2. употребление в речи фразеологизмов с целью её обогащения.
Этапы, цели этапа, время. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Самоопределение к деятельности (орг. момент). 2 минуты. | Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями, в закреплении ранее изученного. Сегодня вам понадобятся знания, смекалка, настойчивость, умение работать с книгой и, конечно же, уважительное отношение друг к другу. Если вы готовы размышлять, сопоставлять, слушать и слышать своих одноклассников, то я приглашаю всех вас собраться в три команды и отправиться в путь по стране Фразеологии к её источникам .Выберите такие названия своим командам, которые соответствовали бы названиям тем, изученным нами в этом разделе. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. | Открывают тетради, записывают число. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель – актуализировать знания, умения и навыки по пройденной теме, тренировка соответствующих мыслительных операций. 3 минуты. | Источники фразеологических оборотов различны. Путешествуя по Фразеологии вы проникните в тайны истории и происхождении слов. Сможете отличить фразеологизм от других сочетаний слов? Проверим? Игра «Аплодисменты»: отметьте хлопком фразеологический оборот: золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задирать нос, приходить в голову, горькое лекарство.
- Были трудности? Чем отличается фразеологизм от других сочетаний слов? (переносное значение, неделимость) -А откуда взялись фразеологизмы, почему так плотно засели в нашем языке, в нашей речи? Об этом поговорим подробнее. Какую тему запишем в тетрадь? | Дети участвуют в игре «Аплодисменты», Формулируют и записывают тему урока. | Смыслообразование (Л) Целеполагание (Р) Структурирование знаний(П) Постановка вопросов(К) |
Постановка учебной цели. Цель –поставить учебные задачи. 3 минуты. | Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями. Сегодня мы побываем в гостях у слов. Как вы думаете зачем ? - Определить цель урока вам помогут пантомимы. Заранее подготовленные ученики показывают пантомимы. Угадайте, какие фразеологизмы изобразили ребята. (Сесть в калошу, водить за нос) Слово учителя: - Приятно ли человеку, которого целый день водят за нос? - Удобно ли сидеть в калоше? – Так в чем же дело? Что нам предстоит выяснить на уроке? Ученики определяют цель урока: выявить, почему мы так говорим, каковы источники образования фразеологизмов. |
Ставят учебную цель. записывают тему. | Целеполагание, коррекция (Р) Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П) |
Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания. Цель – решить проблемную ситуацию, активизировать работу в парах. 4 минуты. |
Ребята, чтобы в пути мы не сбились с намеченного курса, нам необходимо повторить ранее изученный материал. Работа в командах. Учитель раздает путевые карты с заданиями. Задание команде №1: «Составьте план сообщения по теме "Фразеологизмы". Задание команде№2: «Составьте небольшой рассказ, используя в нем фразеологические обороты». Задание команде № 3: «Вспомните фразеологизмы на тему «НОС», «Голова» и запишите их» | Дети работают в командах, выполняют задания | Целеполагание, коррекция (Р) Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П) |
Первичное закрепление. Цель – решение заданий на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма. 12 минут, физминутка – 3 мин. | Есть в стране университет, где занимаются исследованием фразеологизмов. И мы с вами тоже сейчас займемся исследованием. Итак, класс разделен на 4 группы : «Теологи», «Литературоведы», «Историки», «Этимологи». Все ли названия групп вам понятны? Кто такие теологи? Это люди, занимающиеся изучением богословия. А кто такие этимологи? Это те люди, которые занимаются изучением происхождения слов. Итак, вам предлагается с помощью фразеологического словаря и Интернет-ресурсов (http://frazbook.ru/frazeologizmy/) выявить значение предложенных вам фразеологизмов и источник их происхождения. Полученную информацию кратко запишите и сделайте вывод, откуда произошел фразеологизм и что он значит. «Теологи» - знать как отче наш, манна небесная ,вавилонское столпотворение, нести свой крест. «Литературоведы» -И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ("Ворона и Лисица"). От радости в зобу дыханье сперло. ("Ворона и Лисица"). А ларчик просто открывался. ("Ларчик"). За дерзость такову я голову с тебя сорву. ("Волк и Ягненок").Попрыгунья стрекоза лето красное пропела «Историки»- спустя рукава, время истекло ,яблоко раздора «Этимологи» - бить баклуши, попасть впросак. «Этимологи- кубановеды» - явылы очи, вызэ як сирку на перелази, вскочив як конык у гарячу кашу, крычить як на майдани. Следующий пункт нашего путешествия физкульт-минутка
| Класс разделен на группы, занимается исследованием источников фразеологизмов. Ищет их значение по фразеологическому словарю настольному и в Интернете. | Целеполагание, оценка (Р) Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий (П) |
Творческая работа Цель – выявить в процессе индивидуальной работы уровень усвоения материала. 13 минут. | «Газета-альманах» Класс делится на 5 групп. Каждая группа вытягивает карточку с темой (вода, хлеб, земля, голова, рука,), по которой должна будет выпустить газету. Затем учащиеся подбирают фразеологизмы на выбранную тему, примеры их употребления и творчески (рисунок, стихотворение, коротенькие рассказы) отображают эту информацию в своей газете. После того как все газеты будут готовы, учитель склеивает их в одну (шапка – верхний левый угол – заготовлена учителем заранее). Получается газета-альманах «Люди говорят...». Люди говорят… | … о голове | … о руках | … о воде | … о хлебе | … о земле |
| Дети закрепляют свои знания по значению фразеологизмов. Выявляют связь фразеологии с лексикологией. . | Самоопределение (Л) Целеполагание (Р) Планирование учебного сотрудничества (К) |
Включение в систему знаний и повторение. Цель – закрепление изученного на уроке. 3 минуты. | Сегодня вы все хорошо поработали, давайте подведем итоги нашего путешествия. Вы увидели, что страна Фразеология интересная, имеет свою историю, свои особенности. Каковы источники фразеологизмов ( библия, история, литература, профессиональная деятельность, кубанские диалекты) Каковы лексические особенности фразеологизмов? (устаревшие слова) | Дети отвечают на вопросы, оценивают результат своей деятельности. | Оценка (Л) Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
|
Рефлексия деятельности (итог урока). Цель – самооценка достигнутых результатов. 2 минуты. | Выберите, пожалуйста, любое понравившееся вам Домашнее задание: Сочинение с 5-6 фразеологизмами;
Найти и выписать источник фразеологизма (на примере 3-х); Нарисовать 2-3 фразеологизма. А сейчас я вам предлагаю подвести итог ваших полученных знаний.
На доске нарисована яблоня. Перенесите яблоки на яблоню. Зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. | Самооценка знаний на интерактивной доске. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л)
|