СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

QR-код как способ мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«QR-код как способ мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся»

QR-код как способ мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся

Перед современной системой образования стоит задача создания условий для формирования творческой личности, раскрытия ее потенциальных возможностей и развития интеллектуальных способностей. Сегодня недостаточным является простое усвоение знаний, следует формировать у молодого поколения потребность к самостоятельной деятельности. Одним из наиболее важных качеств современного школьника является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Чтобы заинтересовать современных школьников, учителя должны использовать новые виды учебных материалов, современных и необычных, позволяющих давать детям знания в занимательной и игровой форме, а также держать усвоение знаний под контролем. Одной из интересных мотивирующих форм организации учебной деятельности для каждого учителя может стать QR-Код.

Если составить портрет современного учащегося, то можно сделать вывод, что школьники все активнее применяют компьютерные и новые технологии в повседневной жизни. Ученик приносит с собой в школу пару тетрадей, иногда доклад или презентацию на электронном носителе для выступления на учебном занятии, а также телефон и планшет. Таким образом, можно утверждать, что российские учащиеся XXI века прогрессивны и имеют доступ к любой информации мировых источников посредством своих гаджетов.

Распространено достаточно справедливое мнение, что сотовые телефоны на учебных занятиях чаще всего мешают и отвлекают обучающихся от учебной деятельности. Почему бы не попытаться совместить, так сказать, «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь учащихся в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов?

Наверняка, вы заметили, что с определенного момента вам на глаза стали попадаться странные квадратики с каким-то непонятным кодом. Они встречаются на сайтах, в сети Интернет, в рекламе, на билбордах и даже в учебных пособиях.

Эти квадратики - так называемые QR- коды. Аббревиатура QR произошла от двух слов: quick response, в переводе с английского означает «быстрый отклик», «быстрый ответ». Алгоритм шифрования и чтения QR-кода был разработан японской компанией «Denso-Wave» ещё в 1994 году. В двумерном штрих-коде кодируется разнообразная информация, состоящая из символов, включая кириллицу, цифры и спецсимволы. Информация может быть любой: текст, ссылка на веб-страницу, SMS-оповещения, иллюстрация, номер телефона. Один QR-код может хранить в себе 7089 цифр или 4296 цифр и букв.

В чем же смысл кодирования информации в каком-то квадратике? 

QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за какие-то 10 секунд интерактивно получить самую разную информацию на свои мобильные устройства.

Следовательно, QR- код выполняет сразу две функции: позволяет автоматически считывать различные данные и помещает большой объем информации в небольшую картинку (4296 символов- это более двух машинописных страниц текста).

Объект исследования: QR- коды.

Актуальность и новизна исследования: QR- коды способствующую усилению мотивации обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Предмет исследования: применение QR- кодов в образовательной и воспитательной деятельности на учебных и внеурочных занятиях.

Задачи исследования:

  • провести анкетирование учащихся в МБОУ «Почтовской СОШ» с целью выявления уровня их осведомленности об QR- кодах;

  • изучить способы кодирования и чтения QR- кодов;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов.

Для решения данных задач были использованы следующие методы исследования: сбор информации из различных источников, анкетирование, сравнение и обобщение, анализ, эксперимент.

Сканирование и создание QR-кодов

Как было отмечено ранее, QR- коды представляют собой миниатюрные носители данных, которые хранят текстовую информацию объемом примерно в половину формата А4. Эти данные кодируются с помощью специальных программ или сервисов в виде белых и черных квадратиков (могут быть выполнены и в других цветах). QR- код содержит в себе и дополнительные данные, которые требуются для правильного распознавания информации специальными программами мобильных телефонов или иных устройств.

Его появление было обусловлено повышенными требованиями к машиночитаемым кодам, предъявляемыми японской промышленностью в 80-х годах XX века. Задача QR -кодов заключалась в хранении большого объема данных и размещении на небольшой площади.

Первоначально эти коды использовались исключительно в промышленности. Когда же были обнаружены другие варианты их применения, QR-коды заняли определенную нишу в нашей повседневной жизни. Сегодня QR-коды чаще всего можно встретить в газетах и рекламе, где они содержат очень длинные или сложные адреса интернет ресурсов. Также QR- коды нашли применение в образовательных процессах.

Любой смартфон может распознать и расшифровать информацию, записанную в QR- коде. Только пользователю понадобится программа для распознавания QR-кода. А после ее установки и запуска нужно просто поднести камеру смартфона (или телефона) к коду. За считанные секунды QR-код программа его расшифрует, а затем предложит выполнить определенное действие. В случае утвердительного ответа, к примеру, запустится ваш интернет-браузер и загрузит страницу в интернете.

В QR-кодах содержится текстовая информация в виде знаков, букв и цифр. Благодаря технологии имеются разнообразные возможности для форматирования текста. Именно это и позволяет сканирующей технике безошибочно определять предназначение кода, а после предложить соответствующее действие.

Создать QR- код не сложно. С учетом того, что эти коды не были лицензированы, каждый желающий может не только использовать, но и создавать их совершенно бесплатно. Для создания и продвижения QR- кодов имеется множество сервисов и программ. Коды можно сохранять в виде графического изображения в форматах JPEG, PNG или TIFF, распечатать, непосредственно внедрить в публикуемый документ, послать по электронной почте, опубликовать в сети интернет.

Для сканирования QR- кодов можно использовать смартфон или планшетный компьютер с камерой. Кроме того, потребуется программа-сканер QR- кодов.

Для создания QR-кода можно воспользоваться сайтом www.qrcoder.ru. Зайдя на сайт, будет загружена маска ввода QR-кода, а в качестве формата выбран текст. Для изменения формата нужно кликнуть по соответствующей ссылке, а затем ввести текст и нажать на кнопку "Создать код". Сразу после этого справа появится созданный QR-код. Чтобы сохранить его на диске в виде файла формата GIF, нужно кликнуть по картинке правой кнопкой мыши, выбрать в контекстном меню пункт "Сохранить" и указать путь к папке, в которой будет храниться изображение. Готово! Созданный QR-код можно распечатать на принтере или отправить по электронной почте.

Бесплатные приложения можно найти в интернет -магазинах AppStore или AndroidMarket.

Почти для каждой модели телефона подойдёт приложение ReaderKaywa. QR Droid Code Scanner – это более серьёзная программа, которая даёт возможность считывать, создавать собственные QR-коды. Для обладателей операционной системы IOS тоже есть приложение для считывания подобных кодов – это Neoreader. Если нет смартфона или по каким-либо причинам нет возможности воспользоваться перечисленными выше программами, то поможет расширение для браузера GoogleChrome – Qrreaderbeta, который расшифровывает любой код, попавшийся на пути в Интернете.

Каждый школьник ежедневно работают с информацией: осуществляют поиск, обработку, накопление, анализируют, переводят из одной формы в другую. Компетентностный подход в образовании как раз и направлен на то, чтобы будущий специалист хорошо овладел этими функциями. Развитие компьютерных технологий, особенно Интернет-технологий, дало мощный импульс развитию образования.

Использование QR-кодов в образовании

По статистике в Германии в 2011 году использование QR-кода выросло приблизительно на 70%. Именно такая же ситуация происходила в странах Европы и Соединённых Штатах Америки. Практика такого кодирования была широко распространена в Японии уже с 2000 года. Данный код наносился почти на все товары, а также на информационные, туристические и рекламные буклеты. В России QR-коды только начали набирать обороты в рекламе и в бизнесе, а вот в образовательных целях они почти не используются, хотя потенциал для развития огромен, ведь такие коды подталкивают к наиболее полному понимаю какой-либо учебной темы.

Возможности использования системы QR-кодов в прикладной деятельности в образовательном учреждении очень широки. Например,

  • можно использовать QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы, помогающие решить ту или иную задачу. Распечатав коды, их можно вклеивать непосредственно в рабочие тетради обучающихся или на информационный стенд кабинета. Это позволит задействовать в учебном процессе по дисциплине "математика" (любой другой) дополнительные (электронные) методико-математические образовательные ресурсы.

  • QR-коды можно размещать на информационных стендах с информацией, как видео или мультимедиа комментарий (в виде ссылок).

  • использовать непосредственно на учебном занятии, раздав контрольно-тестовый материал, выполненный в виде карточек с различными вариантами заданий. Есть специальный сервис ClassTools.NET, который позволяет преподавателю легко создавать такие задания в виде QR-кодов.

  • можно эффективно использовать при проведении различных эстафет, игр, викторин по любому предмету, внеурочных мероприятий (кружков), когда на одном из этапов задание будет предложено в виде QR-кода. Прочитав информацию, зашифрованную в коде, можно будет выполнить задание.

  • QR-коды можно размещать на бейджах участников различных мероприятий, конференций.

  • создать QR-викторину из вопросов, которые были предложены, поможет существующий сервис QR Treasure Hunt Generator. После этого, распечатанные QR-коды можно разместить по всему помещению или за его пределами, тем самым учащимся будет более интересно получать знания из своих телефонов, чем со страниц, скучных на их взгляд, учебников. Это своего рода Веб-квест, который способствует достижению нескольких важных целей при обучении школьников:

- усиление мотивации обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт дополнительных мотивов игрового, соревновательного, познавательного плана;

- внедрение в учебный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов;

- использование при обучении новых видов учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и систематизирующей направленности, активизирующих учебную деятельность учащихся;

- придать работе над учебным материалом новую организационную форму, привлекательную для обучающихся;

- развитие личностных качеств, а также повышение самооценки обучаемых.

Таким образом, QR-код можно использовать везде: начиная от обычного плаката и заканчивая поздравительной открыткой! Все ограничивается только фантазией. Телефоны сегодня имеют почти все (школьники, студенты, педагоги, родители), что позволяет широко использовать возможности этих технологий в практической деятельности в образовательном учреждении.

Внедрение QR-кодов в образовательную среду

МБОУ «Почтовская СОШ»

В рамках задуманного исследования было проделано 5 шагов.

1. Первоначально было проведено анкетирование обучающихся МБОУ «Почтовская СОШ» обучающихся выпускных классов 9-11. (Приложение 1).

Цель данного эксперимента: выяснить, насколько хорошо школьники знакомы с QR-кодами и применяют ли их в повседневной деятельности. В анкетировании участвовали 96 обучающихся, из них – 61 учеников 9-х классов и 35 учеников 10-х и 11-х классов. Анализ результатов опроса показала, что знают об QR-кодах лишь 59,4% опрошенных; причем среди девятиклассников о них осведомлены лишь 52,4%, а среди старшеклассников - уже 71,4%. Пользовались когда-либо QR-кодами только 65,6% опрошенных школьников (Приложение 2, таблица 1).

Математическая обработка ответов на вопросы анкеты представлена в виде диаграмм (Приложение 3).

2. Следующим шагом было помочь школьникам установить на их гаджеты приложения, позволяющие считывать QR-код.

3. Были внедрены новые электронные математические образовательные ресурсы в виде QR-кодов, которые мы разместили в кабинете математики 25 и на информационном стенде «Подготовка к итоговой аттестации» (Приложение 5, таблица 2).

4. Также были размещены QR-коды оцифрованных учебников по алгебре и геометрии для выпускных классов, которые используются в школьном курсе математики, сборников заданий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. (Приложение 6, таблица 3).

5. В рамках эксперимента было разработано задание для самостоятельной работы в виде QR-кода (Приложение 4). Это задание было выдано обучающимся 9Б класса. Анализ успешного и креативного выполнения домашней работы показал, что QR-коды в обучении оказались более полезными не столько с технической стороны процесса, сколько с точки зрения психологии обучения: обучающиеся признались, что считывание вопросов с QR-кода мотивирует их больше, заставляет концентрироваться и помогает запоминанию материала, а главное, привлекает необычностью и новизной формы работы.

Заключение

Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Ведь интерес - это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересы по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.

В рамках выполненного исследования по теме «QR-код как способ мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся» была выяснена возможность широкого применения QR-кодов в учебно-воспитательном процессе в образовательном учреждении. Анкетирование школьников показало недостаточную их осведомленность об QR-кодах и малое применение в образовательном процессе.

Эксперимент по внедрению QR-кодов для выдачи домашнего задания для самостоятельной работы в виде кодов, включение дополнительных электронных образовательных ресурсов (с помощью QR-кодов) в образовательную среду, показали рост мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности, что способствует повышению качества образования в учебном заведении в целом. Новая форма работы и технология оказались привлекательными и удобными для школьников.

Применение QR-кодов на учебных занятиях и в воспитательных мероприятиях делает образование современным и технологичным. Качество учебных занятий возрастает: объемнее воспринимается и лучше запоминается информация, приходящая к человеку одновременно через разные каналы: визуальный, аудиальный, тактильный. QR-коды в обучении позволяют задействовать максимум каналов восприятия. QR-код прост и удобен в применении, при этом оказался эффективным методом привлечения обучающихся к учебно-познавательной деятельности, ведь XXI век- это век высоких информационных технологий, и большинство людей имеют ряд гаджетов и активно ими пользуются, в том числе, для считывания QR-кодов.

Таким образом, в результате исследования доказано, что QR-коды можно успешно применять как способ мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся.







Использованная литература

1. Абрамова О.М. Возможности использования прямых и обратных задач в развитии гибкости мышления, учащихся на уроках математики // В мире научных открытий. 2011. №9.1 (21).

2. Арюткина С.В., Напалков С.В. О способе реализации требований ФГОС по математике посредством использования тематических образовательных Web-квестов // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научно-практической конференции. – Елец, 2014.

3. Википедия. QR-код. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/QR-код.

4. Напалков С.В. Поисково-познавательные задания тематического образовательного Web-квеста по математике как средство формирования ключевых компетенций, учащихся // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-2.

5. QК-коды в образовании школьников- материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции "СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2015». -Электронный научный журнал "Международный студенческий научный вестник".- Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/

6. «Что такое QR-код и как с ним работать», авт. редакция ComputerBild, журнал ComputerBild №12/2011.

7. QR-коды в образовании: для контрольной, домашнего задания и перемены. – Режим доступа: http://www.edutainme.ru.

8. http://www.qrcoder.ru/ - сайт для создания QR-кодов.

9. Иванов А.А. Анализ технологии "Web-квеста" как новой педагогической модели обучения. – Режим доступа: http://www. allbest.ru/

10. http:/www.ClassTools.NET/ - сайт для создания заданий в виде QR-кодов.