СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.п.музыка 4 кл

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Р.п.музыка 4 кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Поселковая средняя общеобразовательная школа

Азовского района Ростовской области



«Согласовано»

Зам. директора по УВР


_________ Атрохова О.П.

31.08.2022


«Утверждаю»

Директор МБОУ

Поселковая СОШ


_____________Шкурко С.Г.

31.08.2022







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Музыке»

4 класс

начальное общее образование

(уровень образования)


Количество часов 4 кл – 34


Учитель: Брошкина Т. В.



Рабочая программа разработана на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) с учётом примерных программ по музыке для 4 классов общеобразовательных учреждений, авторы программы Г. П. Серге­ева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. УМК «Музыка 4 класс » Г. П. Серге­ева, И. Э. Критская, Т.С.Шмагина, Москва: «Просвещение», 2020 год.






2022 -2023 уч. год





Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе :

- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1576 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный НОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.06.10.2009 г. №373»

- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный ООО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.12.2010 г. № 1897»

- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1578 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный СОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.05.2012 г. № 413»

- письма Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334.

-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Поселковой СОШ (приказ от 31.08.2016г №101) и Устава МБОУ Поселковой СОШ утвержденного районным отделом образования приказ от 31 ноября 2022 г. № 97.

Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2020.

Цель - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи музыкального образования младших школьников:

• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отно­шения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближне­му, к своему народу, к Родине; уважения к истории, тради­циям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем мно­гообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной гра­мотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, му­зыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувство­ванного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных зна­ний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческо­го голоса, творческих способностей в различных видах музы­кальной деятельности.


« Место учебного предмета в учебном плане »

В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 119 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 30 часов, во 2-4 классах по 34 часов (из расчета 1 час в неделю).


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса « Музыка» 4 кл

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.


Метапредметные результаты:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).


Предметные результаты:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.



Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

  • сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира

«Содержание программы учебного курса «Музыка» 4 кл

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.

«Музыка в жизни человека».

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно - эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности: песенность , танцевальность, маршевость.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.

« Основные закономерности музыкального искусства» . Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.) Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

«Музыкальная картина мира». Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты

Формы организации учебного процесса: - групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Формы (приемы) контроля:

4 классов - в форме тестовых работ - 4 раза в год: в конце каждой четверти.



4 класс

При составлении тематического планирования учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство четвероклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Дона и составляет 10% учебного времени:

Урок №3 Ты откуда русская, зародилась, музыка?. Р/К Жанры казачьих песен

Урок №14 Оркестр русских народных инструментов. Р/К Творческие коллективы Дона;

Урок №24 . Праздники народов Народные праздники Дона.

Раздел 1. «Россия — Родина моя» 4 ч.

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкаль­ного творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины.

Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.

Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.

Раздел 3. «День, полный событий» 5 ч.

«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корса­ков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально-литературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч.

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность . Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.

Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы­кантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.

Раздел 5. «В концертном зале» 6 ч.

Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).

Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы

Раздел 6. «В музыкальном театре» 5 ч.

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.

Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.

Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.

Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.


Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 3 ч.

Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоничес­кая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.





Тематическое планирование



4 класс


п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

«Россия – Родина моя»

4

2

«День, полный событий»

5

3

«О России петь – что стремиться в храм»

4

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

5

5

«В музыкальном театре»

5

6

«В концертном зале »

8

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

3


Итого

34



Календарно -тематическое планирование 4 класс

п\п

Тема урока

Количество

часов

Дата план

Дата

Фактичес

Тип урока

УЗНМ – урок ознакомления с новым материалом

УПЗУ – урок проверки знаний и умений

Вид контроля

Учебный материал

Россия-Родина моя!»

(4 часа)

Первая четверть. (8 ч)

1

Мелодия «Ты запой мне ту песню…»


1

01.09


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений


Стр .8-13


2

«Как сложили песню. Звучащие картины.

1

8.09


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений


Стр. 14-17

3

«Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»


Р/К Жанры казачьих песен


1

15.09


Комбинированный урок

Урок проверки знаний и умений


Стр. 18-19


4

«Я пойду по полю белому...

На великий праздник собралася Русь»


1

22.09


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 20-23

«День, полный событий» 5 часов

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

29.09


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 42 - 43

6

Зимнее утро, зимний вечер


1

6.10


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 44 - 47

7

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.


1

13.10


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 48 - 51

8

Ярмарочное гулянье.

1

20.10


Урок ознакомления с новым материалом


Стр. 52 - 55

9

Святогорский монастырь

1

27.10


Урок проверки знаний и умений

Не задано

2 четверть 8

9

«Приют сияньем, муз одетый»

1

10.11


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 56 - 57

« В музыкальном театре». . 3 часа

10

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».


1

17.11


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 94 - 99

11

Опера М.П. Мусоргского «Хованщина» Исходила младешенька

1

24.11


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр.100- 101

12

Русский Восток. Восточные мотивы


1

1.12


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр.102- 105

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 часа

13

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России


1

8.12


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 60 - 63

14

Оркестр русских народных инструментов. Р/К Творческие коллективы Дона


1

15.12


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 60 - 63

15

«Музыкант-чародей».


1

22.12


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений


16

Обобщение четверти по теме:

О музыке и музыкантах


1

29.12


Урок проверки знаний и умений


3 четверть 9 « В концертном зале». 8 ч

17

Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо

(скрипка, виолончель

1

12.01



Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 74 - 76

18

Старый замок.


1

19.01


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 78 - 79

19

«Счастье в сирени живет…»


1

26.01


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 80 - 81

20

Не молкнет сердце чуткое Шопена…


1

2.02


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 82 - 85

21

Танцы, танцы,

танцы

1

09.02


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений


22

Патетическая соната Л. ван Бетховена. Годы странствий

1

16.02


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 86 - 89

23

Царит гармония оркестра


2.03



Стр. 64 - 67

24

Балет Стравинского «Петрушка».


1

9.03


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений


25

Обобщение четверти по теме: Балет Стравинского «Петрушка»



16.03


Урок проверки знаний и умений

Не задано

4 четверть « О России петь – что стремиться в храм». 4 часа

26

Театр музыкальной комедии.

1

30.03


Урок ознакомления с новым материалом


Стр.106- 108

27

Святые земли русской. Илья Муромец.

Р/К Народные праздники Дона.


1

6.04


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 26 - 29

28

Кирилл и Мефодий.


1

13.04


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр.30 - 31

29

Праздников праздник, торжество из торжеств

1

20.04


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 32 - 35

30

Родной обычай старины. Светлый праздник.


1

27.04


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 1 час

31

Народные праздники. «Троица».


1

4.05


Урок ознакомления с новым материалом

Урок проверки знаний и умений

Стр. 68 - 71

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 3 ч

32

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.




1

11.05


Урок ознакомления с новым материалом


Стр. 116 - 117

33

Мастерство исполнителя.

1

18.05


Урок ознакомления с новым материалом


Стр. 118 - 120

34

Музыкальные инструменты


25.05


Урок проверки знаний и умений

Не задано




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!