СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Курс «Истории донского казачества» для 7 класса охватывает историю Донского края с древнейших времен до конца 18 века. Тематическая последовательность обусловлена хронологией развития основных исторических событий.
Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области
«Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»
«Утверждаю» Директор __________ С.И. Крютченко Приказ от 31.08.2016 № 103
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
___История донского казачества __
(указать учебный предмет, курс)
_ Основное общее образование, 7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 1 час в неделю,_за учебный год 33 часа______
Учитель: Кислякова Галина Гавриловна_
(Ф.И.О.)
Рабочая программа по «Истории донского казачества» для 7 класса разработана с учётом общих целей, определённых Государственным стандартом основного общего образования второго поколения, программы учебного курса «История Донского казачества» под редакцией авторского коллектива: А В.Венкова, Т.И.Власова, Ростовского университета, 2012 г.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Истории донского казачества» для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы учебного курса «История Донского казачества» под редакцией авторского коллектива: А В.Венкова, Т.И.Власова, Ростовского университета, 2012 г.
В рабочей программе указаны темы уроков основные методы и технологии обучения, основные требования к знаниям и умениям обучающихся, виды контроля. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения истории на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования и обеспечивает:
-деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, познавательной культуры личности;
-усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования;
-формирование ключевых компетенций обучающихся;
-усиление роли истории как дисциплины, обеспечивающей успешную социализацию обучающихся.
Обучение истории донского казачества в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Формирование у обучающихся осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах казачества, пробуждение у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и Дона, интереса к современным проблемам казачества.
Воспитание всесторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной.
Формирование способностей выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, самосовершенствованию в условиях многонационального и поли конфессионального своеобразия Ростовской области.
Задачи:
углубление знаний обучающихся об историческом пути казачества с древности до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;
развитие способностей обучающихся осмысливать процессы возрождения казачества и проблемы казачьего движения на основе исторического анализа их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к истории Отечества, для решения вопроса о том, что подлежит возрождению и внедрению в сознание и психологию современного человека, жителя Дона;
формирование ценностных ориентаций и убеждений обучающихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;
развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой и исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.
развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.
создать условия для приобщения к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры.
формирование у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
Общая характеристика учебного курса.
Курс «Истории донского казачества» для 7 класса охватывает историю Донского края с древнейших времен до конца 18 века. Тематическая последовательность обусловлена хронологией развития основных исторических событий.
Отбор содержания учебной программы осуществлен, исходя из концепции образования, предусматривающей передачу учащимся состава общечеловеческой культуры: основу теоретических знаний, опыт применения знаний, формирование соответствующих умений и навыков, включение в опыт творческой деятельности (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в стереотипной; поиск альтернативного решения проблемы), а также опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Программа обеспечивает взаимосвязь в преподавании курса истории казачества для формирования целостных знаний обучающихся в развитии Российского государства в целом и конкретно донского края.
Место учебного курса в учебном плане.
Согласно действующему в ДКК учебному плану на 2016-2017 уч. год рабочая программа предусматривает в 7-х классах обучение «Истории донского казачества» в объеме 1 час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Содержание курса.
7 класс. История Донского казачества 16-18 вв.
Раздел № 1-2 часа.
Донская земля в древности.
Геополитическое положение донской земли. Природа Дикого поля.
Раздел № 2 -8 часов.
Донские казаки на заре своей истории
Происхождение казачества. Становление принципов и традиций демократического самоуправления казачьих общин: круг казачьей станицы, выборность атаманской власти, складничество, односумье. Казак - воин-профессионал. Военные и морские походы донских казаков за "зипунами", их география. Военные традиции - вооружение, военная подготовка, способы ведения боя. Начало формирования военно-политической организации "Войска Донского".Развитие норм войскового права, Совет Старейшин, войсковой присуд. Казачьи столицы.Первые станы и казачьи городки на Нижнем и Верхнем Дону. Раздорский городок. Трактовка термина "казак".Роль казачества в охране и защите границ Российского государства. Донские казаки в войнах России XVI в. (взятие Казанского, Астраханского ханств, поход Ермака и присоединение Сибирского ханства). Семейный уклад, занятия казаков.
Раздел № 3-5часов.
Донские казаки в 17 в.
Донцы в период "смуты". Донцы в народном ополчении Минина и Пожарского. Роль донских казаков в изгнании поляков из Москвы. Участие казаков в движении И.И. Болотникова. Роль казаков в Земском Соборе 1613 г. и избрании М. Романова русским царём. Взаимоотношения донских казаков и Московского государства. Азовское осадное сидение 1641 г. Последствия возвращения Азова туркам для казаков. Перенос столицы в г. Черкасс. Сражение с турками и татарами в 80-е гг.17 в. Голицинские походы в Крым и участие в них донского казачества. Причины и ход и последствия восстания казаков под предводительством С.Разина. Личность С.Разина. Влияние православной церкви на Дону. Культура, быт и нравы донских казаков.
Раздел № 4-10часов.
Донские казаки в первой пол. 18 в.
Эпоха Петра Великого. Азовские походы Петра и участие в них казаков. Донцы в Северной войне. Участие казаков в Нарвском сражении в 1700 г., осада Выборга, Риги. Донские казаки и Астраханское восстание.Булавинское восстание – причины, ход, последствия: К. Булавин – атаман Бахмутского городка; карательная экспедиция князя Ю. Долгорукова, основные сражения, раскол донского казачества, казаки-некрасовцы. Усиление влияния царской власти на Дону: институт Наказного атамана, переход в подчинение Военной коллегии, казачьи полки – иррегулярная часть русской армии. Участие казаков в военных походах Петра I. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Участие казаков в войне 1741-1743 гг.Данила Ефремов - первый казачий генерал.
Раздел № 5-9 часов.
Донские казаки во второй пол. 18 в.
Донские казаки в командование А.В.Суворова Семилетней войне 1756-1762 гг. Походный атаман П.М.Краснощеков. Сражение 14. 08. 1758 Г. Донские казаки в Берлине. Донские казаки под командованием П.Румянцева в войне с Турцией 1768-1774 гг. Участие казаков в штурме Очакова, Измаила. Казачьи полковники: В.Орлов, М.Платов, Ф.Денисов. Донские казаки в Итальянском походе. Роль донского казачества в восстании Е. Пугачева. Личность Е. Пугачёва. Дело братьев Грузиновых. Образование культура, религия казаков в конце 18 в.
Тематическое планирование.
7класс. 34 часа.
| Планируемые результаты обучения
| ||
Тема раздела, тема урока. | Обще учебные умения и навыки | Характеристика видов учебной деятельности. | |
Донская земля в древности. | |||
Введение. Основное содержание курса. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала. | Объяснение учителя. Знакомство с терминами: казак, донские казаки, Донская земля, исторические источники, археология, нумизматика, грамоты. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь.Составление опорного текста. | |
Природа Дикого поля. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Объяснение учителя о географических и климатических особенностях Дикого поля. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами. | |
Донские казаки на заре своей истории. | |||
Возникновение донского казачества. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Объяснение учителя о причинах складывания донского казачества во всей его многофакторности, занятиях и промыслах казаков в 16 в. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Быт и нравы казаков в 16 в. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Объяснение учителя об устройстве жилищи городков, об одежде, занятиях и промыслах казаков в 16 в. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Образование Войска Донского. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Объяснение учителя о предпосылках возникновения, устройстве и внутренней жизни Войска донского в 16 в. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Донское казачество поступает на службу. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя об участии донских казаков в войнах русского государства в 16 в. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Донские казаки в 17 в. | |||
Участие донских казаков в событиях 17 в. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя об участии и роли донских казаков в русской смуте нач. 17 в. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Восстание Ивана Болотникова. Земский собор и донцы. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя об участии донских казаков в восстании И.Болотникова, в Земском Соборе. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Азовское сидение донских казаков в 1641г. . | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя об Азовском осадном сидении 1641 г., последствии этого события для донских казаков. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. Составление опорного текста. | |
Донцы в войнах России в 17 в. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя об участии донских казаков в войнах русского государства в 17 в. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Восстание под предводительством С. Разина. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя о причинах, ходе и последствии восстания С. Разина для донских казаков. Знакомство с историческим портретом-характеристикой С. Разина. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Донские казаки в первой пол. 18 в. | |||
Участие донских казаков в Азовских походах Петра I | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя об участии и роли донских казаков в Азовских походах русского царя Петра I в конце 17 в. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Булавинское восстание – причины, ход, последствия. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя о причинах, ходе и последствии Булавинского восстания для донских казаков. Знакомство с историческим портретом-характеристикой К. Булавина. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Просмотр фильма о К. Булавине.Сравнить содержание фильма с содержанием текста учебника. | |
Основные занятия донских казаков в н. 18 в. Управление Войска Донского в 18в | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя об переменах в управлении в Войске Донском, об источниках дохода донских казаков в нач. 18 в. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Культура и быт донских казаков в нач. 18 в. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя об переменах в управлении в жизни донских казаков в нач. 18 в. Работа с текстом учебника, иллюстрациями: провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Участие донских полков в Северной войне. 1700-1721 гг. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала | Рассказ учителя об участии донских казаков в Северной войне 1700-1721 гг. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Участие донских полков в Персидском походе 1722 г.. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала | Рассказ учителя об участии донских казаков в Персидском походе 1722 г.. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Участие донских полков в русско-турецкой войне 1735-1739 гг. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала | Рассказ учителя об участии донских казаков в русско-турецкой войне 1735-1739 гг.. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами.Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Первый казачий генерал И. Краснощеков. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала. | Рассказ учителя. Знакомство с историческим портретом-характеристикой И.Краснощекова. Составление опорного текста. | |
Донские казаки во второй пол. 18 в. | |||
Донские казаки в Берлине. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя об участии донских казаков в Семилетней войны 1756-1763 гг.. Работа с картой, текстом учебника, картой. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Участие донских полков в русско-турецких войнах в 18 в. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя об участии и роли донских казаков в русско-турецких войнах в 18 в.. Знакомство с историческим портретом - характеристикой генерала от кавалерии Ф.П. Денисова, М.И. Платова. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Роль донского казачества в восстании Е. Пугачева. Личность Е. Пугачёва. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя о причинах, ходе и последствии восстания Пугачева для донских казаков. Знакомство с историческим портретом -характеристикой Е. Пугачева Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь. | |
Донские казаки в Итальянском и Швейцарских походах А.В. Суворова. | Умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала, умение найти на карте и ответить на вопрос. | Рассказ учителя об участии донских казаков в Итальянском и Швейцарских походах А.В. Суворова конца 18 в. Работа с картой, текстом учебника. Составление опорного текста. Знакомство с новыми терминами и датами. Просмотр фильма о Суворове. Сравнить содержание фильма с содержанием текста учебника. | |
Церковь, народное образование, культура донских казаков в 18 в. Быт и нравы донских казаков в 18 в. | Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта. | Выбор тем индивидуальных и групповых проектов, формирование групп обучающихся (для выполнения групповых проектов), определение содержания проектной работы, разработка плана работы над проектами (индивидуальными, групповыми). Представление своих творческих работ. |
Календарно- тематическое планирование.
7класс. 34 часа.
№ уро ка п/п |
Тема урока. | Кол-во часов | Дата проведения урока | Цели и задачи темы
| Форма урока | Виды контроля | Виды Деятель- ности | ||||||||||||||
7 А | 7 Б | ||||||||||||||||||||
1 четверть – 9 часов |
| ||||||||||||||||||||
1. | Раздел 1. Донская земля в древности Введение. Основное содержание курса. | 1 | 03.09. 2016
| Сформировать представление об истории донского казачества, как части истории России. Ознакомить с хронологическими рамками истории донского казачество в 7 классе. Формировать умения работать с историческими источниками. Дать представление о музеях, библиотеках и архивах как хранителей исторического наследия. | Комбини-рованный | Устный опрос. | Работа с картой, текстом учебника, картой, записи в тетрадь. | ||||||||||||||
2.
| Природа Дикого поля. | 1. | 10.09. 2016
| Охарактеризовать географические и климатические особенности Дикого поля. систематизировать знания обучающихся о Донском крае, его географическое положении и природных условий. | Комбини-рованный | Устный опрос, проверка выполнения заданий. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. | ||||||||||||||
3. |
Раздел 2 Донские казаки на заре своей истории. Возникновение донского казачества. | 1 | 17.09. 2016
| Рассмотреть причины складывания донского казачества во всей его многофакторности. Описать основные занятия и промыслы казаков. Создать условия для высказывания учащимися собственных суждений о проблеме происхождения донского казачества. | Комбини-рованный | Устный опрос, провер ка выполнения заданий. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. | ||||||||||||||
4-5. | Быт и нравы казаков в 16 в.
| 2. | 24.09. 2016
| Рассмотреть основные понятия урока. Описать устройство казачьих городков, основные занятия и промыслы донских казаков. | Комбини-рованный | Устный опрос, провер ка выполнения заданий. | Работа с картой, текстом учебника, картой | ||||||||||||||
01.10. 2016
| |||||||||||||||||||||
6-7. | Образование Войска Донского.
| 2 | 08.10. 2016
| Рассмотреть основные понятия урока; показать отличительные черты устройства внутренней жизни войска Донского; подвести обучающихся к выводу о том, что оно имело демократи-ческий характер; продолжить работу над формированием у обучающихся умений работать с историческими источниками. | Комбини-рованный | Письменная работа по прове рке понятий и терми нов. | Выполнения заданий в тетради. | ||||||||||||||
15.10. 2016
| Работа с картой, текстом учебника, картой, записи в тетрадь. | ||||||||||||||||||||
8-9. | Донское казачество поступает на службу.
| 2 | 22.10. 2016 29.10 2016
| Способствовать пониманию обучающимися характера взаимоотношений между Московским правительством и Войском Донским. Показать роль донских казаков в войнах Московского государства. Способствовать формированию личностной позиции обучающихся в оценке деятельности Ермака Тимофеевича. Подготовка к контрольной работе. | Комбини-рованный | Устный опрос, проверка выполнения заданий. Подготовка к контрольной работе
| Работа с текстом учебника, картой записи в тетрадь: найти и выписать определение исторического термина, понятия. Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. | ||||||||||||||
2 четверть – 7 часов | |||||||||||||||||||||
10 | Контрольная работа №1 «Донские казаки на заре своей истории». |
| 12.11. 2016 | Проверка знаний по истории Дона в доказачий период и истории донского казачества в 16 в. | Контроль знаний. | Письменная контро-льная работа
| Выполнения заданий в тетради. |
| |||||||||||||
11. | Раздел 3. Донские казаки в 17 в.Участие донских казаков в событиях Смуты нач. 17 в. | 1 | 19.11. 2016
| Рассмотреть причины участия донского казачества в событиях смуты в русском государстве в нач. 17 в. Описать основные события смуты, в которых принимали участие донские казаки. Создать условия для высказывания учащимися собственных суждений о донского казачества в судьбе русского государства на примерах событий великой смуты. | Комбини-рованный | Устный опрос, проверка выполнения заданий, ошибок в контрольной работе. | Работа с картой, текстом учебника, картой, записи в тетрадь. |
| |||||||||||||
12. | Восстание Ивана Болотникова Земский собор и донцы. | 1 | 26.11 2016
| Рассмотреть причины участия донского казачества в восстании И. Болотникова и его роль в выборе русского царя. Охарактеризовать руково-дителей казачьих отрядов, принимавших участие в восстании Болотникова. Описать основные события Русского собора в 1613 г., и роли донского казачества на нем. Создать условия для высказывания учащимися собственных суждений о донского казачества в судьбе русского государства на примерах событий великой смуты. | Комбини-рованный | Устный опрос, проверка выполнения заданий. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. |
| |||||||||||||
13. | Азовское сидение донских казаков в 1641г. . | 1 | 03.12 2016
| Рассмотреть причины и последствия взятия турецкой крепости Азов донскими казаками в 1637 г. Охарактеризовать действия казаков во время взятия и осады Азова. Создать условия для высказывания учащимися собственных суждений о роли донского казачества в судьбе русского государства на примерах событий Азовского сидения. | Комбини-рованный | Письмен ная самостоятельная работа. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь Выполнения заданий в тетради. |
| |||||||||||||
14. | Донцы в войнах России в 17 в. | 1 | 10.12. 2016
| Способствовать пониманию обучающимися характера взаимоотношений между Московским правительством и Войском Донским. Показать роль донских казаков в войнах Московского государства. Способствовать формированию личностной позиции обучающихся в оценке деятельности атаманов казачьих войск. | Комбини-рованный | Уст ный опрос, проверка выполнения зада ний. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. |
| |||||||||||||
15. | Восстание под предводительством С. Разина. | 1 | 17.12. 2016
| Способствовать пониманию обучающимися причины восстания казаков. Показать основные этапы восстания и последствия восстания. Способствовать формированию личностной позиции обучающихся в оценке деятельности лидеров казаков во время восстания. | Комбини-рованный | Письмен ная самостоятельная работа. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. Выполнения заданий в тетради |
| |||||||||||||
16. |
Раздел 4 Донские казаки в первой пол. 18 в. Участие донских казаков в Азовских походах Петра I | 1 | 24.12 2016
| Способствовать пониманию обучающимися характера взаимоотношений между Московским правительством и Войском Донским. Показать роль донских казаков в азовских походах Петра Способствовать формированию личностной позиции обучающихся в оценке деятельности атаманов казачьих войск. | Комбини-рованный | Уст ный опрос, проверка выполне-ния заданий. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. |
| |||||||||||||
3 четверть – 11 часов |
| ||||||||||||||||||||
17. | Булавинское восстание – причины, ход, последствия. | 1 | 14.01 2017
| Способствовать пониманию обучающимися причины восстания казаков. Показать основные этапы восстания и последствия восстания. Способствовать формированию личностной позиции обучающихся в оценке деятельности лидеров казаков во время восстания. | Комбини-рованный | Письменная самостоятельная работа. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. Выполнения заданий в тетради. |
| |||||||||||||
18. | Основные занятия донских казаков в нач. 18 в. Управление Войска Донского в 18 в.. | 1 | 21.01.2017
| Способствовать пониманию обучающимися чем занимались донские казаки помимо военного дела. Показать основные источники дохода казаков в 18 в.Способствовать формированию личностной позиции обучающихся в оценке Донского казачества в 18 | Комбини-рованный | Письмен ная самостоятельная рабо та. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. Выполнения заданий в тетради. |
| |||||||||||||
19. | Культура и быт донских казаков в нач. 18 в. | 1 | 28.01. 2017
| Способствовать пониманию обучающимися чем занимались донские казаки помимо военного дела. Показать изменения, которые произошли на Дону к нач. 18 в. в развитии духовной жизни, образовании. Способствовать формированию личностной позиции обучающихся в оценке. Донского казачества в 18 в. | Комбини-рованный | Устный опрос, проверка выполнения заданий. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. |
| |||||||||||||
20. | Участие донских полков в Северной войне. 1700-1721 гг. | 1 | 04.02. 2017
| Способствовать пониманию обучающимися характера взаимоотношений между Московским правительством и Войском Донским. Показать роль донских казаков в Северной войне. Способствовать формированию личностной позиции обучающихся в оценке деятельности атаманов казачьих войск. | Комбини-рованный | Письмен ная самостоятельная работа. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. Выполнения заданий в тетради. |
| |||||||||||||
21. | Участие донских полков в Персидском походе 1722 г. | 1 | 11.02. 2017
| Показать роль донских казаков в Персидском походе. Способствовать формированию личностной позиции обучающихся в оценке деятельности атаманов казачьих войск. | Комбини-рованный | Устный опрос, проверка выполнения заданий. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. |
| |||||||||||||
22. | Участие донских полков в русско-турецкой войне 1735-1739 гг. | 1 | 18.02. 2017
| Показать роль донских казаков в русско-турецкой войне 1735-1739 гг. . Создать условия для высказывания обучающимися собственных суждений о военных подвигах донских казаков в ходе войны. | Комбини-рованный | Устный опрос, проверка выполнения заданий. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. |
| |||||||||||||
23. | Первый казачий генерал И. Краснощеков. | 1 | 25.02. 2017
| Показать изменения роли донских старшин в русской армии. Создать условия для высказывания обучающимися собственных суждений о военных подвигах донских казаков в ходе войны. | Комбини-рованный | Устный опрос, проверка выполнения заданий. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь.
|
| |||||||||||||
24.
| Донские казаки в Берлине. | 1
| 04.03. 2017
| Охарактеризовать события Семилетней войны 1756-1763 гг.Показать роль донских казаков в Семилетней войны 1756-1763 гг. Создать условия для высказывания обучающимися собственных суждений о военных подвигах донских казаков в ходе войны. | Комбини-рованный | Устный опрос, проверка выполнения заданий. Подготовка к контрольной работе. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. Выполнения заданий в тетради. |
| |||||||||||||
25.
| Контрольная работа № 2 Донские казаки в 17 в. | 1
| 11.03. 2017
|
| Проверка знаний по истории Дона в доказачий период и истории донского казачества в 17 в. | Контроль знаний. | Письмен-ная контрольная работа. | Выполнения заданий в тетради. |
| ||||||||||||
26 | Раздел 5 Донские казаки во второй пол. 18 в. Участие донских полков в русско-турецких войнах в 18 в. | 1 | 18.03 2017
| | Охарактеризовать события русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. Показать роль донских казаков в русско-турецких войнах конца 18 в.. Создать условия для высказывания обучающимися собственных суждений о военных подвигах донских казаков в ходе войны. | Комбини-рованный | Устный опрос, проверка выполнения заданий. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. |
| ||||||||||||
| 4 четверть – 8 часов | ||||||||||||||||||||
27. | Роль донского казачества в восстании Е. Пугачева. Личность Е.Пугачёва | 1 | 01.04. 2017
| Охарактеризовать участие донских казаков в восстании под предводительством Е. Пугачева. Показать историю Пугачева. Создать условия для высказывания обучающимися собственных суждений об участии донских казаков в восстании. | Комбини-рованный | Устный опрос, проверка выполнения заданий. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. |
| |||||||||||||
28 | Донские казаки в Итальянс- ком и Швейцарских походах А.В. Суворова | 1 | 08.04. 2017
| Охарактеризовать события Итальянского и Швейцарского походов. Показать роль донских казаков в Итальянском и Швейцарском походе. Создать условия для высказывания обучающимися собственных суждений о военных подвигах донских казаков в ходе войны. | Комбини-рованный | Письмен наясамостоя- тельная работа. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. Выполнения заданий в тетради |
| |||||||||||||
29. | Храмы Дона. | 1 | 15.04. 2017
|
| Сформировать у обучающихся представление о строительстве и устройстве, особенностях церквей на Дону во 2-й половине 18 в..
| Комби-ни-рован-ный | Устный опрос, проверка выполнения заданий.
| Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. Выполнения заданий в тетради |
| ||||||||||||
30 | Народное образование на Дону в 18 веке. | 1 | 22.04. 2017
|
| Сформировать у обучающихся представление об образовании донских казаков во 2-й пол. 18 в. Ознакомить обучающихся с особенностями быта донских казаков.
| Комби-ни-рован-ный | Устный опрос, проверка выполнения заданий. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. Выполнения заданий в тетради |
| ||||||||||||
31 | Быт и нравы донских казаков в 18 в. |
| 29.04. 2017
| |
Сформировать у обучающихся представление об жизни донских казаков во 2-й пол. 18 в. Ознакомить обучающихся с особенностями быта донских казаков.
| Комби-ни-рован-ный | Устный опрос, проверка выполнения заданий. Подготовка контрольной работе. | Работа с картой, текстом учебника, картой записи в тетрадь. Выполнения заданий в тетради |
| ||||||||||||
32 | Контрольная работа.№3 Донские каза-ки в русской истории.16-18 вв. | 1. | 06.05. 2017
| Проверка знаний по истории Дона в доказачий период и истории донского казачества в 16-18 в. | Конт-роль знаний. | Контрольная работа. | Выполнения заданий в тетради |
| |||||||||||||
33 | Итоговое повторение | 1 | 13.05. 2017
| Проверка знаний по истории Дона в доказачий период и истории донского казачества в 16-18 в. | Конт-роль знаний. | Работа над ошибками контрольной работы | Работа над творческими пректами. |
| |||||||||||||
34 | Итоговое повторение | 1 | 20.05. 2017 | Закрепление знаний и умений исследовательской работы по истории донского казачества. | Конт-роль знаний. | | Защита творческих проектов. |
|
Всего 34 часа.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
«История Донского казачества» под редакцией авторского коллектива: А В.Венкова, Т.И.Власова…, Ростовского университета, 2001 г..
Сборник научных трудов «Донские казаки в 20 в.», Ростов н/Д. 2006 г.
М.П. Астапенко. «История донского казачества». Ростов н/Д. 1999 г.
Н.А. Мининков. «Донское казачество в эпоху позднего средневековья. Ростов н/Д. 1998г.
Учебно-методическое пособие «Программа учебного курса «История донского казачества»». Ростов н/Д. 2001 г.
О.Г. Веряскина «Вопросы и задания по истории Донского края». Ростов н/Д. 2007 г. Документальный фильм «К. Булавин».Документальный фильм «А. Суворов».
Аверьянов Ю. Счастье быть казаком. // Наш современник - 1992.
Агафонов А.И. Область Войска Донского и Приазовье в дореформенный период. – Ростов н/Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1986.
Астапенко М.Н. Донские казаки 1550-1920 гг: Учебное пособие. – Ростов н/Lону: Изд-во Рост.ун-та, 1969.
Бабичев Д.С. Донское трудовое казачество и борьба за власть Советов. – Ростов н/Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1969.
Богунов В.И Пугачев. – М.: Наука, 1984.
Гордеев А.А. История казаков. Ч.Ч.1-4. – М.: Мысль, 1991.
Дон и степноеприазовье в XVIII веке - I половине XIX века: Сборник статей. – Ростов н/Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1977.
Донские казаки в походе и доме. – Ростов н/Дону: ХПТМП Донское слово, 1991. .
Казачий круг. Альманах. Спец. выпуск № 1-2 . – М.: МГП. “Русское слово”, 1991.
Казачий словарь - справочник. В 3-х томах. Изд. А.И. Скрылов, Г.В. Губарев. Роспринт воспроизведение, 1992.
Казачество: Мысль современников о прошлом, настоящем и будущем казачества// Дон. – 1992. - ЧЧ. 1-2. Стр. 216 - 338.
Королев В.Н. Старые вешки. Повествование о казаках. – Ростов н/Дону: Кн. изд-во, 1991.
Краснов П.Н. Картины Былого Тихого Дона // Орфей. – 1991. - № 1-3.
Новак А.П., Фрадкина Н.Г. Как у нас-то было на тихом Дону. Историко-этнографический очерк. – Ростов н/Дону: Кн. изд-во, 1992.
Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII веке. – Ростов н/Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1961.
Пронштейн А.П., Мининков Н.А. Крестьянские войны в России в XVII - XVIII веках и донское казачество. – Ростов н/Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1983.
Пронштейн А.П. Мининков Н.А. Кондратий Афанасьевич Булавин. - М: Наука, 1998
Ригельман А.И. История о донских казаках. – Ростов н/Дону: Кн. изд-во, 1992.
Савельев Е.П. История казачества. История исследования в 3-х частях. Репринтное издание 1915 - 1918 гг. – Ростов н/Дону: Памятники Отечества, 1991.
Скорик А.П. Возникновение донского казачества как этноса, изначальные культурные традиции. Учебное пособие для студентов. - Новочеркасск: Изд-во НПИ, 1992.
Сыны донских степей. Очерки военной истории казачества. – Ростов н/Дону: Кн. изд-во, 1978.
Планируемые результаты освоения учебного курса «История донского казачества. 16-18 вв.» и система оценок.
Обучающийся научится:
-Сопоставлять и сравнивать различные источники по истории донского края в древности; уметь работать с картой, источниками и документами, используя краеведческий материал.
-Различать символы власти казаков, войсковой гимн, описывать вооружение, способы ведения боя, работать с казачьим словарем, понимать смысл отдельных терминов, при необходимости вводить их в активный словарный запас.
-Работать с картой: правильно показывать границы государства, показывать места сражений и направление военных походов, сопровождая показ словесным описанием исторических событий.
-Соотносить даты с веком, определять последовательность исторических событий, уметь видеть главное в событии, работать правильно с книгой, делать выводы, объяснять исторические термины.
-Анализировать основные процессы в истории донского казачества.
-Подбирать литературу по предложенной теме, анализировать ее, показывать различные точки зрения ученых по вопросу о происхождении казачества.
происхождение и характер духовной культуры донского казачества в связи с историей казаков.
-Основные компоненты материальной и духовной культуры; методику сбора культурологического материала: форма сбора материала, запись, обработка записей, их систематизация, хранение и использование; диалектную лексику и фразеологию, тематические словарные группы, отражающие духовную культуру, казачий этикет.
-Правильно оценивать политическую ситуацию на Дону, давать критическую оценку происходящему, иметь свою точку зрения по вопросам о возрождении казачества, видеть как положительные, так и отрицательные стороны казачьего движения, уважительно относиться к культуре, обычаям, традициям народов, связанных с общей исторической судьбой.
-Работать с материалами музея, делать сообщения об истории учебных заведений, разбираться в особенностях творчества писателей и художников, подчеркнуть особенности того или другого произведения (художественного или музыкального), выступать с докладами и рефератами по донской тематике, разрабатывать маршруты походов и экскурсий по родному краю, писать сочинения и стихи об исторических событиях и людях, проводить круглые столы и конференции по данной тематике.
Критерии оценки учебной деятельности
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если обучающийся:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка "4" ставится, если обучающийся:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если обучающийся:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если обучающийся:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если обучающихся:
Выполнил работу без ошибок и недочетов.
Допустил не более одного недочета.
12 балов – отлично владеет учебным и дополнительным материалом, не допускает ошибок и неточностей в ответе.
11 балов – полно излагает материал, владеет дополнительным материалом, не допускает неточностей.
10 балов – полностью излагает материал, но изменяет последовательность.
Оценка «4» ставится если обучающихся допустил:
Не более одной не грубой ошибки и одного недочета.
Более 2-х недочетов.
9 балов – полностью владеет материалом, но допускает неточности в ответе.
8 балов – полностью владеет материалом, не четко формулирует свои мысли, отвечает с помощью наводящих вопросов.
Оценка «3» ставится если обучающихсяправильно выполнил не менее половины работы, или допустил:
1. Более 2-х грубых ошибок.
2.1 грубая ошибка и 1 недочет.
4-5 недочетов.
7 балов –дает полный ответ, допускает 1-2 ошибки.
6 балов – 3-4 ошибки.
5 балов – 5 ошибок.
Оценка «2» ставится если обучающихся:
1.Правильно выполнил менее половины работы.
4 бала – многочисленные ошибки, излагает материал не последовательно.
3 бала – большие недостатки в подготовке, не умение излагать материал.
2 бала – не владеет пройденным материалом.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся на последующем уроке.
«__»______20__
Контрольная работа. № 1
Тема «Донские казаки на заре своей истории».
Цель: Проверка уровня овладения знаниями, умениями навыками по истории донского казачества в 16 в.
Одной из причин благоприятствовавших зарождению казачества был (было)…
а) поражение Османской Империи б) ослабление и распад Золотой Орд в войне с Ираном
в) ослабление державы Тамерлана. г) упадок Крымского ханства.
Усиление казачества на Дону относится к …..
а) середине 15 в. б) к середине 16 в.
в) к концу 16 в. г) последней четверти 16 в.
Первые укрепленные поселения донских казаков назывались…
а) зимовища б) городки
в) хутора г) станицы
4. Первая столица донских казаков ……
а) Черкасский б) Манычский
в) Медведицкий г) Раздоры
5. Первое упоминание о Войске Донском относится к …..
а) 1549 г. б) 1571 г.
в) 1594 г. г) 1569 г.
6. Высшим органом власти у донских казаков был (было)…
а) Совет атаманов б) Войсковой круг
в) Народное вече г) Совет старейшин
7. В промежутках между собраниями круга власть принадлежала…
а) старейшинам б) есаулу
в) воеводе г) атаману
8. К основным занятиям казаков в 16 в. относилось (…алась)….
а) земледелие б) военное дело
в) охота г) рыболовство
9. Казачьи струги для дальних походов назывались…
а) ялики б) фелюги
в) струги г) галеры
10. Участие донских казаков в войнах на стороне Московского государства начинается….
а) в начале 16 в. б) в конце 16 в.
в) во второй четверти г) к середине 16 в.
11. Наиболее известный донской атаман 16 в…..
а) С. Разин б) И.Болотников
в) М. Черкашенин г) К. Булавин
12. Разгром войск сибирского хана Кучума отрядом Ермака относится к ….
а) 1582 б) 1577
в) 1580 г) 1584
Эталонные бланки ответов:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | в | б | б | г | а | б | г | б | в | г | в | а |
Оценка контрольной работы.
Оценка «5» (10) ставится если обучающихся:-Выполнил работу без ошибок и недочетов, допустил не более одного недочета.
Оценка «4» (8-9) ставится если обучающихся допустил: -Не более одной не грубой ошибки и одного недочета, более 2-х недочетов.
Оценка «3» (5-7) ставится если обучающихсяправильно выполнил не менее половины работы, или допустил, более 2-х грубых ошибок, грубая ошибка и 1 недочет, 4-5 недочетов.
Оценка «2» (2-4) ставится если обучающихся:-Правильно выполнил менее половины работы.
Оценка «1» ставится если обучающихся:Не приступал к выполнению работы, выполнил менее 10 % всех заданий.
«__» _______20
Контрольная работа № 2
Тема «Донские казаки в 17 в.»
Цель: Проверка уровня овладения знаниями, умениями навыками по истории донского казачества в 17 в.
Выберите правильное определение понятия:
А. обычные русские люди. | В.служивое сословие. |
Б. особый народ. | Г. часть русского народа, имеющая особые традиции и обычаи, сложившиеся в условиях постоянной военной службы. |
2.Выберите правильное определение понятия: Поход за зипунами – это.
А. набег казаков на турецкие и татарские города и селения с целью захвата добычи. | В. покупка на ярмарке одежды. |
Б. поездка казаков в Москву за жалованием. | Г. получения обмундирования от царского правительства. |
3.выберете правильное определение понятия: Войско Донское – это.
А).казачья армия Б). государство донских казаков.
В).военно-политическая организационная структура, объединяющая всех д. казаков.
Г).части регулярной армии, расквартированной на Дону.
4.В каком году донские казаки получили первое царское знамя? (1614)
5. Соотнесите даты и названия столиц донских казаков
1.До 1622 г. | А. Новочеркасск |
2.1637-1641гг. | Б. Черкасск |
3.1644-1805 гг. | В. Монастырский городок |
4.1805-1919 гг. | Г. Раздоры |
| Д. Азов |
6.Важнейшие вопросы: прием в казаки, отправление казачьих посольств в Москву, объявление войны и заключение мира, суд, женитьба решал войсковой:
А).круг Б). есаул В). круг. Г).сход.
7. Донские казаки участвовали в освобождении Москвы от поляков под предводительством:
А). И. Заруцкого Б) Трубецкова В) П. Ляпунова Г) Д. Пожарского
8.Донские казаки приняли активное участие в выборах царя:
А). Б. Годунова Б) М. Романова В) Алексея Михайловича Г) Петра Алексеевича
9. Основную часть войска С. Разина составляли:
А) казачья голыдьба. Б) Домовитые казаки В) работные люди, крестьяне.
10. Назовите даты начала и окончания восстания под предводительством С.Разина. (1670-1671)
11. В каком году донские казаки присягнули русскому царю? (1671)
12. в каком году началось восстание под предводительством К. Булавина? (1707)
13. В каком году Петр I взял Азовскую крепость? (1696)
14. Назовите фамилию походного атамана казачьих войск при взятии Азова Петром I? (Минаев)
15. Назовите фамилию казака, который первый получил звание бригадира? (Краснощеков)
Эталонные бланки ответов:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ответ | в | а | в | а | г | в | в |
№ вопроса | Ответ |
4 | 1614 г. |
10 | 1670-1671 г. |
11 | 1671 г. |
12 | 1707 г. |
13 | 1696 |
14 | Минаев |
15 | Краснощеков |
5.
1.До 1622 г. | А. Раздоры |
2.1637-1641гг. | Б. Азов |
3.1644-1805 гг. | В. Черкасск |
4.1805-1919 гг. | Г. Новочеркасск |
| Д. Монастырский городок |
«___»__________20
Итоговая контрольная работа. № 3
«Донские казаки в русской истории. 16-18 вв.»
Цель: Проверка уровня овладения знаниями, умениями навыками по истории донского казачества в 16-18 в.
______________________________________________________________________________________________-
Вариант № 1
1.Самая легендарная в нашем крае река берет начало из Ивана-озера, средняя её ширина 260 м, устье до 700 метров, а наибольшая глубина – 20-26 м. Её питают своими водами Северский Донец, Чир, Хопер, Медведица, Иловля, Миус… Её название:
А) Волга Б) Днепр В) Дон Г) Ока.
2. Основным занятием скифов было:
А) скотоводство…Б) рыболовство В) ткачество Г) охота
3 Назовите название города на среднем Дону – столицы Хазарского государства. (Саркел)
4.У персов под этим словом подразумевались люди, состоящие на службе, оплачиваемой казной, у арабов – это всадник, сражающийся за веру и закон, у русских – вольный человек, воин. Это слово:__казак________________
5. Допишите предложение: Высшим органом власти у казаков был_______________(круг)
6. Как называлась лодка донских казаков?
7. Дайте определение понятию: Поход за зипунами – это:
А) набег казаков на турецкие и татарские поселения с целью захвата добычи.
Б) Поездка казаков в Москву за жалованием.
В) Покупка на ярмарке одежды.
Г) Получение обмундирования от царского правительства.
8. Донские казаки получили первое царское знамя за службу с борьбе с поляками в:
А) 1614 г. Б) 1618 г. В) 1612 г. Д) 1620 г.
9. Кто из русских царей первым признал донских казаков и предложил служить русскому государству? (Алексей Михайлович Романов)
10. Как назывались поселения донских городков? (городки)
11. В выборах, какого русского царя донские казаки приняли активное участие?
12. Помощник атамана назывался:
А) толмач Б) дьяк В) есаул Г) тума
13.Назовите даты восстания под предводительством С. Разина. (1670-1671)
14.Назовите даты восстания под предводительством К.Булавина. (1707-1709)
15.Что означают слова: «голутвенный» и «домовитый» казак? (бедный/ богатый)
16.Какие новые источники доходов появились у донских казаков в нач. 18 в. (земледелие, скотоводство)
17. Первый казачий генерал, дипломат и войсковой атаман, участник Северной войны и нападения на штаб квартиру короля Карла XII, много сделавшего для укрепления обороны Черкасска, владельца первого дворца на Дону:
А) Д. Ефремов Б) С. Ефремов В) И. Краснощеков Г) Ф. Минаев
18. Как звали донского атамана одержавшего победу над турецким флотом вместе с Петром I? (Минаев)
19. Назовите фамилии донских офицеров, походных атаманов, командиров полков, отличившихся в русско-турецких войнах второй половине 18 в.? (Орлов, Денисов, Платов)
20.Какое первое учебное заведение было на Дону? (латинская гимназия)
21.Название одежды донских казаков в начале 18 в. (зипун)
Эталонные бланки ответов:
№ вопроса | 1 | 2 | 7 | 8 | 12 | 17 |
Ответ | в | а | а | а | в | а |
№ вопроса | Ответ |
3 | Саркел |
4 | казак |
5 | круг |
6 | струг |
9 | Алексей Михайлович Романов |
10 | городки |
11 | Михаил Романов |
13 | 1670-1671 |
14 | 1707-1709 |
15 | бедный/ богатый |
16 | земледелие, скотоводство |
18 | Минаев |
19 | Орлов, Денисов, Платов |
20 | латинская гимназия |
21 | зипун |
Оценка контрольной работы.
Оценка «5» (10) ставится если обучающихся:-Выполнил работу без ошибок и недочетов, допустил не более одного недочета.
Вариант № 2
1. Какие племена проживали в низовьях Дона до 13 в.? (скифы, сарматы, половцы, татары)
2. Как назывался греческий город, расположенный в низовьях Дона? (танаис)
3. У персов под этим словом подразумевались люди, состоящие на службе, оплачиваемой казной, у арабов – это всадник, сражающийся за веру и закон, у русских – вольный человек, воин. Это слово:__________________(казаки)
4. Впишите недостающие слова: Избранному атаману вручали следующие символы власти ____________________________(пернач)
5. Допишите предложение: Казачий круг собирался на большой площади, которая называлась _________________________(майдан)
6. Выберите правильный ответ: Донские казаки – это:
А) обычные русские люди Б) особый народ В) служивое сословие
7. Дайте определение понятию: Поход за зипунами – это::
А) набег казаков на турецкие и татарские поселения с целью захвата добычи.
Б) Поездка казаков в Москву за жалованием.
В) Покупка на ярмарке одежды.
Г) Получение обмундирования от царского правительства.
8. В каком году было первое письменное упоминание о донских казаках? (
9. Соотнесите даты и названия столиц донских казаков:
1. до 1622 г. | А. Новочеркасск |
2.1637-1641 гг. | Б. Черкасск |
3.1644-1805 гг. | В. Монастырский городок |
4.1805 – 1919 гг. | Г. Раздоры |
| Д. Азов |
10. Донские казаки участвовали в освобождении Москвы от поляков под
предводительством :
А) И.Заруцкого Б) П. Трубецкова В) П. Ляпуна Г) Пожарского
11. Дайте определение понятию: «Дуван дуванить» (делить добычу)
12. Данные фамилии –С. Разин, Е. Пугачев, К. Булавин – объединяет:
А) Участие в войнах России Б) Избрание войсковыми атаманами
В) Участие в культурной жизни края Г) Предводительство в народных восстаниях.
13. Какие последствия были для донских казаков после поражения восстания
С. Разина? (клятва на верность русскому царю)
14.Какие изменения произошли в управлении Войском после подавления восстания под предводительством К.Булавина. (наказной атаман)
15.Что означают слова: «голутвенный» и «домовитый» казак? (бедный/богатый)
16.Что означает «наказной атаман»? (назначенный царем)
17. Кто первым из казаков получил чин бригадира? (Краснощеков)
18. В каких войнах отличились донские казаки во второй половине 18 в.? (Орлов, Денисов, Платов)
19. В каких сражениях отличился генерал Ф.П. Денисов? (Р-Т война, Польская война)
20.Какой донской храм был первый сделан из камня? (Воскресеский собор)
21.Название костюма донской казачки. (кубелек)
Эталонные бланки ответов:
№ вопроса | 6 | 7 | 10 | 8 | 12 | 17 |
Ответ | в | а | г | а | г | а |
№ вопроса | Ответ |
1 | скифы, сарматы, половцы, татары |
2 | Танаис |
3 | казаки |
4 | пернач |
5 | майдан |
8 | 1549 г. |
11 | делить добычу |
13 | клятва на верность русскому царю |
14 | наказной атаман |
15 | бедный/богатый |
16 | назначенный царем |
17 | Краснощеков |
18 | Орлов, Денисов, Платов |
19 | Р-Т война, Польская война |
20 | Воскресеский собор |
21 | кубелек |
9.
1. до 1622 г. | А. Раздоры |
2.1637-1641 гг. | Б. Монастырский городок |
3.1644-1805 гг. | В. Черкасск |
4.1805 – 1919 гг. | Г. Новочеркасск |
| Д. Азов |
«СОГЛАСОВАНО»
руководитель МО _________ ______________
подпись (Ф.И.О)
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического совета ____________ Т.В. Овсянкина
ГБОУ РО ДККК
от 29.08. 2016 года № 1 29.08.2016 года
________________ Т.В. Овсянкина
Подпись руководителя МС
43