Что изображено на этих фотографиях?
10 февраля Классная работа
«Р.Р. № 3. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский. «Приход весны», И.А. Бунин. «Родина», А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…».
Стихотворения о родной природе
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.
К. Г. Паустовский
Подумаем…
- Что используют художники и живописцы, чтобы изобразить природу?
- Изображение природы на картинах называется пейзажем. Пейзаж – это жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.
- От слова пейзаж произошло название лирического жанра – пейзажная лирика . Поэты вдохновенно описывают природу, используя средства художественной выразительности. Однако осень, зима, весна, лето в поэзии не просто времена года. Каждое время года ассоциируется с какими-то настроениями, этапами жизни человека. Обратимся к примерам из поэзии19 века.
Вспомним …
В. А. Жуковский
Родился 9 февраля в селе Мишенское Тульской губернии. Воспитывался в семье помещика, получил фамилию бедного дворянина А. Жуковского, который был его крёстным отцом. Служил учителем русского языка будущего императора Александра II .
Печатает переводы сказок братьев Гримм. Часто встречаясь в Царском Селе с А. С. Пушкиным, он пишет «Сказку о царе Берендее …», «Спящая царевна» и другие.
Анализ стихотворения «Приход весны».
- Какое настроение передаёт это стихотворение, какова тема?
- Передаёт лёгкое, радостное настроение. Его поэтическая тема – приход весны – выражена в заголовке.
- На основании каких образов развивается эта тема?
- В качестве ключевых для выражения прихода весны В. Жуковский выбирает образы нивы, рощи, жаворонка в небе, дождя и воды.
- Названа ли в стихотворении сама весна?
- Не прямо, а через словосочетание, передающее главное в этом образе для автора: «Весны приход», - не случайно именно оно заканчивает стихотворение, образуя своеобразное кольцо (в заглавии – «Приход весны».
- В чём же своеобразие этого стихотворения?
- В. Жуковскому удалось очень лаконично, но выразительно представить образ прихода весны, оживления всего мира и передать восхищение, радость человека.
В. А. Жукрвский «Приход весны»
- Какие художественно-выразительные средства используются В. А. Жуковским в данном стихотворении? Приведите примеры из стихотворения
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
перифраза
- (от греческого periphrasis - иносказание), вид тропа, замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета: " царь зверей " - вместо " лев ".…
«весны приход»
= «жизнь души»
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Зачем автор прибегает к риторическим вопросительным восклицаниям?
- Чтобы подчеркнуть полноту и невыразимость чувств, охватывающих человека весной
- « Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить…»
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
А.К. Толстой
Родился 5 сентября в Петербурге в знатной дворянской семье. Детство провёл на Украине в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного читателям под псевдонимом Антоний Погорельский.
А. К. Толстой вспоминал: «С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи …» Первые стихотворные опыты были прочитаны и одобрены В. А. Жуковским.
Более 70 стихотворений было положено на музыку великими композиторами – Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусорским …
Анализ стихотворения «Край ты мой, родимый край…»
- Это стихотворение о…
- Когда я читаю его, то вижу…
- Я слышу…
- Чувствую…
- Оно напоминает мне о…
- Стихотворение необычно, оно состоит из… предложений.
- Чувства льются …
- Славя родную землю («Гой ты, родина моя!» , Толстой восхищается её ... Хочется вздохнуть полной грудью, не нужно особенно значимых слов, здесь главное – …
Анализ стихотворения «Край ты мой, родимый край…»
- родном крае
- дремучий бор, степь, тучи…
- конский бег, волчий голос, крик орлиных стай
- ветер, дующий в лицо
- о родной деревне
- Из 4 предложений.
- через край, взволнованно, будоражат душу
- простором, силой, могуществом. Главное – чувства, наполняющие душу любовью к тому, что хорошо знакомо с детства.
- Это стихотворение о…
- Когда я читаю его, то вижу…
- Я слышу…
- Чувствую…
- Оно напоминает мне о…
- Стихотворение необычно, оно состоит из… предложений.
- Чувства льются …
- Славя родную землю («Гой ты, родина моя!» , Толстой восхищается её ... Хочется вздохнуть полной грудью, не нужно особенно значимых слов, здесь главное – …
А. К. Толстой « Край ты мой, родимый край …»
- С чем в сознании поэта олицетворяется в данном стихотворном произведении родимый край?
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
- С криком орлиных стай в небе
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
- с ветром,
- степями и тучами
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
- Какие художественно-выразительные средства используются А. К. Толстым в данном стихотворении?
- Эпитеты ( родимый край, бор дремучий, свист полночный)
- Метафоры (конский бег на воле)
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Давайте восстановим общие опорные вопросы, на которые обычно опираемся при анализе стихотворений русских поэтов
- Что привлекает в стихотворении?
- Какое настроение оно выражает?
- На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения?
- Какими выразительными сред –ми пользуется автор?
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
А.К. Толстой
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
«БЛАГОВЕСТ»
Словарная работа
- от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой.
- умиротворяющий, несущий благо.
- исповедоваться в грехах.
- Отказываюсь
- рядом с храмом традиционно располагается кладбище
- Благовест –
- Благостный –
- Каяться –
- Отрекаюсь –
- «Звон призывный через могилы»
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
А почему « звон призывный » доносится « через могилы », почему он гудит не только « дивно» , но и « уныло» ?
- С могилами связано представление об ушедших людях, тело которых стало в земле прахом, т. е. о бренности земной жизни, - но колокол напоминает о бессмертии души – и потому « гудит так дивно и так уныло !»
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Жуковский С. Храм Рождества Богородицы. Звенигород. 1904
- В 3-й строфе подчёркнуто властное воздействие благовеста на душу человека («тянет», «зовёт», «манит»)
- Как это выражено?
- «К себе он тянет Неодолимо»;
- «Зовёт и манит
Он в край родимый».
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Что же это за « край родимый », куда « неодолимо » призывает душу человека благовест?
- « Край благодатный »: лир. герой устремляется туда душой и мечтой: « Далеко странствуя Мечтой чудесною, Через пространства я Лечу небесные »
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
А. К. Толстой
- «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
«Замолкнул гром…»
- Какова поэтическая тема стихотворения?
Мир после грозы
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Главная характеристика – контраст, смена грозного светлым
Светлое
Грозное
- «гром»,
- «гроза»,
- «чёрные тучи»,
- «дрожат цветы»,
- «вражда»,
- «презрительная пята»
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Переходное, динамичное состояние мира передаётся через активность глаголов
- замолкнул
- шуметь устала
- светлеют
- засияла
- дрожат
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Образы, соединяющие небесное и земное
- Вода
- Золотая пыль (« цветы полны водою И пылью золотою »)
- Метафора « пылью золотой » соотнесена с сиянием неба
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Что подчёркивают олицетворения?
- « замолкнул гром»
- «шуметь гроза устала»
- «светлеют»
- «приветно засияла»
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Цветы – образ взаимодействия земного и небесного начал
- Объясните последнюю фразу стихотворения
- Содержит призыв щадить эту красоту
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
И. А. БУНИН «РОДИНА»
И. А. Бунин
Биография
Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие это корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина – талантливая поэтесса XVIII века, поэт – романтик, автор «Спящей красавицы» В. А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семёнов -Тяншанский.
Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.
Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской точкой отсчёта для восприятия красоты окружающего мира.
«Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной» - писал впоследствии Бунин.
Анализ стихотворения «Родина»
- - Какое настроение создаёт стихотворение? О чём оно?
- Вечерний зимний пейзаж.
- - Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение?
- Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».
- - Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты
- Какими определения-ми передаётся суровость и сдержанность зимнего пейзажа?
- « Под небом мертвенно-свинцовым»
- « туман молочно-синий »
- « угрюмо меркнет »
- « сумрачную даль »
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Всмотримся в пейзаж. Какие характеристики его отражают?
- Простор
- Суровость
- Широкое, необъятное пространство подчёркнуто гиперболой : « И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень»
Глазина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 62» г. Барнаул
Синквейн – пятистишие
1 строка – слово
2 строка – два определения к нему
3 строка – три глагола к нему
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая суть слова
5 строка - метафора