Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поселковая средняя общеобразовательная школа
Азовского района Ростовской области
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Атрохова О.П. 31.08.2022 | «Утверждаю» Директор МБОУ Поселковая СОШ _____________Шкурко С.Г. 31.08.2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Музыке»
2 класс
начальное общее образование
(уровень образования)
Количество часов 2 кл - 34
Учитель: Брошкина Т. В.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) с учётом примерных программ по музыке для 2 классов общеобразовательных учреждений, авторы программы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. УМК «Музыка 2 класс » Г. П. Сергеева, И. Э. Критская, Т.С.Шмагина, Москва: «Просвещение», 2018 год.
2022 -2023 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе :
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1576 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный НОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.06.10.2009 г. №373»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный ООО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.12.2010 г. № 1897»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1578 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный СОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.05.2012 г. № 413»
- письма Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334.
-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Поселковой СОШ (приказ от 31.08.2016г №101) и Устава МБОУ Поселковой СОШ утвержденного районным отделом образования приказ от 31 08.2022 г. № 97.
Рабочая учебная программа по музыке для 2 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2018.
Цель - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
« Место учебного предмета в учебном плане »
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 119 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 2 класс- 34 ч (из расчета 1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса « Музыка»
Личностные результаты:
2 класс
формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
формирование уважительного отношения к культуре других народов.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
2 класс
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты:
2 класс
сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
3 класс
устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о значении музыки в жизни человека;
элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
выполнять творческие музыкально-композиционные задания;
пользоваться вместе с взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
читать нотные знаки;
сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;
характеризовать персонажей музыкальных произведений;
группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).
«Содержание программы учебного курса «Музыка» 2 кл
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека».
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно - эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности: песенность , танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
« Основные закономерности музыкального искусства» . Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.) Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира». Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты
Формы организации учебного процесса: - групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Формы (приемы) контроля
2- класс : 1 полугодие тестовые задание, в конце учебного года- урок концерт.
Содержание программного курса 2 класс
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство второклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами донского края и составляет 10% учебного времени: Урок №2 «Моя Россия!» - Р/К Музыкальные образы родного края; Урок №16 Русские народные инструменты. - Р/К Инструменты донских казаков Урок №19 Обряды и праздники русского народа - Р/К (Масленица на Донской земле)
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.
Образы родного края в музыке. Песенность, как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн-главная песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России(Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «День, полный событий» 5 ч.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и и различие. Музыкальный инструмент— фортепиано, его его выразительные возможности. Звучащие картины.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 7 ч.
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различный жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской Православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч
Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица). встреча весны.
Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров.
Раздел 5. «В музыкальном театре» 6 ч.
Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Музыкальные темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Ролевая игра в дирижера Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов.
Раздел 6. «В концертном зале» 3 ч
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А.Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5 ч
Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта, Г. Свиридова. Д. Кабалевского. Жанры музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рисунок, лад - цвет). Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
2 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Россия – Родина моя | 3 |
2 | День, полный событий | 5 |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 8 |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 |
5 | В музыкальном театре | 6 |
6 | В концертном зале | 3 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 5 |
| Итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование 2 класс
№ | Тема урока | Кол во час | Дата план | Дата фактич | Тип урока УЗНМ – урок ознакомления с новым материалом УПЗУ – урок проверки знаний и умений Вид контроля | Учебный материал |
1 четверть 8 ч « Россия – Родина моя.» 3 часов |
1. | Мелодия | 1 | 02.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Выучить стих о русской природе, созвучный музыке. С. 8 - 9 |
2. | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия! Р/К Музыкальные образцы донского края | 1 | 9.09 | | Урок проверки знаний и умений Урок проверки знаний и умений | Подобрать иллюстрации на тему «Природа родного края С.10 - 13 |
3. | Гимн России | 1 | 16.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Нарисовать российский флаг С.14 -17 |
Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.) |
4. | Музыкальные инструменты – фортепиано | 1 | 23.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С. 18 19 |
5. | Природа и музыка. Прогулка. | 1 | 30.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Нарисовать пейзаж-настроение С.20 - 23 |
6. | Танцы, танцы, танцы… | 1 | 7.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Сделать аппликацию марширующих людей. с. 24 -25 |
7. | Эти разные марши. Звучащие картины | 1 | 14.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Нарисовать портрет друга. С.26 -29 |
8. | Расскажи сказку. Колыбельные Мама. | 1 | 21.10 | | Урок проверки знаний и умений | |
9 | Обобщение четверти . | 1 | 28.10 | | Урок проверки знаний и умений | |
2 четверть 8 часов «О России петь – что стремиться в храм» 8 ч |
10. | Великий колокольный звон. Звучащие картины | 1 | 11.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С.38 -41 |
11 - 12 | Святые земли Русской. Князь А.Невский. Сергий Радонежский | 2 | 18.11 25.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Нарисовать портрет мамы. С. 42 -45 |
13 | Молитва | 1 | 2.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С.46 -47 |
14 15 | Рождество Христово! | 2 | 09.11 16.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С.50 -51 |
16 | Музыка на Новогоднем празднике | 1 | 23.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Выучить текст песни |
17. | Обобщение четверти по теме: «О России петь – что стремиться в храм» | 1 | 30.12 | | Урок проверки знаний и умений | |
3 четверть. 8 ч Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».4 часа |
18 | Русские народные инструменты Плясовые наигрыши. Р/К Инструменты донских казаков | 1 | 13.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Выучить текст песни С.54 -57 |
19 | Разыграй песню | 1 | 20.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Выучить текст песни С.58 - 62 |
20 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | 27.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Пересказ сюжета оперы С. 62 -66 |
21 | Обряды и праздники русского народаР/К (Масленица на Донской земле) | 1 | 3.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С.66 - 68 |
Тема раздела: «В музыкальном театре» (4 ч.) |
22 | Сказка будет впереди. | 1 | 10.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Придумать инсценировку сказки (по выбору) С. 72 - 74 |
23 | Театр оперы и балета. Балет. | 1 | 17.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Сделать иллюстрацию к балету «Золушка 74 -79 |
24 | «Волшебная палочка дирижера» | 1 | 3.03 | | Урок проверки знаний и умений | С. 74 - 79 |
25 | Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила | 1 | 10.03 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Сделать иллюстрацию к опере Снегурочка |
26. | Обобщение четверти по теме:Увертюра. Финал. | 1 | 17.03 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано |
4 четверть. 7 ч Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.) |
27. | «Какое чудное мгновенье!» | 1 | 31.03 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | |
28. | Симфоническая сказка С. Прокофьев «Петя и Волк». | | 7.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С.90 - 93 |
29 | «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. . | 1 | 14.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С.94 - 97 |
30 | Звучит нестареющий Моцарт. Симфония № 40 | 1 | 21.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С.98 - 103 |
|
31 | Волшебный цветик – семицветик. И всё это – Бах (орган). | 1 | 28.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С.106 - 109 |
32 | Всё в движении. Попутная песня. | 1 | 5.05 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С.110 - 111 |
33 | Два лада. Природа и музыка. «Мир композитора. | 1 | 12.05 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С 112 - 115 |
34 | Обобщение года по теме: Чайковский и Прокофьев». | 1 | 19.05 | | Урок ознакомления с новым материалом | Не задано |