СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие по стране ПДД". Урок по словообразованию и синтаксису

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения урока закрепления знаний по словообразованию и синтаксису в 5-6 слассах. Закрепляет знания учащихся по ПДД

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по стране ПДД". Урок по словообразованию и синтаксису»

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНE
ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

(урок-повторение пройденного по

словообразованию и синтаксису в 5 классе)

Цели:

1. Совершенствовать умения производить морфемный, словообразовательный и синтаксический анализ.

2. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

3. Развивать умение работать с разными видами словарей.

Воспитательные цели: знакомство с правилами дорожного движения.

ТСО: – карточки с видами ДТП;

– карточки, на которых изображены разные ситуации на проезжей части.


Ход урока

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие: посетим страну «правил дорожного движения». В этой стране встретится много ловушек и преград, преодолеть которые нам помогут ваши знания, полученные на уроках русского языка.

Итак, в путь!

Не успели мы с вами далеко отъехать, как возникла неожиданная преграда. Нас пропустят вперед, если мы с вами правильно напишем слово происшествие. А для этого обратимся к орфографическому словарю.

(Запись в орфографических тетрадях – словарях этого слова и выделение в нем морфем: происшествие. Учитель объясняет правописание согласных на стыке приставки и корня.)

Учитель: Чтобы на нашем пути не было больше подобных препятствий, посмотрим на лексическое значение этого слова.

Словарь Ожегова.

«Происшествие – событие, нарушившее обычный ход вещей». (Записать определение на доске.)

Учитель: А бывают еще и дорожно-транспортные происшествия. Что это такое? (Ответы учащихся.) Затем учитель открывает на доске записанное заранее определение.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортным средством груз, сооружения. Так сказано в Правилах дорожного движения.

Познакомимся теперь с видами ДТП, чтобы их избежать в будущем.

Учитель показывает карточки (см. приложение), на которых условно изображены виды ДТП, называет их, а ученики записывают это в свои тетради.

1) наезд на пешехода 72–73 %

2) столкновение 16–17 %

3) наезд на препятствие 5–6 %

4) наезд на стоящее

транспортное средство 2–3 %

5) наезд на гужевой транспорт 1–2 %

6) наезд на велосипедиста 1–2 %

7) наезд на животное 1–2 %

Попутно учитель может объяснить, почему эти ДТП расположены именно в таком порядке (по количеству данных ситуаций).

Морфемный разбор

Задание учащимся: разобрать записанные слова по составу.

Учитель: Ну что ж, мы с вами с легкостью преодолели новое препятствие на нашем пути, и я думаю, вы поняли: из всех видов ДТП чаще всего случаются наезды на пешеходов. Пешеходы и являются причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновение, опрокидывание, наезды на препятствия и другое) также могут происходить (и происходят) в результате действий пешеходов-нарушителей.

К большому сожалению, очень часто школьники не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП.

Но посмотрите, за нашей беседой мы проделали уже полпути и подъехали к «Лингвистическому шоссе», которое таит в себе немало опасностей.

Распознавать вам их будет несложно, необходимо проявить лишь должное внимание и оценивать ситуацию на проезжей части по первому впечатлению.

У ч и т е л ь вывешивает на доску картинки, ученики с помощью учителя подбирают к ним задания, записывая все в тетрадь.

1. Стоящая машина скрывает опасность!

2. Умей предвидеть скрытую опасность!

3. Переходи дорогу только в разрешенных местах!

4. Машина приближается медленно. И все же пропусти ее!

5. Не пересекай проезжую часть наискось!

6. Проезжающий автомобиль скрывает опасность!

После этой работы ученикам предлагается указать над словами, к какой части речи они относятся (неизученные не выделять)

Учитель: Дайте полную характеристику первому и второму предложению.

Учитель: Вы отлично справились и с этой преградой на нашем пути. Я думаю, вы можете самостоятельно отправляться в путь, ведь вы уже знаете, каких ситуаций не стоит допускать на проезжей части. А помогать вам всегда будет «Памятка для учащихся».

Ученикам раздаются ксерокопии с текстом, где пропущены буквы и знаки препинания.

Нужно вставить орфограммы и пунктограммы (самостоятельная работа).


Приложение

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся, буд..те д..сц..плинированны на улиц..!

1. Ходите только по тр..туару!

2. Перех..дите улицу в м..стах, где имею(тся/ться) линии или ук..затели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

3. Перех..дя улицу, посм..трите (на)лево до сер..дины –(на)право.

4. На улицах и дорогах, где дв..жение р..гулируется, переходите проезжую часть только при з..леном с..гнале св..тофора или разрешающем жесте регулировщика.

5. Не переб..гайте дорогу перед близко идущ..м транспортом!

6. (Не)ездите на подножках и выступах транспорта!

7. Ост..новившийся трамвай обходите спереди, только тогда можно увид..ть встречный тр..мвай!

8. Стоящий на остановке автобус или тро..ейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдая (при)этом осторожность!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!