СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена с учетом Федерального Закона «Об  Образовании в Российской Федерации», национальной доктриной образования в РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года.

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2012 г.), концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018), на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание, 6-11  класс» (авторы: Л.Н.Боголюбов, А. В. Белявский, Н.И.Городецкая) – М., Просвещение, 2012. 

Рабочая программа ориентирована на учебник: - Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова.– М., Просвещение, 2020г.

Просмотр содержимого документа
«Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по обществознанию»



Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

города Новочеркасска Ростовской области

средняя общеобразовательная

«Утверждаю»

Директор __________ Д.В.Чуркин

Приказ от 31.08.2020 № !!

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по обществознанию

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

среднее общее образование 10 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов - 2 часа в неделю, 64 часов в год

(в неделю и за год)

Учитель: Кислякова Галина Гавриловна

(Ф.И.О.)

Данная рабочая программа составлена с учетом Федерального Закона «Об Образовании в Российской Федерации», национальной доктриной образования в РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года.

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2012 г.), концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018), на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание, 6-11 класс» (авторы: Л.Н.Боголюбов, А. В. Белявский, Н.И.Городецкая) – М., Просвещение, 2012. 

Рабочая программа ориентирована на учебник: - Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова.– М., Просвещение, 2020г.



2020 – 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена с учетом Федерального Закона «Об Образовании в Российской Федерации», национальной доктриной образования в РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года.

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2012 г.), концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018), на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание, 11 класс» (авторы: Л.Н.Боголюбов, А. В. Белявский, Н.И.Городецкая) – М., Просвещение, 2012., программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы – М. «Просвещение» 2010 г

Рабочая программа ориентирована на учебник: - Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова.– М., Просвещение, 2020 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. В 10 классе предполагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире.

Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

Главной целью преподавания и изучения обществознания в образовательной организации является формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе. Задачей этого этапа преподавания и изучения обществознания является не только освоение новых знаний, но и развитие способностей самостоятельного получения знаний и их использования в реальных общественных взаимоотношениях:

  • Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

  • Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Общая характеристика учебного курса

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту учебный предмет обществознание на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, экономика, право, духовно- нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Изучение предмета «Обществознание» как части предметной области «Общественнонаучные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «История», «География», «Литература», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Курс «Обществознание» является интегративным и включает в себя достижения различных наук, а именно философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения. Это позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у учащихся целостной научной картины мира. Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов. Раскрытие ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введение нового содержания, расширение понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие 3 выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.


Цели и задачи обучения предмету «Обществознание»

Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение конкретных целей:

– развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления; познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке; способности к самоопределению и самореализации;

– воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

– освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования социально-гуманитарной направленности;

– овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для профессиональной подготовки и для выполнения типичных социальных ролей. Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:

– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; – овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; – формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

– овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;

– формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.


Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Обществознание» определяют содержательно-критериальную и нормативную основу оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.

Формы обучения:

 индивидуальная (консультации, работа с карточками-заданиями);

 групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по теме усвоения – при изучении нового материала; по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

 фронтальная (работа сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);  парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля). Методы обучения:

 извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

 решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

 исследование общественно и личностно значимой социальной информации: извлечение информации из различных источников, поиск, систематизация и анализ материала, формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации, представление результатов исследования;

 наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

 оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;  обучающие игры (ролевые, ситуативные, деловые), тренинги, моделирующие ситуации из реальной жизни;  творческие работы по обществоведческой тематике;

 конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

 совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в районе и городе.

Средства обучения:

 для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы и схемы, раздаточный материал (карточки-задания, тесты), технические средства обучения для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства

 для учителя: книги, методические пособия, поурочные разработки, планирование, компьютер, Интернет. Используемые виды и формы контроля Виды контроля:

 вводный

 текущий

 промежуточный

 тематический

 итоговый

 комплексный

Формы контроля: 1. Устные - пересказ материала учебника - изложение фактического материала по самостоятельно составленному плану с использованием информации, полученной из разнообразных источников - изложение материала с использованием модулей - сравнение и сопоставление - фронтальный опрос - беседа по вопросам - зачет 2. Письменные - индивидуальные письменные задания - диктант (терминологический) - письменные задания по раздаточному материалу - тестовые задания - написание эссе - проверочные комбинированные работы - контрольные работы - зачет 3. Практические - работа с раздаточным материалом - составление таблиц - составление схем - выполнение заданий в рабочих тетрадях - составление опорных конспектов - составление планов ответа - редактирование текста 4. Нетрадиционные - составление и отгадывание кроссвордов - составление тестов - коллективный способ проверки знаний - составление презентаций - применение ИКТ 10 С


Место предмета в учебном плане.

Данная рабочая программа рассчитана на 64 часов/ 2 час в неделю в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ 24 на 2020-2021 уч.год, календарным учебным графиком и с учетом праздничных дней.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА!!!!!

Личностные результаты: • гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

• гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности. Уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

• готовность к служению Отечеству, его защите;

• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; • принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

• бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; • основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

• владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты: В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования: учащиеся на базовом уровне научатся: Человек. Человек в системе общественных отношений

– Выделять черты социальной сущности человека;

– определять роль духовных ценностей в обществе;

– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

– различать виды искусства;

– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали

– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; – выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; – различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

– выявлять особенности научного познания; – различать абсолютную и относительную истины; – иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. Общество как сложная динамическая система

– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; – формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Правовое регулирование общественных отношений

– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

– выделять основные элементы системы права;

– выстраивать иерархию нормативных актов; – выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; – различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; – обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; – раскрывать содержание гражданских правоотношений;

– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; – различать организационно-правовые формы предприятий;

– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; – находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; – иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; – извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. Учащиеся на базовом уровне получат возможность научиться: Человек. Человек в системе общественных отношений

– Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; – оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; – характеризовать основные методы научного познания; – выявлять особенности социального познания;

– различать типы мировоззрений;

– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее. Общество как сложная динамическая система

– Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;

– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). Правовое регулирование общественных отношений

– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; 8 – оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 КЛАСС (66 ЧАСОВ)

Глава I. Человек в обществе Что такое общество. Общество как сложная динамическая система. Науки об обществе. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Особенности социальной системы. Основные институты общества. Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Критерии прогресса. Сущность и противоречивость современного мира. Социальная сущность человека. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Деятельность – способ существования людей. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Многообразие деятельности. Познавательная и коммуникативная деятельность. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Социальное и гуманитарное знание. Многоообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность. Свобода и необходимость в деятельности человека. «Свобода есть осознанная необходимость». Свобода и ответственность. Что такое свободное общество. Современное общество. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Глобальные проблемы современности. Угроза международного терроризма. Повторительно-обобщающие уроки по теме «Человек в обществе». Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Глава II. Общество как мир культуры Духовная культура общества. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Духовная жизнь и духовный мир личности. Общественное и индивидуальное сознание. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мораль. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Категории, принципы и нормы морали. Смысл жизни. Нравственная культура. Наука и образование. Наука и ее функции в обществе. Современная наука. Этика науки. Образование как система. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Религия и религиозные организации. Понятие религии. Особенности религиозного сознания. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Религия и религиозные организации в современной России. Проблемы поддержания межрелигиозного мира. Искусство, его основные функции. Структура искусства. Современное искусство. Отличие искусства от других видов духовной деятельности человека. Массовая культура. Характерные черты массовой культуры и причины ее возникновения. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления. Повторительно-обобщающие уроки по теме «Общество как мир культуры». Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. Актуальные проблемы обществознания Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы I и главы II.

Глава III. Правовое регулирование общественных отношений Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву. Теория естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права Современное понимание права. Право как цивилизационный прорыв человечества. Право в системе социальных норм. Элементы системы права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. Источники права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. Правоотношения и правонарушения. Что такое правоотношения. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Личные права и юридическая обязанность. Связь характера правонарушения с видом юридической ответственности. Юридическая ответственность как необходимая мера государственного воздействия и способ защиты конституционных прав. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Элементы правовой культуры. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Содержание преамбулы Конституции РФ. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Россия — федеративное государство. Основы федеративного устройства по Конституции РФ. Виды субъектов РФ. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Проблема сепаратизма. Органы власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Компетенции и полномочия Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента РФ или отрешения его от должности. Федеральное Собрание Российской Федерации. Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Функции и предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Законотворчество. Законодательная инициатива. Субъекты права законодательной инициативы. Законопроект, его виды. Законодательный процесс, его стадии. Правительство Российской Федерации. Направления деятельности и полномочия Правительства РФ. Его состав и порядок формирования. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Структура органов 12 исполнительной власти в РФ. Законотворческая и правотворческая деятельность Правительства РФ. Судебная власть в Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ. Гражданин Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Практическое занятие. Основы конституционного права. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Наследование. Восстановление социальной справедливости как ведущий принцип гражданско-правовой ответственности. Защита гражданских прав. Семейное право. Юридическое понятие «брак». Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Права ребёнка под защитой норм семейного права. Особенности ответственности в семейных правоотношениях. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Занятость населения. Виды юридической ответственности работника и работодателя. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование. Трудовые споры и способы их разрешения. Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Административное право, понятие и источники. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях. Понятие и источники уголовного права. Уголовная ответственность. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Преступление. Признаки преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Виды преступлений. Преступления против личности; в сфере экономики; против общественной безопасности и общественного порядка; против государственной власти; против военной службы; против мира и безопасности. Компьютерные преступления. Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Цели, принципы и субъекты уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство. Судьи Конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства. Международная защита прав человека. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека. Правовые основы антитеррористической политики Российской Федерации. Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, 13 проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Повторительно-обобщающие уроки по теме «Глава III. Правовое регулирование общественных отношений». Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. Актуальные проблемы обществознания Уроки представления результатов проектной деятельности по теме главы III.

В программу включен модуль «Антикорупция», разработанный на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию , методических рекомендации по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов министерства образования и науки российской федерации , письмо от 3 августа 2015 г. n 08-1189 , федерального закона от 29.12.2012 n 273-фз (ред. от 21.07.2014) "об образовании в Российской Федерации"// N 53 (ч. 1). Ст.7598 , авторской программы «Обществознание 6-9 классы», авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев, опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы», М. «Просвещение», 2015

Целью настоящего модуля является обеспечение комплексной поддержки решения задачи формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в рамках реализации образовательных программ различного уровня. В этой связи осуществлена систематизация требований к содержанию воспитательной работы, выявление ее основных направлений (основываясь на приоритетных задачах государства и общества).

Направление работы по развитию антикоррупционного мировоззрения предполагает использование также следующих видов деятельности и форм занятий с обучающимися:

- изучение Конституции Российской Федерации (основы конституционного строя, основы правового статуса личности);

- ознакомление с примерами противодействия коррупционному поведению (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов и

видеоматериалов, путешествий по историческим и памятным местам,сюжетно-ролевых игр социального и исторического содержания, изучения учебных дисциплин);

- участие во встречах с выпускниками школы;

- организация и проведение ролевых творческих мероприятий (игр), направленных на развитие навыков правомерного поведения в типовых ситуациях).

В программу включен Модуль « Информационное противодействие идеологии терроризма » направленный на профилактику терроризма и противодействие экстремизму составлен основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения по обществознанию и авторской рабочей программы «Обществознание 6-9 классы», авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы», М. «Просвещение», 2015 ;Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», методические рекомендации для педагогических работников общеобразовательных организаций по проведению мероприятий, направленных на профилактику терроризма (см.: http://www.minobr.nso.ru/sites/minobr.nso.ru) , а также

  1. Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы [Электронный ресурс]// http://www.stankin.ru

  2. Письма Министерства образования и науки РФ № 09-2590 от 21.10.2016 – Режим доступа: http://base.garant.ru/71707038/

  3. Приказа Минобранауки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4 июня 2008 г. № 170. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6289369/

  4. Конституции Российской Федерации. Постатейный комментарий. − М.: Республика, 2014.

«Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации» (См.: http://www.garant.ru), которая определила основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации В апреле 2013 г. В.В. Путин утвердил «Комплексный план противодействияидеологии терроризма в Российской Федерациина 2013 – 2018 годы» целью которого является «снижение уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, и недопущение их вовлечения в террористическую деятельность» В соответствии с письмом РО Ростовской области от 18.01.2010 № 290/03.1 в программу включены вопросы по антикоррупционному просвещению и воспитанию (АКПиВ) антитеррористическому воспитанию

В курс учебного предмета «Обществознание» включен модуль по финансовой грамотности на основе распоряжения правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегиии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг.».





тематическое планирование 10 класс


№ п/п

Разделы и темы

Количество часов/класс

1

Человек и общество

21

2

Обощество как мир культуры.

16

3

Правовое реглирование общественных отношений

31

4

Итого.

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. МОДУЛЬ «АНТИТЕРОР»


п/п

Тема

Дата

1

Понятие коррупции. Мотивы коррупционного поведения.

26.10.

2

Экономические предпосылки коррупционных явлений. Потери экономики от коррупции.

08.04.

3

Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов.

06.05

4

Правовая основа противодействия коррупции. Основные принципы противодействия коррупции.

11.02.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. МОДУЛЬ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ


№ п/п

Дата проведения

Название темы

1

05.10.

Экономика. Банковские карты. Валютный курс. (10 кл)



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .

МОДУЛЬ « ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА »


№п/п

Тем а урока

Дата

1

Глобальная угроза современного терроризма.

29.10.

2

Интернет как сфера распространения идеологии терроризма.

21.01

3

Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете.

25.02.

4

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

20.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС


п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Кол-во часов

1 четверть -17 часов

Глава I. Человек и общество

1-2

02.09.-07.09.

Что такое общество.

2

3-4

14.09.-10 09.

Общество как сложная динамическая система

1

5-6

17.09-21.09

Динамика общественного развития.

1

7-8

24.09.-28.09.

Социальная сущность человека

1

9-10

01.10. 05.10.

Деятельность – способ существования людей. Экономика. Банковские карты. Валютный курс.

1

11-12

08.10.-12.10.

Познанавательная деятельность людей.

1

13-14

15. 10.-19.10.

Свобода и необходимость деятельности человека.

1

15-16

22.10.-26.10.

Современное общество. Понятие коррупции. Мотивы коррупционного поведения.

2

17-

29.10.

Глобальная угроза современного терроризма.

2



2 четверть -15 часов


18-19

09.12.-12.12

Практическая работа по теме «Что такое общество». Подготовка к контрольной работе.


21

16.12.

Обобщение по теме «Что такое общество». Контрольная №1.


Глава II. Обощество как мир культуры.

22-23

19.12.-23.12.

Духовная культура общества. Анализ контрольной работы.

2

24-25

26.12.-30.12.

Духовный мир личности.

2

26-27

03.12.07.12

Мораль.

2

28-29

10.12.-14.12.

Наука и образование.


30-31

17.12.-21.12.

Религия и религиозные обряды.

1



3 четверть -19 часов


32-33

11.01.-14.01.

Искусство.

2

34-35

18.-01.-21.01.

Массовая культара. Интернет как сфера распространения идеологии терроризма.

2

36

25.01

Практическая работа по теме «Общество как мир культуры». Подготовка к контрольной работе.

2

37

28.01.

Обобщение по теме «Общество как мир культуры». Контрольная работа № 2

1

Глава III. Правовое реглирование общественных отношений.

38-39

01.02-04.02.

Современные подходы к пониманию права. Анализ контрольной работы.

2

40-41

08.02-11.02.

Право в системе социальных норм. Правовая основа противодействия коррупции. Основные принципы противодействия коррупции.

2

42-43

15.02-18.02.

Источники права.

2

44-45

22.02.-25.02.

Правоотношение. Правомерное поведение. Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете.


46-47

01.03.-04.03.

Гражданин Российской Федерации.

2

48-49

11.03.-15.03.

Гражданское право.

2

50

18.03

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2



4 четверть -14 часов


51

01.04.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.


52-53

29.03.-05.04.

Правовые основы предпринимательской деятельности. Экономические предпосылки коррупционных явлений. Потери экономики от коррупции.

1

54-55

08.04.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

1

56-57

12.04.

Семейное право.

2

58-59

15.04.-19.04.-

Экологическое право.

2

60

22.04.-26.04

Процессуальные отрасли права.

2

61

29.04.06.05

Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Подготовка к контрольной работе.

2

62

13.05.

Обобщение изученного (Контрольная работа) по теме « Право как особая система норм»

1

63

17.05

Международная защита прав человека.

1

64

20.05

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. Анализ контрольной работы









Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

города Новочеркасска Ростовской области



Контрольно измерительные материалы

по предмету «Обществознание»

10 класс



Учитель:

Кислякова Галина Гавриловна




2020 г.




Практическая работа по теме «Что такое общество»


Письменная работа по вопросам к главе «Человек в обществе».

Время выполнения – 40 мин.

Вопросы:

  1. Каковы основные признаки понятия «общество»?

  2. Почему общество рассматривается как сложная система?

  3. Что означает понятие «личность»?

  4. Какую роль в жизни человека и общества играет деятельность?

  5. В чем научное познание отличается от других форм познания?

  6. В чем состоит неразрывная связь свободы и ответственности?

  7. Каковы важнейшие отличия современного этапа развития общества от предыдущих?



















Практическая работа по теме «Общество как мир культуры»


Письменная работа по вопросам к главе «Общество как мир культуры».

Время выполнения – 40 мин.


  1. Что позволяет выделить культуру в самостоятельную сферу общественной жизни? Назовите области , элементы, которые формируют сферу культуры, раскройте связь между ними.

  2. « Культура, - писал французский философ Ж.-П. Сартр, никогда ничего не спасает и не оправдывает. Что имел ввиду автор? Во всем ли можно с ним согласиться? Способна ли культура спасти человечество?

  3. Гегель считал, что выдающаяся личность, творящая всемирные исторические деяния, неподсудна морали. Значение имеет величие дела, а не его нравственный смысл. Разделяете ли вы такую позицию? Свою точку зрения обоснуйте.

  4. Как связаны культура и религия? Покажите на конкретных примерах соотношение светского и религиозного начал в произведениях искусства.

  5. Приведите конкретный пример явления массовой культуры. Выделите в нем соответствующие признаки и объясните, каким образом оно воздействует на потребителя.

  6. Назовите произведения элитарной культуры. Объясните, почему вы отнесли их именно к ней. Покажите, как они взаимодействуют со сферой массовой культуры.





Контрольные скопированы !!!!!

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!