Стадия осмысления. Г 1. Беседа по произведению - Данная картина не является иллюстрацией к рассказу, но на ней можно увидеть главных героев и события. Сопоставьте картину и содержание рассказа. (Человек-сеятель-творец, Земля, в которую падают семена, солнце, иссушающее землю. Нет деревьев и дождя.) Учащиеся определяют круг главных героев, деталей рассказа (человек, почва, деревья, дождь, солнце) - Как они связаны между собой? (Они взаимодействуют друг с другом. Почва без человека не может родить деревья, травы, а человек без кислорода погибает. Дождь, солнце могут быть и помощниками, и врагами растений; без них ничего не взойдёт, не вырастет, но их избыток может всё погубить.) - Кому принадлежит ведущая роль Г Давайте посмотрим, как главные герои и детали показаны в рассказе? 2.Характеристика персонажей рассказа: 1группа - почва Марса Как марсианская почва описывается в рассказе? Какая она – живая, мёртвая? 2группа- Солнце Образ солнца дан в рассказе только отдельными штрихами. Какие детали помогают нам почувствовать его иссушающий жар? 3группа- Дождь С каким чувством описывается дождь? Почему он кажется живым? Почему он назван «волшебным элексиром»? 4группа- Дрисколл Проанализировать разные эпизоды, чтобы дать более подробную характеристику герою. Ф Критерии оценивания: -дает характеристику персонажам, деталям произведения, подбирая цитаты из текста; -дает оценку поведению, поступкам героя/ев; В конце этого этапа спикер представляет мнение своей группы. F– взаимооценка- Комментарии учителя. 3.Ученик читает стихотворение Ильи Сельвинского«Какое сложное явление - дерево». Учитель предлагает подумать, в чем оно перекликается с рассказом Р.Брэдбери. Какое сложное явленье – дерево. Вглядитесь! В каждом - облик утомленный. Ему на долю пало древнее: Оно глотает солнце как лимоны. Потом зеленой хвоей и листвой Раздаривает это солнце. Заснет. Но исполинский подвиг свой Опять свершает тут же, как проснется. В нем жизни вековое волшебство, В нем бьются воды, что волны покрепче. Оно шумит, шуршит и что-то шепчет, И хочет, чтобы поняли его… Оно страдает молча. Я прочел В его морщинах горести нежданные... Стул деревянен. Деревянен стол Но дерево - оно не деревянное!.. Учащиеся должны прийти к выводу об идейном и тематическом единстве произведений. Учитель может задавать вопросы, чтобы привести к правильному выводу о том, что рассказ выражает надежду на наступление «зеленого утра» для человечества, потому что в человеке велика потребность делать добро, и он обладает стойкой готовностью бороться с невзгодами. Г Исследовательская работа по содержанию произведения Задание для 1-ой группы: Учащиеся в группах ответят на вопросы: Что Бенджемина Дрисколла восхищает в деревьях? Найдите строчки, которые можно назвать гимном дереву. Задумывались ли вы прежде о том, какова роль деревьев и растений в жизни человека? Обращали ли вы внимание на красоту деревьев? Придумайте реплики, которыми будут обмениваться люди, любуясь зелёным утром. Задание для 2-ой группы: 1. Как вы думаете, герой рассказа посадил только деревья? Посеял только травы? 2. Что он подарил людям вместе с ними? 3.Придумайте реплики, которыми будут обмениваться люди, любуясь зелёным утром. Задание для 3-ой группы: 1. Как автор относится к героям произведения? Докажите свою мысль. 2. Что подсказало автору эти фантастические картины, что обеспокоило его на Земле? 3. Почему он перенес действие рассказа на Марс? Придумайте реплики, которыми будут обмениваться люди, любуясь зелёным утром Задание для 4-ой группы: В чём смысл рассказа «Зелёное утро»? Какова тема и основная мысль произведения? С какими произведениями, прочитанными вами ранее, вы могли бы его поставить рядом? Что у них общего? Ф Критерии оценивания: - отвечают на вопросы; - формулируют тему, - формулируют идею; Выступление групп: учитель раздает группам листы оценивания. Ф Комментарии и оценки одноклассников. П ВЫВОД УЧИТЕЛЯ Главный герой рассказа - Бенджамен Дрисколл - " сеятель", и сеет он не только семена растений, на и семена добра , рядом с ним идет автор и сеет те же семена , только приправленные тревогой о состоянии Земли, заботой о ней, призывом к разуму и сердцу. Имеющий уши да услышит, так говорится в Евангелии. Будем надеяться, что у человечества все же чуткие уши. Он перестанет рубить леса. И мы всегда будем помнить: Стул деревянен. Деревянен стол. Но дерево - оно не деревянное |