Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поселковая средняя общеобразовательная школа
Азовского района Ростовской области
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Атрохова О.П. 31.08.2022 | «Утверждаю» Директор МБОУ Поселковая СОШ _____________Шкурко С.Г. 31.08.2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Музыке»
4 класс
начальное общее образование
(уровень образования)
Количество часов 4 кл – 34
Учитель: Брошкина Т. В.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) с учётом примерных программ по музыке для 4 классов общеобразовательных учреждений, авторы программы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. УМК «Музыка 4 класс » Г. П. Сергеева, И. Э. Критская, Т.С.Шмагина, Москва: «Просвещение», 2020 год.
2022 -2023 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе :
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1576 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный НОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.06.10.2009 г. №373»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный ООО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.12.2010 г. № 1897»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1578 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный СОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.05.2012 г. № 413»
- письма Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334.
-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Поселковой СОШ (приказ от 31.08.2016г №101) и Устава МБОУ Поселковой СОШ утвержденного районным отделом образования приказ от 31 ноября 2022 г. № 97.
Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2020.
Цель - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
« Место учебного предмета в учебном плане »
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 119 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 30 часов, во 2-4 классах по 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса « Музыка» 4 кл
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира
«Содержание программы учебного курса «Музыка» 4 кл
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека».
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно - эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности: песенность , танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
« Основные закономерности музыкального искусства» . Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.) Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира». Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты
Формы организации учебного процесса: - групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Формы (приемы) контроля:
4 классов - в форме тестовых работ - 4 раза в год: в конце каждой четверти.
4 класс
При составлении тематического планирования учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство четвероклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Дона и составляет 10% учебного времени:
Урок №3 Ты откуда русская, зародилась, музыка?. Р/К Жанры казачьих песен
Урок №14 Оркестр русских народных инструментов. Р/К Творческие коллективы Дона;
Урок №24 . Праздники народов Народные праздники Дона.
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 4 ч.
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Раздел 3. «День, полный событий» 5 ч.
«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально-литературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч.
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность . Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.
Раздел 5. «В концертном зале» 6 ч.
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы
Раздел 6. «В музыкальном театре» 5 ч.
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.
Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 3 ч.
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | «Россия – Родина моя» | 4 |
2 | «День, полный событий» | 5 |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 5 |
5 | «В музыкальном театре» | 5 |
6 | «В концертном зале » | 8 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 3 |
| Итого | 34 |
Календарно -тематическое планирование 4 класс
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата Фактичес | Тип урока УЗНМ – урок ознакомления с новым материалом УПЗУ – урок проверки знаний и умений Вид контроля | Учебный материал |
Россия-Родина моя!» (4 часа) Первая четверть. (8 ч) |
1 | Мелодия «Ты запой мне ту песню…» | 1 | 01.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр .8-13 |
2 | «Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 | 8.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 14-17 |
3 | «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» Р/К Жанры казачьих песен | 1 | 15.09 | | Комбинированный урок Урок проверки знаний и умений | Стр. 18-19 |
4 | «Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь» | 1 | 22.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 20-23 |
«День, полный событий» 5 часов |
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | 29.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 42 - 43 |
6 | Зимнее утро, зимний вечер | 1 | 6.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 44 - 47 |
7 | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. | 1 | 13.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 48 - 51 |
8 | Ярмарочное гулянье. | 1 | 20.10 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр. 52 - 55 |
9 | Святогорский монастырь | 1 | 27.10 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано |
2 четверть 8 |
9 | «Приют сияньем, муз одетый» | 1 | 10.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 56 - 57 |
« В музыкальном театре». . 3 часа |
10 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». | 1 | 17.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 94 - 99 |
11 | Опера М.П. Мусоргского «Хованщина» Исходила младешенька | 1 | 24.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр.100- 101 |
12 | Русский Восток. Восточные мотивы | 1 | 1.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр.102- 105 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 часа |
13 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России | 1 | 8.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 60 - 63 |
14 | Оркестр русских народных инструментов. Р/К Творческие коллективы Дона | 1 | 15.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 60 - 63 |
15 | «Музыкант-чародей». | 1 | 22.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | |
16 | Обобщение четверти по теме: О музыке и музыкантах | 1 | 29.12 | | Урок проверки знаний и умений | |
3 четверть 9 « В концертном зале». 8 ч |
17 | Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо (скрипка, виолончель | 1 | 12.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 74 - 76 |
18 | Старый замок. | 1 | 19.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 78 - 79 |
19 | «Счастье в сирени живет…» | 1 | 26.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 80 - 81 |
20 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… | 1 | 2.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 82 - 85 |
21 | Танцы, танцы, танцы | 1 | 09.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | |
22 | Патетическая соната Л. ван Бетховена. Годы странствий | 1 | 16.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 86 - 89 |
23 | Царит гармония оркестра | | 2.03 | | | Стр. 64 - 67 |
24 | Балет Стравинского «Петрушка». | 1 | 9.03 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | |
25 | Обобщение четверти по теме: Балет Стравинского «Петрушка» | | 16.03 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано |
4 четверть « О России петь – что стремиться в храм». 4 часа |
26 | Театр музыкальной комедии. | 1 | 30.03 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр.106- 108 |
27 | Святые земли русской. Илья Муромец. Р/К Народные праздники Дона. | 1 | 6.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 26 - 29 |
28 | Кирилл и Мефодий. | 1 | 13.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр.30 - 31 |
29 | Праздников праздник, торжество из торжеств | 1 | 20.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 32 - 35 |
30 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | 27.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 1 час |
31 | Народные праздники. «Троица». | 1 | 4.05 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 68 - 71 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 3 ч |
32 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | 11.05 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр. 116 - 117 |
33 | Мастерство исполнителя. | 1 | 18.05 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр. 118 - 120 |
34 | Музыкальные инструменты | | 25.05 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано |