Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Коношская основная школа»
Методическая разработка
внеурочного мероприятия
«Путешествие в Экоцарство»
(5-6 кл.)
Составил учитель биологии
Вараксина Юлия Андреевна
2017 год
Путешествие в Экоцарство
Цель: - формировать экологическое, ответственное отношение к природе
Задачи:
обучающие: расширять представления об окружающем мире; формировать ответственность за свои поступки по отношению к объектам природы
развивающие: развивать интерес к природе
воспитывающие: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Планируемые результаты
Личностные
- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки
- экологическая культура: ценностное отношение к природе, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения
Регулятивные
- умение управлять своей познавательной деятельностью
Познавательные
-формирование познавательных интересов
Коммуникативные
- формулировать собственное мнение
- владеть устной речью
Оборудование: компьютер, проектор, гербарии (травы) лекарственных растений, костюмы зверей, конверт, листочки с ручками (для теста)
Участники: обучающиеся 7-9 классов готовят для 5-6 классов
Учитель: Послушайте песню и скажите, чему мы посвятим наше занятие (звучит песня «Пусть будет мир прекрасен») Ответы детей
Сегодня нас ожидает необычное путешествие. Мы с вами отправимся в Экоцарство.
«Путешествие»! Вот оно слово!
Так и тянет от радости петь!
«Путешествие»! Хочется снова
Над Жюль-Верном всю ночь просидеть.
Появляется Марья – травница
Марья - травница: Меня зовут Марья – травница. Я приветствую вас в моей природной аптеке. Здесь как в настоящей аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, зубной боли, кровотечения, расстройства желудка и многое другое. Но в этой своеобразной аптеке нужно знать и любить природу. Вот полынь, все её знаете. Она имеет очень горький запах и вкус. Применяется для улучшения аппетита, при ангинах, желудочных заболеваниях. Вас много раз «кусала» крапива. А знаете ли вы, что это отличное кровоостанавливающее средство. Душица, тонкий нежный запах. Содержит эфирные масла. Применяется в парфюмерной промышленности и народной медицине при простудных заболеваниях. Стебли, листья и цветки заваривают как чай при бессоннице. Тысячелистник, мать-и-мачеха, подорожник и много других трав этой аптеке.
А где можно их собирать? (ответы детей)
Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало. Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять. Сушите лекарственные растения на воздухе в тени.
Лекарственные растения – ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и другие).
Послушайте сказку Василия Александровича Сухомлинского «Мальчик и колокольчики ландышей». Подумайте, что бы мог ответить мальчик цветку и какой поступок совершить.
Мальчик и Колокольчики Ландышей
Наступила весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький, тоненький росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвел белыми Колокольчики Ландышей.
Белые Колокольчики Ландышей увидел маленький мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз от Ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветы. Цветы прошептали:
- Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?
- Вы мне нравитесь. Вы очень красивые, - ответил мальчик.
- Хорошо, - сказали Колокольчики Ландышей, тихо вздохнув.
- Срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые.
Ответ мальчика:
(завершение сказки по В.А.Сухомлинскому
Мальчик посмотрел на Колокольчики Ландышей. Они были прекрасны. Они были похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Мальчик все это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле Колокольчиков Ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал.
- Растите, Колокольчики, - тихо вымолвил мальчик.)
Как вы поступаете, когда видите красивые цветы? (ответы детей)
Цветы привлекают внимание каждого. Не торопись их сорвать. Растения быстро завянут и погибнут. Часто люди выбрасывают их, еще не успев выйти из леса. Гораздо добрее поступает тот, кто лишь любуется цветами, старается их нарисовать или сфотографировать, тот, кто выращивает цветы на даче, возле дома или школы. Так люди не разрушают красоту, а создают ее вновь.
Приятного путешествия вам, а мне пора.
Появляются животные из Красной книги Архангельской области
Встретились лесные звери: (дети в костюмах и масках зверей) барсук, заяц-русак, еж обыкновенный, енотовидная собака.
Барсук: Дорогие звери Архангельской области! Численность наша с каждым годом уменьшается. Человек не задумываясь, уничтожает нас. Я собрал вас, чтобы решить эту глобальную проблему – как мы можем проучить человека?
Заяц – русак: Уйти в другую область, в красивые и безопасные места навсегда.
Барсук: Но, сможем ли мы там выжить? Ведь везде владения человека!
Еж: Нужно устроить человеку засаду!
Енотовидная собака: Я согласен с этим вариантом.
Барсук: Хорошо, мы так и поступим. (Звери прячутся за деревья, взяв оружие: ружье, лук и стрелы, копья и рогатку). На лесную поляну выходит охотник. Звери со всех сторон окружают его, целятся в него оружием.
Человек: Что с вами? Неужели вы меня убьете?
Барсук: Разве мы такие жестокие, как ты? Разве ты не знаешь, что мы занесены в Красную книгу Архангельской области? Хорошо, мы тебя отпустим, но больше, чтоб ноги твоей здесь не было! (Человек спотыкаясь, сильно испуганный убегает прочь с лесной поляны).
Человек: Ни за что на свете не буду больше обижать животных и растения!
Летит сорока (несет письмо)
Сорока: Почта, почта. Вам письмо. (отдает письмо)
Барсук: В этом письме жалобы, и нам их нужно разобрать. Определить, кто прав, кто виноват. Если нужно – то помочь. Послушайте и решайте.
Заяц (читает): Ох, и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо? (это сова). С 1994г. совы находятся под охраной Закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.
Еж (читает): На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывают столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что мы любим темноту, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь мы такие уродились! Обижают нас люди без всякой вины. (За час ночной охоты летучая мышь уничтожает 160-170 комаров, а за ночь- до 600).
Енотовидная собака (читает): Сама знаю, что я не красавица. Окажись я рядом, многие кричат от страха, шарахаются, а то и камнем запустят или ногой пнут. А за что? Не всем же красивыми быть! А ведь от меня польза людям большая. (Жаба одна сохранят от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, нужно принести домой жабу и они исчезнут).
Барсук: Рассмотрели мы все жалобы и решили, что люди не правы. И делают это они от своей неграмотности и равнодушия. Расскажите своим братикам и сестричкам, и всем, кто живет рядом о пользе растений и животных.
Заяц: Говорят, что поведение человека в природе – это зеркало его души. Давайте заглянем в свое «зеркало» и узнаем кто мы! (звери раздают листочки, на которых ребята сами будут по вопросам теста оценивать свои действия)
ТЕСТ (на экране)
Вы гуляете по лугу и увидели очень красивый и редкий цветок. Ваши действия:
а) полюбуетесь и пройдете мимо – 0
б) сорвете и поставите в красивую вазу – 2
в) сорвете и, понюхав, выбросите – 3
2. Ваши друзья пригласили вас на прогулку за березовым соком. Ваши действия:
а) Откажитесь идти с ними – 0
б) Пойдете с друзьями – 2
в) Узнаете сначала все у биолога или прочитаете все о березовом соке - 1
3. Вы увидели маленьких птенцов в гнезде. Ваши действия:
а) Полюбуетесь и пройдете мимо – 1
б) Позовете друзей и покажите – 2
в) Пройдете мимо, не обратив внимания – 0
4. Природой называется – все то,
а) что нас окружает – 0
б) что сделано руками человека – 1
в) что не сделано руками человека - 1
Подсчитайте очки:
От 0 до 1 – вы настоящий друг природы
От 2 до 4 – вы любите природу, но мало знаете ее
Свыше 5 – вам нужно серьезно пересмотреть свое отношение к природе и задуматься над ее законами и взаимосвязями.
Енотовидная собака: Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
Заяц: А если нам кто-нибудь лишним покажется
То, это, конечно, ошибкой окажется.
Все звери вместе: Все-все-все на свете, на свете нужны
И это все дети запомнить должны! (Б.Заходер «Про всех на свете»)
Барсук: Нам пора. Рады нашей встрече. До свидания!
Появляется Муравей
Муравей: Здравствуйте, ребята. Вы никогда не задумывались над тем, каких насекомых на Земле больше всего? Вам хочется сказать комаров, которые тучами летают в воздухе, досаждая своей назойливостью. Нет, комары живут не везде, а лишь в низких, сырых местах. Везде, повсеместно можно встретить муравьёв. Описано около 15 тысяч этих насекомых. Муравьи – общественное насекомое, они живут семьями. Каждая семья состоит из одной или нескольких самок, или как их ещё называют «цариц». Самка откладывает яички, рабочие муравьи ухаживают за ними, прогревают, выкармливают личинок, а когда они окуклятся, помогают молодым муравьям выбраться из коконов.
Ещё рабочие муравьи строят жилище, оберегают семью от врагов, ходят за добычей.
Каждый муравейник имеет свою территорию. Горе муравью, нарушившему священную границу. Семья муравьев уничтожает много насекомых – вредителей и сдерживает рост их численности. Для этого достаточно одного муравейника на 1 га леса.
Однако сегодня муравьям (в первую очередь, рыжим лесным) нужна охрана. Муравейники массово гибнут при рубках леса, их варварски разоряют безграмотные туристы. Вокруг населенных пунктов, вдоль дорог, в зонах массового отдыха муравейников становится все меньше и меньше. Не разоряйте муравейники!
О муравьях можно говорить очень много, но мне, ребята, пора идти. До встречи!
Сидит под деревом Айболит
Автор: Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Прилетел к нему жучок
Жучок: У меня болит бочок,
Был вчера я на лужайке,
Там летал среди кустов,
Воздух был темнее ночи
Сделать вздох, но нету мочи.
Автор: Взял микстуру и таблетки,
Стал лечить бочок жучка
Айболит: Не грусти, дружок мой милый,
И не будь таким унылым,
Где ж лужок тот страшный, страшный?
Где дышать очень опасно?
Жучок: Через речку и лесок
Ты увидишь тот лужок.
Берегись, ведь там опасность.
Айболит: Для меня преграды нет,
Всех спасу от разных бед!
Автор: И встал Айболит,
Побежал Айболит.
По полям, по лесам он спешит,
Вот встречает Бармалея
Бармалей: Ха – Ха – Ха
Айболит: Это твой стоит завод?
Из трубы идёт дымок?
Бармалей: Ну подумаешь немножко
Затуманилась дорожка.
Айболит: Как ты смеешь, Бармалей!
Ты ведь губишь всех зверей-
И жучков, и паучков,
И синичек, и лисичек.
Очень много чудных птичек ,
Всё погибнет и ты вскоре!
Бармалей: Страшно мне, я задыхаюсь
Всё, завод свой закрываю!
Нет, гибнуть доктор не хочу
Я природу сохраню!
Законы природы главнее всего
И сейчас всем скажу я:
Птицам – воздух!
Рыбам – воду!
Береги свою природу!
Айболит: Здоровье человека в настоящее время зависит и от состояния окружающей среды. « За все надо платить» гласит один из законов. И мы платим своим здоровьем за созданные нами экологические проблемы.
Жучок: В начале XXI века человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис, который однозначно указывает на загрязненность нашей планеты. К наиболее опасным загрязнителям окружающей среды относят многие неорганические и органические вещества. Их постоянное воздействие вызывает серьезные нарушения деятельности основных жизненных функций организма.
Бармалей: Можно сказать, что человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг и человечество «сорвется» в пропасть.
Айболит: Человек – это маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, дает человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.
Айболит, Жучок, Бармалей (хором): Так давайте любить и охранять природу! До новых встреч.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, кого мы сегодня встретили в Экоцарстве? (ответы детей). Какой вывод сделаем, что такое Экоцарство?
Экоцарство – это наша планета Земля, которую надо любить, беречь и охранять.
А теперь все встанем в круг. Я пускаю «шар пожеланий», каждый, кто поймает шар, говорит пожелание и передает его дальше. (Береги все живое, люби природу, сажайте деревья и т.п.).
На этом наше путешествие закончилось. Расскажите обо всём, что сегодня увидели, услышали своим товарищам, родственникам, соседям.
До свидания.
Список литературы
Гречаный И.А. Полный справочник лекарственных трав и целительных сборов. Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013.
Игумнова Е.А. Личный опыт общения учащихся с природой как ресурс для формирования умения задавать вопросы // Биология в школе. 2011 № 5.
Касаткина Н.А. Биологияю 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2008.
Ковылина Н.В., Боднарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М.: Просвещение, 1986.
Красная книга Архангельской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных. – Архангельск, 1995.
Интернет ресурсы:
http://bibliomo.ru
https://nsportal.ru