Русский язык
Ижевская сш
Аршалынский район
Макарова Наталья Николаевна.
Путешествие в страну Глаголию.
Цель: закрепить знания учащихся о глаголе как о части речи; развивать речь, навык каллиграфического письма; умение распознавать глаголы, ставить к ним вопросы, изменять по числам и временам; писать под диктовку; воспитывать орфографическое чутьё, аккуратность, самостоятельность, стремление оказывать помощь .
1.Организационный момент
2.Минутка чистописания
- У всех настоящих путешественников есть путевые журналы, где они записывают свои наблюдения. (ваши тетради) Помните, что путевые журналы заполняются чётким красивым почерком. Наше путешествие начинается с тоннеля Читописания. Чтобы его пройти надо написать ут ют ат ят
3.Сообщение темы урока
Зафиксируйте число, когда мы отправились в путешествие и Экспедиционная работа. Работать будем над темой «Глагол» с целью пополнить знания о глаголе.
Молодцы! Тоннель Чистописания позади.
4.Словарная работа
(На доске записаны слова дорога, гореть, багаж, болото, жужжать, звенеть, костёр, лагерь, сверкать)
- Выписать глаголы.
5.Закрепление изученного
-Вот мы и взобрались на холм. Теперь нам предстоит спуститься в ущелье Вопросов.
Как вы думаете, какое задание ждёт нас на дне ущелья? Я задаю вопрос, а подбираете глаголы (что делаю? что делаешь? что делают? что делает? что делаем? что делаете? что сделают?) Отлично!
- Впереди тропа Числа. О чём пойдёт речь? (глаголы изменяются по числам)
Пока мы поднимались на вершину, сильно замучила жажда. «Утолить» жажду можно при условии, если случайно попавшие в «колодец» слова будут превращены в неопределённую форму глагола.
Что значит неопределённая форма глагола? (отвечают на вопросы что делать? что сделать?) (на доске слова: обед, чёрный, беседа, свобода, победа)
Какой частью речи они являются? Подберите к ним однокоренные глаголы, поставив их в неопределённую форму глаголов)
Наконец достигли вершину Глагола. Здесь мы и отдохнём.
Я пришёл из школы, «Вертеть» - верчу,
Я учу глаголы… «Двигать» - двигаю,
Мне их выучить пустяк! «Прыгать» - прыгаю.
У меня свой метод! Я и прыгал! Я и двигал!
Применяется он так, Я и топал! Я и пел!
Новый метод этот: Пел пока у нас в прихожей
«Кричать»- кричу, Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед… Или, может быть, слоны
(Он живёт над нами.) Надо мной поселены?!
Не причесан, не одет – -Уважаемый сосед,
В тапках и в пижаме. Никого в квартире нет.
Он кричит: Я пришёл из школы
Это что – землетрясенье?
А на вершине остановка «Думайка». Шифровка Зёрмчэ алгё зыаэд ф кёрюпён мэпэ. (Солнце ярко сияет в голубом небе. Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с, а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е: л = р, м = н, ч = щ
Ой, ещё препятствие Водопад Времени.
-О чём бурлит водопад? (глаголы изменяются по временам: настоящее время, прошедшее и будущее)
-А у подножия горы камешки, да не простые, а камешки-слова (исключения), назовите их.
Определите спряжение глаголов. Что такое спряжение глаголов? (изменение глаголов по лицам и числам) (работа с сигнальными карточками) (прыгать, сверкаешь, читаешь, строит, хохочет, водит, летает)
Однажды в этом месте один путешественник из г. Морфологии рассыпал свои драгоценные камешки. А камешки он вёз в г. «Первоспряженск» и «Второспряженск» А собрать все не мог, т.к. неожиданно всё окутал густой туман. И начались в городе беспорядки. Как помочь ему? Распределить слова по городам.
А некоторые камешки покатились свалились в ямку: тон…т, свет…т, игра…т, вар..т.
Но их тоже куда-то надо определить. К какому городу они относятся? Как это сделать? (поставить гл. в 3л. мн.ч.)
6.Новая тема
Преодолели мы с вами и холмы, и тропы, и ущелья, и вершины, и водопады. Идя через лес, собирая ягоды, грибы, но не простые, а со словами – глаголами, каждый любуется (3л. ед.ч) любоваться (неопр.ф.гл.)
Чего-то добивается (3л. ед.ч) добиваться (неопр.ф.гл.)
Потом друг перед другом извиняется (3л. ед.ч) извиняться (неопр.ф.гл.)
И чему-то учится (3л.ед.ч.) учиться (неопр.ф.гл.)
наконец, выбрались на поляну и увидели рыцаря на белом серебристом коне. Оказывается, это «рыцарь Неопределённая форма глагола» из древнего старинного рода.
Вывод: В глаголах, которые отвечают на вопросы 3л ед.ч. что делает? что сделает? На конце пишется тся, в глаголах, которые отвечают на вопросы неопределённой формы глагола что делать? что сделать? – ться.
Вот и дошли мы до остановки «Распределяйка» упр____ с._____.
И
наконец, последняя остановка «Диктуйка» В лучах солнца золотится пыльца серой ольхи.
7.Итог урока. Д/з у_______ с._____________ (правило)