СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.р.Письменный ответ на один из проблемных вопросов по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Р.р.Письменный ответ на один из проблемных вопросов по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»

Тема: Р.р.Письменный ответ на один из проблемных вопросов

по произведению А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»

Цели: - обобщить накопленный материал по произведению

А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

- учить размышлять, высказывать своё мнение,

строить развернутые высказывания, изъясняться

точно, ясно, выразительно;

- повторить технологию написания сочинения,

составления плана;

- совершенствовать навыки работы с текстом

произведения, доказывая свои убеждения цитатами из

текста;

- осуществлять связь с жизнью;

- воспитывать доброту, милосердие, человечность.

Тип урока: урок развития речи


  1. Сообщение темы и цели урока.

В течение нескольких уроков мы находились во власти пушкинского произведения «Капитанская дочка». Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, переживали и радовались. Мы анализировали характер и поступки героев и тем самым готовились к написанию сочинения.

Сегодня мы с вами обобщим весь накопленный опыт и отберем все необходимое. Ведь очень важно уметь размышлять и записывать свои мысли и впечатления.

- Чем же интересна эта повесть? Чему она вас научила?

Если вы подойдете к ответам на вопросы ответственно, то я вас уверяю, это будет интересно.

Вы должны учиться развивать свою мысль, воплощать в записи свои читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, убеждать, строить развернутые высказывания. А.С.Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «точность и краткость – вот первое достоинство прозы, оно требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». И хотя мы с вами пишем не повести и романы, а, чаще всего, сообщения, письма, сочинения, вы должны уметь изъясняться точно, ясно, выразительно.

Урок будет строиться по следующему плану:

  1. Ответим на вопрос: чем мне интересно произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Чему оно учит?

2.Вспомним технологию написания сочинения.


  1. Основная часть урока.

  1. Работа по содержанию

- Повесть А.С.Пушкина читают наши современники. Чем же она заинтересовала вас?

(Ответы детей: произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка» учит нас справедливости, порядочности, верности. Интересна эта повесть тем, что на примерах героев мы видим проявление долга, чести, совести. Много добрых, милосердных людей встречаем мы на страницах повести. Они могут служить примером для подражания нам, живущим в XXI веке, по-своему безжалостном.)

- Судя по вашим ответам. Можно сделать вывод, что ключевыми словами являются такие:

долг, совесть, честь, благородство.

Прокомментируйте, что такое по-вашему долг (это то, что каждый человек должен честно выполнять)

совесть (чувство ответственности за свое поведение перед людьми и обществом)

честь (моральные качества человека, достойные уважения, гордости, доброе имя,

незапятнанная репутация, почет, уважение)

благородство (высокая нравственность, самоотверженность, честность)

- А как вы считаете, добрый человек это какой человек? (отзывчивый, делающий добро

другим, искренний, бескорыстный)

- А кому же из главных героев произведения присуще данные черты характера?

(Андрей Петрович Гринев

Савельич

Петр Гринев

Маша Миронова и ее родители)



2.Характеристика героев.

Докажите выше сказанное, что Андрей Петрович Грине, Савельич, Петр Гринев, Маша Миронова и ее родители обладают такими качествами, как долг, честь, совесть. Благородство, приведите доводы. Факты, можете пользоваться текстом произведения.

а) Какими словами начинается произведение? («Отец мой Андрей Петрович Гринев…»)

Значит, этот герой играет немаловажную роль в повести. Что вы можете сказать про него? Докажите, почему он входит в список перечисленных героев.

( Ответы детей : Андрей Петрович Гринев – отец Петра Гринева- жил в деревне со своею женою Авдотьей Васильевной, принимал участие в боевых сражениях. Был настоящим офицером мужественным и храбрым. Он строгий, но очень любит своего сына. Своего Петрушу они воспитывают и добрым словом и добрым примером. Андрей Петрович хочет, чтобы его сын стал честным и благородным. Самым главным в человеке он считает честь, поэтому и сыну дает напутствие – береги честь смолоду. Отец отправляет Петрушу служить не в Петербург, где много веселья и пустых развлечений, а в Оренбург, где он сможет увидеть и испытать все тяготы воинской службы.

Мать и отец Петруши были добрыми людьми. Это видно по их отношению к Маше, когда они приняли ее в свой дом. Это были милые, внимательные и заботливые люди, очень гостеприимные. Машу в своем доме они приняли как родную.)


- Слова «честь», «совесть» были для Андрей Петровича святыми, он гордился тем, что никто в его роду не поступился ни честью, ни совестью, поэтому своего сына он хочет видеть достойным продолжателем рода Гриневых и выбирает для него путь, по которому он будет идти, учась на своих ошибках.

- Это забота отца о сыне. А каков же сам Петр Гринев? Ведь он в душе романтик, он мечтал о веселой праздной жизни с развлечениями в Петербурге, но в один миг этот волшебный мир был разрушен словами отца о том, что Петруша едет служить в Оренбург.

- Каким же раскрывается перед нами Петр Гринев? Какие черты его характера могут послужить примером?

(Ответы детей: Петруша Гринев способен на добрые поступки. Ему не жаль заячьего тулупчика, отданного бродяге. Удивительная черта Петра – на добро отвечать добром. Его душевная доброта и милосердие не раз помогаю ему в жизни. Жизнь сталкивает Петра с разными людьми: с семьей Мироновых и их дочкой Машей, заступаясь за которую он проявляет благородство, с Пугачевым – Петр проявляет честность и преданность, не запятнал честь мундира. Именно эти качества помогли ему победить.)


- Гринев взрослеет у нас на глазах, он тонко чувствует грань, за которую ему, как человеку, переходить нельзя. Только честность и благородство помогают ему победить в любой ситуации. Мы восхищаемся его главным качеством - человечностью. На мой взгляд ничто не может быть выше этого.


- А семья Мироновых? Разве это не пример добродетели? Это доброе семейство живет только по законам совести. Иван Кузьмич –« человек простой, но самый честный и добрый», Василиса Егоровна «дела службы вела как свои хозяйские». Но самое пристальное внимание А.С.Пушкин уделил их дочери Маше Мироновой, об этом говорит и название произведения «Капитанская дочка»

- Что она за человек? Можно ли утверждать, что это хрупкое создание обладает такими качествами как долг, честь, совесть?

(Ответы детей: Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. В финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.)

- Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Победила свою горькую судьбу, обрела дом, семью, счастье. Честность, нравственность, чистота – вот основные черты характера Маши Мироновой. Поэтому не случайно повесть носит такое название. Не было бы Маши, мы бы не узнали о героях.

- Как вы думаете, почему А.С.Пушкину важно было закончить произведение упоминанием о продолжении рода?

(Ответы детей: дети Петра Гринева и Маши Мироновой впитают лучшие качества своих родителей: верность и преданность, человеколюбие и милосердие, справедливость и честность. Автор дарует этим героям и семейное счастье, и благоденствие их потомству)

3.  Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

1) Выполнение заданий из раздела «Викторина» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

2) Составление планов письменных ответов на проблемные вопросы:

Что повлияло на формирование характера Петра Гринёва?

1. Детство Петра Гринёва в родительском доме. Нравственное влияние отца.
2. Первые шаги в самостоятельной жизни: ошибки молодости.
3. Влияние на Гринёва семьи капитана Миронова.
4. Общение со Швабриным: первые нравственные оценки.
5. Гринёв и Пугачёв: проблемы чести, долга и нравственного выбора.
6. Гринёв и Савельич: проблемы народной нравственности.
7. Любовь как стимул к самосовершенствованию.
8. Способность Гринёва к преодолению обстоятельств жизни.
9. Высокие нравственные качества и внутренняя свобода Гринёва как отличительные черты его характера.

Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина?

1. Воспитание Маши Мироновой: влияние семьи.
2. Внешность Маши как отражение её внутренней сущности.
3. Отношение юной Маши к военным действиям.

- Вспомните пословицы и поговорки о роде-племени:

От яблони яблочко недалеко падает.

Что посеешь, то и пожнешь.

От доброго дерева – добрый плод.

- Объясните смысл последней пословицы. ( Семьи Мироновых и Гриневых живут по совести, проявляют милосердие, доброту и в детях воспитывают то же)

4.Подведение итога урока.


- Сегодняшний и предыдущие уроки показали, что произведение вами прочитано , что вы умеете характеризовать героев, выделяя в них главные качества, на вопрос урока вы дали подробный ответ.

Урок хочется закончить словами Андрей Петровича Гринева «Береги платье снову, а честь смолоду»

(Оценивание работы учащихся во время урока, запись домашнего задания.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!