Пути повышения функциональной грамотности учащихся
на уроках русского языка и литературы
Бояринцева Анджелика Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №8 г. Юрги»
Кемеровская область, город Юрга
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. Именно поэтому введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта общего образования определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи. Теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений.
Поэтому сейчас одной из задач современного учителя, помимо качественного преподавания своего предмета, хорошей подготовки к ГИА и ЕГЭ, является нахождение подходов в обучении к каждому ученику.
А как же найти этот подход к каждому ученику?
На этот вопрос мне помогли ответить уровневые курсы повышения квалификации педагогических работников, разработанные Кембриджским университетом.
Благодаря данным курсам в моей практике многое поменялось.
Ученик, у которого сформированы навыки фунционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов. Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие, игровые методы. Специально подобранные упражнения, тексты, индивидуальные домашние задания способствовали развитию речевой и письменной деятельности.
На уроке по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе отдельные ученики по желанию представили мини-проекты о действующих лицах комедии, их постеры были размещены на доске. Затем всем ученикам было предложено задание охарактеризовать героев на иллюстрациях с помощью прилагательных и написать «синквейн» о каждом действующем лице. Ученики использовали информацию, представленную на постерах, создав новые продукты и представив классу. Информация, изученная таким образом, осталась в памяти, причем слабые ученики участвовали в работе наравне с другими детьми и ощутили успех, что особенно важно для дальнейшего повышения учебной мотивации.
Вопросы на стикерах. Этот прием очень хорошо работает на уроках. Мы с ребятами применяли его так: сначала они изучили текст, предложенный учителем, затем сформулировали вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, как, почему и записали их на стикерах. Затем мы сгруппировали эти вопросы по категориям сложности, расположив на листах формата А4, а потом отвечали на эти вопросы, постепенно переходя на новый уровень сложности. Активность класса возрастает, текст изучается достаточно глубоко, информация остается в голове учащихся.
На уроке русской литературы по басне И.А.Крылова в 5 классе использовала прием «Диаманта». Дала задание детям прочитать басню «Волк на псарне», затем обсудить историческую основу басни. После этого прилагательными дети дали характеристики Кутузову и Наполеону, которые аллегорически изображены в образах волка и ловчего. Затем перешли к написанию диаманты. Такие работы дети делали с удовольствием. Сравнительная характеристика героев получилась точной, краткой, ёмкой.
Прием «Шесть Шляп мышления» отражает процесс параллельного мышления, который ускоряет сфокусированное мышление из числа различных решений. Данный приём я использовала на уроке в 9 классе «Русская романтическая проза 19 века». Ученики должны были представить свой взгляд на судьбу романтических героев Лермонтова и Марлинского. Приятно наблюдать за тем, как школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.
Для меня ценно то, что критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя.
Урок в 8 классе «Чудесное и реальное в рассказе В. В. Набокова «Рождество» начался с просмотра видео «Бабочки». Используя приём «ассоциации», учащиеся предполагали, как рассказ и видео могут быть связаны.
При изучении рассказа «Хамелеон» А. П. Чехова в 7 классе учащимся было предложено задание составить 7 вопросов по тексту, начинающихся со слова «почему». После получения ответов на составленные вопросы учащиеся записали те вопросы и положили их в общую корзину, на которые не смогли ответить, чтобы вернуть к ним в конце урока. Использовала стратегию «Кубик».
Опиши: Опиши свои впечатления от рассказа «Хамелеон».
Сравни: В чём сходство и различие рассказов «Толстый и тонкий» и «Хамелеон»?
Проанализируй: Чему учит рассказ «Хамелеон»? Какие человеческие качества высмеивает Чехов в этом рассказе?
Проассоциируй: С кем (с чем) ассоциируются у тебя герои рассказа? Объясни, почему.
Примени: Какие особенности чеховского стиля ты увидел(а) в рассказе?
Приведи «за» и «против»: «Быть хамелеоном в жизни - хорошо».
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет
пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым,
ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и
понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному
виду текстов.
Прочитайте приведенные ниже примеры. Как вы думаете, что их объединяет?
1 Вертит очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. И.А. Крылов «Мартышка и очки» |
2 Вы пытаетесь загрузить программу «Скайп». У вас не получается. Вы читаете инструкцию, снова пытаетесь загрузить программу. Ничего не получается. Вы предпринимаете третью попытку – безрезультатно. |
3 Утром вы бегло прочитали название лекарства на упаковке и приняли предписанную вам дозу. Вскоре вы почувствовали себя плохо. Позже выяснилось, что вы приняли препарат, который был выписан вашему дедушке |
4 В большом городе вы оказались в метро и заметили, что часто слышите одну и ту же фразу: «Не подскажете, как добраться до станции...» |
Организовав уроки в групповой форме, наблюдая за учениками, хочется отметить, во-первых, произошло сплочение ребят, во-вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в-третьих, создается чувство здоровой конкуренции, каждой группе хотелось быть лучше всех.
Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. А ведь главная цель педагога – создать конкурентно способную личность, умеющую жить и проявлять себя в разных жизненных ситуациях.
Публичное выступление, создание диалогов, работа в паре, группе формируют коммуникативную компетенцию.
На этапе закрепления работы по орфографии в 6 классе использовала приём «Три правды и 1 ложь». Задание способствовало выработке умения отбирать необходимую информацию в тексте.
Напишите индивидуально на стикерах 3 правды и 1 ложь по теме «Буквы о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных».
Поменяйтесь заданием в группах. (Задача групп обвести правдивые факты зеленым карандашом, а ложные – красным.)
Проверьте правильность выполненной работы и прокомментируйте её.
При изучении нового материала по теме «Орфография» использовала приём «Верные и неверные утверждения»
Докажите, что слова с пол-полу- записаны верно.
Алгоритм работы в паре:
1) Прочитайте теоретический материал самостоятельно.
2) Обсудите его в паре.
3) Ответьте на вопросы:
Как пишутся слова с пол-полу?
Когда слова с пол пишутся слитно?
Когда слова с пол пишутся через дефис?
4) Докажите, что слова с пол-полу- записаны верно.
С целью формирования компетенции личного совершенствования использовала задания на развитие навыков самоконтроля
На стадии рефлексии применяла приём «Рейтинг популярности». Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их обозначения. Например: красный – работа прошла интересно, помогла решить проблемы урока; зеленый – совместная работа помогла нам пообщаться, лучше узнать способности друг друга; желтый – дело было важно для тех, кто был в этом заинтересован, его мы обсуждали вместе. После того, как карточки розданы и получены ответы на все вопросы ребят, организовывается коллективная работа. Каждый из присутствующих располагает карточки на доске или листе рядом с теми заданиями, которые были выполнены за урок. Список составляется заранее. После того как карточки расставлены, начинается анализ полученных результатов.
«Индекс карточки» с заданиями на двух сторонах, которые периодически раздаются ученикам. На одной стороне такой карточки находится задание, например, обобщить в виде схемы («Кластер», «Карта памяти», «Древо предсказаний» и др.) материал по теме; на другой стороне – задание определить, что еще непонятно и сформулировать вопросы на стикерах. На вопросы, записанные на стикерах и размещенные на доске, отвечают другие ученики или учитель.
Техника «Одноминутное эссе». В этом случае ребятам предлагаю ответить на вопросы «Что самое главное ты узнал на уроке?», «Что осталось для тебя непонятным?» и др. Техники самоценивания и взаимооценивания разнообразны, использую их на разных этапах работы учащихся.
Используя разнообразные виды оценивания, я видела, что учащимся очень нравится формативное оценивание, так как этот вид оценивания показывает им этап, на котором они находятся, и ребята, исходя из этого, дают себе установки, как лучше достигнуть необходимого уровня. Как отмечают сами дети «Когда я слышу оценку учителя, и тем более если она плохая, то мне просто ничего не хочется делать, а когда учитель говорит, на каком я сейчас нахожусь этапе и что мне нужно сделать, то меня это как-то подбадривает, хочется работать».
При планировании информационного поиска учащиеся ищут необходимую информацию. Например, подготовить 1-2 задание по изученному материалу, составить интервью, сценку, презентацию.
Сравнивая уроки до и после курсов, хочется отметить, что модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении» мне открыл новые формы и методы использования ИКТ. Раньше я только на уроках использовала интерактивную доску для показа презентаций или работая с флипчартами. А сейчас кроме этого на уроках я использую и сотовые телефоны, что очень нравится детям. С помощью сотового телефона учащиеся очень быстро находили информацию, которая им была нужна.
Всё это является основными индикаторами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Преподаватель, который применяет семь модулей на своих уроках, развивая функциональную грамотность у учащихся - это «современный учитель», так как этот педагог хорошо знает свой предмет, методику преподавания, владеет информацией о психолого-физиологических особенностях детей, любит каждого ребенка, уважает его как личность, и постоянно самосовершенствуется.
3