Конспект занятия по речевому развитию в средней группе
« Путешествие в страну Сказкино»
Задачи: Продолжать учить детей связной речи с опорой на наглядность-
« коллаж» и мнемотаблицу.
Обучать детей чёткой, правильной артикуляции.
Развивать разные виды памяти ( зрительную, двигательную, слуховую, тактильную), внимание, умение пользоваться таблицами, схемами.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки, понимать и оценивать характеры героев; способствовать приобщению детей к русскому народному творчеству.
Материал: « коллаж», мнемотаблица, мнемодорожка, Винни-Пух-игрушка, художественная книжка, плоское изображение: солнца, дождя.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня мы продолжим путешествие в деревню Сказкино. Раздаётся стук в дверь, а вот и наш друг. Здравствуй, Винни-пух, почему ты такой грустный, что случилось? А что это за книжка у тебя в руках?
Винни-пух. Здравствуйте , ребята. Грустный я потому, что хотел прочитать вот эту сказку, а не могу. Книжка в руках у меня не простая, а волшебная, и прочитать её сможет до конца тот, кто выполнит задания, спрятанные на её страницах. Ребята, помогите мне прочитать эту сказку, а я возьму вас с собой в путешествие по деревне Сказкино.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Винни-Пуху, а заодно и сами вспомним сказку и попробуем выполнить задания.
Скорее занимайте места на нашем поезде, мы отправляемся.
« Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,
Везут в деревню Сказкино компанию ребят»
« Вспомним сказку по коллажу». Воспитатель задаёт детям наводящие вопросы: « Как называется сказка?», « Кого вы видите на коллаже?», « Про кого эта сказка?», « Что случилось с Машенькой?», « А как вы думаете, медведь – это домашнее животное?». А узнать мы это сможем, если рассмотрим волшебную табличку. ( работа с мнемотаблицей).
Воспитатель. Ребята, сказка – интересная?. Хотите узнать, что случилось дальше?. Тогда надо выполнить задания, которые приготовила волшебная книжка. А вот и остановка, выходите из поезда на лесную полянку. Смотрите, светит яркое солнышко (показ), но вдруг набежала тучка и пошёл дождик
( показ), а затем опять выглянуло солнышко. Давайте и мы с вами поиграем в игру « Солнышко и дождик».
Винни-Пух. Какие ребята молодцы, никто не намок. Все ловко прятались от дождика.
Воспитатель. Ну, вспомнил, Винни-Пух? Теперь, наверное, не забудешь, а картинка тебе в этом поможет. Ребята, а скажите Винни-Пуху, в какое время года всё случилось. Посмотрите, вот вам подсказка ( показывает мнемодорожку), правильно – это лето, а как вы узнали? ( Ответы детей).
Молоды. Ребята, правильно назвали и научили нашего друга Винни-Пуха определять время года по карточке – схеме.
Винни-Пух. Спасибо, ребята! Я тоже очень люблю лето, люблю играть. А вы, поиграете со мной в игру? ( Проводится подвижная игра «У медведя во бору») Спасибо, ребята, вы помогли прочитать мне сказку, играли в интересные игры, мне очень было весело.
Воспитатель. Мы очень рады, Винни-Пух, что помогли тебе. Приходи к нам в гости, и мы снова отправимся с тобой в путешествие. До свидания. А нам, ребята, пора возвращаться, садитесь скорее в поезд, мы отправляемся в путь.
« Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,
Везут обратно в группу компанию ребят».
Благодарность за активное участие в работе сети
Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе.
«Книга – друг человека»
Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов; составлять рассказы по стихотворению; упражнять детей в образовании названий детенышей в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения. Развивать фонематический слух; умение образовывать имя существительное при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; умение произносить чистоговорки с различной громкостью (громко, тихо, шепотом). Воспитывать желание выражать свои впечатления в образном слове, любовь к художественной литературе и бережное отношение к книгам.
Материал: картинки из серии «Птицы», альбомные листы, цветные карандаши, акварель, кисти, политра, стаканчики для воды, цветные мелки, мяч.
Ход занятия:
В гости к ребятам приходит Незнайка с книжкой в руке (очень печальный).
- Здравствуй Незнайка, почему ты такой грустный?
- Да вот книжка вся рассыпалась, да и надоела мне она. Всю прочитал от корки до корки. Что с ней можно еще делать?
- Незнайка, как же это могло произойти?
- Не знаю…
- Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?
- Не знаю, а как это?
- Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на перелете, вырывать страницы, замалёвывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно и т. д.)
- Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки и читал стихи, даже выучил их наизусть. Надоели они мне, больше не интересны…
Воспитатель берет у Незнайки книгу и просматривает ее.
- Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, и стихи для детей здесь, и игры, и чистоговорки. А ты знаешь, что можно по стихам составить интересные рассказы и поиграть в игры?
- А как это?
- Вот, послушайте, ребята, какое замечательное стихотворение есть в Незнайкиной книге. (Читает стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»)
Воробей живет под крышей,
В теплой норке - домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом.
- Про что это стихотворение? Про чьи дома рассказывается? (Ответы детей). Попробуйте составить короткий рассказ на тему этого стихотворения.
(Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы. Слушаем 2-3 рассказа.)
Игра «Кто у кого?» - Вместе с папой-воробьем живут под крышей малыши во…робушки (хоровые или индивидуальные договаривания). В пруду домик лягушки и ля…гушат. Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много … цыплят.
Игра «Один – много» - А у пеночки птенцы называются так же – пеночки. Если один птенчик, то … пеночка, если много … пеночки.
- Названия еще каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц?(Ласточки, синички …) Один птенчик – ла…сточка, много… ласточки; одна си…ничка, много… синички; …
Физминутка: подвижная игра «Затейники» (Незнайка играет с детьми). Дети идут по кругу, затейник в кругу, проговаривают слова:
Ровным кругом друг за другом,
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте дружно вместе,
Делаем вот так.
Затейник показывает любое упражнение, дети повторяют.
- Ребята, в Незнайкиной книжке есть интересная игра.
Игра с мячом «Назови ласково» Дети остаются в кругу, воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок образует новое слово и бросает мяч обратно:
Стул – стульчик
Стол – столик
Мяч – мячик
Дом – домик
Цветок – цветочек
Платок – платочек
Кольцо – колечко
Сердце – сердечко
Солнце – солнышко
Окно – окошко
- Незнайка, а вот еще одно интересное стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый тебе звук, послушайте и вы, ребята, и скажите, какой звук чаще всего встречается:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
(Ответы детей и называют слова, в которых есть звук «ш»)
- А сейчас придумайте рассказ про мышонка, который не спит (2-3 ответа).
- Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами поиграть в игру «Доскажи словечко». В твоей книге есть замечательные чистоговорки:
Ра-ра-ра – начинается … игра.
Ры-ры-ры – у мальчика … шары.
Ро-ро-ро – у Маши новое … ведро.
Ру-ру-ру – продолжаем мы … игру.
Ре-ре-ре – стоит домик на … горе.
Ар-ар-ар – кипит наш … самовар.
- Эти чистоговорки можно произносить громко, тихо, шепотом. (Дети проговаривают одну чистоговорку по выбору воспитателя громко, тихо, шепотом).
- Незнайка, ты понял теперь, какая у тебя замечательная книга?
Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить ее, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой.
- Какие же вы, молодцы! Все знаете, все умеете. Можно я буду приходить к вам чаще?
- Конечно, а ребята тебе еще что-то хотят показать, и тебе никогда не будет скучно с книгами. Ведь благодаря стихотворениям, могут получиться интересные рисунки. (Дети вместе с Незнайкой проходят за столы и начинают рисовать на темы стихотворений)
После занятия в группе оформляется выставка детских рисунков. Проводится фотосессия с Незнайкой. Прощаются.