11.02.19г.
Урок русского языка №121в 6-Б классе
Тема: Р.р. Подготовка к сочинению-описанию признаков предмета и явлений окружающего мира.
Цели:
- образовательная: совершенствование навыков работы с художественным текстом, умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка;
-развивающая: на основе примеров художественных текстов создать собственные пейзажные зарисовки, описания природы зимой;
-воспитательная: воспитывать любовь к природе.
Задача урока: совершенствование навыков работы с художественным текстом, умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка.
Планируемые результаты освоения урока
Предметные: Смогут научиться определять композиционно-языковые особенности текстов-описания природы, составлять текст-описание природы по алгоритму выполнения творческого задания.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе групповой и самостоятельной
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию
Тип урока: развитие речи.
УМК: Русский язык VI класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич. -3-е изд. – М., Просвещение, 2012.
Оборудование: учебник, карточки, презентация, проектор.
(Слайд №2)
Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла
Дом притих и замолчал
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моем лежал окне.
Александр Блок
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Определение темы и постановка цели урока.
- О каком времени года идет речь в стихотворении? (о зиме, о снеге).
Как вы это поняли? При помощи, каких выразительных средств поэт нам передает свои ощущения, свое виденье природы?- Сформулируйте тему урока. (Слайд №3,4)
У художника-живописца – краски для изображения картин природы. (Слайды № 5,6)
У писателя-живописца – слово. Мы с вами не писатели, но будем учиться искусству слова.
- Чем мы занимаемся на уроках развития речи? (учимся анализировать худ. тексты, писать сочинения, изложения, составлять рассказы, находить худ. средства языка)
Сегодня мы на основе примеров художественных текстов, изображения картин научимся создавать собственные пейзажные зарисовки, описания природы.
- Что такое пейзаж? (описание природы и местности, на фоне которой происходят изображаемые события).
Пейзаж – 1.Вид какой-нибудь местности. (Слайд №7)
2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.
Пейзажист – художник, специалист по пейзажам.
Изучение материала
Чтобы наша работа была плодотворной, чтобы добиться главной цели урока, мы должны, прежде всего, вспомнить.
- Какие типы речи вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)
Отрываем наши учебники на странице 30, давайте рассмотрим упражнение 362.
Чтение теоретического материала.
(Дополнительная информация: Описание – один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи.
Тексты-описания весьма разнообразны в зависимости от целого ряда условий. Во-первых, большую роль играет сам объект описания: одушевлённый – неодушевлённый, портрет, пейзаж, событие и т.д.
Принципиально значимыми являются цель описания, его функция и роль автора текста.)
Работа с текстами разных типов речи.
Определите тип речи каждого текста
1) Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День сверкал от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетела и сверкала на солнце искорками.
Мы возвращались домой, любуясь неповторимыми красками природы. (Повествование)
2) Бесценное наше сокровище – леса. Чтобы сохранить это богатство, необходимо соблюдать правила поведения в природе.
Во-первых, не рубить и не ломать кустарники. Не рвать дикорастущие цветы, в противном случае они исчезнут с лугов, из лесов и водоёмов.
Во-вторых, беречь лес от пожара. Не разводить на территории леса костров.
В-третьих, не разорять гнёзда птиц, норы животных.
Итак, соблюдая все эти правила, мы сохраним лес для наших потомков.
3) (Слайд №8)
Александр Блок
Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла.
Дом притих и замолчал.
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моем лежал окне.
1-й текст – повествование. Докажите.
2-й текст – рассуждение.
3-й текст – описание.
- Какой текст понравился так, что его захотелось перечитать?
(читаю стихотворение)
- Какое настроение вызывает у вас это описание?
Мы мысленно представляем картину, которую создаёт поэт. Мы слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора.
- Какие художественные средства языка вы уже знаете?
ЭПИТЕТ - определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один с помощью другого.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - то один из тропов, стилистическая фигура, которая описывает свойства предмета или явления путем сравнения его с живым существом. Предмет или явление получают несвойственные им ранее черты по принципу сходства, «оживают».
- Выделите в тексте композицию описания.
Работа с художественными средствами языка
- Какая часть речи придает тексту образность, яркость?
- Найдите в тексте не просто прилагательные – определения, а эпитеты.(« Вечер тихий и морозный», « в серебристой
белоснежной тишине»)
- Другие средства худ. выразительности? (олицетворение – «включили звезды», «дом притих и замолчал»)
- Что мы видим вместе с А.А.Блоком?
- Какое общее впечатление от увиденного?
- Подчеркните фразу, в которой передаётся это впечатление. («лирическая таинственность»)
- Какие краски мы бы увидели ?
- Определите тему и основную мысль стихотворения. Запишите в тетрадь.
Тема: Первый снег.
Основная мысль: «передача чувств»
- Назовите тип речи. Докажите.
Тип речи: описание, т.к. даётся описание признаков предметов и явлений. В данном тексте описание появления первого снега.
Динамичная пауза.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и отвечать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Закрепление материала.
Задание «Прояви творчество».
- Мы подошли к следующему этапу нашей работы «Прояви творчество».
Цель работы: тренировка в подборе средств художественной выразительности, в создании собственных текстов. (Работа в группах)
- Вам дан текст. У одной группы к тексту имеются слова для справок, которые вы можете использовать, у другой группы – слов для справок нет. Приложение – карточка 1,2.
- Озаглавьте текст. Распространите предложения художественными средствами языка. Сделайте этот текст более ярким, выразительным.
- Запишите его в тетрадь в измененном виде.
(зачитаем получившиеся тексты) Приложение – карточка 3.
- Какой текст понравился больше? Почему?
- Определите синтаксическую роль прилагательных в тексте.
- На какие виды орфограмм выделенные буквы?
- Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то ещё будет над этим работать и стараться.
Рефлексия
На уроке мы узнали..
Понравилось…/ Не понравилось..
Запомнилось…
Приложение.
Карточка №1.
Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.
В___________лесу под_______ёлками лежит________снег. Какая красота! Все деревья оделись в___________наряд, а кустарники стали_________,как_______. ______ель накинула поверх__________пальто_________шаль; береза надела______платье и стоит, словно_______. Все деревья становятся похожи на________. На______поверхности появились________узоры. Снежинки горят_______огнем, когда попадают в столб солнечного света.
Карточка №2.
Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Делайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.
В___________лесу под_______ёлками лежит________снег. Какая красота! Все деревья оделись в___________наряд, а кустарники стали_________,как_______. ______ель накинула поверх__________пальто_________шаль; береза надела______платье и стоит, словно_______. Все деревья становятся похожи на________. На______поверхности появились________узоры. Снежинки горят_______огнем, когда попадают в столб солнечного света.
Слова для справок:
Лес – зимний, снежный, тихий.
Ёлки – стройные, густо-зеленые.
Кустарники – большие, густые, покрытые снегом.
Снег – белый, глубокий.
Огонь – сияющий, серебряный, золотой.
Карточка №3.
В зимнем лесу.
В зимнем лесу под огромными, пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка – ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.
Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.
11.02.19г.
Урок русского языка №122 в 6-Б классе
Тема: Р.р. Написание сочинения-описания признаков предмета и явлений окружающего мира (продолжение)
Цели:
- образовательная: совершенствование навыков работы с художественным текстом, умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка;
-развивающая: на основе примеров художественных текстов создать собственные пейзажные зарисовки, описания природы зимой;
-воспитательная: воспитывать любовь к природе.
Задача урока: совершенствование навыков работы с художественным текстом, умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка.
Планируемые результаты освоения урока
Предметные: Смогут научиться определять композиционно-языковые особенности текстов-описания природы, составлять текст-описание природы по алгоритму выполнения творческого задания.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе групповой и самостоятельной
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию
Тип урока: развития речи.
УМК: Русский язык VI класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич. -3-е изд. – М., Просвещение, 2012.
Оборудование: учебник, карточки, презентация, проектор.
1.Организационный момент
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
Подготовка рабочих мест.
2. Проверка выполнения задание «Прояви творчество».
- Вам были даны тексты. У одной группы к тексту имеются слова для справок, которые вы использовали, у другой группы – слов для справок нет. Приложение – карточка 1,2.
- Вы озаглавили текст. Распространили предложения художественными средствами языка. Сделали этот текст ярким, выразительным (зачитаем получившиеся тексты, сравниваем с исходным текстом, записываем в тетрадь).
В зимнем лесу.
В зимнем лесу под огромными, пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка – ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.
Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.

- Определите синтаксическую роль прилагательных в тексте.
- На какие виды орфограмм подчёркнутые слова?
- Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то ещё будет над этим работать и стараться.
2.Актуализация фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Слайд 10)
- Ещё раз вспомним, каковы же отличительные признаки текста-описания? Для ответа на этот вопрос организуем совместную работу над текстом детской песни (Приложение 4).
Тихо-тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима. (-Как зима может проплывать?)
Теплым одеялом укрывая (-Каким одеялом зима укрывает всё кругом? )
Землю и деревья, и дома.
Над полями легкий снег кружится,
Словно звезды падают с небес. (-Почему снег сравнивают со звёздами?)
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес. (-Как лес может дремать?)
Спят на елках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
Все меняет форму и окраску. (-Почему это происходит?)
Гасят окна сонные дома.
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама. (- С кем сравнивается зима?)
-Прочитайте текст. Определите тип речи, обоснуйте свой ответ.
-Определите, о каком предмете идет речь? (Зима) Какие признаки помогают нам это понять? (Об этом автор говорит открыто). Какие слова и словосочетания помогают автору создать необычную картину? Какие чувства вызывает это стихотворение? (Появляется лирическое настроение, нежные и сердечные чувства).
- А теперь я предлагаю вам спеть эту песню; думаю, у вас получится всё с первого раза, потому что мелодия простая и приятная. Если вы будете жестикулировать, то это будет приветствоваться.
Физминутка. Ученики поют песню и выполняют произвольные движения руками. (Слайд 11, 12)
3.Постановка учебной задачи (Слайды № 13,14,15,16)
- А теперь внимание на экран! Узнаёте ли вы пейзажи?

Очень сложно узнать Чёрное море и нашу набережную, закованную в лёд. В 2012 году зима проявила свой суровый нрав. Но и такими мы любим и наше море, и наш город. Почему? Потому что это наша родина!
- Уже скоро зима закончится и к нам опять хлынет поток туристов: кто-то очередной раз, а кто-то впервые. Вот для вторых я предлагаю составить «Рекламную шпаргалку». Эту работу будем выполнять в два этапа.
4. Включение изученного в систему знаний. (работа в парах)
1 этап
- Выполните упражнение « Четвёртое «лишнее». Подчеркните нужное слово.
Всероссийская, уникальный, целебный, микроклимат.
Детская, тёплое, бархатный, песок.
Щедрое, солнце, воздух, пропитанный.
Букет, диких, травы, сосны.
Грязи, озеро, минеральные, источники.
Июнь, море, тёплая, купание.
Мелководная, прибрежная, полоса, пляжный.
Многие, воздушные, солнечные, ванны.
Разгар, купальный, сезон, вода.
Достигает, сентябрь, остаётся, длится.
Экскурсия, программа, тёплая, погода.
Достаточное, археологические, исторические, памятники.
Достопримечательности, музеи, культовые, сооружения.
Большая, концентрация, город, Иерусалим.
Наилучшее, время, весна, осень.
- Укажите части речи «лишних» слов. Что можно описать, используя слова из всех цепочек?
2.этап
Составление плана.
Евпатория – город-курорт.
Купальный сезон.
Экскурсии по городу.
5.Самостоятельная работа с проверкой. Построение речевых высказываний в соответствии с коммуникативной задачей. (Приложение 6)
(Слайд №17)
Евпатория – это всероссийская детская здравница; город с уникальным целебным микроклиматом, тёплым морем и бархатным песком. Это настоящий кладезь щедрого солнца и чистейшего воздуха, пропитанного целительным букетом ароматов диких трав, сосен и пихт. Это целебные грязи и рапа Мойнакского озера и источники минеральной воды.
Уже в первых числах июня вода в Чёрном море достаточно тёплая для комфортного купания.
Мелководная прибрежная полоса Евпатории прогревается очень быстро – уже в середине мая здесь открывается пляжный сезон. Большая часть отдыхающих принимает воздушные и солнечные ванны, а те, кто посмелее, окунаются. В разгар купального сезона температура воды достигает +26 °C.
В сентябре зной умеряет свой пыл, однако Чёрное море по-прежнему остаётся преданно тёплым. Купальный сезон длится, как правило, до последних чисел первого осеннего месяца.
Для экскурсионных программ следует выбирать тёплую, но не жаркую погоду!
В Евпатории сосредоточено достаточное количество археологических памятников, исторических достопримечательностей, музеев и галерей, культовых сооружений. За большую концентрацию культовых сооружений город даже иногда называют "Малым Иерусалимом". Наилучшее время для экскурсий – это, несомненно, конец весны и начало осени.
6.Рефлексия
На уроке мы узнали..
Понравилось…
Не понравилось..
Запомнилось…
Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-описание на тему «Мой любимый город».
7.Итоги урока.
Выставление отметок.
Приложение 5.
Всероссийская, уникальный, целебный, микроклимат.
Детская, тёплое, бархатный, песок.
Щедрое, солнце, воздух, пропитанный.
Букет, диких, травы, сосны.
Грязи, озеро, минеральные, источники.
Июнь, море, тёплая, купание.
Мелководная, прибрежная, полоса, пляжный.
Многие, воздушные, солнечные, ванны.
Разгар, купальный, сезон, вода.
Достигает, сентябрь, остаётся, длится.
Экскурсия, программа, тёплая, погода.
Достаточное, археологические, исторические, памятники.
Достопримечательности, музеи, культовые, сооружения.
Большая, концентрация, город, Иерусалим.
Наилучшее, время, весна, осень.
Приложение 6..
Евпатория – это ….. …… здравница; город с ….. ……. микроклиматом, ….. морем и …… песком. Это настоящий кладезь …… солнца и ……. воздуха, пропитанного целительным …… …….. диких ….., ….. и пихт. Это целебные …… и рапа Мойнакского ….. и источники …… воды.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Уже в первых числах …. …… в Чёрном море достаточно …… для комфортного купания.
……. …….. полоса Евпатории прогревается очень быстро – уже в середине мая здесь открывается …… сезон. Большая часть отдыхающих принимает ……. и ……ванны, а те, кто посмелее, окунаются. В разгар купального ….. температура воды достигает +26 °C.
В …… зной умеряет свой пыл, однако Чёрное море по-прежнему остаётся преданно тёплым. ……. сезон длится, как правило, до последних чисел первого осеннего месяца.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для ……… программ следует выбирать …………, но не жаркую погоду!
В Евпатории сосредоточено достаточное количество ……….. памятников, ………… достопримечательностей, ……. и галерей, культовых сооружений. За большую ……… культовых ………. город даже иногда называют "Малым ……". …….. время для экскурсий – это, несомненно, конец …… и начало ……….