СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие на машине времени. разработка внеклассного мероприятия

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие знакомит школьников с историей развития письменности с древнейших времен и до наших дней.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие на машине времени. разработка внеклассного мероприятия»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР


Макеевская общеобразовательная школа

І-ІІ ступеней № 46






история

развития письменности

Путешествие на машине времени


Разработка учителя истории

Божко Ольги Николаевны




История развития письменности

Путешествие на машине времени

Цель: систематизировать и углубить знания учащихся об истории развития

письменности; показать этапы развития письменности; помочь осознать

значение письменности в жизни людей; способствовать формированию ключевых компетенций в интеллектуальной, информационной и других сферах деятельности; воспитывать интерес к изучению истории, уважение к историческому прошлому разных народов.

Форма проведения: виртуальное путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карта мира, раздаточный

материал, презентация «Развитие письменности», выставка литературы, творческие работы учащихся


Ход занятия

Учитель

Слайд 1-2

- С какой легкостью порой мы берем ручку, тетрадь и пишем. Буква за буквой, слово за словом… Никто не удивляется, что свою фантазию удалось вложить в набор черточек, кружочков, крючков, зигзагов и прочих закорючек. Как же придумали люди такой способ консервации и передачи мыслей? Как люди в древности передавали информацию?

- А попробуйте представить жизнь без письменности! Когда-то такое было. Сегодня мы проследим процесс возникновения письменности.

Слайд 3-5

- Письменность – величайшее достижение человека. История возникновения письма уходит своими корнями в древность.

- У разных народов – разное количество букв. Так, например, в русском алфавите – 33, в армянском – 39, в камбоджийском -72, а в алфавите племени Оттока – 11букв. Сегодня в мире около 5000 разных языков и диалектов, но не все имеют письменное закрепление.

- Хотели бы вы попутешествовать во времени? А на чем путешествуют во времени? (На машине времени).

До нашей эры

Наша эра

VI тыс. лет

V тыс. лет

III тыс. лет

II тыс. лет

I век

II век

….

IX век

XX век

ХXI век

Слайд 6

- Посмотрите на ленту времени. В какое время живем мы с вами? (ХXI век)

- Нам предстоит отправиться в далекое прошлое, чтобы узнать, как возникла письменность.

- Итак, представьте, что мы на борту машины времени, закрыли глазки и полетели! (звучит музыка)

Наша первая остановка VI тысячелетие до н.э.

- Как вы думаете, зачем людям понадобилась письменность? (передача информации на расстоянии и на длительное время).

Слайд 7

Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.

Слайд 8-11

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

- Кто вспомнит русскую поговорку об использовании узелков. («завязать узелок на память»).

- Мы путешествуем дальше. (звучит музыка)

Следующая остановка V тысячелетие до н.э.

Слайд 12-13

- В это время появилась пиктография или письмо в рисунках. Давайте хором прочитаем это слово.

Слайд 14

- Посмотрите, на одной скале нарисованы рисунки. Лодка с гребцами, над ней месяц, три кружочка – солнца, а пониже пронзенные стрелами олени и дикие гуси. Что же это может означать? (варианты ответов)

- Рисунки говорят: Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами.

Слайд 15

- А используют ли в наше время люди пиктографическое письмо? (дорожные знаки, реклама).

- Помните, как по-разному мы понимали наскальный рисунок. Такие же проблемы были и у древних людей, и поэтому люди придумали другую письменность.

Слайд 16-17

- Люди придумали буквы - рисунки. Нарисуют, например, бабочку. Это слово начинается с «Б», значит, читай «Б».

- Давайте попробуем прочитать такое слово (слово «книга»).

- Попробуйте написать слово, используя буквы-рисунки и загадать его соседу по парте.

- Удобно ли было такое письмо? Почему? (письмо получается очень длинное, и писать его нужно долго)

- Люди снова придумали новый вид письменности. Чтобы узнать какой, мы снова перенесемся в другое время. (звучит музыка)

Слайд 18-22

III тысячи лет до н.э.

- Люди для простоты стали заменять некоторые рисунки значками, так получилось новое письмо идеография. Давайте прочитаем это слово хором.

Люди стали писать знаками.

- Рассмотрим, для примера, китайское письмо. Знаки в этом письме называются иероглифами. ( прочитайте хором).

Слайд 23

- Посмотрите, как развивался иероглиф человек.

Слайд 24

А теперь определите сами, что же означает этот иероглиф (иероглиф гора).

Слайд 25

Очень часто новые иероглифы образовывались путем повторения одного иероглифа. Например, иероглиф дерево.

- Что будет означать, если поставить рядом два таких иероглифа? (лес)

- А три иероглифа «дерево»? (чаща)

- Что же может означать сочетание двух иероглифов «человек» и «дерево»? (отдыхать).

- В Китае письмо иероглифами сохранилось до наших дней.

Слайд 26-29

- В Древнем Египте тоже писали иероглифами, только выглядели иероглифы по-другому. Можете самостоятельно найти информацию об этом.

Слайд 30

Позднее в Египте, Индии и Японии появилось слоговое письмо (системный знак слог). Оно применялось наряду с китайскими иероглифами. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки.

- А что происходило с письменностью у других народов. Для этого снова перенесемся в другое время на машине времени. (звучит музыка)

Слайд 30

II тысячелетие до н.э.

- В это время у финикийцев появилась буквенная письменность. В финикийском алфавите каждый значок соответствовал звуку и обозначался буквой. Но финикийцы не изобрели букв для гласных звуков.

Слайд 31-32

- Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться – чтздснпсн! (что здесь написано).

Слайд 33-34

- Посмотрите, как выглядели некоторые буквы финикийского алфавита.

- На какие буквы русского алфавита они похожи? (Р, Д, К, М)

- Финикийский алфавит заимствовали греки. Греки стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки.

Слайд 35

В каждой стране буквенная письменность развивалась по-разному, но все алфавиты произошли от финикийского и греческого.

- Ребята, нам пора возвращаться домой в XXI век. (звучит музыка).

- Итак, мы с вами снова в нашем классе, в XXI веке 2016 года.

Слайд 36

- Я думаю, сегодня вы узнали много нового и интересного. О возникновении, каких видов письменности вы сегодня узнали? (ответы детей).

- А чтобы вы не забыли наше занятие, я оставляю вашему классу узелок на память, как это делали перуанские инки.

Слайд 37-38

Рефлексия

Урок заставил задуматься…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Я выбрал эти задания, потому что…



6