СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Проблематика повести

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Проблематика повести

Цели урока. познакомить учащихся с творческой судьбой детского писателя Р. И. Фраермана и его увлекательной книгой, формировать умение анализировать прочитанный текст, сопоставлять, давать оценку поступкам героев, обобщать; воспитывать активную жизненную позицию.

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Работа по теме урока

1. биография Рувим Исаевич Фраерман родился 10 сентября 1891 года в Могилёве в бедной еврейской семье. В 1915 году будущий писатель окончил Могилёвское реальное училище, затем учился в Харьковском технологическом институте. Во время Гражданской войны в России Рувим Исаевич работал чертёжником, корреспондентом газеты «Красный клич», служил в партизанских отрядах на Дальнем Востоке. В 1920 году Фраерман стал редактором газеты «Ленский коммунар», а в 1921 году — секретарем редакции крупнейшей газеты Новосибирской области того времени «Советская Сибирь». В «Советской Сибири» было опубликовано первое стихотворение Рувима Исаевича под названием «Белоруссия». С 1922 года Фраерман работал корреспондентом Российского телеграфного агентства сначала в Тбилиси, затем в Батуми, а через год был отозван в Москву. В 1924 году вышла в свет его первая повесть для детей под названием «Огнёвка». В 1926 году Рувим Исаевич начал работать в центральной советской ежедневной газете для крестьян «Беднота». Тогда же была издана повесть Фраермана для детей «Буран». Но его самой известной повестью стала «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», которая была впервые опубликована в 1939 году в известном советском журнале «Красная новь» и экранизирована в 1962 году. Во время Великой Отечественной войны Фраерман был военным корреспондентом Западного фронта. После окончания войны Рувим Исаевич в разные годы издал такие известные произведения для детей: «Дальнее плавание», «Желанный цветок», «Наш Гайдар», «Подвиг в майскую ночь», «Золотой Василёк», «Непоседа» и другие. Рувим Исаевич Фраерман ушел из жизни 28 марта 1972 года, похоронен в Москве на Пятницком кладбище.

2. История создания повести «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»

С 1932 по 1965 гг. Рувим Исаевич часто посещал Рязанский край. Жил в пос. Солотча в доме гравера И. П. Пожалостина. Здесь написана повесть «Дикая собака динго», которая переведена на многие языки народов ближнего и дальнего зарубежья. По этой книге поставлен кинофильм, на Международном кинофестивале в Венеции получивший главный приз – скульптурную миниатюру «Золотой лев святого Марка» (1962). По словам автора, замысел написания повести возник у него на Дальнем Востоке, где Фраерман «наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками, примеров истинного рыцарства и преданности в дружбе и любви». Сюжет повести созревал у автора в течение нескольких лет. Когда он оформился, писатель закрылся от всех в рязанской деревне Солотче. Жена Фраермана позже вспоминала, что, приступив к работе в декабре 1938 года, он завершил повесть уже через месяц. «Я думал о ней в тревожные предвоенные годы. Мне захотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им что-то хорошее, … показать очарование первых робких встреч, зарождение любви высокой, чистой», - писал Р.Фраерман.

2.1.Образ Тани Сабанеевой

Рувим Фраерман в «Дикой собаке динго, или Повести о первой любви» очень точно и проникновенно рисует чувственный мир подростка, превращение девочки в девушку, мальчика в юношу.  Психологически точно описывает возраст, когда душа подростка мечется в поисках чего-то непонятного, неведомого.  И понимают еще вчерашние дети, что пришло время взросления, и в их мир пришло самое прекрасное, самое неповторимое чувство – первая любовь. Будучи мастером создания психологически верных человеческих характеров, "глубокого поэтического проникновения в духовный мир своих героев", автор почти никогда не описывает душевное состояние персонажей, не комментирует их переживания. Р. Фраерман предпочитает оставаться “за кадром”, стремится оставить нас, читателей, наедине со своими выводами, особое внимание уделяя, по мнению В. Николаева, «точному описанию внешних проявлений душевного состояния героев - позе, движению, жесту, мимике, блеску глаз, всему, за чем можно разглядеть очень сложную и скрытую от внешнего взора борьбу чувств, бурную смену переживаний, напряженную работу мысли». Писатель открывает перед нами мир детской души с её необъяснимыми порывами, мечтами, восхищением жизнью, ненавистью, радостями и горестями. И в первую очередь это относится к главной героине повести. Дикой собакой динго некоторые ребята называют свою одноклассницу - четырнадцатилетнюю Таню Сабанееву, которая мечтает о дальних странах и неведомых зверях. Дикая австралийская собака олицетворяет для девочки все неизвестное и таинственное, что предстоит человеку в его жизни постигнуть и понять, сделать близким и ясным. В Тане немало странного. В ней есть склонность к одиночеству, к уединенному размышлению. Ее поступки не всегда понятны окружающим. Но как раз этим она и интересна: резкой индивидуальностью, непохожестью на других. Ее переживания, раздумья, метания позволяют писателю подчеркнуть главные черты девочки: чувство собственного достоинства, сострадание, понимание. Она от всей души сочувствует матери, которая продолжает любить бывшего мужа; она изо всех сил пытается понять, кто же виноват в семейном разладе, и приходит к неожиданно взрослым, здравым выводам.С виду простая школьница, Таня отличается от своих сверстников способностью тонко чувствовать, стремлением к красоте, истине, справедливости.

2.2. Взаимоотношения Тани с Филькой и Колей

Взаимоотношения Тани с Колей и Филькой образуют целостное единство повести. Благодаря Фильке и Коле Таня познает себя и справляется с жизненными испытаниями. Пытаясь разрешить свой внутренний конфликт, Таня как бы находится все время в треугольнике между Колей и Филькой, разбираясь в своих чувствах. Отношения Тани и Фильки — друга детства — самая трогательная часть книги. Они так близки, что достаточно намека, взгляда, молчания, чтобы понять друг друга, не прибегая к словам, которые бестактны и грубы. Иносказательны и глубоки почти все их беседы, начиная от упоминания таинственной страны Маросейка (улица в Москве, где живет ее отец), которую Филька честно ищет в атласе, и это не наивность, а дружеская деликатность, заканчивая разговорами о дикой собаке динго, которая обитает где-то в Австралии. В отчаянной ситуации, когда не ясно, что происходит с твоим лучшим другом, всегда можно выбрать слова, закодированные в невинные фразы, которые кричат: что я могу сделать для тебя?! Например, как это сделал Филька, задав вопрос учительнице о том, как расставить знаки препинания во фразе «Куда ты сегодня уходила рано утром, дружок?». Когда Филька понимает, что даже этим уже перешел границу, он тут же оборачивает все в шутку разбором другого обращения «Эй, товарищЬ, больше жизни!», где товарищ обретает мягкий знак, как глагол второго лица, отвечающий на вопрос «что делаешь?». Филька всегда рядом, он разделяет с Таней все приключения и интересы. Они и дня не проводят друг без друга. Филька не единственный внимательный и тактичный человек рядом с Таней, но он - самый чуткий. Такое ощущение, что он соединен с ней всеми нервами, и малейший электрический разряд в ее мозгу немедленно вызывает сильный отклик в его душе. Филька — лучший друг, более того, он влюблен в Таню, постоянно смотрит на нее влюбленными глазами, великолепно понимая, чутко угадывая каждое желание, оправдывая любой ее поступок, даже тогда, когда, казалось бы, это сделать если и не невозможно, то, во всяком случае, невероятно трудно. Но для Фильки во всем, что касается Тани, нет невозможного, в стремлении услужить этой девочке он не считается ни с чем, для него тут нет таких трудностей и препятствий, которые остановили бы или охладили бы его пыл. Преданный до самозабвения Тане, готовый в любую минуту броситься услужить ей, он тем не менее никогда не роняет своего достоинства, держит себя естественно, просто, искренне и благородно. Могла ли не ценить такого друга Таня? Она его иногда, по собственному признанию, забывала, о чем искренне сожалеет при расставании, так как покинуть Фильку ей едва ли не тяжелее, нежели расстаться с Колей и с отцом. Сложнее отношения Тани с Колей. Он отнял у неё любовь отца, думает Таня и ревнует. Ей кажется, что она ненавидит Колю. Каждое слово, каждый поступок мальчика вызывает её оскорбительный и несправедливый отпор. Недоумевают отец, справедливый Филька, товарищи по школе, учительница. Старается не выдавать своей растерянности Коля. Мы начинаем понимать, что не только ревность к отцу - причина Таниной грубости. Она скрывает от себя самой другую причину резкости — стремление оттолкнуться от Коли на душевно непреодолимое расстояние. Движения чувств не подчинены законам физики. Сила отталкивания от полюса может определяться силой притяжения к тому же полюсу. Таня предчувствует опасность: её привлекает этот «всегда спокойный мальчик с упрямым взглядом совершенно чистых глаз». Странная девочка, дикая собака динго, сама ещё не знает, что её коснулась любовь. Но она ревнует. Уже не только отца к Коле — она ревнует Колю к толстой девочке Жене, которую и прежде «не предпочитала другим». Сложность отношений с Колей, неясность их для неё самой и заставили Таню плакать в роще, когда её выследил Филька. Ревность заставляет Таню убежать от собравшихся к ней на ёлку гостей — отца с женой, Фильки с родителями и маленькими братьями — и заглядывать в окна к Жене, у которой тоже ёлка, искать там Колю. «Она бежала бог весть куда, блуждала без направления, пока волнение её не утихло. Но какой глубокой грустью было охвачено всё её существо!.. — Что со мной? — говорила она, неизвестно к кому обращаясь. — Что со мной? Откуда это всё, скажите мне кто-нибудь!» - близится осознание любви, уже полонившей её сердце. Наиболее ярко Таня проявляет себя в эпизоде с бураном. Таня отважно, рискуя своей жизнью, бросается спасать Колю с поврежденной на катке ногой, несмотря на буран. Взяв всю свою волю в кулак, она спасает Колю от смертельной опасности, несмотря на то что «нападал на нее страх. И тогда казалось ей, что она одна в мире среди этой вьюги». В этот кульминационный момент повести Таня обнаруживает то тёплое чувство, которое она испытывает к Коле: «Она смотрела на него с нежностью, которую больше не хотела скрывать … я не бурана боюсь, я боюсь за тебя. Я знаю, что это опасно, и останусь здесь с тобой». Таня начинает понимать, что любовь связана не только с радостью и счастьем, но и со страхом, самоотдачей и болью. Когда уже позади, казалось, смятение чувств и близок расцвет любви, другая — долгая, без будущего - любовь открылась Тане. В драматическом разговоре с матерью усложняется, словно поднимается новой высокой волной душевный конфликт Тани, рушится надежда на лёгкое и счастливое его разрешение. В последней встрече с Колей вместо испорченного (намеренно, чтобы утешить Фильку) платья Таня облачилась в материнский белый халат медсестры, как будто подчеркнула, что она принимает сторону матери и сделает так, как нужно для ее душевного комфорта. Обстоятельство непреодолимой силы: отношения, которые нельзя склеить. Первое и последнее их объяснение, робкое и немногословное, — самая зачитанная страница книги, но не самое трогательное из эпизодов повести. Мне все же ближе отношения Фильки и Тани и его объяснение в любви. Это чистая ребячливость «вытравливать» солнцем имя Тани на своей груди. Да, это отгорит и побледнеет, когда зимой он наденет теплую рубашку. Но когда солнце так же сильно, как их дружба, что-то должно остаться. Филька тоже теряет Таню, но дружба сильнее расстояний, в то время как от Коли Таня отрекается навсегда. В том как раз сила повести, в том нравственное и воспитательное её значение, жизненность ее и человечность, что в сложившейся ситуации никто не виноват — выход каждому надо искать в своей душе и в своем понимании справедливости. Всё драматично, но сила искусства совершила чудо: повесть светла и прозрачна. Лёгкое чувство грусти испытываешь, дочитав её, но и эта грусть светла — течёт река жизни и чистый ветер дует навстречу… Но главное, чем определяется просветлённость повести, — это душевное благородство, душевная сила её юных героев. Любовь — веление сердца, но справедливость — тоже. Таня, Филька, Коля — все трое мужественно приносят в жертву возможность близких и ощутимых радостей, приносят жертву ради счастья сознавать, что никто из них не стоит на пути другого. «Человек свободен всегда». Благородно и чисто распорядились этой свободой герои повести, простившись с детством, вступая в юность. Испытываешь гордость за них — и это смягчает грусть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период взросления - важный этап развития души подростка. Разобраться в своих чувствах, настроениях, отношениях со сверстниками и взрослыми нам часто помогают авторы художественных произведений. Одной из моих любимых книг является повесть Р. Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». В ней описывается эмоциональная история взросления, обретения и осознания собственного «я». В разные годы критики называли главной особенностью повести подробнейшее изображение подростковой психологии: противоречивых эмоций и необдуманных поступков героини, ее радостей, огорчений, влюбленности и одиночества. Константин Паустовский утверждал, что «такая повесть могла быть написана только хорошим психологом». Чтобы выявить заинтересованность сверстников темой нашего исследования, было проведено анкетирование. В нем приняли участие 54 обучающихся шестых классов. По результатам анкетирования видно, что большинство опрошенных учеников читали повесть Р. Фраермана и она им понравилась. По развернутым ответам на данные вопросы очевиден их интерес к теме дружбы и первой любви, что подчеркивает актуальность выбранной темы. Работа над данным проектом позволила обогатить знания об особенностях периода взросления и нравственных ценностях. «Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена», – говорит Тане ее мама. В тексте повести эти слова звучат как ее главная, определяющая мысль. Человек свободен не только в выборе любимого или друга. Человек свободен выбирать между правдой и ложью, верностью и предательством, честностью и лицемерием, подлым страхом за свое маленькое благополучие и мужеством жить по большому нравственному счету, мужеством борьбы и подвига.

 

Просмотр содержимого документа
«Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Проблематика повести»

Урок № 79 _________________

Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Проблематика повести

Цели урока. познакомить учащихся с творческой судьбой детского писателя Р. И. Фраермана и его увлекательной книгой, формировать умение анализировать прочитанный текст, сопоставлять, давать оценку поступкам героев, обобщать; воспитывать активную жизненную позицию.

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Работа по теме урока

1. биография Рувим Исаевич Фраерман родился 10 сентября 1891 года в Могилёве в бедной еврейской семье. В 1915 году будущий писатель окончил Могилёвское реальное училище, затем учился в Харьковском технологическом институте. Во время Гражданской войны в России Рувим Исаевич работал чертёжником, корреспондентом газеты «Красный клич», служил в партизанских отрядах на Дальнем Востоке. В 1920 году Фраерман стал редактором газеты «Ленский коммунар», а в 1921 году — секретарем редакции крупнейшей газеты Новосибирской области того времени «Советская Сибирь». В «Советской Сибири» было опубликовано первое стихотворение Рувима Исаевича под названием «Белоруссия». С 1922 года Фраерман работал корреспондентом Российского телеграфного агентства сначала в Тбилиси, затем в Батуми, а через год был отозван в Москву. В 1924 году вышла в свет его первая повесть для детей под названием «Огнёвка». В 1926 году Рувим Исаевич начал работать в центральной советской ежедневной газете для крестьян «Беднота». Тогда же была издана повесть Фраермана для детей «Буран». Но его самой известной повестью стала «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», которая была впервые опубликована в 1939 году в известном советском журнале «Красная новь» и экранизирована в 1962 году. Во время Великой Отечественной войны Фраерман был военным корреспондентом Западного фронта. После окончания войны Рувим Исаевич в разные годы издал такие известные произведения для детей: «Дальнее плавание», «Желанный цветок», «Наш Гайдар», «Подвиг в майскую ночь», «Золотой Василёк», «Непоседа» и другие. Рувим Исаевич Фраерман ушел из жизни 28 марта 1972 года, похоронен в Москве на Пятницком кладбище.

2. История создания повести «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»

С 1932 по 1965 гг. Рувим Исаевич часто посещал Рязанский край. Жил в пос. Солотча в доме гравера И. П. Пожалостина. Здесь написана повесть «Дикая собака динго», которая переведена на многие языки народов ближнего и дальнего зарубежья. По этой книге поставлен кинофильм, на Международном кинофестивале в Венеции получивший главный приз – скульптурную миниатюру «Золотой лев святого Марка» (1962). По словам автора, замысел написания повести возник у него на Дальнем Востоке, где Фраерман «наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками, примеров истинного рыцарства и преданности в дружбе и любви». Сюжет повести созревал у автора в течение нескольких лет. Когда он оформился, писатель закрылся от всех в рязанской деревне Солотче. Жена Фраермана позже вспоминала, что, приступив к работе в декабре 1938 года, он завершил повесть уже через месяц. «Я думал о ней в тревожные предвоенные годы. Мне захотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им что-то хорошее, … показать очарование первых робких встреч, зарождение любви высокой, чистой», - писал Р.Фраерман.

2.1.Образ Тани Сабанеевой

Рувим Фраерман в «Дикой собаке динго, или Повести о первой любви» очень точно и проникновенно рисует чувственный мир подростка, превращение девочки в девушку, мальчика в юношу.  Психологически точно описывает возраст, когда душа подростка мечется в поисках чего-то непонятного, неведомого.  И понимают еще вчерашние дети, что пришло время взросления, и в их мир пришло самое прекрасное, самое неповторимое чувство – первая любовь. Будучи мастером создания психологически верных человеческих характеров, "глубокого поэтического проникновения в духовный мир своих героев", автор почти никогда не описывает душевное состояние персонажей, не комментирует их переживания. Р. Фраерман предпочитает оставаться “за кадром”, стремится оставить нас, читателей, наедине со своими выводами, особое внимание уделяя, по мнению В. Николаева, «точному описанию внешних проявлений душевного состояния героев - позе, движению, жесту, мимике, блеску глаз, всему, за чем можно разглядеть очень сложную и скрытую от внешнего взора борьбу чувств, бурную смену переживаний, напряженную работу мысли». Писатель открывает перед нами мир детской души с её необъяснимыми порывами, мечтами, восхищением жизнью, ненавистью, радостями и горестями. И в первую очередь это относится к главной героине повести. Дикой собакой динго некоторые ребята называют свою одноклассницу - четырнадцатилетнюю Таню Сабанееву, которая мечтает о дальних странах и неведомых зверях. Дикая австралийская собака олицетворяет для девочки все неизвестное и таинственное, что предстоит человеку в его жизни постигнуть и понять, сделать близким и ясным. В Тане немало странного. В ней есть склонность к одиночеству, к уединенному размышлению. Ее поступки не всегда понятны окружающим. Но как раз этим она и интересна: резкой индивидуальностью, непохожестью на других. Ее переживания, раздумья, метания позволяют писателю подчеркнуть главные черты девочки: чувство собственного достоинства, сострадание, понимание. Она от всей души сочувствует матери, которая продолжает любить бывшего мужа; она изо всех сил пытается понять, кто же виноват в семейном разладе, и приходит к неожиданно взрослым, здравым выводам.С виду простая школьница, Таня отличается от своих сверстников способностью тонко чувствовать, стремлением к красоте, истине, справедливости.

2.2. Взаимоотношения Тани с Филькой и Колей

Взаимоотношения Тани с Колей и Филькой образуют целостное единство повести. Благодаря Фильке и Коле Таня познает себя и справляется с жизненными испытаниями. Пытаясь разрешить свой внутренний конфликт, Таня как бы находится все время в треугольнике между Колей и Филькой, разбираясь в своих чувствах. Отношения Тани и Фильки — друга детства — самая трогательная часть книги. Они так близки, что достаточно намека, взгляда, молчания, чтобы понять друг друга, не прибегая к словам, которые бестактны и грубы. Иносказательны и глубоки почти все их беседы, начиная от упоминания таинственной страны Маросейка (улица в Москве, где живет ее отец), которую Филька честно ищет в атласе, и это не наивность, а дружеская деликатность, заканчивая разговорами о дикой собаке динго, которая обитает где-то в Австралии. В отчаянной ситуации, когда не ясно, что происходит с твоим лучшим другом, всегда можно выбрать слова, закодированные в невинные фразы, которые кричат: что я могу сделать для тебя?! Например, как это сделал Филька, задав вопрос учительнице о том, как расставить знаки препинания во фразе «Куда ты сегодня уходила рано утром, дружок?». Когда Филька понимает, что даже этим уже перешел границу, он тут же оборачивает все в шутку разбором другого обращения «Эй, товарищЬ, больше жизни!», где товарищ обретает мягкий знак, как глагол второго лица, отвечающий на вопрос «что делаешь?». Филька всегда рядом, он разделяет с Таней все приключения и интересы. Они и дня не проводят друг без друга. Филька не единственный внимательный и тактичный человек рядом с Таней, но он - самый чуткий. Такое ощущение, что он соединен с ней всеми нервами, и малейший электрический разряд в ее мозгу немедленно вызывает сильный отклик в его душе. Филька — лучший друг, более того, он влюблен в Таню, постоянно смотрит на нее влюбленными глазами, великолепно понимая, чутко угадывая каждое желание, оправдывая любой ее поступок, даже тогда, когда, казалось бы, это сделать если и не невозможно, то, во всяком случае, невероятно трудно. Но для Фильки во всем, что касается Тани, нет невозможного, в стремлении услужить этой девочке он не считается ни с чем, для него тут нет таких трудностей и препятствий, которые остановили бы или охладили бы его пыл. Преданный до самозабвения Тане, готовый в любую минуту броситься услужить ей, он тем не менее никогда не роняет своего достоинства, держит себя естественно, просто, искренне и благородно. Могла ли не ценить такого друга Таня? Она его иногда, по собственному признанию, забывала, о чем искренне сожалеет при расставании, так как покинуть Фильку ей едва ли не тяжелее, нежели расстаться с Колей и с отцом. Сложнее отношения Тани с Колей. Он отнял у неё любовь отца, думает Таня и ревнует. Ей кажется, что она ненавидит Колю. Каждое слово, каждый поступок мальчика вызывает её оскорбительный и несправедливый отпор. Недоумевают отец, справедливый Филька, товарищи по школе, учительница. Старается не выдавать своей растерянности Коля. Мы начинаем понимать, что не только ревность к отцу - причина Таниной грубости. Она скрывает от себя самой другую причину резкости — стремление оттолкнуться от Коли на душевно непреодолимое расстояние. Движения чувств не подчинены законам физики. Сила отталкивания от полюса может определяться силой притяжения к тому же полюсу. Таня предчувствует опасность: её привлекает этот «всегда спокойный мальчик с упрямым взглядом совершенно чистых глаз». Странная девочка, дикая собака динго, сама ещё не знает, что её коснулась любовь. Но она ревнует. Уже не только отца к Коле — она ревнует Колю к толстой девочке Жене, которую и прежде «не предпочитала другим». Сложность отношений с Колей, неясность их для неё самой и заставили Таню плакать в роще, когда её выследил Филька. Ревность заставляет Таню убежать от собравшихся к ней на ёлку гостей — отца с женой, Фильки с родителями и маленькими братьями — и заглядывать в окна к Жене, у которой тоже ёлка, искать там Колю. «Она бежала бог весть куда, блуждала без направления, пока волнение её не утихло. Но какой глубокой грустью было охвачено всё её существо!.. — Что со мной? — говорила она, неизвестно к кому обращаясь. — Что со мной? Откуда это всё, скажите мне кто-нибудь!» - близится осознание любви, уже полонившей её сердце. Наиболее ярко Таня проявляет себя в эпизоде с бураном. Таня отважно, рискуя своей жизнью, бросается спасать Колю с поврежденной на катке ногой, несмотря на буран. Взяв всю свою волю в кулак, она спасает Колю от смертельной опасности, несмотря на то что «нападал на нее страх. И тогда казалось ей, что она одна в мире среди этой вьюги». В этот кульминационный момент повести Таня обнаруживает то тёплое чувство, которое она испытывает к Коле: «Она смотрела на него с нежностью, которую больше не хотела скрывать … я не бурана боюсь, я боюсь за тебя. Я знаю, что это опасно, и останусь здесь с тобой». Таня начинает понимать, что любовь связана не только с радостью и счастьем, но и со страхом, самоотдачей и болью. Когда уже позади, казалось, смятение чувств и близок расцвет любви, другая — долгая, без будущего - любовь открылась Тане. В драматическом разговоре с матерью усложняется, словно поднимается новой высокой волной душевный конфликт Тани, рушится надежда на лёгкое и счастливое его разрешение. В последней встрече с Колей вместо испорченного (намеренно, чтобы утешить Фильку) платья Таня облачилась в материнский белый халат медсестры, как будто подчеркнула, что она принимает сторону матери и сделает так, как нужно для ее душевного комфорта. Обстоятельство непреодолимой силы: отношения, которые нельзя склеить. Первое и последнее их объяснение, робкое и немногословное, — самая зачитанная страница книги, но не самое трогательное из эпизодов повести. Мне все же ближе отношения Фильки и Тани и его объяснение в любви. Это чистая ребячливость «вытравливать» солнцем имя Тани на своей груди. Да, это отгорит и побледнеет, когда зимой он наденет теплую рубашку. Но когда солнце так же сильно, как их дружба, что-то должно остаться. Филька тоже теряет Таню, но дружба сильнее расстояний, в то время как от Коли Таня отрекается навсегда. В том как раз сила повести, в том нравственное и воспитательное её значение, жизненность ее и человечность, что в сложившейся ситуации никто не виноват — выход каждому надо искать в своей душе и в своем понимании справедливости. Всё драматично, но сила искусства совершила чудо: повесть светла и прозрачна. Лёгкое чувство грусти испытываешь, дочитав её, но и эта грусть светла — течёт река жизни и чистый ветер дует навстречу… Но главное, чем определяется просветлённость повести, — это душевное благородство, душевная сила её юных героев. Любовь — веление сердца, но справедливость — тоже. Таня, Филька, Коля — все трое мужественно приносят в жертву возможность близких и ощутимых радостей, приносят жертву ради счастья сознавать, что никто из них не стоит на пути другого. «Человек свободен всегда». Благородно и чисто распорядились этой свободой герои повести, простившись с детством, вступая в юность. Испытываешь гордость за них — и это смягчает грусть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период взросления - важный этап развития души подростка. Разобраться в своих чувствах, настроениях, отношениях со сверстниками и взрослыми нам часто помогают авторы художественных произведений. Одной из моих любимых книг является повесть Р. Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». В ней описывается эмоциональная история взросления, обретения и осознания собственного «я». В разные годы критики называли главной особенностью повести подробнейшее изображение подростковой психологии: противоречивых эмоций и необдуманных поступков героини, ее радостей, огорчений, влюбленности и одиночества. Константин Паустовский утверждал, что «такая повесть могла быть написана только хорошим психологом». Чтобы выявить заинтересованность сверстников темой нашего исследования, было проведено анкетирование. В нем приняли участие 54 обучающихся шестых классов. По результатам анкетирования видно, что большинство опрошенных учеников читали повесть Р. Фраермана и она им понравилась. По развернутым ответам на данные вопросы очевиден их интерес к теме дружбы и первой любви, что подчеркивает актуальность выбранной темы. Работа над данным проектом позволила обогатить знания об особенностях периода взросления и нравственных ценностях. «Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена», – говорит Тане ее мама. В тексте повести эти слова звучат как ее главная, определяющая мысль. Человек свободен не только в выборе любимого или друга. Человек свободен выбирать между правдой и ложью, верностью и предательством, честностью и лицемерием, подлым страхом за свое маленькое благополучие и мужеством жить по большому нравственному счету, мужеством борьбы и подвига.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!