Внеклассное мероприятие в 7б классе «Путешествие в страну «Чистых слов».
Цель: Воспитание культуры речи учащихся.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов, сленга, ненормативной лексики.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.
Оборудование: Конспект мероприятия, карточки для жеребьевки, карточки с заданиями для команд( список сленговых слов и стихотворение для инсценировки), ватман, ножницы, клей, цветные карандаши и фломастеры, линейка, картинки для оформления презентации.
Ход мероприятия:
-Здравствуйте, друзья мои, я рада вас видеть. Кого у нас сегодня нет?
(входят Сабрина, Эмиль, Булат)
(Сценка)
Навстречу друг другу выходят 2 ученика.
1: Привет, …!
2: (небрежно). Салют, дерево!
1: (недоуменно). Ой, где дерево?
2: (объясняет). Это же ты, кореш.
1: Я не корень, я мальчик… Я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша одноклассница _____?
2: Отпад!
1: Что???
2: Ну, ништяк!
1: Ой, а что это?
2: Это значит, что прикид у нее клевый!
1: Что она прикидывает и кого клюет?
2: Ну, убойная девчонка.
1: (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
2: (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.
1: Это я, наверно, ручкой испачкался.
2: (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?
1: Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?
2: Уши разуй. Что-то тебя сегодня колбасит…
1: Я колбасу утром ел, это верно.
Входит девочка
Она: (удивленно). Здравствуй, 2.
2: Хэллоу. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Она: (пятится). Я тебя не понимаю, ты болен?
2: Не, просто бубен у тебя симпотный.
Она: (непонимающе): Кто – потный?
2:. Нет, вообще ты классная. Ну, так как, в киношку слиняем?
1:. ______, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Он говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!
Она: . Я пойду в кино, но только не с тобой, ____, а с тобой, ____. (Берет под ручку)
2 завистливо смотрит, как они прогуливаются.
2:. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..
1:. Больше не будешь так разговаривать?
2:. Больше не буду.
- Скажите, в чем главная мысль сценки?
- вот именно об этом мы сегодня с вами и будем разговаривать.
-Тема нашего часа общения «Путешествие в страну «Чистых слов». Мы с вами сегодня совершим путешествие по стране слов, для этого я приготовила карту путешествий. Звездочками отмечены станции. Что необычного вы заметили? Почему на карте путешествия станции двух цветов? Что делает нашу речь красивой, образной?
ответы
Предположите, как могут называться эти станции? Проверим?
-Люди каких профессий используют в своей речи красивые слова (эпитеты, метафоры, фразеологизмы)?
- Как мы должны относиться к нашим родным языкам?
-А ваши родители, бабушки, дедушки используют образные выражения в своей речи?
(Заговорила роща золотая, березовым веселым языков С.Есенин. А кто часто у нас на уроках ворон считает? Облака бегут по небу. Красная девица, добрый молодец –эпитеты. Цыплят по осени считают – пословицы, счастливые часов не наблюдают )
- А о станциях, отмеченных черным цветом, что можете сказать? Что загрязняет нашу речь? Что это могут быть за слова?
-А кто попробует дать определение сленгу, словам-паразитам и сквернословию?
Слова- паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.
Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный.
Сквернословие - речь, наполненная неприличными выражениями; непристойные слова, матерные ругательства.
Сленг, благодаря своей легкости и подвижности, больше ассоциируется с молодежной речью, но немалой популярностью он пользуется и у людей постарше. Вообще, по сравнению с жаргоном, сленг отличается большей массовостью. Его социальная ограниченность хоть и присутствует, но является достаточно размытой. Носителями одних и тех же сленгизмов могут быть люди разных профессий и образовательного статуса, имеющие криминальное прошлое и вполне благопристойные и интеллигентные.
- А часто вам приходится слышать их?
-Скажите честно, а вы сами наверняка употребляете в своей речи, как одно, так и другое явление. Кто-то чаще, кто-то реже, но, тем не менее, все или почти все.
К сожалению, даже учителя грешат ими, используя слова-паразиты в повседневной жизни. Но учителя стараются, следят за своей речью и с опытом это проходит.
Согласно современным исследованиям, есть 3 явления, наиболее засоряющие речь современных подростков: это слова-паразиты, сленг и сквернословие. Вы уже знаете, что это такое.
-Сегодня я предлагаю вам поподробнее остановиться на этих станциях, поговорить о словах-паразитах, сленге и сквернословии. Ребята, как вы думаете: есть ли замена этим словам, так необходимы ли они нашей речи? А если они и есть в речи, то что с ними делать и как бороться?
Станция Слова-паразиты.
Задание 1. Вы уже разделены на 3 команды.
Что такое сленг, слова-паразиты и сквернословие мы уже определились, а вот современных примеров еще не приводили. Это и есть первое задание, которое вы получаете. Опираясь на свой личный опыт, на свою речь, речь ваших друзей и одноклассников, я предлагаю вам составить так называемый словарь-паразитариум. Я думаю, пару минут, вам будет достаточно, напоминаю, вы работаете в группах.
-Озвучьте, пожалуйста, ваши примеры. Начнем со слов-паразитов.
Молодцы, большинство вы назвали, а вот еще некоторые примеры, которые нашла я, во время подготовки, их можно тоже записать в наш паразитариум.
Слайд 6
Почему слова-паразиты появляются в нашей речи? Как с ними бороться?
Слова-сорняки появляются от волнения, от неумения мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления свих мыслей и, конечно, от бедности индивидуального словаря.
Станция Сленгизмы
Задание 2.
Мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением.
1. Прикинь – пойми, увидь, узнай.
2. Ништяк – все в порядке, здорово
3. Хавчик – еда
4. Базар – разговор
5. Прикид – одежда
6. Тусить – гулять, играть
7. Предки – родители
8. Бро – брат, братишка
9. Ботан – ученый
10. Батл – конкурс, сражение, состязание, битва
11. Сяпки – спасибо
12. Фиолетово – все равно
13. Замутить – совершить что-либо, придумать новую идею
14. Глюк –это непонятный сбой в компьютерной программе, а для некоторых «Глюк» - это видение синего слона в жёлтый горошек летящего по небу. Глюк это еще и фамилия великого австрийского композитора XVIII века.
15. Шухер- облава, Опасность, тревога. Шухер в переводе "черный", термин возник, когда полицейские в России носили черные мундиры.
16. Кульно – весело, забавно, Хорошо, неплохо.
17. Го – иди, идем, пошли
18. Фейк – любая подделка, выдаваемая за настоящую вещь. 2. жарг., неол. непроверенная или преднамеренно ложная информация, опубликованная в средствах массовой информации с корыстной или иной целью.
19. Няшно – мило, хорошо, приятно, красиво — о чем-то, вызывающем позитивные эмоции.
20. Бубен – голова
А вот примеры, которые нашла я. Кто попробует подобрать синонимы?
Чел
Отпад
Хата
В лом
Тормоз
Селфи
Гуглить
Терки
Очковать
Сига
Зырить
Погоняло
Ласты
Музло
Корефан
Дубак
Драить
Ништяк
Инфа
Трепаться
- Ребята, к какому выводу придем?
-Какую речь приятнее слушать: наполненную сленгизмами или речь, богатую образными выражениями, крылатыми словами, пословицами и поговорками?
- Много ли сленгизмов вы используете в повседневной речи?
- А так ли легко отказаться от такой речи и перейти на простой литературный язык?
Станция Сквернословия.
(из истории сквернословия )
Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, обращаются словом. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение.
Я предлагаю вам игру "Цепочка добрых слов". Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека- это тоже очень хорошее и доброе слово.
Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Если бы мы не говорили лишних слов, наша жизнь уж точно стала бы длиннее и красивее. Мы смогли бы нарисовать картину, построить дом, а вместо этого тратим время на лишние слова.
Задание 3.
Мы уже выяснили, что сленг, слова-паразиты и сквернословия загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что в средние века на Руси для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого?
Да, это очень сложный вопрос, я приготовила несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь.
- Попросить знакомых делать вам замечание.
- Ничего не делать, вы вырастите, и молодежный сленг исчезнет сам собой.
- Назначить самому себе штраф (например, выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).
- Больше читать, это увеличит словарный запас.
- Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.
- Бить себя по губам.
- Выписать все сленговые слова, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.
- А чтобы информация, которую вы сегодня узнали лучше вам запомнилась, и чтобы с ней могли ознакомиться не только вы, но и учащиеся других классов, давайте сделаем своеобразную газету-молнию (колючку), в которой четко и лаконично отразим основные тезисы нашего сегодняшнего мероприятия.
Способы избавления от нежелательно лексики. Выберите 2-3 самых действенных способа и запишите их. Выполнить презентацию (на выбор)
Подведем итоги,
- Изменилось ли ваше отношение к словам – паразитам и сленгу?
- Задумались ли вы над тем, а не слишком ли часто они встречаются в вашей речи? Какое решение вы приняли, нужно ли с ними бороться или вас все устраивает? Вы по-прежнему считаете, что в любой момент сможете отказаться от их использования, и это будет легко и просто, и они бесследно исчезнут?
Мир не идеален, но мы должны стремиться сделать его лучше. Так и наш язык! Наполеон говорил: «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» Учитесь говорить!
-Хотите быть успешными? Учитесь говорить правильно!
- Хотите быть здоровыми? Исключите ненормативную лексику! Шлифуйте язык! Обогащайте словарный запас
Опыт с водой
Какую воду будете пить? Какой речью будете пользоваться? Решать вам!
Мне хотелось бы закончить наше мероприятие стихотворением, которое призывает не только заботиться о чистоте своей речи, но и уважать русский язык, как великую ценность нашего народа.
Выучи русский язык!
Если хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русское слово.
Выучи русский язык!
Мы сегодня с вами почистили нашу страну, показали способы избавления от ненужной лексики, но путешествие по стране чистых слов на этом не заканчивается, я думаю, сюда вы будете возвращаться вновь и вновь! Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной, доброй! Идите по жизни Дорогой Добра!