СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в страну "Глаголию"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересные задания, доступно знакомит с темой урока.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну "Глаголию"»

Русский язык

Ижевская сш

Аршалынский район

Макарова Наталья Николаевна.



Путешествие в страну Глаголию.

Цель: закрепить знания учащихся о глаголе как о части речи; развивать речь, навык каллиграфического письма; умение распознавать глаголы, ставить к ним вопросы, изменять по числам и временам; писать под диктовку; воспитывать орфографическое чутьё, аккуратность, самостоятельность, стремление оказывать помощь .

1.Организационный момент

  • Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач.

2.Минутка чистописания

- У всех настоящих путешественников есть путевые журналы, где они записывают свои наблюдения. (ваши тетради) Помните, что путевые журналы заполняются чётким красивым почерком. Наше путешествие начинается с тоннеля Читописания. Чтобы его пройти надо написать ут ют ат ят

  • Что можно об этом сказать? (это окончания глаголов в 3л, мн.ч. Пишутся так же как и слышатся)

3.Сообщение темы урока

  • Зафиксируйте число, когда мы отправились в путешествие и Экспедиционная работа. Работать будем над темой «Глагол» с целью пополнить знания о глаголе.

  • Молодцы! Тоннель Чистописания позади.

4.Словарная работа

  • Теперь нас ждёт холм Выбора и новое задание.

(На доске записаны слова дорога, гореть, багаж, болото, жужжать, звенеть, костёр, лагерь, сверкать)

- Выписать глаголы.

  • Что это за слова? (глаголы, словарные слова)

5.Закрепление изученного

-Вот мы и взобрались на холм. Теперь нам предстоит спуститься в ущелье Вопросов.

Как вы думаете, какое задание ждёт нас на дне ущелья? Я задаю вопрос, а подбираете глаголы (что делаю? что делаешь? что делают? что делает? что делаем? что делаете? что сделают?) Отлично!

- Впереди тропа Числа. О чём пойдёт речь? (глаголы изменяются по числам)

  • Пока мы поднимались на вершину, сильно замучила жажда. «Утолить» жажду можно при условии, если случайно попавшие в «колодец» слова будут превращены в неопределённую форму глагола.

  • Что значит неопределённая форма глагола? (отвечают на вопросы что делать? что сделать?) (на доске слова: обед, чёрный, беседа, свобода, победа)

  • Какой частью речи они являются? Подберите к ним однокоренные глаголы, поставив их в неопределённую форму глаголов)

Наконец достигли вершину Глагола. Здесь мы и отдохнём.

Я пришёл из школы, «Вертеть» - верчу,

Я учу глаголы… «Двигать» - двигаю,

Мне их выучить пустяк! «Прыгать» - прыгаю.

У меня свой метод! Я и прыгал! Я и двигал!

Применяется он так, Я и топал! Я и пел!

Новый метод этот: Пел пока у нас в прихожей

«Кричать»- кричу, Вдруг звонок не зазвенел!..

Открываю: наш сосед… Или, может быть, слоны

(Он живёт над нами.) Надо мной поселены?!

Не причесан, не одет – -Уважаемый сосед,

В тапках и в пижаме. Никого в квартире нет.

Он кричит: Я пришёл из школы

  • Прошу прощенья! И учу глаголы…

Это что – землетрясенье?

А на вершине остановка «Думайка». Шифровка Зёрмчэ алгё зыаэд ф кёрюпён мэпэ. (Солнце ярко сияет в голубом небе. Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с, а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е: л = р, м = н, ч = щ

Ой, ещё препятствие Водопад Времени.

-О чём бурлит водопад? (глаголы изменяются по временам: настоящее время, прошедшее и будущее)

-А у подножия горы камешки, да не простые, а камешки-слова (исключения), назовите их.

Определите спряжение глаголов. Что такое спряжение глаголов? (изменение глаголов по лицам и числам) (работа с сигнальными карточками) (прыгать, сверкаешь, читаешь, строит, хохочет, водит, летает)

Однажды в этом месте один путешественник из г. Морфологии рассыпал свои драгоценные камешки. А камешки он вёз в г. «Первоспряженск» и «Второспряженск» А собрать все не мог, т.к. неожиданно всё окутал густой туман. И начались в городе беспорядки. Как помочь ему? Распределить слова по городам.

А некоторые камешки покатились свалились в ямку: тон…т, свет…т, игра…т, вар..т.

Но их тоже куда-то надо определить. К какому городу они относятся? Как это сделать? (поставить гл. в 3л. мн.ч.)

6.Новая тема

Преодолели мы с вами и холмы, и тропы, и ущелья, и вершины, и водопады. Идя через лес, собирая ягоды, грибы, но не простые, а со словами – глаголами, каждый любуется (3л. ед.ч) любоваться (неопр.ф.гл.)

Чего-то добивается (3л. ед.ч) добиваться (неопр.ф.гл.)

Потом друг перед другом извиняется (3л. ед.ч) извиняться (неопр.ф.гл.)

И чему-то учится (3л.ед.ч.) учиться (неопр.ф.гл.)

наконец, выбрались на поляну и увидели рыцаря на белом серебристом коне. Оказывается, это «рыцарь Неопределённая форма глагола» из древнего старинного рода.

  • На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола?

Вывод: В глаголах, которые отвечают на вопросы 3л ед.ч. что делает? что сделает? На конце пишется тся, в глаголах, которые отвечают на вопросы неопределённой формы глагола что делать? что сделать? – ться.

  • Вот и дошли мы до остановки «Распределяйка» упр____ с._____.

  • И наконец, последняя остановка «Диктуйка» В лучах солнца золотится пыльца серой ольхи.

7.Итог урока. Д/з у_______ с._____________ (правило)