Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области
«Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»
«Утверждаю»
Директор __________ С.И. Крютченко
Приказ от 31.08.2016 № 103
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
внеурочной деятельности по курсу «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ.
С древнейших времен до середины XVI в.»
Основное общее образование, 6 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 0,5 часа в неделю, за учебный год 16 часов в 6А классе,
17 часов в 6 Б классе
Учитель: _Кислякова Галина Гавриловна_
(Ф.И.О.)
Программа внеурочной деятельности разработана с учётом общих целей, определённых Государственным стандартом основного общего образования II поколения, Примерной программы по истории с использованием методических рекомендаций Веряскина О.Г. к учебному методическому комплекту для 6 класса, требований к уровню подготовки обучающихся в 6 классах, с учетом регионального комплекта, основной образовательной программы кадетского корпуса.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности разработана с учётом общих целей, определённых Государственным стандартом основного общего образования II поколения, Примерной программы по истории с использованием методических рекомендаций Веряскина О.Г. к учебному методическому комплекту для 6 класса, требований к уровню подготовки обучающихся в 6 классах, с учетом регионального комплекта, основной образовательной программы кадетского корпуса.
Данная рабочая программа ориентирована на работу с учебником. Учебное пособие О.Г, Веряскина. История донского края ( с древнейших времен до конца XVI в.) 5-6 класс. Ростов-на- Дону. Донской издательский дом. 2014 г..
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «История Донского края» является формирование у детей школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие цели и задачи изучения курса:
1. задачи исторического образования:
-овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до наших дней, его социальном, духовном, нравственном опыте;
— развитие способности осмысливать события действительности на основе исторического анализа в их уникальности и вместе с тем, органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое - настоящее - будущее);
- формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, воспитание идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества.
2. Цели, отражающие специфику исторического образования в кадетском корпусе:
-усиление позиций базового инвариантного компонента образования за счет обогащения его значимой региональной информацией;
-формирование более полных представлений о культуре народов проживающих в древности на Дону;
-формирование у учащихся целостных представлений об историческом, этническом, природном, хозяйственном своеобразии родного края, о традициях духовной и нравственной жизни;
Воспитательные:
1. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Педагогическое обоснование введения курса «История Донского края» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей среднего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира. При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».
Исходным принципом является принцип историзма распределения содержания, поэтому содержание курса структурировано по известным школьным историческим эпохам.
В программу заложен блочный подход. Организация изучения исторического материала при таком подходе происходит как движение через анализ от знаний и представлений к личностной оценке.
Названиями блоков являются темы, выделенные в рамках исторической эпохи в соответствии с периодами исторического развития. Блок является универсальной системой. Это, с одной стороны, целостная система уроков, а с другой - подсистема всей программы. В свою очередь, программа предстает как огромный блок, в котором па многих уровнях функционируют содержание, методы и формы. Такая структура допускает вариативность в применении различных типов уроков в зависимости от специфики исторического материала.
Принцип целостности достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «История Донского края» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно – нравственной личности. В школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Место курса «История Донского края» в учебном плане
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Представленная программа рассчитана на учащихся 6 классов. На реализацию программы отводится 0,5 часа в неделю, 6А кл. - 16 часов в 1 полугодии, 6Б кл. - 17 часов во 2 полугодии.
Формы работы:
Уроки с элементам лекции по теории.
Индивидуальная работа:
- отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи учащимся при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
-групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).
Содержание программы
Раздел I. Введение. Донской край в древности .
Географическое и культурно-историческое пространство Донского региона. Почему наш край называют Донским? Направления краеведения: историческое, географическое, литературное и т.д.
Источники знаний о прошлом. Методы изучения прошлого и настоящего родного края. Науки-помощницы истории. Топономика – язык земли Донской. Этнография об обычаях и традициях жителей нашего края. Археология – сочетание тщательного наблюдения, описания и анализа, научных методов, тяжелой физической работы, воображения и догадок. Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. Семейные архивы как исторический источник. Практическая работа – знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка, описание.
Донской край в трудах выдающихся ученых древности. Археологические памятники Ростовской области. Археологическая периодизация древнейшей истории Дона (каменный, меднокаменный, бронзовый, железный века). Заселение Нижнего Дона первобытными людьми. Первые стоянки. Основные занятия населения. Орудия труда. Изменения в жизни людей на протяжении каменного века. Поселения Матвеев курган II, Ракушечный Яр. Влияние климата и природных условий на образ жизни человека. Начало эпохи металлов. Поселение Константиновское. Занятия населения. Зарождение торговых отношений с племенами Кавказа. Следы гончарного т металлургического производства. Ливенцовское поселение. Воинственность и борьба пастушечьих племен. Курганы как исторические источники: назначение, особенности конструкции.
Таинственные киммерийцы.
Первый известный народ на территории нашего края. Вещественные и письменные источники. Памятники культуры. Образ жизни, занятия, быт. Греческие авторы о народе киммерийском. Военное искусство киммерийцев. Борьба со скифами. Поединок киммерийских царей и его значение.
Кто такие скифы и откуда они пришли в донские степи. Греческие авторы о Скифии. Скифы – кочевники, скифы – пахари, царские скифы. Расселение, занятия, быт, верования. Скифы – воины. Скифы в войне с персидским царем Дарием. Общественная организация. Контакты с соседними племенами и греческим миром. Влияние греческой культуры на скифскую. Скифский «звериный стиль». Мужская и женская одежда, украшения.
Самостоятельная работа по темам: киммерийцы и скифы.
Причины Великой греческой колонизации. Проникновение греков на берега Азовского моря и устье Дона. Трудности освоения Приазовья. Первые поселения. Кремны – первое поселение греков в Приазовье? О чем спорят ученые? Елизаветинское городище. Занятия – рыбная ловля, скотоводство, земледелие, ремесла. Торговля – одно из основных занятий поселенцев. Танаис – город боспорских греков. Танаисские укрепления. Особенности городской застройки. Жители Танаиса: греки, миоты, сарматы. Городское самоуправление. Культура, быт. Танаис – город греческой культуры. Верования. Набеги кочевников. Разрушения Танаиса гуннами.
Савроматы. Греческие авторы о сарматах. Особое положение женщин в сарматском обществе. Легенды об амазонках. Сокровища сарматской царицы из кургана Хохлач. Сарматские союзы племен (аланы и др.). Занятия сарматов, быт, общественное устройство. Паниардис и Патарва – города сарматов. Сарматы – воины. Великое переселение народов. Готы на Дону. Нашествие гуннов.
Раздел II. Донской край в эпоху средневековья.
Борьба племён на Дону с 4-6 век. Победа хазар. Включение территории Подонья в состав Хазарского каганата. Хазарская держава: управление, суд, вероисповедание. Основные занятия хазар. Влияние хазар на жизнь населения донских и приазовских степей. Крепость Саркел.
Походы князя Святослава на Хазарию. Белая Вежа.
Печенеги. Византийские авторы о занятиях и быте печенегов. Появление в донских степях половцев. Половецкие становища. Культура половцев. Половцы и Русь. Поход князя Игоря Святославовича (1185 г.) против половцев. «Слово о полку Игореве».
Вторжение монголо-татар в донские степи. Борьба половцев и русских дружин с монголо-татарским нашествием. Сражение на реке Калка (1223 г.). поход князя Батыя. Разгром половецких орд.Донской край под властью Золотой Орды. Тьмутараканское княжество. Наш край глазами путешественников.
Политика монголо-татар по отношению к побеждённым. Наш край глазами путешественников 13-14 вв. Упадок Золтой Орды. Поход Тамерлана. Разделение Донской степи между татарами и ногаями.
Торговые интересы генуэзцев и венецианцев в Приазовье. Ранние сведения о Тане. Средневековая торговая фактория. Управление, население, торговля. Великий торговый путь в Китай. Захват города турками. Изгнание итальянцев.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тема урока | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности ученика |
| | |
| предметные | метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Раздел I. Донской край в древности. Введение. Географическое и культурно-историческое пространство Донского региона. Направления краеведения. | Научатся определять термины: Дон, донской край. Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках периода, на основании карты показывать. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Объяснять смысл понятия « Эра». Использовать знание хронологии и этапов от Каменного до Железного века в анализе событий. Показывать по карте территорию Донского края. Характеризовать особенности работы музея, архива, библитотеки. |
Источники комплексного изучения родного края. Источники знаний о прошлом. Методы изучения. Науки. | Научатся определять термины: термины, очажное пятно. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Рассказывать о работе археологов, лингвистов. Оценить вклад археологов в изучении истории родного края. Выделять в тексте отличительные особенности Донского края. |
Древнейшие стоянки на Нижнем Дону. | Научатся определять термины: каменный век, средний каменный век, новый каменный век. Получат возможность научиться: извлекать необходимую информацию из исторического источника. | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Объяснять смысл понятий «палеолит, мезолит, неолит». Характеризовать отличительные черты поселений человека в различных эпохах. Объяснять причины различия поселений древних людей на Дону. Показывать по карте стоянки древних людей на Нижнем Дону. |
Начало эпохи металлов. | Научатся определять термины: земледельцы, скотоводы, знать, вождь, курган. Получат возможность научиться: объяснять причины и последствия перехода от каменных орудий труда к бронзовым. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности . | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Объяснять смысл понятий «первобытность, родовая община, степная зона, медно-каменный век, бронзовый век». Сравнивать жизнь древних людей в Костантиновском и Ливенцовском поселениях. Характеризовать особенности донских курганов. |
Таинственные киммерийцы. Образ жизни, занятия, быт, военное искусство. Борьба со скифами. | Научатся определять термины: киммерийцы, Боспор Киммерийский. Получат возможность определить уровень своих знаний. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. | Обобщать и систематизировать письменные источники, рассказывающие о жизни киммерийцев. Формулировать и аргументировать свою точку зрения в вопросе отличительных особенностях киммерийской культуры. |
Скифы. Кто такие скифы. Расселение, занятия, быт, верования. | Научатся определять термины: Скифия, Танаис, Европа, Азия. Получат возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | Характеризовать особенности скифской культуры, скифский «звериный стиль» Рассказывать о занятиях, образе жизни скифов. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к свидетельствам греческих авторов о Скифии. |
Курганы «Пять братьев» | Научатся определять термины: курган «пять братьев», курган Бербер-оба. Получат возможность научиться: описывать характерные черты скифской культуры, приводить примеры взаимодействия культур. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания | | Сравнивать сведения полученные из греческой мифологии и данными археологических раскопок. Рассказывать об археологических находках в скифских курганах.. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к свидетельствам греческих авторов о Скифии. |
Первые греческие поселения на Дону. | Научатся определять термины: полис, метрополия, гражданин, варвар, меоты, р. Танаис, Елизоветенское городище. Получат возможность научиться: устанавливать связь между греческой цивилизацией и поселениями в Приазовье и на нижнем Дону. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Объяснять смысл понятий «Колонизация, демократия, колония, полис». Использовать знание хронологии для проведения параллелей событий греческой истории и истории Дона. Показывать по карте греческих колоний 8-6 вв. до н.эр. Характеризовать жизнь греческих поселений в Приазовье и на Нижнем Дону. |
Танаис | Научатся определять термины: танаиты, Боспорское царство. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Рассказывать о жизни в греческих поселениях. Показывать по карте расположение г. Танаиса. Характеризовать влияние греческой культуры на развитие племен, проживающих на Дону. |
Сарматы. | Научатся определять термины: савроматы, сарматы, амазонки, диадема Получат возможность научиться: извлекать необходимую информацию из исторического источника. | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Сравнивать сведения полученные из греческой мифологии и данными археологических раскопок, отличия скифов и сарматов, аланов, гуннов. Рассказывать об археологических находках в курганах. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к свидетельствам греческих авторов о Савроматии. |
Раздел I. Донской край в эпоху средневековья. Хазары. | Научатся определять термины: хазары, каганат, Саркел, Белая Вежа. Получат возможность научиться: высказывать суждения о бытовой жизни древних людей. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Использовать знание хронологии средних веков анализе событий, происходивших на Дону. Показывать по карте территорию Хазарского каганата, Киевской Руси, крепости Саркел. Характеризовать государственное устройство, быт, искусство Хазарии; взаимоотношение с другими народами и Киевской Русью. |
Дон в 10-12 вв. | Научатся определять термины: печенеги, половцы. Получат возможность научиться: объяснять причины и последствия походов киевских князей на Дон. | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности . | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Сравнивать сходство и отличие в общественном устройстве и культуре половцев и печенегов Характеризовать взаимоотношение половцев и печенегов с Киевской Русью. Показывать по карте поход князя Игоря на Дон. Рассказывать о военных походах киевских князей на Дон. |
Монголо-татарские завоеватели на Дону. | Научатся определять термины: монголо-татары, хан Батый. Получат возможность определить уровень своих знаний. | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Объяснять смысл понятия «нашествие». Показывать по карте схему завоевательных походов монголо-татар. Рассказывать о Донском крае под властью Золотой Орды, о битве на Куликовом поле. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к свидетельствам путешественников 13-14 вв.; о причинах распада Золотой Орды. |
Тана - торговая фактория. | Научатся определять термины: Тана, консул. научиться: объяснять характерные черты экономических и социальных отношений в средневековом в Тане. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Объяснять смысл понятия «великий шелковый путь». Характеризовать экономические и социальные отношения в Тане. Уметь соотносить региональные события с фактом всеобщей и отечественной истории. |
Азов. | Научатся определять термины: Османская империя, Азак. научиться: объяснять характерные черты экономических и социальных отношений в средневековом в Азове. | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. | Показывать по карте г. Азов и торговые пути; Османскую империю. Рассказывать историю древнего города. Характеризовать экономические и социальные отношения в Азаке. Уметь соотносить региональные события с фактом всеобщей и отечественной истории. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ДОНСКОГО КРАЯ ДЛЯ:
6 А класса-16 часов, 6Б класса -17 часов.
№ п/п | Тема урока | Дата прове-дения | Кол-во часов | Тип урока | Цели и задачи раздела | Виды контроля | Виды деятельности |
теория | практика |
6А | 6Б |
1 | Раздел I. Донской край в древности. Введение. | 05.09. | 11.01. | 1 | 1 | | Получить представление о родном крае, его месте на карте и в исторической памяти народа; -понять, почему наш регион называется Донским, какую роль играла и продолжает играть река в жизни края; -определять основные источники знаний о прошлом; | Вопросы учебника, рабочая тетрадь. | участие в беседе по теме. |
2 | Древнейшие стоянки на Нижнем Дону. | 12.09. | 18.01. | 1 | 1 | | Вопросы учебника, рабочая тетрадь. | составление хронологической цепочки. Работа с картой. |
3 | Практическая работа – знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д. | 19.09. | 25.01. | 1 | . | 1 | Вопросы учебника, рабочая тетрадь | Знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка, описание. |
4 | Начало эпохи металлов. | 26.09. | 01.02. | 1 | 1 | | -знать, когда появились древнейшие люди на территории нашего края, какие следы человека каменного века находят ученые на Дону, как изменялась жизнь древних от палеолита до бронзового века; -называть и показывать на карте, известные стоянки, поселения людей на Нижнем Дону; -иметь представление о занятиях населения Дона, орудиях труда и их изменениях на протяжении каменного века; | Вопросы учебника, рабочая тетрадь | самостоятельное изучение по руководством учителя. |
5 | Таинственные киммерийцы | 03.10. | 08.02. | 1 | | 1 | Вопросы учебника, рабочая тетрадь | составление плана для ответа. |
6 | Скифы. | 10.10. | 15.02. | 1 | | 1 | Сообщения по теме Вопросы учебника, рабочая тетрадь | решение познавательных задач. |
7 | Курганы «Пять братьев» | 17.10. | 22.02. | 1 | 1 | | Сообщения по теме .Вопросы учебника, рабочая тетрадь. | работа с источниками систематиза-ция изученного. |
8 | Практическая работа – знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка, описание. | 24.10. | 01.03. | 1 | | 1 | Вопросы учебника, рабочая тетрадь | Знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка, описание. |
9 | Первые греческие поселения на Дону. | 31.10. | 15.03. | 1 | | 1 | Вопросы по теме учебника, рабочая тетрадь | Работа с картой, составление плана для ответа. |
10 | Танаис | 14.11. | 05.04. | 1 | | 1 | -уметь соотносить события региональной истории с базовым курсом истории; -приводить примеры взаимовлияния разных культур на территории края. | Вопросы учебника, рабочая тетрадь | Работа с картой, составление плана для ответа. |
11 | Сарматы. | 21.11. | 12.04. | 1 | 1 | | вопросы с краткими ответами | Работа с исторической картой. |
12 | Практическая работа. | 28.11. | 19.04. | 1 | | 1 | Выполнение тестовых заданий. | Знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка, описание. |
13 | Раздел II. Донской край в эпоху средневековья. Хазары. | 05.12. | 26.04. | 1 | | 1 | Получить представление о государственном устройстве Хазарского каганата, занятиях его жителей, вере и обычаях; -дать характеристику населения донских степей 10-12 вв.; -установить связь событий, происходивших на Дону с курсом всеобщей и русской истории в средние века. | вопросы с краткими ответами | Работа с исторической картой. |
14 | Монголо-татарские завоеватели на Дону. | 12.12. | 03.05. | 1 | | 1 | -раскрыть значение городов Танаиса и Азака как важнейшей части историко-культурного наследия края; -составлять описание археологических памятников: жилых построек, предметов быта, труда и искусства; -продолжить работу над формированием картографических навыков и умений обучающихся. | Сообщение по теме, презентации. | Знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка, описание. |
15 | Тана - торговая фактория | 19.12. | 10.05. | 1 | 1 | | Вопросы учебника, рабочая тетрадь. | высказывание суждений. |
16 | Азов. | 26.12. | 17.05. | 1 | | 1 | Вопросы учебника, рабочая тетрадь | участие в беседе |
17 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «История Донского края до конца 16.в.» | | 24.05. | 1 | | 1 | Сообщения, презентации. | Выступление с творческими проектами |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебник: Веряскина О.Г. История Донского края (с древнейших времён до конца XVI в.) 5-6 кл. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2014 г.
Астапенко М. П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родной земли. Учебное пособие. «Баро-Пресс» .2004.
Бойко А.Л. В поиска древнего Танаиса: Из истории изучения Недвиговского городища в дореволюционный период. Ростов-на-Дону, РГУ, 2002.
Веряскина О.Г. История Донского края. Учебно-методические материалы. 5-6 кл. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2005.
Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края для начальной школы. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2006.
Гуркин С.В. К вопросу об исторической географии половецких земель. Дон и Северный Кавказ в древности и средние века. Ростов-на-Дону, РГУ, 1990.
Изучаем свой край: учебное пособие/ под общ. ред. Г.П.Долженко. Ростов-на-Дону, 1997.
История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года/ учебное пособие. Под ред. Ф.И.Нарежного, Н.В.Самариной. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 2001.
Нагорный Б., Левченко В. На донском меридиане: учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: кн. изд-во, 1994.
Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. М.Просвещение. 1995.
Флерова В.Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. Иерусалим – Москва: Гешарим – Мосты культуры. 2001г.
О.Г. Веряскина История Донского края (с древнейших времён до конца XVI в.) 5-6 кл. Учебно-методические материалы. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2009.
Интернет-ресуры:
http://www.museum-tanais.ru/
http://азовский-музей.рф/index.php
Дополнительная литература для обучающихся:
Астапенко Г.Д. На тихом, на вольном Дону… Ростов-на-Дону, 1998.
Астапенко М.П. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону, 1991.
Астапенко М.П. История донского казачества. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2005.
Астапенко М.П. Донские казаки 1550-1920. Ростов-на-Дону. «Логос». 1992.
Картины былого Тихого Дона. т.1. М., «Граница», 1992.
Крюков Ф.Д. Рассказы. М, 1990.
Лебеденко П.В. Сказки Тихого Дона. Ростов-на-Дону, 1996.
Линевский А. Листы каменной книги. М, 1992.
Мифы и легенды древней Греции (любое издание).
Петров (Бирюк) Д.И. Дикое поле. КН. 1-3, Ростов-на-Дону, 1945.
Чеснок В.Ф. Вначале была легенда: Рассказы о Танаисе. Ростов-на-Дону, Рост. кн. изд-во, 1987.
Чеснок В.Ф. Античный мир юга России. Танаис. Продолжение легенды. Издательство «NB», 2005.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета
«Истрия донского края с древнейших времен до середины 16 в.»
Знать/ понимать:
-место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского края;
-последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;
-даты и содержание важнейших событий истории края.
Уметь:
-использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в процессе обучения курсов всемирной, отечественной истории, истории Донского края для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской обл.;
-анализировать историческую карту, показывать на карте:
Стоянки, поселения древнейших жителей края;
Города и крепости древности и средневековья (Танаис, Саркел, Азак, Тана);
Описывать основные племена и народы, жившие на территории края в древние времена, их занятия, облик, обычаи;
Объяснять значения основных понятий;
Приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края;
Представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;
-самостоятельной работе со справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками как формы самообразования;
-самостоятельной интерпретации информации;
-участие в конкурсах по региональной истории.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Для того чтобы оценка соответствовала поставленным принципам, используется несколько вариантов оценивания:
рейтинговая оценка (учащиеся набирают рейтинговые баллы за ответы, ведение тетради, активность на уроке, которые суммируются и дают определенное место, среди всех учащихся);
словесные оценки, которые особо выделяю тех учащихся, которые отвечающих на нестандартные вопросы, требующие сообразительности или эрудиции;
зачетная система (текущее оценивание не проводится, а окончание темы, раздела заканчивается всесторонним опросом);
При оценивании учащихся, следует обращать внимание на следующие моменты:
умение находить нужную информацию, различать виды информации, связывать информацию с целью поиска, суммировать информацию;
умение подбирать факты, полученные в процессе изучения (поставить цель, задать вопрос);
умение оценивать информацию (различать факты и вымысел, факты и мнения, сравнивать информацию, поступившую из нескольких источников);
умение делать выводы (обобщение фактов, оценивание последовательности), умение сделать приблизительное заключение на основе фактов.
умение передать информацию (точная творческая передача информации, с помощью устной и письменной речи);
умение интерпретировать источники информации (ориентироваться по карте, находить нужное место, сравнивать карты и делать выводы);
умение выстраивать хронологический порядок вещей, связывать прошлое и будущее, находить различия в периодах времени;
умение решать проблемы (распознавать, определять проблемы, собирать факты, относящиеся к проблеме).
Входная диагностика учащихся кружка
«История Донского края. С древнейших времен до середины XVI в.»
№ п\п | Фамилия, имя | критерии диагностики |
Определение понятий | Знание дат | Пересказ прочитанного | Работа по карте |
Уровни диагностики |
1 | | | | | |
В – высокий уровень С – средний уровень Н – низкий уровень
Проверка результатов освоения программы
«История Донского края. С древнейших времен до середины XVI в.»
Критерии | Критерии диагностики |
Определение понятий | Знание дат | Пересказ прочитанного | Работа по карте |
Пересказ главного | Ответ близко к тексту | Дословно | Важнейшие события | Важнейшие события и годы жизни исторических деятелей | Все изученные даты | Краткий пересказ | Близко к тексту | Умение анализирован текст | Исторически значимые местности | Города, местности | Свободно ориентирование по карте |
В | | | + | | | + | | | + | | | + |
С | | + | | | + | | | + | | | + | |
Н | + | | | + | | | + | | | + | | |
«СОГЛАСОВАНО»
руководитель МО _________ ____________________
подпись (Ф.И.О)
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического совета ____________ Т.В. Овсянкина
ГБОУ РО ДККК
от 29.08. 2016 года № 1 29.08.2016 года
________________ Т.В. Овсянкина
Подпись руководителя МС
12