Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся
общеобразовательных учреждений Республики Дагестан
«Науки юношей питают»
Исследовательская работа
на тему:
«QR-код. Как использовать приложение»
Предметное направление: информатика
Автор:
Ильясова Аминат Арсеновна
Ученица 9 «а» класса
Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №17
+79288377172
[email protected]
Научный руководитель:
Рамазанова Нафиза Гамидовна
Учитель информатики
Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №17
+79288377172
Введение………………………………………………………………….…3
Теоретическая часть …………………………………………………….…4
2.1. Сферы применения QR-кодов…..…………....…………………….…5
2.2 Сервисы для распознавания QR-кодов ………………………………7
Исследовательская часть ..…………………………………………….…..7
Практическая часть ………………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………..10
Приложение……………………………………………………………….11
Список использованных источников……………………………………21
Введение.
В последнее время на глаза часто стали попадаться в общественных местах (магазинах, на товарах, вокзалах, вывесках, на общественных зданиях)странные квадратики с каким-то непонятным кодом. Они попадаются на сайтах, в рекламе, на визитках. Когда я стал спрашивать: «Что это?». Мне ответили, что это специальный код. Меня заинтересовал этот вопрос: Что это за код такой? Как его распознать? Какая польза от его использования?
Эти квадратики - так называемый QR-код (от англ. quickresponse- быстрый отклик): двумерный штрих-код, разработанный японской фирмой Denso-Wave. В этом штрих-коде кодируется разнообразная информация, состоящая из символов (включая кириллицу, цифры и спецсимволы). Информация, вообще говоря, любая: адрес сайта, телефон, электронная визитка, координаты местоположения и так далее. Один QR-код может содержать 7089 цифр или 4296 букв.
Мы считаем, что данная тема актуальна для исследования, т.к. в жизни мы очень часто встречаемся и пользуемся данными кодами. И с каждым днем расширяются области их применения
Объект исследования: QR-коды
Предмет исследования: генерация QR-кодов и их считывание
Цели исследования: изучить способы создания QR-кодов, разработать приложение для считывания кодов;
Задачи:
Познакомиться с историей создания QR-кодов; Рассмотреть области применения QR-кодов; Изучить принцип создания QR-кодов;
Создать QR-коды для школьных кабинетов, экспонатов школьного музея КТНД.
Принять участие в квест-игре на празднование Нового года 30 декабря c применением QR-кодов;
Проанализировать и обобщить информацию, сделать выводы.
Гипотеза:
допустим, что QR – код это новый способ кодирования, с помощью которого можно легко и быстро находить нужную информацию;
предположим, QR-код можно использовать в различных сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.
Методы исследования:
наблюдение;
анализ ресурсов из литературы и сети Интернет по теме исследования;
анкетирование;
подробный анализ полученных результатов;
обобщение информации
Актуальность: на мой взгляд, тема, которую я исследовал, актуальна в нашем информационном обществе. Ведь с каждым днем появляется что-то новое и мир никогда не стоит на месте. QR-код часть современной жизни - необходимо уметь им пользоваться.
Теоретическая часть.
Что такое QR – код. Понятие «QR-код» зародилось в Японии в 1994 году в крупной организации Toyota. Компании требовалось хранить большой объем информации на небольшой площади поверхности, при этом сканированию не должны препятствовать поверхностные повреждения и частичные загрязнения кода. Изначально QR-код использовали исключительно в промышленных целях. После, область их применения была значительно расширена, заняв определенное место в нашей жизни.
Зачем нужен QR-код. QR-код (англ. Quick Response Code) — код быстрого отклика, предоставляющий информацию, помещаемую практически на любую производимую продукцию, для быстрого ее распознавания с помощью камеры на смартфоне и айфоне. На первый взгляд может показаться, что QR-код не способен вместить в себя большое количество информации. Но на самом деле вместимость такого кода достаточно велика и зависит от того, в каком виде информацию в него хотят закодировать. В отличие от штрих кода, который сканируют тонким лучом, QR-код определяется датчиком или камерой как двумерное изображение.
Виды QR-кодов
Динамические. С их помощью можно создать один код и регулярно добавлять новую нужную информацию. Так например, благодаря им, можно создать на одной странице меню ресторана, ввести контактные данные, заказать товар, оплатить покупку и т.д. То есть, такой код содержит ссылку на страницу сайта.
Статические. Данные коды имеют одну функцию, их нельзя редактировать, в них размещается одна конкретная информация. Являются наиболее простыми для понимания мобильных пользователей.
QR-коды-невидимки. Отличие от видимых - для нанесения используются наночернила синего и зеленого цветов, видимые лишь в инфракрасном спектре. Коды-невидимки используются для борьбы с фальшивомонетчиками.
Кодирование информации
Создать QR-код не сложно. С учетом того, что эти коды не были лицензированы, каждый желающий может не только использовать, но и создавать их совершенно бесплатно. Для создания и продвижения QR кодов имеется множество сервисов и программ. Коды сохраняются в виде графического изображения форматах (JPEG, PNG или TIFF), можно распечатать, вставить в документ, отправить по электронной почте, опубликовать в сети интернет.
Сферы применения QR кода.
1. Транспортная инфраструктура.
QR-коды обеспечивают пассажиров информацией, которая может меняться по мере необходимости, т.к. в коде может располагаться ссылка на страницу интернет-сайта с последней информацией о маршруте. Коды наносят на удобные для считывания места, на вокзалах, в аэропортах, автобусных станциях, транспортных компаниях и т.д.
QR-коды обходятся дешевле информационных табло и предоставляют в разы большее количество информации. QR-код нанесенный на билет, может содержать информацию о транспортной компании, маршруте следования и цене. Помимо QR-кодов, используемых для информирования пассажиров, появляются решения, позволяющие избавиться от бумажных билетов вообще. Для этого достаточно виртуально купить билет, к примеру, со счета мобильного телефона – отправив SMS. А персонализированный QR-код на экране вашего смартфона дать считать контроллеру, экономия материалов для изготовления билетов.
2. В туристических целях - на памятниках истории и достопримечательностях.
В городах, включенных в туристические маршруты коды размещаются на памятниках истории и достопримечательностях, информационные таблички в музеях, устанавливают около различных достопримечательностей и исторических зданий.
Вот в нашем городе на главных достопримечательностях Дербента к празднованию 2000-летия появились таблички с QR-кодами, с помощью которых можно узнать об их истории и увидеть то, как они выглядели много лет назад.
Создателем историко-культурного инновационного проекта "Виртуальная история Дербента", является компания МТС совместно с Дербентским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.
3. QR-коды в кафе и ресторанах.
При помощи отсканированного QR-кода ресторана или кафе на мобильной странице сервиса Google, можно узнать отзывы и обзоры и посмотреть необходимую информацию, QR-меню. На входе кафе можно отсканировать QR-код меню и не ждать, пока официант его принесет.
4 . QR-коды в прессе.
Присутствие на страницах журналов и газет . QR-кодов
дает владельцам смартфонов и планшетов возможность
получить гораздо больше информации, чем напечатано в издании.
5. QR-коды в рекламе.
Магазины используют QR код для привлечения клиентов. Например, флайеры с QR от магазина раздаются прохожим и, прочитавшим информацию в QR коде при предоставлении в магазине выдается скидка. Для экономии времени, можно заказать вещь, которую он собирался купить, а к его приходу с работы ему уже доставят ее.
6. Мобильные платежи с помощью QR – кодов.
Внедрение этой технологии не требует больших затрат. Кроме того, QR-коды поддерживает большинство современных смартфонов. Процедура оплаты товаров и услуг через коды QR проста: владелец мобильного устройства скачивает специальную программу, к которой привязывает данные своей банковской карты.
Не так давно в нашу жизнь вошли новые купюры номиналом 200 и 2000 рублей. На лицевой стороне каждой банкноты есть QR-код, считав который, можно прочитать на сайте Банка России о художественном оформлении банкнот и их защиту.
7. В образовании
QR-коды также набирают популярность. Их можно использовать в учебной, игровой, проектной, внеурочной деятельности, организовывать пространства, создавать библиотеки, а так же применять в воспитательной работе.
В учебной деятельности можно создать различного рода справочные материалы, подсказки, ответы, тесты. В игровой деятельности очень популярны в наше время различного рода квесты, в которых QR-коды могут выступать как задания для прохождения квеста, так и указателями направления движения.
Сервисы для распознавания QR-кодов
Для распознавания QR кодов разработано множество программ и различных сервисов. Распознавать коды можно следующим образом:
С помощью камеры мобильного телефона и программы, установленной на него;
С помощью WEB камеры и программного обеспечения обычного компьютера/ноутбука
С помощью онлайн сервиса или программы, в которую можно загрузить графическое изображение, содержащее код или указать ссылку на страничку с кодом.
Во всех существующих программах, которые считывают и декодируют QR коды, реализован алгоритм обнаружения QR кода на изображении, полученном с камеры. Затем реализована стандартная процедура декодирования информации из QR- кода.
QR Droid, QR Code Reader, BIDI
Исследовательская часть
Для поиска ответа, я провела ряд исследований, проанализировала собранную информацию, обобщила результаты и сделала вывод, который помог получить ответ на поставленный вопрос.
Описание методики и результатов анкетирования.
Цель: выяснить, что знают школьники о QR-коде.
Выборка:
всего в анкетировании приняли участие 27 человек, ученики моего класса, дата проведения анкетирования: декабрь 2019 года.
Предложенные вопросы анкеты:
1) Что такое QR-код?
2) Знаете, где можно увидеть QR код?
3) Где в современной жизни применяется QR-код?
4) Как пользоваться QR-кодом?
5) Знаете ли вы, как пользоваться программой для считывания QR-кода?
Практическая часть.
1. Сначала я создал QR-коды для новогодней квест – игры. Создать свой QR- код легко. Вот сервисы, с помощью которых можно создавать QR-коды:qrcoder.ru, qr-code-generator.com
Алгоритм создания кода одинаков для всех сервисов:
1. Задайте, что именно вы хотите «закодировать» в QR-код: URL, текст, телефонный номер или SMS. От данного выбора зависит что программа-сканнер вашего телефона будет делать с полученной информацией после сканирования: открывать браузер, звонить или открывать программу редактирования SMS-сообщений.
2. Введите данные.
3. Сгенерируйте код нужного размера и цвета.
Квест – игра «Подарки Дедушки Мороза» с применением QR-кода
Цель: познакомить ребят с понятием QR-код и его применением в современной жизни при проведении игрового квеста.
Слово «квест» произошло от английского слова quest, что в переводе означает поиски. QR-квест это интерактивная игра, когда подсказки и загадки зашифрованы в QR-кодах. QR-квесты могут быть как онлайновые, так и оффлайновые. В онлайновых QR-квестах вы перемещаетесь по интернет сайтам, на страницах которых нужно найти QR-коды с подсказками. В оффлайновых QR-квестах участники физически перемещаются по улицам города или внутри здания, в поисках QR-кодов с подсказками и загадками. В итоге они должны дать ответ на поставленный в квесте вопрос, добраться до зашифрованного пункта назначения или найти спрятанный предмет. Игра действительно довольно увлекательна и, как правило, привлекает множество игроков.
Мы подготовили и провели оффлайновый квест на тему на празднование Нового года в школе. Сформировали команды, в каждой из них выбрали капитанов, у которых были смартфоны с установленными программами- сканерами. В QR- кодах были зашифрованы подсказки по разгадыванию направления движения команд. Ребята с большим удовольствием искали подсказки, сплотившись едиными командами, которые их привели к призу. В итоге призом оказался вкуснейший торт.
Вывод: с помощью проведенного QR-квеста ребята познакомились с понятием QR-код и программой -сканер QR-кода, попробовали применить QR-код в современной жизни для разнообразия досуга.
2. Использование кодов в процессе учебы.
В декабре у нас в школе было проведен месячник математики, физики и информатики. В ходе которого, нам домашнее задание выдавали в виде qr-кодов. Вот я принес такие коды, где зашифрован адрес сайта Векипедии, откуда нужно было взять дополнительную информацию по истории , а этот код нам давал дополнительные задания по математике. Учителя говорили, что они удобны тем, что не надо много распечатывать на бумажных носителях. А нам ученикам они были интересны и тем, что можно было работать в интернете.
3. Использование на квитанциях.
А вот это квитанция по налогам. Например, моя мама забыла, оплатила ли она этот налог. Что бы не ходить в налоговую, она открыла на смартфоне сайт Госуслуг, там есть функция прочтения по QR- коду. Она ею просканировала изображение и удостоверилась, что налоги все уплачены. Это сэкономило ей время. Кроме того в терминалах есть функция прочтения такого кода. Надо подложить лист с кодом под луч в терминале, и код буден считан, его можно оплатить с банковской карты.
4. QR- коды на стендах.
Мы часто видим в школах, в поликлиниках стенды, на которых даны схемы или краткая информация о чем-то. Но из-за того, что на этих стендах мало места, информации тоже там мало. Поэтому я считаю, что в таких учреждениях надо на стенды ставить такие коды, чтобы посетители могли получить больше информации. Особенно это важно, когда надо дождаться в очереди врача, а заняться нечем.
Я же со своим учителем сделал такие коды на все стенды в нашей школе. Особенно было приятно давать дополнительную информацию о нашей школе, о С.Казиахмедове, чье имя носит наша школа, а также на все кабинеты. По ним можно узнать: како класс занимается в этом кабинете, кто отвечает за него, какое оборудование и стенды в нем имеютсяч. Вот посмотрите, пожалуйста.
5. QR- коды в музее. А еще я работал с нашим учителем по КТНД. Мы вместе обновили информацию о нашем школьном музее. Он у нас небольшой, потому что места в школе мало, но экспонаты хорошие. Раньше экспонаты были только подписаны, теперь на них стоят QR – коды. Были экспонаты, которые ребята знали только по названию. А я сделал коды, по которым можно выйти на информационный сайт и узнать о происхождении этого экспоната, его назначении, кто подарил его школе, к культуре какого народа он относится и т.д. В этой работе моей целью было 1. Использовать технологию QR-кодирования для описания экспонатов школьного музея. 2. Узнать мнение ребят, заинтересовались ли они музейными экспонатами после нанесения на них QR-кодов.
Методика проведения.
Вывод: многим ребятам было интересно самостоятельно с помощью программы QR-код познакомиться с экспонатами музея. Это очень удобно. Но думаю, что в жизни живое общение все – таки интереснее, так считают и большинство ребят. А лучше сочетать современные технологии и привычные для нас экскурсии через общение со специалистами в своем деле.
6. Мой вклад в сохранение памяти о подвигах героев и ветеранов ВОВ.
Я подготовил коды на портреты героев – дербентцев ВОВ. Теперь у нас в школе ребята могут освежить в памяти события о ВОВ героях в любое время, даже во время переменки. Так на каждый портрет я поместил код, который содержит ссылку на сай СКФО, где можно подробно узнать о каждом герое – дагестанцах.
Наши учащиеся являются активными участниками поисковой деятельности в рамках движения «Бессмертный полк». По результатам своей деятельности у нас в каждом кабинете есть стенд с информацией о прадедах учащихся, которые участвовали в ВОВ и приближали победу. Но стенд не может уместить всю информацию, поэтому мы решили на них тоже разместить коды, которые дают возможность перейти на сайт нашей школы и узнать больше.
Заключение
QR-коды глубоко вошли в нашу повседневную жизнь. Выдвинутые мною в начале исследования гипотезы:
QR – код это новый способ кодирования, с помощью которого можно легко и быстро находить нужную информацию;
QR-код можно использовать в различных сферах общественной жизни, в том числе и в образовании подтвердились.
Работая над исследованием, я узнала как и откуда вошли в нашу жизнь
QR –коды, где они применяются, какого типа информацию они могут содержать и с помощью чего их можно считывать, попыталась разработать свое простое приложение для смартфонов. В будущем, планирую дальше работать с данной темой, более глубоко и подробно изучать ее и пользоваться QR-код в повседневной жизни.
Зачем? Ответ на этот вопрос достаточно простой. Представьте, как это удобно- сфотографировать камерой мобильного телефона QR-код и сразу же узнать и сохранить всю необходимую информацию.
Приложение к Исследовательской части.
Результаты анкетирования представлены в диаграммах.
Вывод: Многие ребята видели его в разных местах, но только 18 % знают, что это за загадочный квадратик с QR-кодом и, однако, только 3% опрашиваемых умеют им пользоваться, так как не знают как пользоваться программой для считывания QR-кода.
Список используемой литературы.
1. https://www.the-village.ru/village/business/news/292488-sber 2. 2.https://www.etiketki24.ru/interesnye-stati/proiskhozhdenie-razvitie-i-ispolzovanie-qr-koda
3.https://businessman.ru/programmyi-dlya-chteniya-qr-kodov.html
15