Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поселковая средняя общеобразовательная школа
Азовского района Ростовской области
«Рассмотрено» на заседании методического совета Протокол № 1 31.08.2021 | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Атрохова О.П. 31.08.2021 | «Утверждаю» Директор МБОУ Поселковая СОШ _____________Шкурко С.Г. 31.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Музыке»
3 класс
начальное общее образование
(уровень образования)
Количество часов 3 кл – 34
Учитель: Брошкина Т. В.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) с учётом примерных программ по музыке для 3 классов общеобразовательных учреждений, авторы программы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. УМК «Музыка 3 класс » Г. П. Сергеева, И. Э. Критская, Т.С.Шмагина, Москва: «Просвещение», 2018 год.
2021 -2022 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе :
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1576 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный НОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.06.10.2009 г. №373»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный ООО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.12.2010 г. № 1897»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1578 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный СОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.05.2012 г. № 413»
- письма Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334.
-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Поселковой СОШ (приказ от 31.08.2016г №101) и Устава МБОУ Поселковой СОШ утвержденного районным отделом образования приказ от 19 ноября 2015 г. № 711.
Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2018.
Цель - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
« Место учебного предмета в учебном плане »
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 119 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 29 часов, во 2-4 классах по 30 часов (из расчета 1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса « Музыка»
Личностные результаты:
3 класс
чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
формирование личностного смысла постижения искусства;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;
уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
3 класс
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
3 класс
устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о значении музыки в жизни человека;
элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
Выпускники начальной школы научатся:
проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;
выражать свое отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
выразительно исполнять песни;
петь а капелла;
разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях;
знать песенный репертуар класса, участвовать в концертном исполнении;
эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования;
участвовать в драматизации пьес программного характера;
понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;
узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и её авторов;
выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран;
понимать триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье;
«Содержание программы учебного курса «Музыка» 3 кл
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека».
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно - эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности: песенность , танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
« Основные закономерности музыкального искусства» . Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.) Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира». Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты
Формы организации учебного процесса: - групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Формы (приемы) контроля
3 классы : 1 полугодие тестовые задание, в конце учебного года- урок концерт.
Содержание программного курса 3 класс
При составлении тематического планирования учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство третьеклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами донского казачества и составляет 10% учебного времени:
Урок №10 Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО.Р/К Образы матери у донских казаков. Урок №11 Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. Р/К Донские праздники. Урок №32 Певцы родной природы. Р/К Образ природы в творчестве донских композиторов
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 5 ч.
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Раздел 2. «День, полный событий» 3 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье(вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Раздел 5. «В музыкальном театре» 8 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М.Глинка, К.-В.Глюк,Н.Римский-Косаков,П.Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале» 3ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 7 ч.
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | «Россия – Родина моя» | 5 |
2 | «День, полный событий» | 3 |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 |
5 | «В музыкальном театре» | 8 |
6 | «В концертном зале » | 3 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 7 |
| Итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование
3 класс ФГОС
№ | Тема урока | Кол –во часов | Дата план | Дата фактич | Тип урока УЗНМ – урок ознакомления с новым материалом УПЗУ – урок проверки знаний и умений Вид контроля | Учебный материал |
1 четверть 8 ч Россия – Родина моя.. 5 часов |
1. | 1. «Мелодия-душа музыки!» | 1 | 06.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр.6-7 |
2. | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 | 13.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр.8-11 |
3. | Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава | 1 | 20.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | уч. Стр. 12-15 |
4. | Кантата Прокофьева «Александр Невский». | 1 | 27.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С.16 - 17 |
5. | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». | 1 | 04.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Пересказ сюжета оперы Стр. 18-21 |
День, полный событий». 3 часа |
6. | Образы природы в музыке. Утро. | 1 | 11.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Выполнить рисунок к музыке «Утро» Стр. 24-25 |
7. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | 18.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Нарисовать портрет друга. С. 26 - 29 |
8. | Обобщение четверти по теме: «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер | 1 | 25.10 | | Урок проверки знаний и умений | |
2 четверть 8 ч «О России петь – что стремиться в Храм!» (4 часа) |
9. | «Древнейшая песнь материнства Радуйся Мария!», «Богородице Дево, Радуйся!» | 1 | 08.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 40-45 |
10. | Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО.Р/КОбразы матери у донских казаков. | 1 | 15.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 44-46 |
11 | Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. Р/КДонские праздники | 1 | 22.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Выполнить аппликацию веточек верб Стр. 48-51 |
12 | «Святые Земли Русской!» Ольга. Князь Владимир | 1 | 29.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 52-53 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 часа |
13 | Настрою гусли на старинный лад… Былина о Садко и Морском царе. | 1 | 06.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | уч. Стр. 56-61 |
14 | Певцы русской старины. | | 13.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | уч. Стр. 62 - 63 |
15. | «Лель мой, Лель…» | 1 | 20.12 | | Урок проверки знаний и умений | Выполнить аппликацию «Гусли» |
16 | Обобщение четверти по теме: «О России петь – что стремиться в Храм!» | 1 | 27.12 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано |
3 четверть 8 ч Тема раздела: «В музыкальном театре» (8 ч.) |
17. | «Звучащие картины. Прощание с Масленицей» | 1 | 10.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 64-67 |
18 | Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». | 1 | 17.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 70-75 |
19 | Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика». | 1 | 24.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 76-77 |
20 | Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» Волшебное дитя природы. | 1 | 31.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 78-83 |
21 | Опера Римского-Корсакова «Садко». Океан-море синее | 1 | 07.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 84 - 85 |
22. | «Балет П.Чайковского «Спящая красавица» | 1 | 14.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Выполнить рисунок «Картины моря Стр. 86-89 |
23. | В современных ритмах (мюзикл). | 1 | 21.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 90 - 91 |
24. | Музыкальное состязание | 1 | 28.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 94 - 95 |
« В концертном зале». 3 часов |
25. | Обобщение четверти по теме: «Музыкальные инструменты. Флейта. | 1 | 5.03 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Не задано |
26. | Эдвард Григ сюита «Пер Гюнт» | 1 | 14.03. | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 102-105 |
4 четверть |
27. | Героическая симфония. Мир Бетховена. | 1 | 28.03 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 106-114) |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 7 часов |
28. | Чудо – музыка. Острый ритм - джаза звуки | 1 | 4.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | С.116 - 119 |
29. | Люблю я грусть твоих просторов» | 1 | 11.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 120 - 121 |
30. | Мир Прокофьева. | 1 | 18.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр .122 - 123 |
31. | Певцы родной природы. (Э.Григ, П. Чайковский) | 1 | 25.04 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр .124 - 125 |
32. | Прославим радость на земле | 1 | 16.05 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр .126 - 12 |
33 | Радость к солнцу нас зовет | 1 | 23.05 | | Урок проверки знаний и умений | Стр .128 - 129 |
34 | Обобщающий урок. Урок-концерт | 1 | 30.05 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано |