Цель: Формирование целостного представления о природных зонах России.
Задачи:
1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;
2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.
3) умение работать в парах, учитывать мнение партнера.
Методы и приемы: Беседа, демонстрация слайдов.
Оборудование: Ноутбук, экран, диапроектор, материал для детских работ.
Ход занятия:
Дети стоят около воспитателя.
- Отгадайте загадку:
Загадка про глобус
«На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю …(Глобус)
- Вы любите путешествовать? Ответы детей.
- Отправляемся в путешествие по природным зонам. Представьте, что мы полетим вот на таком самолёте. Начнём наше путешествие с самой крайней точки Земли. Прикрепляет на доску картинку самолёта. Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья). Начинаем наше путешествие! Слайд № 1
- Где мы находимся? Ответы детей (в Арктике) А как ещё называют эту природную зону? Ответы детей (царство льда и снега).
Слайд № 2
- Почему она получила такое название? Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут). Как приспособились животные к суровому климату Арктики? Ответы детей (густой мех, толстый слой жира). Какие экологические проблемы существуют в Арктике? Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры). Как решается вопрос об охране животных? Ответы детей (созданы заповедники). А кто скажет, что такое заповедник? Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные). Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть? Ответы детей (в Красную Книгу). Почему она красного цвета? Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их). Какие животные внесены в Красную Книгу зоны Арктики? Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки). А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыне.
Слайды № 3, 4, 5, 6
– Итак, наше “путешествие” продолжается. А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки. «Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает». Что это за природная зона? Ответы детей (тундра). Что указывает на то, что это тундра?
Слайд № 7
Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот). Как приспособились животные и растения к климатическим условиям? Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель, олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей. У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра). Экологические проблемы этого края. Ответы детей (люди занимаются браконьерством, взять под охрану оленьи пастбища, бережно относиться к природным богатствам). Кто взят под охрану? Ответы детей (олень, песец, тюлень, краснозобая казарка, полярный мак). Несколько слайдов о тундре.
Слайды № 8, 9
- Отправляемся путешествовать дальше.
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?»Кто догадался, где мы находимся? Ответы детей (в зоне лесов).
Слайд № 10
- Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес. Какое значение для человека и животных имеет лес? Ответы детей (дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ). Назовите экологические проблемы леса. Ответы детей (пожары, вырубка лесов). А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу? Ответы детей. Какие растения и животные внесены в Красную Книгу? Ответы детей.
Слайд № 11
– Как связаны между собой осина, заяц, волк? Ответы детей (цепочкой питания). Какое дерево является символом России? Ответы детей (берёзка). Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки?
(Дети поднимают руки). Приглашаю садиться. Отправляемся дальше. Куда ни глянь – один песок и небо, ярко светит солнце. Как называется эта природная зона? Ответы детей (пустыня).
Слайд № 12
-Как приспособились растения к жизни в пустыне? Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни).
- Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).
Слайд № 13
-Где скрываются животные от жары? Ответы детей (в норах, в тени камней).- Эти животные тоже занесены в Красную Книгу.
Слайд № 14
- Вот и закончилось наше путешествие.
Слайд № 15, 16
– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? Спасибо! У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего
путешествия. Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных и растений всех природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, те животные и растения, которые им соответствуют. Работа в парах.
Итог: Мы соединяем все природные зоны. Получился земной шар, населённый животными и растениями. Прикрепляем на доску. И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие.
Но это непростые билеты. Вы можете смело продолжить путешествия в страну знаний.