СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по сакральным местам Костанайской области

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к  внеклассному мероприятию  "Путешествие по сакральным местам Костанайской области". 

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по сакральным местам Костанайской области»

Игра – викторина «Путешествие по сакральным местам Костанайской области»

Игра – викторина

«Путешествие по сакральным местам Костанайской области»

2 1 3 4 5 6 7 9 8 12 10 11 13 15 14

2

1

3

4

5

6

7

9

8

12

10

11

13

15

14

Этот мавзолей находится он недалеко от села Жанакала, города Аркалык и посвящен одному из руководителей восстания казахов 1916 г.

Этот мавзолей находится он недалеко от села Жанакала, города Аркалык и посвящен одному из руководителей восстания казахов 1916 г.

Мавзолей Абдигаппар хана

Мавзолей Абдигаппар хана

Мавзолей Абдигаппар хана  Неподалеку от села Жанакала (территория, подчиненная акимату города Аркалык) высится белоснежный мавзолей в честь Абдигаппар хана – лидера национально-освободительного движения 1916 года, построенный его потомками в 2010 году. Абдигаппар Жанбосынулы еще до событий 1916 года пользовался уважением у своих земляков, занимался поливным хлебопашеством, открыл школу в своем ауле. 21 ноября 1916 года учредительное собрание представителей населения 13 волостей избрало Абдулгафара Жанбосынова ханом. Обладая огромным влиянием в степи и пользуясь безусловным авторитетом, он способствовал тому, что под знаменем А. Иманова во время национально-освободительного движения 1916 года объединилось многотысячное войско. В марте 1918 года в городе Оренбурге Абдулгафар Жанбосынов принимал участие в 1-м Торгайском съезде Советов, но позднее перестал поддерживать Советскую власть. В ноябре 1919 года был расстрелян красноармейцами.

Мавзолей Абдигаппар хана

Неподалеку от села Жанакала (территория, подчиненная акимату города Аркалык) высится белоснежный мавзолей в честь Абдигаппар хана – лидера национально-освободительного движения 1916 года, построенный его потомками в 2010 году. Абдигаппар Жанбосынулы еще до событий 1916 года пользовался уважением у своих земляков, занимался поливным хлебопашеством, открыл школу в своем ауле. 21 ноября 1916 года учредительное собрание представителей населения 13 волостей избрало Абдулгафара Жанбосынова ханом. Обладая огромным влиянием в степи и пользуясь безусловным авторитетом, он способствовал тому, что под знаменем А. Иманова во время национально-освободительного движения 1916 года объединилось многотысячное войско. В марте 1918 года в городе Оренбурге Абдулгафар Жанбосынов принимал участие в 1-м Торгайском съезде Советов, но позднее перестал поддерживать Советскую власть. В ноябре 1919 года был расстрелян красноармейцами.

На этом инструменте сочинял свою музыку один из великих композиторов Казахстана 19 века.Родился он в окрестностях Тургая, в возрасте 13 лет он начал играть на кобызе и довел свое мастерство до искусства. Место захоронения этого композитора является местом поклонения.

На этом инструменте сочинял свою музыку один из великих композиторов Казахстана 19 века.Родился он в окрестностях Тургая, в возрасте 13 лет он начал играть на кобызе и довел свое мастерство до искусства. Место захоронения этого композитора является местом поклонения.

Могила Тилепа Аспантайулы

Могила Тилепа Аспантайулы

 Близ села Карасу Джангельдинского района находится могила знаменитого кобызшы и целителя Тилепа Аспантайулы. Тилеп Аспантайулы (1757-1820) родился и жил в окрестностях Торгая. В возрасте 13 лет он начал играть на кобызе. Внес большой вклад в казахское музыкальное искусство. До нашего времени сохранились всего три кюя автора, которые вошли в золотой фонд музыкального наследия. Сейчас их исполняют на различных конкурсах.  В народе Тилеп Аспантайулы был известен еще как народный целитель, ясновидящий. Священный черный кобыз, с помощью которого он лечил людей, сохранился по сей день и передается из поколения в поколение. До сих пор больные и бездетные люди приезжают на место его захоронения, ночуют на могиле, прося благословения Тилеп аулие.

Близ села Карасу Джангельдинского района находится могила знаменитого кобызшы и целителя Тилепа Аспантайулы. Тилеп Аспантайулы (1757-1820) родился и жил в окрестностях Торгая. В возрасте 13 лет он начал играть на кобызе. Внес большой вклад в казахское музыкальное искусство. До нашего времени сохранились всего три кюя автора, которые вошли в золотой фонд музыкального наследия. Сейчас их исполняют на различных конкурсах.

В народе Тилеп Аспантайулы был известен еще как народный целитель, ясновидящий. Священный черный кобыз, с помощью которого он лечил людей, сохранился по сей день и передается из поколения в поколение. До сих пор больные и бездетные люди приезжают на место его захоронения, ночуют на могиле, прося благословения Тилеп аулие.

В истории каждого народа священными местами являются места битв, сражений. Одно из таких мест находится и в Костанайской области, Здесь увековечено место сражения восставших в 1916 г., где проявился талант полководца батыра Амангельды.

В истории каждого народа священными местами являются места битв, сражений. Одно из таких мест находится и в Костанайской области, Здесь увековечено место сражения восставших в 1916 г., где проявился талант полководца батыра Амангельды.

Обелиск «Татырское сражение»

Обелиск «Татырское сражение»

Обелиск «Татырское сражение»   На обелиске четко проглядываются цифры  «1916», указывающие на дату сражения, которое произошло у озера Татыр. В этом сражении проявился полководческий талант Амангельды Иманова. Заросшие камышом берега небольшого озера, позволили восставшим казахам под предводительством А. Иманова, нанести неожиданный удар по карателям. Густые заросли камыша позволили сарбазам устроить засаду и, благодаря фактору неожиданности, решить исход боя в свою пользу. Для восставших казахов эта победа важна была не только сугубо в военном плане. Ее значение стоит оценивать больше с точки зрения морально-психологического и социально- политического аспектов. Весть об этом сражении разнеслась по всей казахской степи и укрепила авторитет среди народных масс Амангельды Иманова и других его соратников – предводителей восстания 1916 года. Удачный исход сражения у озера Татыр способствовал подъему народного самосознания и расширению национально-освободительного движения, охватившего практически весь Казахстан.

Обелиск

«Татырское сражение»

  На обелиске четко проглядываются цифры

«1916», указывающие на дату сражения, которое произошло у озера Татыр. В этом сражении проявился полководческий талант Амангельды Иманова. Заросшие камышом берега небольшого озера, позволили восставшим казахам под предводительством А. Иманова, нанести неожиданный удар по карателям. Густые заросли камыша позволили сарбазам устроить засаду и, благодаря фактору неожиданности, решить исход боя в свою пользу. Для восставших казахов эта победа важна была не только сугубо в военном плане. Ее значение стоит оценивать больше с точки зрения морально-психологического и социально- политического аспектов. Весть об этом сражении разнеслась по всей казахской степи и укрепила авторитет среди народных масс Амангельды Иманова и других его соратников – предводителей восстания 1916 года. Удачный исход сражения у озера Татыр способствовал подъему народного самосознания и расширению национально-освободительного движения, охватившего практически весь Казахстан.

Эти изображения известны всему миру, это геоглифы находятся в Перу. Такие рисунки можно увидеть только с высоты птичьего полета. В 2007 году такие рисунки были обнаружены и на территории Костанайской области.

Эти изображения известны всему миру, это геоглифы находятся в Перу. Такие рисунки можно увидеть только с высоты птичьего полета. В 2007 году такие рисунки были обнаружены и на территории Костанайской области.

Геоглифы Торгая

Геоглифы Торгая

ГеоглифыТоргая Геоглиф «Уштогайский квадрат» расположен в 15 км к востоку от поселка Уштогай Амангельдинского района Костанайской области, представляет собой фигуру квадрата с обозначенными диагоналями. Составлена фигура из 101 насыпи диаметром 10-12 м, высотой до 1 м. Длина стороны квадрата 287 м, длина диагонали 406 м.  К сожалению, по имеющимся данным продатировать памятник не представляется возможным, предположительно сооружение объекта произошло не позднее средневековья.

ГеоглифыТоргая

Геоглиф «Уштогайский квадрат» расположен в 15 км к востоку от поселка Уштогай Амангельдинского района Костанайской области, представляет собой фигуру квадрата с обозначенными диагоналями. Составлена фигура из 101 насыпи диаметром 10-12 м, высотой до 1 м. Длина стороны квадрата 287 м, длина диагонали 406 м. К сожалению, по имеющимся данным продатировать памятник не представляется возможным, предположительно сооружение объекта произошло не позднее средневековья.

Этот памятник находится на месте захоронения одного из руководителей восстания казахов 1916 г.

Этот памятник находится на месте захоронения одного из руководителей восстания казахов 1916 г.

Памятник на могиле Амангельды Иманова

Памятник на могиле Амангельды Иманова

Памятник на могиле Амангельды Иманова   В селе Амангельды Амангельдинского района находится могила одного из лидеров национально-освободительного восстания 1916 года Амангельды Иманова, внука сподвижника Кенесары батыра Имана. Над могилой установлен скульптурный памятник (автор – Абильбек Узаков, дата установки памятника – 1960 год). Бюст выполнен из бронзы. Амангельды Иманов изображен с решительным взглядом, гордо поднятой головой, в левой руке сжимает саблю, а правая рука полусогнута на уровне груди.

Памятник на могиле

Амангельды Иманова

  В селе Амангельды Амангельдинского района находится могила одного из лидеров национально-освободительного восстания 1916 года Амангельды Иманова, внука сподвижника Кенесары батыра Имана. Над могилой установлен скульптурный памятник (автор – Абильбек Узаков, дата установки памятника – 1960 год). Бюст выполнен из бронзы. Амангельды Иманов изображен с решительным взглядом, гордо поднятой головой, в левой руке сжимает саблю, а правая рука полусогнута на уровне груди.

 На территории села Тасты Амангельдинского района расположен мавзолей одного из соратников Амангельды Иманова, сооруженный в 2005 году. При строительстве мавзолея были использованы природные камни. Внутри мавзолея установлен бюст народного героя. В 2017 году рядом был сооружен новый мавзолей, где 15 сентября торжественно захоронены останки Кейки батыра, возвращенные из Кунсткамеры.

На территории села Тасты Амангельдинского района расположен мавзолей одного из соратников Амангельды Иманова, сооруженный в 2005 году. При строительстве мавзолея были использованы природные камни. Внутри мавзолея установлен бюст народного героя. В 2017 году рядом был сооружен новый мавзолей, где 15 сентября торжественно захоронены останки Кейки батыра, возвращенные из Кунсткамеры.

Мавзолей Кейки батыра

Мавзолей Кейки батыра

Мавзолей Кейки батыра Кейки батыр (Нурмагамбет Кокембаев) – один из активных и легендарных личностей в истории национально-освободительного движения 1916 года. Друг, соратник Амангельды Иманова и предводителя движения – Абдигаппар хана. После смерти своих соратников Кейки батыр выступает против советской власти и подвергается гонениям. Весной 1923 года он был убит красноармейцами. Отрубленную голову казахского мергена отправили в качестве доказательства в Оренбург. Впоследствии ее увезли в Санкт-Петербург, где она была передана в музей Антропологии и этнография имени Петра Великого (Кунсткамера). В 2016 году останки Кейки батыра были доставлены в Казахстан. Специалисты Музея естественных наук Венгрии сделали общий антропологический анализ черепа и провели работы по восстановлению облика народного героя.

Мавзолей Кейки батыра

Кейки батыр (Нурмагамбет Кокембаев) – один из активных и легендарных личностей в истории национально-освободительного движения 1916 года. Друг, соратник Амангельды Иманова и предводителя движения – Абдигаппар хана. После смерти своих соратников Кейки батыр выступает против советской власти и подвергается гонениям. Весной 1923 года он был убит красноармейцами. Отрубленную голову казахского мергена отправили в качестве доказательства в Оренбург. Впоследствии ее увезли в Санкт-Петербург, где она была передана в музей Антропологии и этнография имени Петра Великого (Кунсткамера). В 2016 году останки Кейки батыра были доставлены в Казахстан. Специалисты Музея естественных наук Венгрии сделали общий антропологический анализ черепа и провели работы по восстановлению облика народного героя.

Этот мавзолей построен на месте захоронения общественного деятеля, представителя казахской культуры и литературы, одного из лидеров движения Алаш.

Этот мавзолей построен на месте захоронения общественного деятеля, представителя казахской культуры и литературы, одного из лидеров движения Алаш.

Мавзолей Мыржакыпа Дулатова

Мавзолей Мыржакыпа Дулатова

 Миржакип Дулатов – яркий представитель казахской культуры и литературы начала ХХ века, поэт, писатель, общественный деятель. Один из лидеров движения Алаш. М. Дулатов родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Джангильдинского района Костанайской области. В 1928 арестован, в 1930 приговорен к расстрелу. Приговор был заменен на 10 лет лагерей. 5 октября 1935 года Миржакип Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище. Лишь в ноябре 1988 года Миржакип Дулатов был реабилитирован посмертно.  В октябре 1992 года останки Миржакипа Дулатова были перевезены на родину и с почестями захоронены в ауле Бидайык Кызбельского сельского округа Джангильдинского района, где и был сооружен мавзолей.

Миржакип Дулатов – яркий представитель казахской культуры и литературы начала ХХ века, поэт, писатель, общественный деятель. Один из лидеров движения Алаш. М. Дулатов родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Джангильдинского района Костанайской области. В 1928 арестован, в 1930 приговорен к расстрелу. Приговор был заменен на 10 лет лагерей. 5 октября 1935 года Миржакип Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище. Лишь в ноябре 1988 года Миржакип Дулатов был реабилитирован посмертно. В октябре 1992 года останки Миржакипа Дулатова были перевезены на родину и с почестями захоронены в ауле Бидайык Кызбельского сельского округа Джангильдинского района, где и был сооружен мавзолей.

Это здание является ярким памятником культовой архитектуры города Костаная конца XIX века. Оно было построено в 1893 году за счет пожертвований населения.

Это здание является ярким памятником культовой архитектуры города Костаная конца XIX века. Оно было построено в 1893 году за счет пожертвований населения.

Мусульманская мечеть

Мусульманская мечеть

Мусульманская мечеть   Ярким памятником культовой архитектуры города Костаная конца XIX века является здание мусульманской мечети, которая была построена в 1893 году за счет пожертвований населения. Основным жертвователем на новую мечеть стал один из известнейших купцов и благотворителей города Костаная конца XIX-начала XX века представитель Троицкого торгового дома «Братья Яушевы» Абдулвалей Ахмедханович Яушев.  Полукруглый выступ двухэтажной мечети заканчивался высоким балконом, с которого созывали мусульман на молитву. Здание мечети 6-метровой высоты делилось на два яруса. В нижнем ярусе, устланном войлоком молились небогатые мусульмане, в верхнем со стенами и полом, убранными роскошными коврами – местная знать. В советское время мечеть была использована в качестве клуба. В годы ВОВ в здании был устроен эвакопункт, после войны располагался театр юного зрителя. Затем здание было перестроено под концертный зал областной филармонии. С 1991 года в этом здании располагается мечеть.

Мусульманская мечеть

Ярким памятником культовой архитектуры города Костаная конца XIX века является здание мусульманской мечети, которая была построена в 1893 году за счет пожертвований населения. Основным жертвователем на новую мечеть стал один из известнейших купцов и благотворителей города Костаная конца XIX-начала XX века представитель Троицкого торгового дома «Братья Яушевы» Абдулвалей Ахмедханович Яушев.

Полукруглый выступ двухэтажной мечети заканчивался высоким балконом, с которого созывали мусульман на молитву. Здание мечети 6-метровой высоты делилось на два яруса. В нижнем ярусе, устланном войлоком молились небогатые мусульмане, в верхнем со стенами и полом, убранными роскошными коврами – местная знать. В советское время мечеть была использована в качестве клуба. В годы ВОВ в здании был устроен эвакопункт, после войны располагался театр юного зрителя. Затем здание было перестроено под концертный зал областной филармонии. С 1991 года в этом здании располагается мечеть.

Одной из важных достопримечательностей Алтынсаринского района является место рождения казахского просветителя, педагога.

Одной из важных достопримечательностей Алтынсаринского района является место рождения казахского просветителя, педагога.

«Омаров колодец»

«Омаров колодец»

Одной из важных достопримечательностей Алтынсаринского района является «Омаров колодец», расположенный в пяти километрах юго-восточнее села Сатай Щербаковского сельского округа. В этих краях располагалась стоянка Балгожи би – деда Ибрая Алтынсарина. Здесь в 1841 году и родился великий ученый, просветитель И. Алтынсарин. Сегодня на том месте установлен колодезный сруб и памятная плита. Место рождения выдающегося педагога по сей день вызывает большой интерес у гостей и жителей района.

Одной из важных достопримечательностей Алтынсаринского района является «Омаров колодец», расположенный в пяти километрах юго-восточнее села Сатай Щербаковского сельского округа. В этих краях располагалась стоянка Балгожи би – деда Ибрая Алтынсарина. Здесь в 1841 году и родился великий ученый, просветитель И. Алтынсарин. Сегодня на том месте установлен колодезный сруб и памятная плита. Место рождения выдающегося педагога по сей день вызывает большой интерес у гостей и жителей района.

В селе Боровское Мендыкаринского района представляет интерес замечательный памятник архитектуры начала XX века.

В селе Боровское Мендыкаринского района представляет интерес замечательный памятник архитектуры начала XX века.

Церковь Косьмы и Дамианы

Церковь Косьмы и Дамианы

Церковь Косьмы и Дамианы В селе Боровское Мендыкаринского района представляет интерес замечательный памятник архитектуры начала XX века – пятикупольная церковь Косьмы и Дамианы, построенная в стиле «сибирское барокко». Церковь − интересный образец культовой постройки, с богатой декоративной обработкой фасадов, с использованием архитектурных элементов, характерных для русского зодчества. В советские годы церковь была закрыта, в помещении размещались различные склады, позже спортивная школа, музей. В начале 2000-х годов проведены реставрационные работы и сегодня церковь вновь является центром духовной жизни селян.

Церковь Косьмы и Дамианы

В селе Боровское Мендыкаринского района представляет интерес замечательный памятник архитектуры начала XX века – пятикупольная церковь Косьмы и Дамианы, построенная в стиле «сибирское барокко». Церковь − интересный образец культовой постройки, с богатой декоративной обработкой фасадов, с использованием архитектурных элементов, характерных для русского зодчества. В советские годы церковь была закрыта, в помещении размещались различные склады, позже спортивная школа, музей. В начале 2000-х годов проведены реставрационные работы и сегодня церковь вновь является центром духовной жизни селян.

До замужества ее звали Александра Ивановна, выйдя замуж получила новое имя. Она разделила все невзгоды и беды со своим мужем, пронесла через всю жизнь любовь и верность ему. О нелегкой судьбе этой женщины рассказывает пьеса Кабылахата Сейдахметова «Ақ келін».  В 2012 году предположительно на ее могиле была торжественно открыта памятная стела, сооруженная на средства родственников.

До замужества ее звали Александра Ивановна, выйдя замуж получила новое имя. Она разделила все невзгоды и беды со своим мужем, пронесла через всю жизнь любовь и верность ему. О нелегкой судьбе этой женщины рассказывает пьеса Кабылахата Сейдахметова «Ақ келін».  В 2012 году предположительно на ее могиле была торжественно открыта памятная стела, сооруженная на средства родственников.

Мемориальная стела, посвященная Бадрисафе Мухамедсадыккызы

Мемориальная стела, посвященная Бадрисафе Мухамедсадыккызы

Мемориальная стела, посвященная Бадрисафе Мухамедсадыккызы   На северо-западе Ломоносовского сельского округа  Мендыкаринского района, в 7 км от села Каскат на правом  берегу реки Тобол находится мемориальная стела, посвященная Бадрисафе Мухамедсадыккызы, чье имя неразрывно связано с именем гениального человека, духовного лидера нации Ахмета Байтурсынова. Жена ученого была русской по происхождению, подлинное имя – Александра Ивановна. Познакомилась с Ахметом Байтурсыновым в годы его работы в Кустанайском уезде. В 1896 году они обвенчались в мечети города Троицка. С этого времени Александра начала исповедовать ислам. Муж с согласия жены дал ей другое имя – Бадрисафа Мухамедсадыккызы.  Расстрел Ахмета Байтурсынова не прошел бесследно и для его супруги. Ей постоянно приходилось менять место жительства. По одной из версий, последние годы жизни Бадрисафа провела в селе Каскат, где и была похоронена.    В 2012 году предположительно на могиле Бадрисафы была торжественно открыта памятная стела, сооруженная на средства родственников Ахмета Байтурсынова.

Мемориальная стела, посвященная Бадрисафе Мухамедсадыккызы

На северо-западе Ломоносовского сельского округа

Мендыкаринского района, в 7 км от села Каскат на правом

берегу реки Тобол находится мемориальная стела, посвященная Бадрисафе Мухамедсадыккызы, чье имя неразрывно связано с именем гениального человека, духовного лидера нации Ахмета Байтурсынова. Жена ученого была русской по происхождению, подлинное имя – Александра Ивановна. Познакомилась с Ахметом Байтурсыновым в годы его работы в Кустанайском уезде. В 1896 году они обвенчались в мечети города Троицка. С этого времени Александра начала исповедовать ислам. Муж с согласия жены дал ей другое имя – Бадрисафа Мухамедсадыккызы.

Расстрел Ахмета Байтурсынова не прошел бесследно и для его супруги. Ей постоянно приходилось менять место жительства. По одной из версий, последние годы жизни Бадрисафа провела в селе Каскат, где и была похоронена.  В 2012 году предположительно на могиле Бадрисафы была торжественно открыта памятная стела, сооруженная на средства родственников Ахмета Байтурсынова.

В Узункольском районе в селе Пресногорьковка стоит самый старинный православный храм на территории Костанайской области

В Узункольском районе в селе Пресногорьковка стоит самый старинный православный храм на территории Костанайской области

Свято-Никольская церковь

Свято-Никольская церковь

Свято-Никольская церковь В Узункольском районе в селе Пресногорьковка стоит самый старинный православный храм на территории Костанайской области – Свято-Никольская церковь. Громадная церковь из бутового камня и обожженного кирпича была построена в 1799 году на пожертвования местных жителей. На кладбище у стен церкви находится могила начальника Омского областного управления, генерал-лейтенанта В.И. де Сент-Лорана, скоропостижно умершего в 1835 году при объезде области.

Свято-Никольская церковь

В Узункольском районе в селе Пресногорьковка стоит самый старинный православный храм на территории Костанайской области – Свято-Никольская церковь. Громадная церковь из бутового камня и обожженного кирпича была построена в 1799 году на пожертвования местных жителей. На кладбище у стен церкви находится могила начальника Омского областного управления, генерал-лейтенанта В.И. де Сент-Лорана, скоропостижно умершего в 1835 году при объезде области.

Этот мавзолей находится в 7 километрах от города Костаная, на правам берегу реки Тобол. Он был построен в честь выдающегося педагога-просветителя, учёного-этнографа, поэта и писателя, публициста и знаменитого деятеля в сфере школьного образования.

Этот мавзолей находится в 7 километрах от города Костаная, на правам берегу реки Тобол. Он был построен в честь выдающегося педагога-просветителя, учёного-этнографа, поэта и писателя, публициста и знаменитого деятеля в сфере школьного образования.

Мавзолей Ибрая Алтынсарина

Мавзолей Ибрая Алтынсарина

  Мавзолей Ибрая Алтынсарина – памятник на месте могилы педагога и просветителя. Памятник находится в 7 километрах от города Костаная, на правам берегу реки Тобол. Он был построен в честь выдающегося педагога-просветителя, учёного-этнографа, поэта и писателя, публициста и знаменитого деятеля в сфере школьного образования.  Ибрай Алтынсарин, будучи очень образованным человеком, много внимания уделял народному образованию. Он открыл первую народную школу, выпустил «Казахскую хрестоматию», написал пособия по изучению казахского языка. Как писатель, он известен по произведениям – «Сын богача и сын бедняка», «Кыпшак Сейткул», «Дом из кошмы и дом из дерева». Будучи ученым, являлся полноправным членом Русского Географического Общества в Оренбурге. По заданию этого Общества он готовил и публиковал доклады и статьи по казахской этнографии. 

Мавзолей Ибрая Алтынсарина – памятник на месте могилы педагога и просветителя. Памятник находится в 7 километрах от города Костаная, на правам берегу реки Тобол. Он был построен в честь выдающегося педагога-просветителя, учёного-этнографа, поэта и писателя, публициста и знаменитого деятеля в сфере школьного образования.

Ибрай Алтынсарин, будучи очень образованным человеком, много внимания уделял народному образованию. Он открыл первую народную школу, выпустил «Казахскую хрестоматию», написал пособия по изучению казахского языка. Как писатель, он известен по произведениям – «Сын богача и сын бедняка», «Кыпшак Сейткул», «Дом из кошмы и дом из дерева». Будучи ученым, являлся полноправным членом Русского Географического Общества в Оренбурге. По заданию этого Общества он готовил и публиковал доклады и статьи по казахской этнографии. 

 Ибрай Алтынсарин умер в 1889 году и был похоронен рядом с озером еще при его жизни названным «инспекторским». 10 сентября 1947 года исполнительный комитет Костанайского городского совета депутатов трудящихся принял решение о «Сохранении места захоронения видного казахского просветителя Ибрая Алтынсарина». В 1961 году, в честь 120-летия со дня рождения великого педагога на месте его захоронения поставили гранитный камень. В 1991 году, когда в Казахстане широко отмечали 150-летие просветителя, вокруг гранитного камня построили мавзолей, торжественное открытие которого состоялось 22 июля.  2017 году была проведена реконструкция.

Ибрай Алтынсарин умер в 1889 году и был похоронен рядом с озером еще при его жизни названным «инспекторским». 10 сентября 1947 года исполнительный комитет Костанайского городского совета депутатов трудящихся принял решение о «Сохранении места захоронения видного казахского просветителя Ибрая Алтынсарина». В 1961 году, в честь 120-летия со дня рождения великого педагога на месте его захоронения поставили гранитный камень. В 1991 году, когда в Казахстане широко отмечали 150-летие просветителя, вокруг гранитного камня построили мавзолей, торжественное открытие которого состоялось 22 июля.  2017 году была проведена реконструкция.

Наурзумский заповедник Общая площадь составляет 191 381 га в составе трёх участков - Наурзум (139 714 га), Терсек (12 947 га) и Сыпсын (38 720 га), объединённых и окруженных охранной зоной общей площадью 116 726,5 га. Заповедник расположен на территории Наурзумского и Аулиекольского районов Костанайской области , в 190 км к югу от Костаная.

Наурзумский заповедник

Общая площадь составляет 191 381 га в составе трёх участков - Наурзум (139 714 га), Терсек (12 947 га) и Сыпсын (38 720 га), объединённых и окруженных охранной зоной общей площадью 116 726,5 га. Заповедник расположен на территории Наурзумского и Аулиекольского районов Костанайской области , в 190 км к югу от Костаная.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!