СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие физика к Северному полюсу

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мероприятия, проводимого в рамках декады естественно-математических наук. В 2015 году декада посвящалась освоению Северного полюса и проводилась в январе 2015. По итогам этого мероприятия проводился марафон составителей задач по представленым матералам.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие физика по Арктике»

МКОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа











Познавательная игра по физике на тему : «Путешествие физика к Северному Полюсу»

в 7-8 классах.







Время проведения: январь 2015

Составитель: В.В. Акулова

Учитель физики 1 кв. категория












п. Октябрьский

2014г


ЦЕЛЬ: интеграция предметов естественнонаучного цикла; ознакомление с физическими явлениями, присущими Арктике


ЗАДАЧИ:

  • развитие интереса к получаемым знаниям по физике;

  • развитие любознательности, целеустремленности;

  • формирование эмоционального компонента мировоззрения;

  • применение знаний в нестандартной ситуации.


АУДИТОРИЯ: обучающиеся основной школы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Мероприятие проводилось в рамках декады предметов естественно-математического цикла, но вполне жизнеспособно как отдельное мероприятие. Тема мероприятия « Северный Ледовитый океан». В ходе рассказа и презентации учащиеся знакомятся с явлениями, которые присутствуют на Крайнем Севере. Они из разных разделов физики, но объединены географически. Учтено присутствие эстетического элемента воспитания . Кроме познавательного характера мероприятие носит соревновательный характер. По ходу рассказа присутствуют вопросы и задачи физического содержания.

В разработке представлен полный текст мероприятия и презентация к нему.


























В 1934 году был построен одномоторный самолет АНТ-25 для дальних перелетов конструкции Андрея Туполева . В машине были такие технические новшества, как убирающееся в полете шасси с масляным амортизатором и электроподъемом. Реализовать идею беспосадочного перелета предложили Валерию Чкалову. Утром 18 июня 1937 года АНТ-25 поднялся в воздух с подмосковного аэродрома Щелково и взял курс на Северный полюс. Особое внимание было уделено вопросу загрузки самолета. По настоянию Чкалова общий вес продуктов питания снизили с 350 кг до 115. Лишь десятая часть продовольствия предназначалась для трехсуточного полета, остальное бралось на случай вынужденной посадки в необитаемом месте. Из тех же соображений был снижен и запас кислорода. Более 15 часов АНТ-25 летел в экстремальных условиях: на крыльях, стабилизаторе, антеннах образовалась ледяная корка. Был момент, когда закончилась вода в системе охлаждения мотора, а в резервном бачке вода замерзла. В любую минуту двигатель могло заклинить. Из-за сильных встречных ветров топлива было израсходовано больше, чем рассчитывали. Основная задача перелета, пройти всю Арктику через полюс и сесть в США или Канаде, была выполнена. Чкалов принял решение приземлиться в Портленде. В середине дня 20 июня АНТ-25 начал снижение. Через 63 часа 16 минут после взлета, преодолев 8504 км, экипаж посадил самолет на военном аэродроме Баракс в пригороде Портленда Ванкувере. Топлива в баках практически не осталось. Печать и радио США в течение многих дней говорили в восторженных тонах об уникальном перелете. Летчиков в Овальном кабинете Белого дома принял президент страны Франклин Рузвельт.


Сегодня мы повторим маршрут Валерия Чкалова, но уже на парусном корабле и познакомимся с притягивающим и неизвестным миром Северного Ледовитого океана. Увидим те физические явления, которые присущи только Арктике. Итак, вот наше судно, на котором мы отправимся в путешествие. Назовем его « Дискавери», что в переводе означает - открытие. Ведь как известно, всем бывалым морякам «…как вы судно назовете, так оно и поплывет». Итак, в путь!


В августе 1957 года из Ленинграда (Санкт – Петербург) вышла небольшая парусно-моторная шхуна «Заря», для исследования магнитного поля земли. «Заря» - это деревянная трёхмачтовая шхуна 50 метров в длину и 10 м в ширину. Почти все ее детали сделаны из бронзы, меди и других немагнитных материалов. Чтобы скорость судна меньше зависела от попутных ветров, на ней был установлен двигатель в 300 л. с. Почему шхуна «Заря», снаряженная для исследования магнитного поля Земли, построена не из стали или чугуна, а из дерева, бронзы, латуни и других немагнитных материалов?


Вахтенный! Как там погода? Со стороны океана поднимается черная туча, похожая на гору! Значит будет шторм! Команда! Подготовить корабль к экстренной ситуации!!!

Запись в вахтенном журнале:


На месте Луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они появлялись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.


Что это такое непонятное? Нужно обратиться к энциклопедии!!!


Тогда это явление называли огнями Кастора и Поллукса — по имени мифологических героев-близнецов. А позднее переименовали в огни Эльма — по названию церкви святого Эльма в Италии, где их впервые увидели.

Особенно часто такие огни наблюдали на мачтах кораблей. Тому несколько примеров...

Поклявшись проплыть вокруг земного шара, Фердинанд Магеллан в сентябре 1519 года отплыл из Испании. Первые несколько недель его суда бороздили давно освоенные воды, вплоть до острова Зеленого мыса, колониального аванпоста в 300 милях от атлантического побережья Африки. Но эти острова были лишь трамплином для прыжка в неизвестность, и 5 октября суда двинулись на юг, в неведомые воды. Команду беспокоило, что ее ждет впереди. Беспокойство сменилось страхом, когда грянула страшная буря, и в команде стал назревать бунт, хотя Магеллан и повернул назад. И вдруг по верхушкам мачт высыпали шарики, испускавшие трепещущий голубоватый свет: на морском жаргоне, огни Святого Эльма, а они считались знамением, ниспосланным святым, покровительствующим морякам.

А вот свидетельство капитана одного английского парусника.

Случилось это в 1695 году, в Средиземном море, у Балеарских островов, во время грозы. Опасаясь бури, капитан приказал спустить паруса. И тут моряки увидели в разных местах корабля больше тридцати огней Эльма. На флюгере большой мачты огонь достиг более полуметра в высоту. Капитан послал матроса с приказом снять его. Поднявшись наверх, тот крикнул, что огонь шипит, как ракета из сырого пороха. Ему приказали снять его вместе с флюгером и принести вниз. Но как только матрос снял флюгер, огонь перескочил на конец мачты, откуда снять его было невозможно.

Еще более впечатляющую картину увидели в 1902 году моряки парохода «Моравия». Находясь у островов Зеленого Мыса, капитан Симпсон записал в судовом журнале: «Целый час в море полыхали молнии. Стальные канаты, верхушки мачт, нок-реи, ноки грузовых стрел — все светилось. Казалось, что на шканцах через каждые четыре фута повесили зажженные лампы, а на концах мачт и нок-рей засветили яркие огни». Свечение сопровождалось необычным шумом:

«Словно мириады цикад поселились в оснастке или с треском горел валежник и сухая трава...»

Огни святого Эльма разнообразны. Бывают они в виде равномерного свечения, в виде отдельных мерцающих огоньков, факелов. Иногда они настолько похожи на языки пламени, что их бросаются тушить.

Несмотря на всю кажущуюся необычность этого явления, оно довольно давно нашло естественное объяснение: такие огни — тихие электрические разряды в атмосфере.

Наблюдают их чаще всего во время гроз, снежных бурь, шквалов, когда в облаках и на поверхности земли накапливается большое количество электричества. Наша планета окружена электрическим полем, подобным тому, какое образуется вокруг любого заряженного электричеством тела. В большинстве случаев воздух заряжен положительно, а земля отрицательно. Возникновение электрического поля в нижних слоях атмосферы происходит главным образом за счет ионизации воздуха. Обычные молнии сопровождаются оглушительным треском — громом, ведь молния — это сильный и быстрый электрический разряд. Однако при определенных условиях происходит не разряд, а истечение зарядов, различное по продолжительности.

В принципе это тот же разряд, но только «тихий», который специалисты называют коронным, то есть венчающим какой-либо предмет подобно короне. При таком разряде из различных острых выступов — шпилей, башен, высоких шестов, деревьев, корабельных мачт и т. д. — начинают выскакивать одна за другой маленькие электрические искры. Если искр много и процесс длится более или менее продолжительно, то мы и видим бледно-голубоватое сияние, похожее на язычки пламени.

Во все времена считалось, что появление огней святого Эльма является добрым предзнаменованием.

Однако, уверенность в этом не только необоснованна, но и опасна, так как при атмосферных условиях, порождающих эти огни, растет и вероятность того, что молния поразит как раз те места, которые облюбовали огни Святого Эльма.

Действительно, не без участия огней Святого Эльма произошла катастрофа, радикально изменившая воздухоплавание. 6 мая 1937 года во время посадки прибывшего из Германии роскошного пассажирского дирижабля «Гинденбург» в Лейкерсте, штат Нью-Джерси, там появилась огромная туча. Капитан отложил посадку огромного наполненного водородом судна на время, пока не пройдет гроза. Когда гроза сменилась моросящим дождем, корабль пошел на снижение и члены экипажа выбросили на землю тяжелые посадочные тросы. К ужасу команды, вскоре вокруг хвоста «Гинденбурга» появились яркие язычки пламени и быстро объяли всю поверхность дирижабля. Кое-кто из находившихся на борту успел выпрыгнуть и спасся, но тридцать шесть человек погибло.

Расследование катастрофы привело к выводу, что выходящий в местах утечек водород, газ весьма горючий, был подожжен электрическим током, бежавшим вверх с земли по посадочному канату «Гинденбурга». Обычно безвредное свечение огней Святого Эльма породило страшный пожар, погубивший не только «Гинденбург», но и дирижабль как вид транспорта. С тех пор ни один дирижабль не перевез ни единого платного пассажира.


Будем придерживаться приметы моряков – Огни Святого Эльма принесут нам удачу ! Буря наконец-то миновала. И мы увидели одно из замечательнейших физических явлений – Огни Святого Эльма. Продолжаем наше путешествие.


Вахтенный! Как там горизонт? Чист? Нет, капитан, слева по курсу на нас движется огромная гора вся из льда и снега. Право руля! Уходим от опасности! Это айсберг! Именно айсберги послужили причиной многих катастроф, в том числе и «Титаника»


Айсберги что в переводе означает « Ледяная гора» достигают громадных размеров в длину до нескольких километров и высотой более 100 м. Встреча с айсбергами в океане опасна для кораблей. Ведь его подводная часть больше надводной. На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3с? Скорость звука в воде считать 1500 м/с.


Миновали мы и это препятствие. Полный вперед! Вахтенный! Как погода? Какая температура воды? Капитан! Наблюдается понижение температуры забортной воды; холодный ветер - признак большого скопления льда в той части горизонта, откуда дует ветер. туман на горизонте в подветренном направлении при ясной погоде и теплом ветре с моря - признак большого скопления льда в этой части горизонта. И что-то непонятное! Ка будто земля и небо поменялись местами! На небе видны льдины и участки воды ! Что это? Обратимся к источникам!


“Ледовое небо” - эффект, создаваемый отсвечиванием льда на низких облаках в той части горизонта, где находится лед. Ледяное небо иногда прерывается участками темного “водяного неба” - отражением на облаках участков чистой воды среди льда;

По всем приметам вы входим в зону льдов. Начинается Северный ледовитый Океан. Ну, здравствуй, неизвестное!


Еще одно оптическое явление можно наблюдать в арктических морях - явление ненормальной рефракции. Это преломление света в атмосфере, которое возникает из-за разности температур нижних слоев воздуха и воды. Оно создает в Арктике немало помех, так как наблюдаемые на горизонте предметы и пейзажи искажаются в связи с тем, что луч зрения при прохождении через среды с различной плотностью преломляется в горизонтальном и вертикальном направлениях. При возникновении явления ненормальной рефракции, видимый горизонт или понижается, или повышается. Обычно этому явлению предшествует образование в атмосфере легкой мглы и волнообразное дрожание горизонта. Исследователи Арктики хорошо знакомы с этим явлением, а некоторым из них приходилось попадаться на этот визуальный «обман».


Полярные исследователи, датчане Унтер и Поульсен однажды увидели мускусного быка, на которого собрались устроить охоту. Но когда они к нему приблизились, оказалось, что это одна из их собак, показавшаяся им крупным животным из-за явления ненормальной рефракции. Приходилось наблюдать это явление и экипажу судна «Фарм» во главе со знаменитым норвежским исследователем Фритьофом Нансеном, когда экипаж принял за землю обломок деревянного черпака, размеры которого были увеличены в сотни раз. В записках полярников встречается упоминание и о том, что благодаря явлению ненормальной рефракции иногда на горизонте появляется сразу несколько ложных солнц, при этом понять, какое из них настоящее, бывает очень не просто.



 Атомный ледокол « Арктика» мог продвигаться в сплошных льдах при толщине более 1,5 м непрерывным ходом со скоростью 13 км/ч. Сколько времени необходимо для того, чтобы пройти в таких льдах 1 км?


На всем ясно, что парусный корабль не может плыть по льду Как быть? Воспользуемся еще одним физическим явлением – трением качения. Как мы будем передвигать наш корабль?


Какая красота вокруг ! Кто это сказал что в Арктике нет жизни. Посмотрите, какие букеты ледяных цветов расцветают вокруг! Это явление присуще только Арктике!


Какое физическое явление заставляет расцветать целые рассыпи «цветов»?


Белое безмолвие! А вот и нет смотрите тут есть кто-то живой! На снегу цепочка следов! Кто бы это мог быть?

Это хозяин Севера – белый медведь. Белый медведь — один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных (уступает лишьморскому слону). Его длина достигает 3 м, масса до 1 т. А кто знает почему медведь белый?

. Цвет шубы варьирует от белого до желтоватого; летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света. Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски, и шерстинки полые. Полупрозрачные волоски пропускают только ультрафиолетовые лучи, придавая шерсти теплоизоляционные свойства[9]. При ультрафиолетовой фотосъёмке белый медведь кажется тёмным. Благодаря строению шерстинок белый медведь иногда может «позеленеть». Происходит это в жарком климате (в зоопарках), когда внутри шерстинок заводятся микроскопические водоросли.

Подошвы ног подбиты шерстью, чтобы не скользить по льду и не мёрзнуть. Между пальцами есть плавательная перепонка, а передняя часть лап оторочена жёсткими щетинками. Крупные когти могут удержать даже сильную добычу.


Какие физические явления использует медведь для своего передвижения?


Начинает темнеть! Но что это? Как будто кто-то на небе рассыпал драгоценные камни. Они переливаются разными цветами и не мерцают как живые. Кто знает что это за явление?

Одно из самых ярких и удивительных явлений природы - полярное сияние, возникающее на небе в виде арок, дуг, колышущихся занавесов различных цветов. Завораживающее зрелище, которое архангельские поморы с давних пор называли сполохами, может продолжаться от часа до нескольких суток. Это люминесцентное свечение происходит от столкновения летящих от Солнца заряженных частиц с молекулами и атомами газов в самой разряженной части воздушной оболочки Земли.


Из всех видов полярного сияния наиболее распространенные - арки и дуги, которые обычно образуются на высоте от 60 до 100 километров. Свечение в виде колышущихся занавесов происходит на высоте 110-120 километров, а огни красного цвета формируются на самых больших высотах - 900-1000 километров. Чуть ниже их окраска приобретает фиолетовой цвет, а в самых близких к Земле слоях образуются зеленые лучи и вспышки.

Иногда полярные сияния достигают такой колоссальной силы, что закрывают огромные пространства небосклона. Такое сияние в 1872 году охватило почти все северное полушарие, а полярное сияние в 1938 году можно было наблюдать на всей европейской территории России.

Однако, это впечатляющее зрелище имеет и отрицательную сторону, влияющую на деятельность человека. Интенсивные полярные сияния вызывают в эфире мощные «магнитные бури», тем самым нарушая нормальную работу радиоприборов и компасов. Правда, обычно эти явления возникают зимой, когда работы геологов, полярников, пилотов и других специалистов сведены к минимуму. Во всяком случае, опытные полярники знают, что во время мощного полярного сияния не следует работать с аппаратурой и совершать путешествия.

А вот и осадки! Да какие интересные? Посмотрите на земле не снежинки и не льдинки, а ледяные скорлупки! Такие «ледяные дожди идут только в Арктике!



  Известно, что вода замерзает при температуре 0°С. Почему же в полярных районах Мирового океана температура воды опускается до -1,8° С?

.Средняя глубина океанов составляет около 4000 м, а некоторые океанические впадины достигают глубины 11000 м. Почему в морской пучине всегда холодно?

Чтобы нам не скучать в походе, займемся образованием. Изучим особенности Арктики.


Еще одно природное явление - полярный день и полярную ночь. Еще в V в. до н.э. их существование предсказал древнегреческий математик и астроном Бион из Абдеры, который первым сказал, что на Земле есть такие места, где шесть месяцев длится день и шесть месяцев ночь.

Полярным днем считается период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше одних суток. Во время полярного дня Солнце может не опускаться за горизонт на протяжении многих дней, а описывать круг вдоль линии горизонта. На северном полюсе он длится от весеннего до осеннего равноденствия – от 64 до 186 дней. Его продолжительность возрастает к северу от Северного полярного круга.

Полярная ночь устанавливается в Арктике в зимний период, когда Солнце не появляется из-за горизонта более одних суток. На полярных кругах Земли она длится один день, продолжительность полярной ночи возрастает к северу от северного полярного круга. На северном полюсе она длится от осеннего до весеннего равноденствия - 176 суток. В России полярный день и полярную ночь можно наблюдать в Мурманске, Воркуте, Норильске, Североморске и Апатитах.


Капитан! Капитан! У нас ЧП! Все двигатели и механизмы работают, а корабль не движется ни на метр! Что такое?


Наблюдается эффект «мертвой воды» в арктических морях и заключается в том, что судно, оказавшееся в этой зоне, неожиданно начинает терять скорость или даже останавливаться. Впервые с таким явлением столкнулся норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен, совершавший в 1893 году плавание по Баренцеву морю. Эффект «мертвой воды» происходит в тех местах, где внутренние волны появляются на границе слоев воды с различной плотностью. При этом поверхностный слой воды имеет значительно меньшую плотность, чем нижние водные слои. В такой ситуации вся энергия вращения судовых винтов начинает уходить на образование и поддержание внутренних волн, вместо того, чтобы толкать судно вперед. В результате - корабль теряет скорость.


Ну вот мы добрались до цели нашего путешествия – Северного полюса!

В Арктике находится четыре полюса: географический Северный полюс, магнитный, полюс холода и полюс недоступности. Эти точки в Северном полушарии достаточно широко разбросаны и не совпадают с географическим полюсом, через который «проходит» ось вращения земного шара.

Географический полюс находится в центральной части Северного Ледовитого океана и является особой точкой нашей планеты, где сходятся меридианы и все часовые пояса, поэтому время здесь не определено. И обычно полярные экспедиции ориентируются на время, принятое в их стране.

Магнитный полюс представляет собой условную точку земной поверхности, в которой магнитное поле Земли направлено к поверхности под прямым углом. Положение магнитного полюса нестабильно и его координаты являются временными и неточными, так как ежедневно он движется по эллиптической траектории и смещается в северном и северо-западном направлении. Со второй половины ХХ века полюс движется в сторону Таймыра, в «спокойные» периоды со скоростью от километра в год, а в периоды геомагнитной активности до десятков километров в год.

На земном шаре есть место, которое холоднее Северного полюса. На картах метеорологов всего мира оно обозначено как полюс холода Северного полушария. Находится он в якутском поселке Оймякон, расположенном в Восточной Сибири. Его население составляет 521 человек. Довольно большая удаленность Оймякона от океана и его местонахождение в высоких широтах формируют здесь резко континентальный климат. В зимний период столбик термометра в этих местах опускается ниже минус 50-60 градусов. Абсолютный минимум на Оймяконе был отмечен в феврале 1933 года (- 67,7°С). Это самое холодное место на планете, где при таких низких температурах постоянно живут люди.

Полюс недоступности - это место ледяного массива площадью в 3 млн км2, максимально удаленное от всех берегов Северного Ледовитого океана и расположенное на наибольшем расстоянии от любой суши. Он находится на 170-м меридиане в.д. примерно в 600 км от Северного географического полюса. Из-за удаленности этой точки от удобных транспортных путей полюс недоступности считается трудно достигаемым. Но, несмотря на это, в 1941 году советскими полярниками на этот полюс была совершена первая экспедиция на самолете «СССР-Н-169» под руководством И.Черевичного. В 1986 году экспедиция под руководством Дмитрия Шпаро в условиях полярной ночи достигла полюса недоступности пешком.








Просмотр содержимого презентации
«Путешествие физика на Северный полюс»

Путешествие физика на Северный полюс

Путешествие физика на Северный полюс

Валерий Чкалов

Валерий Чкалов

Айсберг

Айсберг

Ледовое небо

Ледовое небо

Ледяные цветы

Ледяные цветы

Хозяин Севера

Хозяин Севера


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!