Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поселковая средняя общеобразовательная школа
Азовского района Ростовской области
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Атрохова О.П. 31.08.2022 | «Утверждаю» Директор МБОУ Поселковая СОШ _____________Шкурко С.Г. 31.08.2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Музыке
основное общее образование
(уровень образования)
8 класс
Количество часов – 34
Учитель: Брошкина Т. В.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) с учётом примерных программ по музыке на базе УМК «Музыка» для 8 классов общеобразовательных учреждений, авторы программы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. УМК «Музыка 8 класс » Г. П. Сергеева, И. Э. Критская, Москва, «Просвещение», 2020 год.
2022 -2023 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 8 класса , составлена в соответствии: - с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 -ФЗ «Об образовании»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1576 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный НОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.06.10.2009 г. №373»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный ООО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.12.2010 г. № 1897»
- приказа Минобрнауки России от. 31.12.2015г. №1578 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный СОО стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от.17.05.2012 г. № 413»
- письма Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334.
-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Поселковой СОШ (приказ от 31.08.2016г №101) и Устава МБОУ Поселковой СОШ утвержденного районным отделом образования приказ от 31 ноября 2022 г. № 97.
Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка 8 класс » авторы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критской, рекомендованной Мин-обрнауки РФ (М.: Просвещение, 2020) в соответствии с ФГОС ООО
ЦЕЛЬ предмета – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность
современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного миро-восприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Задачи предмета:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- научить ориентироваться в многожанровости и направлениях музыкального искусства;
- познакомить с биографией и творчеством великих композиторов;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к музыкальному искусству;
- сформировать систему знаний, направленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, творческие домашние задания. Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Базисным учебным планом, на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Распределение учебного времени по классам выглядит следующим образом:
8 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты изучения курса «Музыка» в 8 классе .
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
8 класс
Выпускник научится:
- активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
- слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
- наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения;
- понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
- моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
- использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
- воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах);
- выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
-планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок, музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.
Выпускник получит возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- использовать различные формы индивидуального , группового и коллективного музицирования ;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Содержание учебного предмета «Музыка»
Содержание уроков музыки в 8 классе , последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
8 классс
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Классика и современность» и «Традиции и новаторство в музыке».
Раздел 1 :«Классика и современность» - 16 часов :Классика в нашей жизни ;В музыкальном театре; Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» ;В музыкальном театре. Балет; Балет Тищенко «Ярославна; В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера; Рок-опера «Преступление и наказание; Мюзикл «Ромео и Джульетта»; Музыка к драматическому спектаклю; Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра .Музыка Э. Грига, к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт »;
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра ;Музыка в кино. Музыка немого кино; Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец »;В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта , П.Чайковского, С.Прокофьева ;Музыка – это огромный мир, окружающий Человека; Обобщающий урок.
Раздел 2 :«Традиции и новаторство в музыке» - 17 часов: Музыканты - извечные маги ; И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс; Опера «Кармен; Портреты великих исполнителей. Елена Образцова;
Балет «Кармен-сюита; Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая; Современный музыкальный театр; Великие мюзиклы мира; Великие мюзиклы мира; Великие мюзиклы мира; Классика в современной обработке; В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича ; Музыкальное завещание потомкам. Обобщающий урок.
Учебно-тематический план 8 кл
№ | Название темы | Количество часов |
общее |
8 класс | | |
1 | Классика и современность | 17 |
2 | Традиции и новаторство в музыке. | 17 |
| Итого: | 34 |
|
Календарно - тематическое планирование 8 класс
№ | Тема урока | Кол во час | Дата план | Дата фактич | Тип урока УЗНМ – урок ознакомления с новым материалом УПЗУ – урок проверки знаний и умений Вид контроля | Учебный материал |
1 четверть 8 часов Тема I полугодия: Классика и современность . - 16 часов |
1. | Классика в нашей жизни. | 1 | 01.09 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр.6- 7 Вопросы: 1- 2 |
2. | В музыкальном театре. Опера. | 1 | 8.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 8 – 9 Вопросы: 1,4 |
3. | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. "Плач Ярославны" | 1 | 15.09 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 10-17 Вопросы: 6 |
4. | Балет «Ярославна». Вступление. "Стон Русской земли". "Первая битва с половцами". "Плач Ярославны". "Молитва". | 1 | 22.09 | | Урок закрепления изученного | Стр. 18-25 Вопросы: 2-4 |
5. | . В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. "Человек есть тайна". Рок-опера "Преступление и наказание". | 1 | 29.09 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр. 26-31 Вопросы: 1,2 |
6. | Мюзикл "Ромео и Джульетта": от ненависти до любви" | 1 | 6.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 32 -34 Вопросы: 2 - 4 |
7. | Музыка к драматическому спектаклю. "Ромео и Джульетта" Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. | 1 | 13.10 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 36-39 Вопросы: 2,4 |
8. | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт". | 1 | 20.10 | | Урок ознакомления с новым материалом | |
9 | Обобщающий урок-концерт по теме "Классика и современность". | 1 | 27.10 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано |
2 четверть 8 часов |
10 | « Гоголь – сюита» Из музыки к спектаклю "Ревизская сказка». | 1 | 10.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 44-47 Вопросы: 2,3 |
11 | Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму "Властелин колец" | | 17.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 48-51 Вопросы: 2,3,5 |
12 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта». | 1 | 24.11 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 52-55 Вопросы: 2,3,4,5 |
13 | Симфония № 5 П. И. Чайковского | 1 | 1.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 56-57 Вопросы: 1 - 5 |
14 | Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева | 1 | 8.12 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 58-59 Вопросы: 5 |
15 | «Музыка - это огромный мир, окружающий человека...» | 1 | 15.12 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр. 60-61 Вопросы: 1-3 |
16 | «Музыка - это огромный мир, окружающий человека...» | 1 | 22.12 | | Урок проверки знаний и умений | Вопросы: 1-3 |
17 | Обобщающий урок- концерт по теме: "Классика и современность". | | 29.12 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано |
2 полугодие 3 четверть 9 часов Радел: «Традиции и новаторство в музыке » (18 часов) |
17 | Музыканты – извечные маги. | 1 | 12.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Комбинированный урок | Стр. 64-65 |
18 | И снова в музыкальном театре. «Мой народ – американцы…» Дж.Гершвин опера "Порги и Бесс"(фрагменты). Развитие традиций оперного спектакля. | 1 | 19.01 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 66-73 Вопросы: 2,3,4,5 |
19 | Опера «Кармен». | 1 | 26.01 | | Комбинированный урок Урок ознакомления с новым материалом | Стр. 74-79 Вопросы: 1 - 5 |
20 | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. | 1 | 2.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 80-81 |
21 | Балет Кармен – сюита. Новое прочтение оперы Бизе. »(фрагменты) | 1 | 09.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 82- 89 Вопросы: 2,3,4 |
22 | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая | 1 | 16.02 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 90- 91 Вопросы: 1 - 3 |
23 | Современный музыкальный театр. | 1 | 2.03 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр.92 – 93 Вопросы: 1 - 5 |
24 | Великие мюзиклы мира. | 1 | 9.03 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 94 – 95 Вопросы: 1 - 5 |
25 | Обобщающий урок-концерт по теме: «Традиции и новаторство в музыке». | 1 | 16.03 | | Урок проверки знаний и умений | Не задано |
4 четверть 8 часов |
26 | В концертном зале. Д.Шостакович Симфония № 7 («Ленинградская») | 1 | 30.03 | | Урок закрепления изученного | Стр.98 –103 Вопросы: 2 - 4 |
27 | Музыка в храмовом синтезе искусств. | 1 | 6.04 | | Урок ознакомления с новым материалом | Стр.104 – 103 Вопросы: 1 - 6 |
28 | Галерея религиозных образов | | 13.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний и умений | Стр. 108 - 109 Вопросы: 1 - 3 |
29 | Неизвестный Свиридов. "О России петь-что стремиться в храм..." | 1 | 20.04 | | Комбинированный урок Урок ознакомления с новым материалом | Стр. 110 - 111 Вопросы: 1 - 3 |
30. | Хоровой цикл "Песнопения и молитвы".(фрагменты). | 1 | 27.04 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний | Стр. 112 - 113 Вопросы: 1 - 3 |
31 | Свет фресок Дионисия –миру ("Фрески Дионисия" Р.Щедрин) | 1 | 4.05 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний | Стр. 114-115 Вопросы: 1 - 5 |
32 | Музыкальные завещания потомкам. | 1 | 11.05 | | Урок ознакомления с новым материалом Урок проверки знаний | Стр. 116-119 Вопросы: 1 - 3 |
33 | Исследовательский проект – «Музыкальные традиции моей семьи» | 1 | 18.05 | | Урок ознакомления с новым материалом | подготовка к проекту |
34 | Защита проекта. | | 25.05 | | Урок проверки знаний | Не задано |