СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.р. Русские имена. Устное выступление о происхождении имён.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовить обучающихся к публичным выступлениям необходимо как можно раньше. Научиться выступать перед сверстниками на научную тему - это организовать себя,преодолев  ряд комплексов,повысив свою самооценку.

Просмотр содержимого документа
«Р.р. Русские имена. Устное выступление о происхождении имён.»

ТемаР.р. Русские имена. Устное выступление о происхождении имён (Упр.263)

Цель урока: 

- расширить кругозор учащихся;

- развивать речь,

- развивать навыки составления публичного выступления, изучить его структуру и строить сообщение в соответствии с целью и ситуацией общения;

- учиться выступать перед сверстниками на учебную тему, адекватно использовать мимику, жесты; пробуждать одухотворенность, энергетику, эмоциональность для привлечения внимания аудитории;

- учиться делать записи за выступающими, располагать в форме конспекта.

                                        Ход урока

1.Организационный момент

2.Словарь: Каков Савва, такова ему и слава. Аринушка Маринушки не хуже.

- Объясните приведенные пословицы? Запишите предложение, используя пословицу и объясняя орфограммы.

3.Актуализация опорных знаний

1.Фронтальный опрос

- Перечислите разносклоняемые существительные.

Объясните особенности правописания.

Образуйте прилагательные и объясните написание двойного –нн-.

2.Наблюдение над языковым материалом

Отгадайте загадку.

                              Нас не было – оно было.

                              Нас не будет – оно будет.

                              Никто ни у кого его не видел,

                              а у каждого оно есть. (Имя)

- Как вы ее понимаете?

4.Постановка целей и задач урока. «Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных. В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает,»-так писал Гомер-древнегреческий поэт, философ.

5.Работа над темой урока.

1.Слово учителя.

Часто нам приходится выступать перед людьми с сообщениями, речами, докладами. Чтобы это сделать,  нужно обязательно подготовиться по теме выступления: подобрать интересный материал, записать его с учетом того, перед кем вы будете выступать. В выступлении можно использовать мудрые изречения, интересные факты.

        Тема вашего сегодняшнего выступления – происхождение имен.

«Астрологи с древних времен уделяли огромное внимание выбору имени рожденного ребенка. Конечно, в первую очередь это касалось богатых семей.

Бедные люди не могли позволить себе такой роскоши. Но все понимали, что имя дают как определенную защиту от превратностей судьбы, и если имя выбрано верно, можно надеяться, что судьба человека будет гораздо более  успешной», - считает астролог М.Андреева.

           2. Синтаксическая пятиминутка

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы; объясните условия выбора написания. Произведите синтаксический разбор последнего предложения)

Каждый человек при рождени.. получает имя. Благодаря им..ни ст..новятся извес(?)ными все его х..рошие или пл..хие поступки. Каждый с дет(?)ких лет должен уметь отстаивать честь своего им..ни.

Беседа

Докажите, что это текст.

Какова главная мысль этого текста?

3.Выполнение упражнения №261

- Расскажите, каковы особенности словаря русских личных имен.

Составление плана

1.Официальное имя.

2.Этимологическая справка.

3.Значение имени.

4.Производные от имени

4. Выступления.

Теперь нам предстоит составить конспект выступлений в соответствии с планом. Форма записи может быть вертикальной в четыре строки(несколько примеров),горизонтальной в одну строку(несколько примеров на доске ).

5.Рефлексия.

Беседа

Чье выступление вам показалось наиболее интересным?

- Что нового вы узнали об именах?

6.Домашнее задание.

1.Рассказать родителям о происхождении некоторых имен.

2.Выполнить упражнение №264. 

Приложение.

                                    Говорит Санюша маме:

                                «Как хочу я взрослым стать,

                                 Чтоб быть сильным самым-самым,

                                 Чтоб тебя оберегать».

                                 Улыбнулась Саше мама:

                                  «Вырастай, сыночек мой.

                                  Будешь сильным самым-самым,

                                  Мой защитник дорогой!

                                  (По материалам Интернета)

- Почему мама назвала его защитником ? ( Это связано с происхождением имени.  Александр переводится как «защитник».)

- Как вы понимаете пословицу: «Не имя красит человека, а человек имя»?    

«Имя каждого человека несёт в себе обобщённый, ответ всечеловеческий, и нами, нашими именами говорит сама история»,- писал Флоренский.


Ономастика – наука о собственных именах. Термин связан с греческим словом онома – имя. Эта наука выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонимика (от греческого антропос – человек, антропология – наука языке).


Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои личные имена.


Загадочную, необъяснимую власть имён над судьбой человека заметили ещё древние. В России, например, вплоть до XVII века родители держали в секрете, как они назвали ребёнка, пытаясь обмануть злых духов. Или ребёнку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим.


Имя – это название, наименование, особенное слово. Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека. Имена должны быть у всех людей. Имя много значит для человека. Оно раскрывает характер человека, может повлиять на судьбу.


Имена личные – это самые интернациональные слова. Они легко переходят от одного народа к другому и обычно распространяются далеко за пределы той территории, где когда-то жил создавший их народ. Немалую роль при этом в прошлом сыграли так называемые мировые религии (христианство, ислам).


Отчество, т.е. особым образом оформленное имя отца данного человека, входящее в состав его именования, - характерная черта русской именной системы.


Слово фамилия является по своему происхождению латинскимСначала это слово употребляли в значении «семья, члены семьи, домочадцы». Только в XIX в. слово фамилия в русском языке постепенно обрело новое значение, ставшее теперь основным, - «наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени».


Анатолий – из греч. (восток, восход солнца); рус. сокр. Толя, Тоша, Толик.

Андрей - из греч. (мужественный); рус. сокр. Андрюша.

Артемий - из греч. ( посвящённый Артемиде, богине охоты и луны); сокр. Тёма ,

разг. Артём.

Вячеслав – от славян. основ ( вяче – больше + слава; большая слава); рус. сокр.Слава, Славик.

Елена - из греч. (солнечная); рус. сокр. Лена, Лёля, Ляля; нар .Алёна, Олёна; ласк.Алёнушка, Алёнка.

Илья – из др.-евр. (бог мой Яхве, божественный); рус. сокр. Иля, Илюша.

Мария - из др.-евр. (любимая, желанная); рус. сокр. И ласк. Маня, Маша, Муся, Маруся, Мура; разг. Марья.


Храните своё имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить своё доброе, честное имя.

В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди их брали из окружающей жизни.
Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства и качества людей; особенности их характера; поведения, речи; физические достоинства и недостатки.


Есть четыре начальных слова, и каждый народ
Их вручает ребенку навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ, потому что и он, будет время, умрет,
Слово СМЕРТЬ, потому что обязан он правильно жить,
Слово РОДИНА, что продавать на базаре нельзя,
ИМЯ, данное матерью, пусть беспорочно несет –
Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас будет требовать вечно народ.