 | - Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы будем говорить о выразительности русского языка. А что принято говорить перед началом любого дела? Ответить на этот вопрос нам поможет весёлое стихотворение (слайд 1). - Прочитайте его выразительно. Рано утром мама-квочка В класс отправила сыночка. Говорила: «Не дерись, Не дразнись, не петушись! Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха, ни пера! - Как называются устойчивые сочетания слов? | Читают выразительно стихотворение. Отвечают на заданный вопрос( НИ ПУХА, НИ ПЕРА) ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ | Формулируют определение фразеологизмам. | Умение выразительно читать текст; правильно формулировать свой ответ на заданный вопрос. |
 | -Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология не обошла их стороной. Сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец и проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Перед вами начало фразеологизма, вы молча записываете концовку ( слайд 2). Голоден как… Труслив как… Хитер как… Грязный как… Упрям как… Здоров как… Болтлив как… Колючий как… Нем как…
- Обменяйтесь тетрадями в парах и осуществите взаимопроверку. Кто желал бы проверить получившиеся фразеологизмы.
- Молодцы, вы справились с заданием! | Вспоминают фразеологизмы, дописывают конечные слова в каждом фразеологизме. БЫК ЗАЯЦ ЛИСА СВИНЬЯ ОСЁЛ БЫК СОРОКА ЁЖ РЫБА Обмениваются тетрадями, один обучающийся зачитывает вслух получившиеся фразеологизмы, остальные проверяют написанное | Вспоминают фразеологизмы | Умение осуществлять взаимопроверку, работать в парах |
3.Целеполагание | - Ребята, попытайтесь предположить, какова тема нашего сегодняшнего урока? ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ(слайд3) - Обозначьте задачи, которые нам предстоит решить на уроке. Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?», научиться правильно и уместно употреблять фразеологизмы в своей речи | - Пытаются формулировать тему и обозначать задачи урока. | Правильно излагают свои мысли в устной форме, употребляют разнообразные речевые формулировки | Понимают информацию высказывания, дополняют и корректируют высказанные предложения |
4. Открытие нового знания | Фразеологизмы – это особые обороты, которые являются одним из лучших украшений речи. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Поэтому и родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Каждое выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.
- На доске в беспорядке написаны части фразеологизмов. Соедините разбросанные части фразеологизмов и запишите в столбик (слайд 4). Ахиллесова скрипка Сломя пята Тёртый голова Первый калач - Как вы можете пояснить значение этих фразеологизмов? - А сейчас узнаем происхождение этих фразеологизмов (слайд 5,6,7,8). - Сделайте вывод о том, откуда пришли в русский язык фразеологизмы? - Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр.85-86. Иногда бывает очень трудно определить значения некоторых фразеологизмов. Как вы думаете, почему? - Куда мы можем обратиться за помощью? - О значении и истории возникновения фразеологизмов мы можем узнать в толковых словарях. Но еще существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А. И. Молоткова, который лежит у вас на парте. Давайте поработаем с ним. Работая с этим словарём, вы повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории слов. Задание по рядам: первому ряду найти в словаре происхождение и значение фразеологизма «троянский конь», второму – «сизифов труд», третьему – «танталовы муки». | Соединяют части фразеологизмов, записывают их в тетради, устно поясняют их значение. Ахиллесова пята Сломя голову Тёртый калач Первая скрипка. Ахиллесова пята. Ахиллес — непобедимый и отважный герой многочисленных легенд Древней Греции. Ахиллеса не брали никакие вражеские стрелы. Легенда гласит, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту) , и поэтому пятка оказалась неосвященной и стало быть незащищенной. В одном из сражений противник Ахилла Парис, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. С тех пор всякое слабое, уязвимое место человека (или какой-то структуры) называют ахиллесовой пятой. Сломя голову Сейчас очень высоко ценится время и людям зачастую приходится очень быстро выполнять какие-либо задания или поручения. Некоторые люди умудряются выполнять задания весьма оперативно, не отвлекаясь на какие-либо факторы извне. Про таких людей говорят, что они работают «сломя голову». Источником для появления выражения «сломя голову» является свободное словосочетание со значением «потеряв голову». В составе языка можно обнаружить и другие выражения, которые по конструкции и значению тесно соприкасаются с этим выражением. Речь идет о словосочетаниях «сложить голову» и «сложить руки». Тёртый калач Крылатое выражение «тертый калач» начало использоваться в качестве характеристики людей, изрядно помотанных жизнью. Можно сказать, что судьба «выпекла» из них нечто действительно стоящее. Нужно отметить, что в большинстве случаев данный оборот выражает одобрительную оценку. В этом нет ничего удивительного, ведь намного приятнее смотреть и слушать человека, который действительно знает, о чем говорить и прекрасно представляет ценность своих слов. Во все времена люди с богатым жизненным опытом вызывали восхищение со стороны окружающих. Таких людей не так сложно распознать в повседневной жизни: они многое знают, многое умеют и не боятся трудностей. Но для нас наибольший интерес представляет тот факт, что в обществе их называют «тертыми калачами». Первая скрипка- человек, играющий ведущую роль в каком-либо деле. | Правильно излагают свои мысли в устной форме, употребляют разнообразные речевые формулировки | Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме |
 | - Над какой темой мы работали? - Что нового узнали? - Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? - Понравился ли вам урок? Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению. | Отвечают на вопросы, делая выводы по уроку. | Правильно излагают свои мысли в устной форме, используют фразеологические единицы для своей аргументации | Правильно формулируют свой ответ на заданный вопрос, оценивают свою деятельность на уроке |