КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ___________ С.А.Козловский Протокол № 1 от « » августа 2022г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________А.Н. Гузеев Приказ № от « » августа 2022г. |
Рабочая программа учебного предмета
«География»
для 8 классов
основного общего образования
Базовый уровень (очная форма обучения)
на 2022 – 2023 учебный год.
Составитель: Козловский С.А.
г. Рубцовск, 2022г
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы по географии для 8 класса опирались на Фундаментальное ядро содержания общего образования, Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования.
Нормативные правовые документы
ФГОС ООО. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г.№1897.
Учебный план на 2022-2023 учебный год КГКОУ «Вечерняя школа №1».
Годовой календарный график работы КГКОУ «Вечерняя школа №1».
«География. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким. — М. : Дрофа, 2018.) соответствует «География России. Природа и население. 8 класс»: учебник (авторы А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким) - М.: Дрофа, 2021.
Приказ №295 Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».
Целями изучения дисциплины являются:
• формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;
• формирование комплексного мышления и целостного
восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;
• знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;
• развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и малой родины.
При изучении курса решаются следующие задачи:
• формирование географической картины мира и общей культуры;
• формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;
• осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;
• воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
Курс географии 8 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 8 класса рассматриваются на уровне представлений.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
Место курса географии в учебном плане школы В учебном плане школы на изучение географии в 8 классе отводится 70 часов (2 ч в неделю). Данная рабочая программа рассчитана на это количество часов. Во время выполнения учебной рабочей программы по предмету «География» реализуются следующие модули «Рабочей программы воспитания КГКОУ «Вечерняя школа №1»:1. «Школьный урок»; 2. «Профориентация»; 3. «Учащийся и его здоровье».
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Названия разделов и тем | Авторская программа | Рабочая программа |
Введение (1 ч) | 1 | 1 |
Раздел I. Пространства России (7 ч) | 7 | 7 |
Тема 1. Пространства России (7 ч) | 7 | 7 |
Раздел II. Природа и человек (39 ч) | 39 | 39 |
Тема 2. Рельеф и недра (5 ч) | 5 | 5 |
Тема 3. Климат (6 ч) | 6 | 6 |
Тема 4. Богатство внутренних вод России (4 ч) | 4 | 4 |
Тема 5. Почвы — национальное достояние России (5 ч) | 5 | 5 |
Тема 6. В природе все взаимосвязано (4 ч) | 4 | 4 |
Тема 7. Природно-хозяйственные зоны (11 ч) | 11 | 11 |
Тема 8. Природопользование и охрана природы (4 ч) | 4 | 4 |
Раздел III. Население России (17 ч) | 17 | 17 |
Тема 9. Сколько нас — россиян? (2 ч) | 2 | 2 |
Тема 10. Кто мы? (2 ч) | 2 | 2 |
Тема 11. Куда и зачем едут люди? (3 ч) | 3 | 3 |
Тема 12. Человек и труд (1 ч) | 1 | 1 |
Тема 13. Народы и религии России (3 ч) | 3 | 3 |
Тема 14. Где и как живут люди? (6 ч) | 6 | 6 |
Резерв времени | 2 | 4 |
Итого | 68 | 70 |
Отличие рабочей программы от авторской, с указанием внесённых изменений и их обоснование.
Так как занятия учащихся в КГКОУ «Вечерняя школа №1» происходят в течении 35 недель, поэтому учебный план школы для изучения географии в 8 классе рассчитан на 70 часов в год (2 часа в неделю). В рабочей программе увеличено учебное время на 2 часа. Эти 2 часа включены в резервное время.
Используемые технологии обучения, формы уроков.
Технологии обучения: Личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления;
2. Формы уроков: комбинированный, практикум, видеоэкскурсия, открытия нового знания.
Виды и формы контроля:
В процессе изучения курса используются следующие формы текущего контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный опросы; самостоятельные, практические, тестовые работы. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, географические диктанты, контрольные работы. Используются дидактические карточки.
Содержание учебного курса
Название курса «География России. Природа и население. 8 класс».
ВВЕДЕНИЕ
Зачем мы изучаем географию России.
География —один из способов познания окружающего мира. Разделы географической науки. География России и краеведение. Географический взгляд на мир.
Раздел I. Пространства России
ТЕМА 1. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ.
Россия на карте мира.
Какова доля России в территории и населении мира? Есть ли страна севернее и холоднее? Где находятся крайние точки России? Какова протяжен-
ность территории России?
Пр. раб. №1 «Оценка особенностей географического положения России». (тема 1.1)
Границы России.
С какими странами граничит Россия на суше? Каковы морские границы России?
Пр. раб. №2 «Обозначение на контурной карте пограничных государств». (тема 1.3)
Россия на карте часовых поясов.
Что такое поясное, декретное и летнее время? Где на Земле начинаются новые сутки?
Пр. раб. №3 «Решение задач на определение поясного времени».
Формирование территории России.
Как начиналось освоение новых земель? Как происходило присоединение восточных территорий? Как происходило присоединение южных территорий? Как Россия закреплялась на Дальнем Востоке? Чем закончился период расширения территории государства?
Географическое изучение территории России.
Какие главные задачи стоят перед географической наукой на первых этапах освоения и изучения новых территорий? Бывают ли географические «закрытия»? Могут ли географы помочь преобразовать территорию? Каковы современные задачи географии России? Какие бывают источники географических знаний?
Географическое районирование.
Зачем необходимо районировать территорию страны? Как можно проводить районирование территории? Каковы особенности административно-территориального устройства России?
Пр. раб. №4 «Выделение границ географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)». (тема 1.7)
Раздел II. Природа и человек
ТЕМА 2. РЕЛЬЕФ И НЕДРА
Строение земной коры (литосферы) на территории России.
Как определяют возраст и изучают геологическую историю развития Земли? Что такое геохронологическая шкала? Что такое тектонические структуры? Как образуются горы?
Важнейшие особенности рельефа России.
Что представляют собой равнины России? Какие горные сооружения окаймляют равнины?
Пр. раб. №5-6 «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа и установление взаимосвязей между ними», «Сравните Восточно‑Европейскую равнину и Уральские горы, выясните влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей». (тема 2.2)
Современное развитие рельефа.
Как внутренние силы Земли влияют на рельеф? Какова роль внешних сил в формировании рельефа? Как ледник изменял лик планеты? Как
воды изменяют земную поверхность? Что такое эоловые формы рельефа? Как человек изменяет рельеф?
Использование недр.
Какими рудными полезными ископаемыми богата Россия? Где добываются полезные ископаемые осадочного происхождения? Как добыча полезных ископаемых влияет на окружающую среду?
Пр. раб. №7 «Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых». (тема 2.4)
ТЕМА 3. КЛИМАТ
Общая характеристика климата России.
В каких климатических поясах находится наша страна? Чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик и холодную продолжительную зиму на территории нашей страны?
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.
Каковы закономерности движения воздушных масс над территорией России? Как влияет на климат западный перенос воздушных масс? Какие особенности климата определяют континентальные воздушные массы? Что такое атмосферный фронт? Как меняется погода при движении атмосферных фронтов? Что такое циклон и антициклон? Как меняется погода при движении циклонов и антициклонов?
Распределение температур и осадков.
Как влияют на распределение температур и осадков океаны и течения? Какой регион самый холодный? Каковы закономерности изменения температуры воздуха и количества осадков на территории страны?
Типы климата нашей страны.
Чем характеризуются арктический и субарктический климаты? Какие климатические области выделяют в пределах умеренного климатического
пояса? Чем характеризуется субтропический климат?
Пр. раб. №8 «Характеристика климатических областей умеренного пояса с точки зрения благоприятности их условий для жизни и хозяйственной деятельности людей». (тема 3.4)
Климат и человек.
Что такое комфортность климата? Почему нужно прогнозировать погоду? Какие особенности климата важны для ведения сельского хозяйства?
Пр. раб. №9 «Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур». (тема 3.5)
ТЕМА 4. БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ
Реки.
Как распределена речная сеть по территории страны? Что такое река? Какие особенности рек важно знать человеку? Что такое расход воды в реке и годовой сток? Чем питаются и в каком режиме живут реки?
Реки. Пр. раб. №10 «Характеристика реки с точки зрения возможностей ее хозяйственного использования». (тема 4.1)
Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники.
Какого происхождения могут быть озерные котловины? Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми? Почему многолетняя мерзлота — феномен природы? Каково значение современных ледников?
Болота.
Можно ли считать болота «гиблыми» местами России? Что же такое болото? Где распространены болота?
Человек и вода.
Почему воду считают источником всего живого на Земле? Что происходит с рекой при строительстве на ней гидротехнических сооружений? Почему мелеют и исчезают реки? Зачем реки соединяют каналами? Какое значение имеют подземные воды для человека?
Пр. раб. №11-12 «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий», «Оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий на примере своего субъекта Федерации». (тема 4.4)
ТЕМА 5. ПОЧВЫ — НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ.
Почвы — «особое природное тело».
Почему почвы называют «особым природным телом»? Какое строение имеют почвы?
География почв России.
Почему на севере почвенный профиль маломощный? Какие типы почв наиболее распространены в России?
Пр.раб. №13 «Характеристика почв своей местности, анализ факторов и условий почвообразования». (тема 5.2)
Почвы и урожай.
Только ли количеством гумуса оценивается плодородие почв? Что такое механический состав почв?
О какой почве говорят, что она структурная? Как можно поддерживать плодородие почв?
Рациональное использование и охрана почв.
Почему важно рационально использовать и охранять почвы? Как система земледелия влияет на плодородие почв? Каковы важнейшие средства охраны почв? Как влияет на почвы хозяйственная деятельность?
ТЕМА 6. В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО.
Понятие о природном территориальном комплексе.
Что такое природный территориальный комплекс? От чего зависят свойства ПТК? Какие бывают природные комплексы? Для чего проводят физико-географическое районирование?
Свойства природных территориальных комплексов.
Почему нельзя нарушать целостность природных территориальных комплексов? Как ритмичность ПТК влияет на ритм жизни человека? Какое значение имеет устойчивость ПТК?
Пр. раб. №14«Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа схемы ПТК». (тема 6.2)
Человек в ландшафте.
Как человек влиял на ландшафт? Чем отличаются рукотворные ландшафты от естественных? Какие бывают природно-антропогенные ландшафты? Почему городские и промышленные ландшафты особенно «агрессивны» по отношению к окружающей среде? Чем отличается сельскохозяйственный ландшафт от природного? Как можно сохранить устойчивость рукотворных лесов? Почему культурный ландшафт можно считать образцом рукотворного?
ТЕМА 7. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ
Учение о природных зонах.
Что такое природная зона? Почему природные зоны точнее было бы назвать природно-хозяйственными?
Пр. раб. №15 «Выявление взаимосвязи и взаимозависимости природных условий и условий быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах (на территории своего края)». (тема 7.1)
«Безмолвная» Арктика.
Какие природные особенности Арктики препятствуют широкому освоению ее человеком? Чем занимаются в Арктике люди?
Чуткая Субарктика.
Каковы особенности климата тундры и лесотундры? Как влияет мерзлота на природу? Чем отличаются тундровые ландшафты от лесотундровых? Каковы особенности взаимоотношений природы и человека на Севере? Как изменилось традиционное хозяйствование сегодня?
Таежная зона.
Какими природными условиями отличается тайга? Какие бывают таежные леса? Почему изменяются таежные ландшафты? Каковы традиционные занятия людей, живущих в тайге? Как изменяется тайга сегодня?
Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.
Каковы особенности жизни и хозяйственной деятельности людей? Чем характеризуется зона смешанных лесов Восточно-Европейской равнины? В чем проявляется особенность муссонных лесов Дальнего Востока (или уссурийской тайги)?
Лесостепи и степи.
Что такое современная лесостепь и степь? Чем отличаются природные условия лесостепей? Как используются лесостепи в сельском хозяйстве? Чем степи отличаются от лесостепей? Как характеризуются внутренние воды зоны степей и лесостепей? Почему изменился видовой состав и численность животного мира степей? Какое значение имеет зона степей?
Полупустыни, пустыни, субтропики.
Каковы характерные особенности природы полупустынь? Как природные условия влияют на хозяйственную деятельность? В чем заключаются особенности природы пустынь? Каковы особенности
природы субтропиков?
«Многоэтажность» природы гор.
Что такое высотная поясность и от чего она зависит? Как высотная поясность проявляется в разных горах? Какие другие природные условия
отличают горы от равнин? Чем характеризуется растительность и животный мир горных районов?
Человек и горы.
Почему горы с давних времен привлекали человека? Какими видами хозяйственной деятельности занимаются люди в горах? Как горы влияют на жизнь людей?
Физико-географические страны.
Что такое физико-географическая страна? Какие физико-географические страны выделяют в России?
ТЕМА 8. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ
Природная среда, природные условия, природные ресурсы.
Что такое природопользование?
Рациональное использование природных ресурсов.
Как используются неисчерпаемые ресурсы? Как используются исчерпаемые возобновимые ресурсы? Что значит рационально использовать природные ресурсы? Почему важны рекреационные ресурсы?
Охрана природы и охраняемые территории.
Какие бывают охраняемые территории?
Пр. раб. №16 «Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий». (тема 8.3)
Раздел III. Население России
ТЕМА 9. СКОЛЬКО НАС — РОССИЯН?
Численность населения.
Как менялась численность населения России? Сколько всего людей потеряла Россия
вследствие демографических кризисов XX в.?
Пр. раб. №17 «Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России». (тема 9.1)
Воспроизводство населения.
Как тип хозяйства связан с ростом численности населения? Как современное хозяйство и общество повлияли на воспроизводство населения России? Как на территории России происходил переход от традиционного типа воспроизводства населения к современному?
ТЕМА 10. КТО МЫ?
Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения).
Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Как можно увеличить продолжительность жизни? Какие факторы определяют преобладание мужчин или женщин в разных районах?
Пр. раб. №18 «Характеристика половозрастного состава населения страны на основе различных источников информации». (тема 10.1)
Возрастной состав населения России.
О чем может рассказать половозрастная пирамида? Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Как читать
половозрастную пирамиду?
Пр. раб. №18 «Характеристика половозрастного состава населения страны на основе различных источников информации». (тема 10.2)
ТЕМА 11. КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ?
Миграции населения России.
Какое влияние оказали миграции на судьбу России? Что заставляет людей покидать привычные и обжитые места, родных и близких? Как
переселения сказываются на характере и поведении людей? Как изменились направления миграций в 1990-е гг.?
Пр. раб. №19 «Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве». (тема 11.1)
Внешние миграции — в Россию и из нее.
Была ли Россия изолирована от миграционного обмена с внешним миром? Кто выезжал из России в XX в.? Кто приезжает в Россию?
Территориальная подвижность населения.
От каких причин зависит территориальная подвижность населения? Для чего важно изучать массовые передвижения населения?
ТЕМА 12. ЧЕЛОВЕК И ТРУД
География рынка труда.
Какие этапы проходит человек в своей экономической жизни? Какую часть населения считают «трудовыми ресурсами»? Почему в отдельных райо-
нах России много безработных? Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?
Пр. раб. №20 «Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения». (тема 12.1)
ТЕМА 13. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ
Этнический состав населения.
Что такое этнический состав? Как возникают этносы?
Этническая мозаика России.
Как объединяются народы по языковому признаку? О чем говорит карта народов? Почему русский язык — это язык межнационального общения?
Каково значение русского языка для народов России и его судьба вне ее?
Пр. раб. №21 «Изучение таблицы «Национальный состав населения России» и схемы «Дерево языков мира» для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков». (тема 13.2)
Религии народов России.
Какие религии традиционно исповедуются народами России? Каковы основные этапы формирования религиозной карты России? Как география религий влияет на внешнюю политику России?
Пр. раб. №22 «Изучение на основе работы с картой особенностей географии религий страны». (тема 13.3).
ТЕМА 14. ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ?
Плотность населения.
Как охарактеризовать плотность населения? Для чего нужно знать плотность населения?
Пр. раб. №23 «Обозначение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны». (тема 14.1)
Расселение и урбанизация.
Что такое расселение? Что такое урбанизация? В чем причины роста городов? Чем городской образ жизни отличается от сельского?
Пр. раб. №24 «Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории». (тема 14.2)
Города России.
Как росли города в России? Какие функции выполняют города? Где живут горожане? Какие районы России самые городские и самые сельские? Что могут рассказать о городах России карты из школьного атласа? Пр. раб. №25 «Обозначение на контурной карте городов‑миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны». (тема 14.3)
Сельская Россия.
Почему в сельских поселениях живет гораздо меньше людей, чем в городах? Как разумнее использовать сельскую местность? Как происходит урбанизация в сельской местности?
Календарно-тематическое планирование по географии для 8 класса
(2ч в неделю, всего 70 ч, из них 4ч –резервное время)
№ урока | № в теме | Дата | Название темы (раздела) |
по плану | по факту |
| | | | Введение (1 ч) |
| | | | Зачем мы изучаем географию России. |
| | | | Раздел I. Пространства России (8 ч) |
| | | | ТЕМА 1. Пространства России (8ч) |
| 1.1 | | | Россия на карте мира. |
| 1.2 | | | Географическое положение России. |
| 1.3 | | | Границы России. |
| 1.4 | | | Россия на карте часовых поясов. |
| 1.5 | | | Формирование территории России. |
| 1.6 | | | Географическое изучение территории России. |
| 1.7 | | | Географическое районирование. |
| 1.8 | | | Итоговый урок по разделу «Пространства России». |
| | | | Раздел II. Природа и человек (40 ч) |
| | | | ТЕМА 2. Рельеф и недра (5 ч) |
| 2.1 | | | Строение земной коры (литосферы) на территории России. |
| 2.2 | | | Важнейшие особенности рельефа России. |
| 2.3 | | | Современное развитие рельефа. |
| 2.4 | | | Использование недр. |
| 2.5 | | | Итоговый урок по теме «Рельеф и недра». |
| | | | ТЕМА 3. Климат (6 ч) |
| 3.1 | | | Общая характеристика климата России. |
| 3.2 | | | Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. |
| 3.3 | | | Распределение температур и осадков. |
| 3.4 | | | Типы климата нашей страны. |
| 3.5 | | | Климат и человек. |
| 3.6 | | | Итоговый урок по теме «Климат». |
| | | | ТЕМА 4. Богатство внутренних вод России (5ч) |
| 4.1 | | | Реки. |
| 4.2 | | | Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники. |
| 4.3 | | | Болота. |
| 4.4 | | | Человек и вода. |
| 4.5 | | | Итоговый урок по теме «Богатство внутренних вод России». |
| | | | ТЕМА 5. Почвы — национальное достояние России (5 ч) |
| 5.1 | | | Почвы — «особое природное тело». |
| 5.2 | | | География почв России. |
| 5.3 | | | Почвы и урожай. |
| 5.4 | | | Рациональное использование и охрана почв. |
| 5.5 | | | Итоговый урок по теме «Почвы — национальное достояние России». |
| | | | ТЕМА 6. В природе все взаимосвязано (4 ч) |
| 6.1 | | | Понятие о природном территориальном комплексе. |
| 6.2 | | | Свойства природных территориальных комплексов. |
| 6.3 | | | Человек в ландшафте. |
| 6.4 | | | Итоговый урок по теме «В природе все взаимосвязано». |
| | | | ТЕМА 7. Природно-хозяйственные зоны (11 ч) |
| 7.1 | | | Учение о природных зонах. |
| 7.2 | | | Арктика. |
| 7.3 | | | Субарктика. |
| 7.4 | | | Таежная зона. |
| 7.5 | | | Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов. |
| 7.6 | | | Лесостепи и степи. |
| 7.7 | | | Полупустыни, пустыни, субтропики. |
| 7.8 | | | «Многоэтажность» природы гор. |
| 7.9 | | | Человек и горы. |
| 7.10 | | | Физико-географические страны. |
| 7.11 | | | Итоговый урок по теме «Природно-хозяйственные зоны». |
| | | | ТЕМА 8. Природопользование и охрана природы (4 ч) |
| 8.1 | | | Природная среда, природные условия, природные ресурсы. |
| 8.2 | | | Рациональное использование природных ресурсов. |
| 8.3 | | | Охрана природы и охраняемые территории. |
| 8.4 | | | Итоговый урок по разделу «Природа и человек». |
| | | | Раздел III. Население России (17 ч) |
| | | | ТЕМА 9. Сколько нас — россиян? (2 ч) |
| 9.1 | | | Численность населения. |
| 9.2 | | | Воспроизводство населения. |
| | | | ТЕМА 10. Кто мы? (2 ч) |
| 10.1 | | | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения). |
| 10.2 | | | Возрастной состав населения России. |
| | | | ТЕМА 11. Куда и зачем едут люди? (3 ч) |
| 11.1 | | | Миграции населения России. |
| 11.2 | | | Внешние миграции — в Россию и из нее. |
| 11.3 | | | Территориальная подвижность населения. |
| | | | ТЕМА 12. Человек и труд (1 ч) |
| 12.1 | | | География рынка труда. |
| | | | ТЕМА 13. Народы и религии России (3 ч) |
| 13.1 | | | Этнический состав населения. |
| 13.2 | | | Этническая мозаика России. |
| 13.3 | | | Религии народов России. |
| | | | ТЕМА 14. Где и как живут люди? (6 ч) |
| 14.1 | | | Плотность населения. |
| 14.2 | | | Расселение и урбанизация. |
| 14.3 | | | Города России. |
| 14.4 | | | Сельская Россия. |
| 14.5 | | | Итоговый урок по разделу «Население России». |
| 14.6 | | | Итоговый урок по курсу «География России. Природа и население. 8 класс». |
| | | | Резервное время (4ч) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «государственная территория», «территориальные воды», «воздушное пространство страны», «навигация», «международный статус», «часовые пояса», «поясное время», «декретное время», «линия перемены дат», «естественное движение населения», «демографический кризис», «воспроизводство населения», «традиционный тип воспроизводства», «современный тип воспроизводства», «половозрастная пирамида», «миграции», «внутренние миграции», «внешние миграции», «причины миграции», «главные направления миграционных потоков», «территориальная подвижность населения», «трудовые ресурсы», «качество трудовых ресурсов», «рынок труда», «экономически активное население», «этнос», «этнический состав», «этническое самосознание», «религиозный состав», «традиционные религии», «плотность населения», «емкость территории», «главная полоса расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «типы заселения территорий»;
определять по карте географическое положение России, называть его основные особенности и делать выводы о влиянии географического положения и величины территории на природу и освоение территории России;
показывать по карте крайние точки страны, границы России и пограничные страны;
определять особенности географического положения территории своего проживания (города, субъекта Федерации и т. д.);
характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны;
решать задачи по определению географических координат и разницы во времени часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;
приводить примеры значения границы для связей с другими странами, различных видов районирования;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
называть численность населения России, сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;
читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане;
объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника; объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;
выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста;
сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;
строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России;
объяснять причины и основные направления миграций населения России, усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества;
на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант— объяснять современную демографическую ситуацию страны);
называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения, показатели процесса урбанизации;
давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения;
характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала;
приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в своей местности;
приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований;приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;
выделять на карте «Народы России» районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава;
показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма;
определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности;
объяснять выявленную контрастность в плотности населения России; отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа;
читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны;
объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт;
давать характеристику расселения своей местности;
называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных);
приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности, территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или составленным самостоятельно планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
оценивать свою работу и работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
выявлять причинно-следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, других источниках информации;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, искать определение понятий, составлять простой и сложный план, искать ответы на вопросы, составлять вопросы к текстам, составлять логические цепочки, составлять по тексту таблицы, схемы;
составлять качественное и количественное описание объекта;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д., создавать презентации.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающим социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия стран и народов мира.
Лист коррекции рабочей программы
Дата (номер) | Причина коррекции (замена урока, болезнь, учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.) | Документ о проведении коррекции (№ приказа, дата приказа) |
урока, который требует коррекции | урока, который содержит коррекцию |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
КИМ курса географии разработан к «География России. Природа и население. 8 класс»: учебник / А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким». Структура и содержание КИМ соответствует УМК «География» для 5—9 классов под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева.
График практических работ
№ | Тема | № урока |
| Россия на карте мира. Пр. раб. №1 «Оценка особенностей географического положения России». (тема 1.1) | 2 |
| Границы России. Пр. раб. №2 «Обозначение на контурной карте пограничных государств». (тема 1.3) | 4 |
| Россия на карте часовых поясов. Пр. раб. №3 «Решение задач на определение поясного времени». (тема 1.4) | 5 |
| Географическое районирование. Пр. раб. №4 «Выделение границ географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)». (тема 1.7) | 8 |
| Важнейшие особенности рельефа России. Пр. раб. №5-6 «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа и установление взаимосвязей между ними», «Сравните Восточно‑Европейскую равнину и Уральские горы, выясните влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей». (тема 2.2) | 11 |
| Использование недр. Пр. раб. №7 «Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых». (тема 2.4) | 13 |
| Типы климата нашей страны. Пр. раб. №8 «Характеристика климатических областей умеренного пояса с точки зрения благоприятности их условий для жизни и хозяйственной деятельности людей». (тема 3.4) | 18 |
| Климат и человек. Пр. раб. №9 «Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур».т 3.5 | 19 |
| Реки. Пр. раб. №10 «Характеристика реки с точки зрения возможностей ее хозяйственного использования». (тема 4.1) | 21 |
| Человек и вода. Пр. раб. №11-12 «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий», «Оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий на примере своего субъекта Федерации». (тема 4.4) | 24 |
| География почв России. Пр. раб. №13 «Характеристика почв своей местности, анализ факторов и условий почвообразования». (тема 5.2) | 27 |
| Свойства природных территориальных комплексов. Пр. раб. №14«Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа схемы ПТК». (тема 6.2) | 32 |
| Учение о природных зонах. Пр. раб. №15 «Выявление взаимосвязи и взаимозависимости природных условий и условий быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах (на территории своего края)». (тема 7.1) | 35 |
| Охрана природы и охраняемые территории. Пр. раб. №16 «Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий». (тема 8.3) | 48 |
| Численность населения. Пр. раб. №17 «Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России». (тема 9.1) | 50 |
| Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения). Пр. раб. №18 «Характеристика половозрастного состава населения страны на основе различных источников информации». (тема 10.1) | 52 |
| Возрастной состав населения России. (тема 10.2) Пр. раб. №18 «Характеристика половозрастного состава населения страны на основе различных источников информации». | 53 |
| Миграции населения в России. Пр. раб. №19 «Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве». (тема 11.1) | 54 |
| География рынка труда. Пр. раб. №20 «Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения». (тема 12.1) | 57 |
| Этнический состав населения. Пр. раб. №21 «Изучение таблицы «Национальный состав населения России» и схемы «Дерево языков мира» для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков». (тема 13.2) | 59 |
| Религии народов России. Пр. раб. №22 «Изучение на основе работы с картой особенностей географии религий страны». 13.3 | 60 |
| Плотность населения. Пр. раб. №23 «Обозначение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны». (тема 14.1) | 61 |
| Расселение и урбанизация. Пр. раб. №24 «Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории». (тема 14.2) | 62 |
| Города России. Пр. раб. №25 «Обозначение на контурной карте городов‑миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны». (тема 14.3) | 63 |
Все практические работы находятся в «География: География России. 8—9 классы. Методическое пособие к учебникам А. И. Алексеева, В. А. Низовцева, Э. В. Ким и др. «География России. Природа и население. 8 класс» и «География России. Хозяйство и географические районы.
9 класс» под ред. А. И. Алексеева / Э. В. Ким, В. И. Сиротин, А. И. Крылов. — М. : Дрофа, 2018».
№ | Тема | Страницы |
| Россия на карте мира. Пр. раб. №1 «Оценка особенностей географического положения России». | 131-132 |
| Границы России. Пр. раб. №2 «Обозначение на контурной карте пограничных государств». | 132-133 |
| Россия на карте часовых поясов. Пр. раб. №3 «Решение задач на определение поясного времени». | 133-134 |
| Географическое районирование. Пр. раб. №4 «Выделение границ географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)». | 134-135 |
| Важнейшие особенности рельефа России. Пр. раб. №5-6 «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа и установление взаимосвязей между ними», «Сравните Восточно‑Европейскую равнину и Уральские горы, выясните влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей». | 135-139 |
| Использование недр. Пр. раб. №7 «Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых». | 139 |
| Типы климата нашей страны. Пр. раб. №8 «Характеристика климатических областей умеренного пояса с точки зрения благоприятности их условий для жизни и хозяйственной деятельности людей». | 140-142 |
| Климат и человек. Пр. раб. №9 «Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур». | 142-143 |
| Реки. Пр. раб. №10 «Характеристика реки с точки зрения возможностей ее хозяйственного использования». | 144 |
| Человек и вода. Пр. раб. №11-12 «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий», «Оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий на примере своего субъекта Федерации». | 145-147 |
| География почв России. Пр. раб. №13 «Характеристика почв своей местности, анализ факторов и условий почвообразования». | 147-148 |
| Свойства природных территориальных комплексов. Пр. раб. №14«Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа схемы ПТК». | 148-149 |
| Учение о природных зонах. Пр. раб. №15 «Выявление взаимосвязи и взаимозависимости природных условий и условий быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах (на территории своего края)». | 149-152 |
| Охрана природы и охраняемые территории. Пр. раб. №16 «Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий». | 153-154 |
| Численность населения. Пр. раб. №17 «Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России». | 154-156 |
| Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения). Пр. раб. №18 «Характеристика половозрастного состава населения страны на основе различных источников информации». | 156-159 |
| Возрастной состав населения России. Пр. раб. №18 «Характеристика половозрастного состава населения страны на основе различных источников информации». | 156-159 |
| Миграции населения в России. Пр. раб. №19 «Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве». | 159-160 |
| География рынка труда. Пр. раб. №20 «Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения». | 160-161 |
| Этнический состав населения. Пр. раб. №21 «Изучение таблицы «Национальный состав населения России» и схемы «Дерево языков мира» для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков». | 162-163 |
| Религии народов России. Пр. раб. №22 «Изучение на основе работы с картой особенностей географии религий страны». | 164-165 |
| Плотность населения. Пр. раб. №22 «Обозначение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны». | 165-166 |
| Расселение и урбанизация. Пр. раб. №23 «Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории». | 167 |
| Города России. Пр. раб. №24 «Обозначение на контурной карте городов‑миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны». | 168 |