Конспект интегрированного урока литературы и географии «Путешествие с Пушкиным»
Цели:
углубить знания по пройденным темам по литературе (творчество Пушкина) и географии (атмосфера);
формировать и развивать умение работать с учебным материалом;
показать взаимосвязь предметов путём углубления в природные явления, описываемые А.С. Пушкиным.
Планируемые результаты
Предметный
формирование знаний о художественных выразительных средствах в творчестве Пушкина; природных явлениях в атмосфере.
Метапредметные
формирование умений: интерпретировать и обобщать информацию при работе в паре, обмениваться в партнером важной информацией, участвовать в обсуждениях.
Личностные
осознание значимости фигуры А.С. Пушкина в русской литературе. Углубление в процессы описываемых природных явлений с точки зрения географии.
Оборудование
сенсорная доска
физическая карта России
раздаточный материал
Ход урока
Л. Давным-давно, почти двести десять лет назад, родился в России самый яркий из всех поэтов — Александр Сергеевич Пушкин.
Он был и остается не только гениальным поэтом и писателем, но и удивительным человеком, который любил жизнь, людей, свою Родину. Его страстная душа была полна добротой и любовью, которые он пронес через свою короткую, но очень яркую жизнь. И оставил на страницах стихов, поэм, повестей и романов.
Г. Но сегодняшний урок у нас необычный. Как вы знаете все предметы так или иначе между собой связаны. А как вы думаете как могут быть связаны литература и география?
Ответы детей…
Весьма интересные варианты у вас. Давайте теперь попробуем проследить эту связь на нашем уроке. И убедиться в правильности ваших мнений.
Мы с вами сегодня будем работать в парах. Одна парта – одна команда.
Л. Первый наш конкурс называется: «Пушкин - Солнце русской поэзии».
Если образно расположить литературных гениев на орбите Солнечной системы, то Пушкина мы определим как Солнце. Но наша орбита будет пуста без планет. Каждый писатель и поэт из перечисленного списка достоин занимать место на ней.
Г. Ваша задача распределить авторов по годам рождения. Чем ближе год рождения к Пушкину, тем ближе к Солнцу он будет расположен. Написать названия планет
На выполнение задания вам дается пять минут.
Дети выполняют задание.
А теперь вы поменяетесь листочками и оцените друг друга. Но перед этим один из учеников на доске распределит авторов и планеты.
(мы оценивают работы друг друга, мы выставляем баллы)
Поднимите руки у кого проверенные работы без ошибок.
Л. Следующий наш конкурс называется «Мороз и Солнце». Вы должны внимательно прочитать стихотворения и выполнить задания к ним. Задания будут как литературные так и географические.
Г. Главное правильно выполнить задание. Первые три участника безошибочно выполнившие задание получат 1 балл за ответ.
I. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Как называется это стихотворение? «Зимнее утро»
Определить стихотворный размер. Четырехстопный ямб
Назовите «полюс холода» северного полушария. Оймякон
II. «Туча»
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождём.
Дать определение олицетворению? Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.
Привести примеры из текста. Издавала таинственный звон, Алчную землю поила дождем
В каком слое атмосферы формируются перистые облака? В стратосфере
III. «Еще дуют холодные ветры...»
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка…
Назовите три стихотворения Пушкина о природе? «Зимнее утро», «Еще дуют холодные ветры», «Осень» - Унылая пора, «Туча» - Последняя туча рассеянной бури
Что такое ветер? (определение) горизонтальное перемещение воздушных масс
IV. «Надо мной в лазури ясной»
Надо мной в лазури ясной
Светит звёздочка одна,
Справа - запад тёмно-красный,
Слева - бледная луна.
Что такое эпитет? Это яркое образное определение
Найти три эпитета в тексте. Лазурь ясная, бледная луна, запад темно-красный
Главный ориентир ночного звёздного неба северного полушария? Полярная звезда
Л. Молодцы ребята, третий наш конкурс называется «По страницам Александра Сергеевича»
Вам будут даны отрывки из ОДНОГО литературного произведения. Некоторые слова будут зашифрованы условными обозначениями. Ваша задача – отгадать эти слова.
А в конце этого конкурса узнать литературное произведение и назвать двух его главных героев.
Г. Перед вами лежат большие листочки, я включаю слайд, вы читаете отрывок и на листочках пишете зашифрованное слово. По моей команде поднимаете эти листочки вверх. За правильный ответ получаете 1 балл.
Церковь была заперта. Владимир заплатил проводнику и поехал на двор.
Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать; роще не было конца. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
Рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами.
Девушка ее была в заговоре; обе они должны были выйти в сад через заднее крыльцо, за садом найти готовые сани, садиться в них и ехать за пять верст от Ненарадова в село Жадрино, прямо в церковь.
Главные герои:
Мария Гавриловна
Владимир Николаевич
Бурмин
Повесть «Метель»
Г. Следующий наш конкурс называется «А кто отвечать будет? Пушкин?». Мы вам раздадим листочки со стихотворениями Пушкина. Вам нужно будет вставить пропущенные слова и ответить на вопросы.
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Координаты Москвы в градусах Широта: 55° с. ш. Долгота: 37° в. д.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Собираем листочки, подсчитываем баллы)
Г. Последний наш конкурс называется «Мимо острова буяна..». Узнаем как вы владеете картой.
Нанесите на контурную карту следующие объекты:
Царское село. Здесь проходил обучение А.С. Пушкин
Михайловское. Родовое имение поэта
Краснодар – место ссылки Пушкина
Москва – город, в котором родился Пушкин
Болдино. Здесь были написаны «Повести Белкина»
Санкт – Петербург. Место гибели поэта
Л. Вот и подходит к концу наш необычный урок.
Солнце русской поэзии закатилось – так сказал в момент смерти А.С. Пушкина один его великий современник. Но после его смерти прошло уже почти два века, но мы продолжаем его читать, восхищаться им. Потому что Солнце русской поэзии не закатилось, не погасло, не померкло. Оно светит, оно будет светить, пока живёт Россия, пока есть русский язык. Так или иначе, но А.С. Пушкин – это наше всё!
Г. Давайте вернемся к началу нашего урока и теперь попробуем определить связь литературы и географии.
Ответы детей…
Объявление результатов.
Молодцы ребята, спасибо за внимание!
6