МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
СТ. БРЮХОВЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
Внеурочная деятельность обучающихся
в условиях реализации ФГОС ООО (НОО)
Тема: «Разработка занятия внеурочной деятельности «Путешествие к дальним берегам» в условиях реализации программы внеурочной деятельности «Экологический практикум»
Лысаченко Оксана Николаевна
учитель биологии
МАОУ СОШ № 2
Ст.Брюховецкой
2016 г.
Методические рекомендации. Данная познавательная игра предназначена для обучающихся 5 класса. Эту игру можно проводить после изучения темы «Жизнь организмов на разных материках» (учебник И.Н. Пономарёва Биология: 5 класса, издательство ВЕНТАНА-ГРАФ). Перед началом мероприятия кабинет биологии оформляется красочными тематическими стенгазетами.
Мероприятие включает 7 конкурсов: 1 конкурс «Начало пути», 2 конкурс «Северная Америка», 3 конкурс «Южная Америка», 4 конкурс «Антарктида», 5 конкурс «Африка», 6 конкурс «Австралия», 7 конкурс «Евразия».
Цели:
обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Жизнь организмов на разных материках»;
углубление знаний детей о животных, которые обитают на разных континентах;
развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитие умение работать сообща и дружно со сверстниками;
воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; расширение кругозора детей.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, дидактический материал.
Познавательные УУД:
Работать с таблицей, находить отличия, умение работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую, работа с информационными текстами, сравнивать и выделять признаки, уметь использовать графические символы, схемы для структурирования информации.
Регулятивные УУД:
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, развитие навыков оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
Групповая работа по обсуждению информации, умение слушать учителя и сверстников, аргументировать свою точку зрения, овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Личностные УУД:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы, эстетическое восприятие природы.
Познавательная игра
«Путешествие к дальним берегам»
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день! Сегодня мы с вами совершим кругосветное путешествие, узнаем много нового и интересного. Отправимся мы с вами в кругосветное путешествие на прекрасной шхуне. В этом путешествии участвуют учащиеся 5-х классов. Оценивать ваши ответы буду я специальными монетками, которые встречаются на континентах, которые мы посетим. Только в Антарктиде нет специальных монет, но команды, побывав на этом континенте, получат кусочки льда. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения. Итак, начнём!
Конкурс 1. «Начало пути»
Ведущий: Для того, что бы начать наше путешествие, нам нужна карта. Каждой команде выдаётся карта мира, на которой необходимо как можно быстрее отметить названия материков. За правильно написанные названия материков и быстроту команда получает 5 монет.
первые оценки
Ведущий: Теперь мы можем отправляться в наше кругосветное путешествие. Но куда мы отправимся сначала? Куда мы будем отправляться, вы будете узнавать либо из стихотворения, либо отгадав загадку. Вот первое стихотворение, в котором обозначены сразу два места, куда мы поплывём.
Континент Америка -
Два материка:
Северная, Южная –
Все легко пока.
Штаты, Мексика, Канада
В Северной живут,
Ураганы и торнадо
Пролетают тут.
В Южной – вот Колумбия,
Чили, здесь – Бразилия,
Аргентина, Парагвай,
Перу и Боливия.
Речки есть большие,
Помнить это нужно:
Миссисипи – в Северной,
Амазонка – в Южной.
Тянутся высокие
Горы цепью дружно:
Кордильеры – в Северной,
Горы Анды – в Южной.
С. Парамонов
Конкурс 2. «Северная Америка»
Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки о некоторых рыбах и животных, которые обитают в Северной Америке. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 монетку. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
1. Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную. (Медведь)
2. Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный… (Рысь)
3. Из деревьев сделал хатку.
Всё в ней просто, по порядку -
И в воде, и над водой!
Кто построил дом такой?
Кто загадку отгадает,
И строителя узнает? ( Бобёр)
4. Кто слывёт сестрой куницы
И кого боятся птицы?
Всяк грызун дрожит от страха,
Если рядом ... (Росомаха )
5. Он обычно спит в дупле,
А не на сырой земле.
Не помыв, не тянет в рот
Даже вкусное… (Енот )
6. Над водой взметнулась глыба -
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (Акула)
7. Птиц, мышей ловлю все лето,
Как бы в маске я на вид.
А еще хвостом двухцветным
Средь зверей я знаменит. (Хорёк)
8. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
9. В океане тёмно-синем
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Он дрейфует не дрожа. (Белый медведь)
10. Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
Я по северу кочую
В тёплой шубе голубой. (Песец)
11. Этот котик не мурчит,
Не шипит и не рычит.
В море он купается,
Рыбкой там питается. (Морской котик)
12. Из куньих этот зверь, врагов в природе нет,
Имеет под хвостом химический секрет.
Поднятый кверху хвост – сигнал: «Меня не тронь!»
Того, кто пренебрёг – сшибёт тараном вонь! (Скунс)
выставляются оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 3. «Южная Америка»
Ведущий: Каждой команде выдаются карточки. Там изображены животные, которые обитают в Южной Америке. Участникам команд необходимо вписать в клеточки названия этих животных. Продолжительность конкурса – 2 минуты. Максимальное количество 5 монет.
Оценивается конкурс, выставляются оценки и подводятся предварительные итоги.
.
Ведущий: Куда же теперь мы отправимся? Слушайте загадку.
Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида.
Он готов поведать людям,
Как прекрасна... (Антарктида)
Конкурс 4. «Антарктида»
Ведущий: Есть много удивительных жителей планеты Земля. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение, разрезанное на 6 частей. Необходимо его сложить. Кто быстрее? За правильно сложенное изображение и быстроту команда получает 5 льдинок. (слайд № 41)
оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Ведущий: Продолжаем наше путешествие. А куда, вы узнаете, прослушав загадку.
Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».
Помните то место, где нельзя гулять? (Африка)
Конкурс 5. «Африка»
Ведущий: К доске приглашаются по одному участнику от каждой команды. Им необходимо соединить точки (нарисованные на доске) по порядку, и увидеть одного из обитателей Африки. Кто это? Кто быстрее? За правильно выполненное задание и быстроту участник приносит команде 3 монетки.
оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Трубкозуб.
Трубкозуб (лат. Orycteropus afer) – млекопитающее. Сегодня это единственное животное, которое сохранилось из отряда трубкозубых и обитает оно ныне только на территории Африки. В Африке этих млекопитающих называют аардварк, что в переводе на русский язык означает «земляная свинья». На самом деле трубкозуб по внешнему виду очень сильно напоминает свинью, только с удлиненной мордой. Уши этого удивительного животного по своему строению очень сильно похожи на заячьи. Так же еще имеется и мускулистый хвост, который сильно похож на хвост такого животного как кенгуру. Название животных пошло от строения зубов. Они представляют собой дентиновые трубочки, которые не имеют ни корней, ни эмали и к тому же сросшиеся между собой и находятся в постоянной стадии роста. Самым сильным наиболее развитым чувством данного млекопитающего является обоняние. Основной пищей трубкозубов являются муравьи и термиты, поэтому наличие на конкретной территории данных насекомых так же значительно влияет на выбор места обитания трубкозубов. Кроме термитов и муравьев трубкозубы могут употреблять в пищу и других насекомых: саранчу, личинки жуков и пр. Так же есть мнение, что он может питаться ягодами, плодами и даже грибами. Трубкозубы относятся к скрытным животным, которых очень сложно увидеть в естественной среде обитания, так как из своих нор они выходят в основном только ночью. Своими мощными лапами эти животные с легкостью проламывают прочные стены термитников и способны вырыть яму глубиной в один метр, затратив всего то пять минут. При возникновении опасности животные стараются зарыться или спрятаться в норе. Несмотря на то, что на трубкозубов иногда охотятся ради мяса, вкусом напоминающего свинину, прочной шкуры и зубов, этот вид не относится к числу охраняемых. Его численность точно неизвестна, но, предположительно, постепенно снижается. В некоторых районах (особенно сельскохозяйственных) он почти полностью истреблён. Трубкозуб приносит определённую пользу, контролируя популяции термитов, наносящих вред посевам. Однако норы трубкозубов часто портят сельскохозяйственные угодья.
Ведущий: Давайте отправляться дальше. А куда, вы узнаете, прослушав загадку.
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в ... (Австралия)
Конкурс 6. «Австралия»
Ведущий:
Хотя Австралия самый маленький материк в мире, но фауна здесь самая необычная. Это поистине край чудес. Тут растут огромные деревья, под ногами снуют ящерицы, а в степи тебя может сбить с ног кенгуру.
А теперь отгадайте, о каком животном идет речь «Родина его — Восточная Австралия. Животные ведут ночной образ жизни. Большую часть времени они кормятся на дне своего пруда. По берегам роют глубокие норы с двумя длинными узкими коридорами, ведущими под воду. Могут довольно быстро двигаться и по земле. В прошлом веке на них нещадно охотились из-за их чудесного бархатистого меха и, наверное, истребили бы совсем, если бы власти Австралии не взяли их под защиту. Это животное имеет в своем строении схожие части с птицей. (Утконос)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Илистый прыгун.
Илистый прыгун, принадлежащие семейству бычковых (Gobiidae), адаптировались к земноводному образу жизни. Внешне напоминает земноводных, хотя это рыба. Может передвигаться прыжками по суше с помощью изогнутого хвоста. Окраска верхней части тела может быть от оливкового до серого, с различными по цветовой гамме пятнами и полосками, в то время как брюшко обычно имеет серебристый цвет. Распространен илистый прыгун на приливных илистых отмелях по всей тропической Африке, Азии и Австралии, обитают в непосредственной близости от водоемов, питаются мелкими животными, в частности, мухами и мелкими ракообразными, а также водорослями.
Удивительно, но адаптация у прыгунов для дыхания на суше, не так сложна, как у некоторых других рыб, таких как Двоякодышащие или гурами. Видимо, способность дышать на суше не играла важную роль в эволюции прыгунов для успешного десантирования на землю. Некоторые исследования показывают, что другие физиологические и анатомические приспособления, в том числе осморегуляция, выделения и передвижения по земле, были гораздо более важным.
Ведущий: Пора возвращаться домой. Нам осталось отгадать последнюю загадку.
Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас ... (Евразия)
Мы с вами отплывали из европейской части этого континента, а возвращаться будем в азиатскую её часть. Ведь континент Евразия состоит из двух частей: ЕВРОПЫ и АЗИИ.
Конкурс 7. «Евразия»
Ведущий: А теперь поговорим о животном мире Европы и Азии он также разнообразен, вспомним этих животных.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.
Панголин.
Впервые увидев панголина (лат. Pholidota), можно решить, что перед вами броненосец, однако это совсем разные животные. Само название “панголин” происходит от малайского — «pengguling», что означает “свёртывающийся в шар”. Действительно, почувствовав опасность, он скручивается подобно ежу. Чешуя животного представляет собой крупные ромбовидные пластины, которые налегают друг на друга подобно черепице. Только подушечки лап, область живота и мордочка зверька не защищены и покрыты короткой жёсткой шерстью. Панголины распространены в Южной и Экваториальной Африке, а также Юго-Восточной Азии. Живут панголины в глубоких норах. Предпочитают как открытые местности, так и тропические леса. Ведут ночной образ жизни. Хорошо передвигаются по земле и по деревьям. Панголины довольно медлительные создания. Панголины обладают слабым зрением и слухом, однако отличное обоняние прекрасно компенсирует эти недостатки. Почувствовав опасность, панголин сворачивается, превращаясь в бронированный шар. Развернуть животное могут только крупные хищники и то только при особом желании. Но и при этом у панголина есть “козырь в рукаве” – животное может испустить из анальных желез жидкость с неприятным запахом, которая отобьёт аппетит у любого, даже самого голодного из хищников! Питаются эти зверьки в основном насекомыми. Основные блюда – муравьи и термиты. Стоит отметить, что проблема человеческого фактора коснулась и панголинов – люди истребляют этих зверьков из-за их необычной шкуры. Если удалить чешуйки с тела животного, то шкура зверька будет иметь очень красивый рисунок, и существует немало людей, которые готовы заплатить большие деньги за изделия из кожи панголина…
Ведущий: Друзья! Вот и подошло к финалу наше кругосветное путешествие. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы узнали много нового об обитателях разных континентов.
(показ видеоролика, нажав на «Добро пожаловать домой!»)
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
И.Н. Пономарёва Биология: 5 класса: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Стихи о континентах – http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/cat-98
Загадки о животных - http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode
Картинка «Пингвины» - С. Вохринцева «Окружающий мир. Обитатели Арктики и Антарктики» дидактический материал, издательство «Страна Фантазий», 2003г.
Кроссворд для конкурса «Южная Америка» - И.В. Павлова Атлас для дошкольников. Азбука географии. – Дрофа, 2007.
Конкурс «Африка» - http://www.filipoc.ru/puzzles/uznay-obitalelya-afriki.