СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Источники фразеологизмов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания по теме "Истояники фразеологизмов" составлен по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Источники фразеологизмов"»


Технологическая карта урока русского языка в 6 классе


Образовательное учреждение: _____________________

Учитель: ________________________

Дата:__________

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.

Тема урока: Источники фразеологизмов

Цель урока: сформировать у обучающихся представление об источниках фразеологизмов.

Планируемые результаты: предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения, приёмами работы с книгой, со словарём; говорение и письмо: свободно и правильно излагают мысли в устной и письменной форме);

метапредметные: познавательные- владеют всеми видами речевой деятельности( понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, умением вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор, извлекают информацию из разных источников), применяют приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; регулятивные- принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты; коммуникативные- владеют коммуникативным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях:

личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры.


ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.

Задачи урока: научить распознавать фразеологические обороты, отличать их от других речевых единиц; определять их происхождение.

Тип урока: урок открытия нового знания

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, учебник.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.

Образовательные технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникационные технологии

Основные понятия: фразеологические единицы, источники фразеологизмов


Схема конспекта урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

Предметные

УУД

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы будем говорить о выразительности русского языка. А что принято говорить перед началом любого дела? Ответить на этот вопрос нам поможет весёлое стихотворение (слайд 1).

- Прочитайте его выразительно.


Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дерись,

Не дразнись, не петушись!

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха, ни пера!


- Как называются устойчивые сочетания слов?








Читают выразительно стихотворение.


Отвечают на заданный вопрос( НИ ПУХА, НИ ПЕРА)




ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Формулируют определение фразеологизмам.

Умение выразительно читать текст; правильно формулировать свой ответ на заданный вопрос.


-Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология не обошла их стороной. Сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец и проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Перед вами начало фразеологизма, вы молча записываете концовку ( слайд 2).


Голоден как…

Труслив как…

Хитер как…

Грязный как…

Упрям как…

Здоров как…

Болтлив как…

Колючий как…

Нем как…



- Обменяйтесь тетрадями в парах и осуществите взаимопроверку.

Кто желал бы проверить получившиеся фразеологизмы.



- Молодцы, вы справились с заданием!

Вспоминают фразеологизмы, дописывают конечные слова в каждом фразеологизме.











БЫК

ЗАЯЦ

ЛИСА

СВИНЬЯ

ОСЁЛ

БЫК

СОРОКА

ЁЖ

РЫБА


Обмениваются тетрадями, один обучающийся зачитывает вслух получившиеся фразеологизмы, остальные проверяют написанное

Вспоминают фразеологизмы

Умение осуществлять взаимопроверку, работать в парах

3.Целеполагание

- Ребята, попытайтесь предположить, какова тема нашего сегодняшнего урока?

ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ(слайд3)

- Обозначьте задачи, которые нам предстоит решить на уроке.

Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?», научиться правильно и уместно употреблять  фразеологизмы в своей речи

- Пытаются формулировать тему и обозначать задачи урока.

Правильно излагают свои мысли в устной форме, употребляют разнообразные речевые формулировки

Понимают информацию высказывания, дополняют и корректируют высказанные предложения

4. Открытие нового знания

Фразеологизмы – это особые обороты, которые являются одним из лучших украшений речи. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Поэтому и родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Каждое выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.



- На доске в беспорядке написаны части фразеологизмов. Соедините разбросанные части фразеологизмов и запишите в столбик (слайд 4).

Ахиллесова скрипка

Сломя пята

Тёртый голова

Первый калач




- Как вы можете пояснить значение этих фразеологизмов?


- А сейчас узнаем происхождение этих фразеологизмов (слайд 5,6,7,8).


- Сделайте вывод о том, откуда пришли в русский язык фразеологизмы?



- Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр.85-86.



Иногда бывает очень трудно определить значения некоторых фразеологизмов. Как вы думаете, почему?

- Куда мы можем обратиться за помощью?

- О значении и истории возникновения фразеологизмов мы можем узнать в толковых словарях. Но еще существуют словари  фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А. И. Молоткова, который лежит у вас на парте. Давайте поработаем с ним. Работая с этим словарём, вы повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории слов.


Задание по рядам: первому ряду найти в словаре происхождение и значение фразеологизма «троянский конь», второму – «сизифов труд», третьему – «танталовы муки».

Соединяют части фразеологизмов, записывают их в тетради, устно поясняют их значение.






















Ахиллесова пята

Сломя голову

Тёртый калач

Первая скрипка.




Ахиллесова пята.

Ахиллес — непобедимый и отважный герой многочисленных легенд Древней Греции. Ахиллеса не брали никакие вражеские стрелы. Легенда гласит, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сы­на неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту) , и поэтому пятка оказалась неосвященной и стало быть незащищен­ной. В одном из сражений противник Ахилла Парис, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. С тех пор всякое слабое, уязвимое место человека (или какой-то структуры) называют ахиллесовой пятой.


Сломя голову

Сейчас очень высоко ценится время и людям зачастую приходится очень быстро выполнять какие-либо задания или поручения. Некоторые люди умудряются выполнять задания весьма оперативно, не отвлекаясь на какие-либо факторы извне. Про таких людей говорят, что они работают «сломя голову». Источником для появления выражения «сломя голову» является свободное словосочетание со значением «потеряв голову». В составе языка можно обнаружить и другие выражения, которые по конструкции и значению тесно соприкасаются с этим выражением. Речь идет о словосочетаниях «сложить голову» и «сложить руки».


Тёртый калач

Крылатое выражение «тертый калач» начало использоваться в качестве характеристики людей, изрядно помотанных жизнью. Можно сказать, что судьба «выпекла» из них нечто действительно стоящее. Нужно отметить, что в большинстве случаев данный оборот выражает одобрительную оценку. В этом нет ничего удивительного, ведь намного приятнее смотреть и слушать человека, который действительно знает, о чем говорить и прекрасно представляет ценность своих слов. Во все времена люди с богатым жизненным опытом вызывали восхищение со стороны окружающих. Таких людей не так сложно распознать в повседневной жизни: они многое знают, многое умеют и не боятся трудностей. Но для нас наибольший интерес представляет тот факт, что в обществе их называют «тертыми калачами».


Первая скрипка- человек, играющий ведущую роль в каком-либо деле.

Правильно излагают свои мысли в устной форме, употребляют разнообразные речевые формулировки

Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

5. Включение в систему знаний

Выполним упр. 149 на стр.85.

Один человек выполняет упражнение у доски, остальные в тетрадях.

Правильно излагают свои мысли в письменной форме

Осуществляют контроль и оценку учебных действий

- Над какой темой мы работали?

- Что нового узнали?

- Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

- Понравился ли вам урок? Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению.

Отвечают на вопросы, делая выводы по уроку.

Правильно излагают свои мысли в устной форме, используют фразеологические единицы для своей аргументации

Правильно формулируют свой ответ на заданный вопрос, оценивают свою деятельность на уроке




Домашнее задание: Параграф 30, упр.№150, стр.85