной компетенций, а также «гибких» навыков.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
В силу постоянно меняющегося образовательного процесса, педагог должен уметь успевать за постоянно идущим вперед образовательным процессом. Посещение различных мастер классов, конференций, семинаров, прохождении курсов повышение квалификации, наставничество – все это помогает учителю повысить свое мастерство. Но существенно повысить уровень профессионального мастерства помогает самообразование педагога.
Составляющие процесса самообразования педагога:
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Проводить самодиагностику знаний.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
систематический просмотр определённых телепередач;
чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор информации в Интернете по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиям;
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
изучение информационно-компьютерных технологий;
посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Одним из показателей результативности формирования среды профессионального общения может стать фактор мотивации и активизации профессионального развития и творческой активности педагога. Мотивирован учитель-мотивирован ученик. Если у учителя высокая мотивация к самообразованию и он постоянно учится, то и своих учеников он научит умению обучаться, что однозначно повысит качество образования в целом.
Учитель должен обладать и развивать в себе не только компетенции, но и личностные качества, т.к. сама личность учителя, как компетентного творческого и интересного человека, мотивирует учащихся к обучению, а ведь мотивация - это один из главных причин качества успеваемости. Сегодня выдвигаются требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Вывод
Таким образом, в современном мире учитель должен постоянно совершенствоваться и выполнять очень важную задачу – идти в ногу со временем. выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского:
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».