СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в страну Этимология

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока,знакомящего детей с этимологией как разделом лексикологии. К уроку прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну Этимология»



РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИМОЛОГИЯ»

Предметные УУД : дать представление о том, что изучает этимология, как знание этимологии слов помогает в развитии орфографической зоркости.

Коммуникативные УУД : развивать умение сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, задавать вопросы, вырабатывать и озвучивать решения, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД : развивать умение находить необходисую информацию и анализировать ее содержание, строить логически обоснованные утверждения, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Регулятивные УУД : вырабатывать умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя, контролировать работу с целью сравнения результата с данным образцом.

Личностные УУД : вырабатывать ценностное отношение к русскому языку как выразительному средству общения.


Х О Д У Р О К А


1 Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока.

Языкознание – это наука, включающая в себя много разделов. Фонетика, например, изучает звуки речи, орфография – правила написания слов, пунктуация – правила постановки знаков препинания. Сегодня речь пойдет об очень интересном разделе…Надеюсь, к концу занятия в классе не останется ни одного человека, который будет считать , что урок вышел скучным. Сегодня мы побываем в стране под названием Этимология. ( Слайд № 1) Это название произошло в результате сложения двух греческих слов : «этимон» ( истина ) и «логос» ( учение ). ( Слайд № 2 )Этимология – это раздел языкознания который изучает происхождение слов. Этимология объясняет, почему мы говорим так, а не иначе. Например, возьмем названия денежных единиц : рубль, копейка. Знаете ли вы, почему рубль называется рублем, а копейка – копейкой? Ответ на этот вопрос может вызвать затруднения. И неудивительно. Ведь эти названия возникли давно, много столетий назад, и их история затерялась в веках. Однако ученые, занимающиеся этимологией, читая древние рукописи, восстановили ее. В древности не было бумажных денег. Монеты были только металлическими : золотыми, серебряными, медными… и форму они имели совсем не похожую на современную. Наши далекие предки не умели делать красивых ровных кругляшков и просто нарубали кусок металла на несколько примерно одинаковых частей. ( Слайд № 3 )Нарубали… поэтому и монеты называли рублями. Рубли возникли в седой древности. Точной даты мы назвать не можем, но примерно тысячу лет назад. А вот копейка – сравнительно молодая монета. Она появилась несколько столетий назад, в Московском княжестве. В это время деньги выпускали уже в специальных мастерских. Первые московские копейки вполне походили на современные. С одной стороны на них указывался номинал монеты, с другой – герб города Москвы, т.е. изображение святого покровителя Москвы Георгия Победоносца, пронзающего копьем дракона. От слова «копье» мелкую монету и стали называть копейкой. Как видите, происхождение названий денежных единиц оказалось весьма неожиданным. И известно оно нам благодаря науке этимология. Итак, цель сегодняшнего урока такова : познакомиться с этимологией как разделом науки о языке и ответить на вопросы : как же так получается, что происхождение слов оказывается затемненным, так что без работы со словарями и древними рукописями его и понять нельзя, и какое практическое применение может иметь знание происхождения того или иного слова?

( Ученики высказывают свои варианты ответов на данные вопросы ).

2 Этимология заимствованных слов.

Для обыкновенного человека темна этимология заимствованных слов, а таких в русском языке немало. Чтобы понять происхождение огромного пласта пришедших к нам иностранных слов, надо знать прежде всего , из какого языка это слово к нам пришло и что оно означало на родине.

А) доклад подготовленного ученика о происхождении слова «газета» ( Ученик готовит доклад самостоятельно с помощью справочной литературы и ресурсов интернета. Возможный вариант прилагается ниже ).

Что может быть общего между современной газетой и названием древней итальянской монеты? На первый взгляд, ничего. Но только на первый. Газеты появились 600 лет назад в Италии. Они очень отличались от современных газет, потому что тогда люди еще не умели печатать тексты, и газеты были рукописными. Мы не знаем, как итальянцы называли такой рукописный листок, но известно, что стоил он совсем недорого : за него платили одну мелкую серебряную монету, которая и называлась газетой. Шли века. В Италии люди уже давно пользовались другими деньгами - итальянскими лирами. Нет больше такой денежной единицы как газета. Но слово не умерло. Газетами мы сегодня называем печатные листы с разной информацией.

Б) доклад ученика о происхождении слова «гладиолус» ( Ученик готовит доклад самостоятельно с помощью справочной литературы и ресурсов интернета. Возможный вариант прилагается ниже ).( Слайд № 4 )

Сразу видно, что слово «Гладиолус» похоже на слово «гладиатор». Это может показаться случайным совпадением. Ведь нет ничего общего между древнеримским воином, который сражается на арене, и и красивым садовым цветком. Но, если приглядеться к гладиолусам повнимательней, о общее можно найти. Цветок гладиолус имеет совершенно необычную форму листьев, которая напоминает клинок острого кинжала или меча. А меч по-латыни – «гладиолус». Именно из-за мечевидной формы листьев цветок так и назвали. Ну, а гладиаторы получили свое название за то, что меч был их основным оружием.

Ученики, входящие в группу экспертов ( они определяются еще в начале урока) выставляют отметки докладчикам и аргументируют, почему выставили тот или иной балл.

В) Тренировочное упражнение.

Учитель раздает карточки с заданиями. Работа ведется в парах. После проверки самопроверки карточки по «ключу» дается устный комментарий к каждому из найденных слов.

Прочитайте текст и найдите в нем слова, происхождение которых можно объяснить, зная содержание древнегреческих мифов. ( Задание дается в том случае, если мифы Древней Греции уже были изучены в курсе литературы. )

Дело было в горах. Мы поднимались на склон, поросший нарциссами, громко выкрикивали свои имена и с удовольствием слушали, как эхо отвечало нам. Поднявшись на гору, мы огляделись. Внизу бурлила река. Она втекала в какую-то пещеру, и нам казалось, что это вход в ад. Мы достали географический атлас и посмотрели, где находимся. Мы убедились, что поднялись на вершину самой высокой горы в округе. Но это восхождение стоило нам титанических усилий. Мы спустились вниз, к реке. Хотели набрать воды в фляжку. Но она оказалась дырявой. Мы набирали воду, а она выливалась обратно. И мы бросили этот Сизифов труд.

(Слайд № 5) «Ключ» : нарциссы, эхо, ад, атлас, титанический, Сизифов труд.

3. Этимология исконно русских слов.

А) слово учителя.

Большинство слов в русском языке все-таки являются не заимствованными, а исконно русскими. Трудность заключается в том, что язык на протяжении тысячи лет постоянно менялся, и многие слова, которые были нормой для древнерусского языка, постепенно исчезли и в настоящее время нигде не употребляются. Например, правую руку раньше называли десницей, а в наше время это слово уже не употребляется. Возможна и другая ситуация. Слово живет, но за несколько столетий меняет свое значение. Сейчас вы увидите шуточную сценку из жизни Древней Руси. Определите, какие слова из тех, что вы услышите, сегодня уже имеют не то значение, что раньше.

Б) сценка, после просмотра которой ученики называют слова, употребленные не в их современном значении.

Сценарий

Действующие лица : мать, дочь, врач.

М : Ох, плохо нашей Танюшке. Болеет она. А чем помочь – не знаю.

Д: Ничего, сейчас придет врач, он поможет.

М : Да, это хороший врач. Такие редко встречаются. И как же этот врач хорошо врет! Ах, если бы все врачи так врать умели, больных бы вообще не осталось.

Входит врач.

В : Ну, где у вас больной?

( читает заговор )

Ты, злая болезнь, уймись, а не то прокляну тебя. Ты, неугомонная боль, остановись, а не то сошлю тебя в ад. Прекратись, а не то утоплю тебя в горячей воде. Ты, жар, охладись

М: Ох, до чего же хорошо врет!

Д : Да, теперь Таня точно выздоровеет, уж больно врет хорошо.

В: До полного выздоровления больную надо раз в день поить отваром травы первицы.

М. и Д. : Да где ж мы ее возьмем?

В : К вам завтра гости приедут, гостинцев привезут. У ваших гостей все купить можно. Для того-то к вам гости и едут, чтобы все, что с собой привезут, продать. Да вы бы печь растопили. Холодно тут у вас.

М: Доченька, пойди на улицу да принеси чепухи на растопку. Дрова-то и дома есть, только чепухи нет. Но смотри, неси сухую чепуху, а не мокрую, как вчера. А то огонь не разжечь.

Комментарий учителя. Что удивило вас в этой сценке? Что было непонятным? ( То, что все восхищаются умением врача хорошо врать, что гости собираются продавать все, что привезут, что с улицы надо принести какую-то чепуху ). Раньше врачи лечили не только лекарствами, но и заговорами. Считалось, что ни один отвар из лекарственных трав не подействует, если его прием не сопровождается чтением заговора. Более того, из этих двух составляющих ( прием лекарства и чтение заговора ) важнее был заговор. Говорить на древнерусском языке – «врать». Поэтому и лекаря называли врачом. Гостями на Руси называли купцов, а чепухой – мелкие щепки, которые пускали на растопку. ( Буквально – «щепуха», просто «щ» с течением времени стало «ч». ) Конечно, какие-то щепки нельзя было по значимости сравнить с настоящими дровами, потому о них и отзывались так пренебрежительно…И любое малозначительное дело, событие, слово стали тоже называть чепухой.

В ) ) доклад ученика о происхождении выражения «писать с красной строки» ( Ученик готовит доклад самостоятельно с помощью справочной литературы и ресурсов интернета. Возможный вариант прилагается ниже ).( Слайд № 6 )

В древности книги писали от руки, и писали только красными и черными чернилами, потому что чернила другого цвета изготовлять еще не умели текст писали черными чернилами, а первую букву абзаца, чтобы выделить, - красными. Отсюда и пошло выражение «писать с красной строки», т.е с абзаца.

Г) доклад ученика о происхождении выражения «перемывать косточки» ( Ученик готовит доклад самостоятельно с помощью справочной литературы и ресурсов интернета. Возможный вариант прилагается ниже ).

«перемывать косточки» в наше время означает «сплетничать о ком-либо». Однако в древности это выражение имело совсем иное значение. У древних славян существовал обряд вторичного захоронения, которое происходило спустя несколько лет после похорон умершего. Для того, чтобы очистить душу покойного от грехов, родственники вскрывали его могилу через два-три года после смерти человека и читали над его останками молитвы, а также тщательно мыли кости, прежде чем вторично закопать их. Конечно, перемывание костей занимало много времени и сопровождалось воспоминаниями о покойнике, оценкой его характера, поступков и дел. Обряд вторичного захоронения исчез уже очень давно, но фраза «перемывать косточки», т.е. обсуждать кого-то, живет до сих пор.

Ученики, входящие в группу экспертов ( они определяются еще в начале урока) выставляют отметки докладчикам и аргументируют, почему выставили тот или иной балл.

Д) тренировочное упражнение.

Мы разобрали древнерусские слова и выражения, которые с течением времени изменили ( порой до неузнаваемости) свое первоначальное значение. Но в Древней Руси существовало немало слов, которые постепенно исчезли из языка вообще. Слова умерли, но их корни живут до сих пор в составе многих современных слов. Давайте вспомним тему «Устаревшие слова». Полученные знания помогут вам определить этимологию некоторых современных слов, произошедших от исчезнувших древнерусских. Выполните упражнение № 2 на карточке. ( Упражнение выполняется по парам )

Упражнение № 2

Объяснить этимологию каждой группы слов.

  1. Наперсток, перстень, перчатки.

  1. Очки, окно, очевидец.

  2. Пехота, пешеход, пешком.

  3. Челка

  4. Летопись

4 Этимология и орфография.

А) Слово учителя

Знание этимологии слов помогает нам правильно писать их. Правописание многих слов мы просто запоминаем, потому что не можем в современном русском языке подобрать для них проверочные…но если мы понимаем этимологию этих слов, запомнить их правописание гораздо легче. Например, слово обладать. Почему мы пишем облАдать, а не облОдать? Мало кто сейчас знает, что это слово образовано от слова «власть», «владеть» и раньше звучало как «обвладать». Но постепенно буква «в» выпала, т.к. произносить слово с этим звуком было неудобно… И осталось слово, которое, казалось бы, со словом «власть» не имеет ничего общего. И домашним заданием будет как раз составить с помощью дополнительных источников и ресурсов интернета рассказ о происхождении некоторых слов, знание этимологии которых помогает нам правильно их писать.

Б) домашнее задание ( выполняется по группам ) ( Слайд № 7 )

  1. Почему в слове «спортсмен» пишется буква «с», которую мы не произносим?

  1. Почему в слове «сверстник» пишется буква «т»?

  2. Почему в слове «долина» пишется буква «о»? Разве проверочное слово не «даль»?


5 Подведение итогов урока, рефлексия.


Ответьте на вопросы :

1 Что изучает этимология?

2 Почему знание этимологии слов так важно?

3 Назовите по памяти слова, с происхождением которых мы познакомились в течение сегодняшнего урока, и кратко расскажите об их этимологии.

4 Понравился ли вам урок? Рассказ об этимологии какого слова или выражения показался вам наиболее интересным? Кто из докладчиков, по вашему мнению, был лучшим оратором? Какую отметку вы выставили бы себе за работу по карточке?


Карточка для учеников

Задание № 1

Найдите слова, происхождение которых связано с древнегреческими мифами.


Дело было в горах. Мы поднимались на склон, поросший нарциссами, громко выкрикивали свои имена и с удовольствием слушали, как эхо отвечало нам. Поднявшись на гору, мы огляделись. Внизу бурлила река. Она втекала в какую-то пещеру, и нам казалось, что это вход в ад. Мы достали географический атлас и посмотрели, где находимся. Мы убедились, что поднялись на вершину самой высокой горы в округе. Но это восхождение стоило нам титанических усилий. Мы спустились вниз, к реке. Хотели набрать воды в фляжку. Но она оказалась дырявой. Мы набирали воду, а она выливалась обратно. И мы бросили этот Сизифов труд.


Задание №2

Объяснить этимологию каждой группы слов.

  1. Наперсток, перстень, перчатки.

  1. Очки, окно, очевидец.

  2. Пехота, пешеход, пешком.

  3. Челка

  4. Летопись



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!