СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р З Латыпова Подготовка к ГИА Русский язык 8-9 классы Однородные и неоднородные определения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен при изучении темы и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Р З Латыпова Подготовка к ГИА Русский язык 8-9 классы Однородные и неоднородные определения»

Методические рекомендации для работы с материалами диска

Название материала

материалы к уроку

Однородные или неоднородные определения?

Система упражнений


Автор

Р.З. ЛАТЫПОВА,

школа № 30, г. Ижевск


Классы

9 класс


Жанр

Комплекс упражнений и тест для повторения и закрепления темы «Однородные и неоднородные определения»


Методические рекомендации

Упражнения с комментариями могут быть использованы для устного опроса учеников. Упражнения для закрепления могут быть даны в качестве домашнего задания отдельным ученикам или использованы в кассе для индивидуальной работы учеников. Тест может быть предложен всему классу как проверочная работа.


  1. УПРАЖНЕНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ


Упражнение 1

Прочитайте выразительно предложения и ответьте на вопрос: почему в них постановка запятых между однородными членами обязательна?

1) Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

2) Мы запили прозрачный, теплый мед ключевой водой и заснули.

3) Что-то необыкновенно широкое, размашистое, богатырское тянулось по степи вместо дороги.

4) Мой брат умный, честный, смелый.

5) После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода.

6) Короткие сумерки быстро сменились чудной, ласковой тропической ночью.

Комментарий

Если определения характеризуют предмет с одной стороны (цвет, форма, величина и др.), не зависят друг от друга грамматически, но в одинаковой степени подчинены определяемому слову, то они однородные.


Упражнение 2

Найдите однородные определения и подумайте,

как они характеризуют предмет.

1) Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевые и желтые лилии.

2) Производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей значительно возросло.

3) В поленнице были сложены березовые, сосновые, осиновые дрова.

4) Гневно взметнув свои тысячи жилистых, корявых, мозолистых рук, вышел на улицу новый хозяин.

5) Она полулежала в красивой, изящной позе.

Комментарий

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон (в разных отношениях), то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым понятиям. Неоднородные определения – это определения, которые характеризует последующее словосочетание, а не непосредственно существительное: мельхиоровые (чайные ложки) (материал и назначение), маленькие (золотые огоньки) (размер и цвет), маленькие (карие глазки) (размер и цвет).


Упражнение 3

Найдите в данных предложениях определения и докажите,

что они неоднородные.

1) На подоконнике колючий кактус цвел желтыми красивыми цветами (цвет и качество).

2) Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо (величина и качество).

3) Белые пуховые облака таяли в ярких лучах веселого солнца (цвет и материал).

4) В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей (величина и высота, качество и материал).

5) У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару черных лошадей (возраст и качество).

6) Судно шло в цветущих узких берегах (вид и размер).

7) Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего черного табаку (качество и цвет).

Комментарий

Разберем трудный случай.

В первом примере (1): определения неоднородные: между ними нельзя вставить союз -и-; они характеризуют предмет с разных сторон, указывают на цвет и материал; признаки, обозначаемые определениями, различные. Посмотрите во втором примере (2): одно определение (стеклянные) употреблено в переносном смысле – является эпитетом, который получает значение «ничего не выражающие глаза». Объединяющим признаком может служить сходство производимого впечатления, внешний вид. Следовательно, эти определения однородны.

Сравним: 1) Бледно-голубая стеклянная ваза украшала маленький столик.

2) Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

Еще пример:

Горькую, незаслуженную обиду простить трудно. (Незаслуженная обида всегда горька – слова горькая и незаслуженная показывают, почему трудно простить. – Связь причинная.)



Упражнение 4

Найдите однородные и неоднородные определения.

Объясните их значения и расстановку знаков препинания.

1) Ночь была нежная, теплая.

2) У него была добрая, широкая, мягкая улыбка.

3) На венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчелы.

4) В ясное ветреное утро Берестов выехал прогуляться верхом.

5) Она смотрела на него своим бархатным, черным взглядом.

6) Мне представили этого молодого темноволосого юношу.

7) Сухой, горячий ветер нес раскаленный воздух.

8) Все страницы тетради были исписаны резким, упрямым почерком. 9) В хорошую, ясную ночь выволакивали на берег сухой пень, накладывали на него хворост, поджигали и на самом стремени отпускали.


Комментарий

Обычно однородными являются одиночное определение, выраженное именем прилагательным, и следующее за ним распространенное определение или причастный оборот. Например: Веселый, сложившийся без нас вечер был в разгаре. Если распространенное определение предшествует одиночному, запятая между ними не ставится.

Сравним: Сложившийся без нас веселый вечер был в разгаре.





  1. УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ


Упражнение 1

Перестройте предложения так,

чтобы между определениями ставилась запятая.

1) В скромно обставленном маленьком кабинете сидел человек.

2) В это время они стали приближаться к почти повалившемуся на земле крохотному дому.

3) Кое-где разорванный кожаный диван помещался между шкафами. 4) В кухне стоял крытый клеенкой деревянный стол.

5) Плотно стоящие темные ели отражались в воде.

6) Густо заросшие лесом небольшие островки как-то особенно гармонируют со спокойной гладью реки.

7) На металлических частях машин лежала отливающая перламутром голубая изморозь.

8) У него был хорошо отработанный быстрый шаг.


  1. __________________________________________________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________________________________________________

  4. __________________________________________________________________________________________________________

  5. __________________________________________________________________________________________________________

  6. __________________________________________________________________________________________________________

  7. __________________________________________________________________________________________________________

  8. __________________________________________________________________________________________________________




Упражнение 2

Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

1) Все реки запрудил ___________________ лед. (Мелкий, сплошной.)

2) ________________________ тучи лежали на вершинах окрестных гор. (Тяжелые, холодные.)

3) И все это говорилось с ____________________ улыбкой. (Умной, доброй.)

4) В шагах ста от холма зеленела __________________ осока. (Густая, пышная.)

5) Хороша была ________________________________ березка. (Развесистая, белоствольная.)

6) На станции зажглись ________________________ и ________________________ огоньки. (Белые, красные и зеленые.)




Упражнение 3

Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).

2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).

3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).

4) Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).

5) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).

6) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).

7) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).

8) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).

9) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).

10) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).




  1. ТЕСТ


Отметьте номера предложений, в которых ставится запятая.


1. У всех было бодрое радостное настроение.

2. Старинные каменные стены окружали крепость.

3. Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.

4. Он любил сильное решительное слово.

5. Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой.

6. Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.

7. Случались веселые грустные смешные дела.

8. Получалось нечто жуткое путаное и резкое.

9. Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в темную сплошную массу.

10. Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.

11. Прямые стройные кипарисы окружали дом.

12. Тут тропинка снова постепенно ползла на отлогую длинную гору.

13. С берега нависала над водой высокая пирамидальная лестница.

14. Крепость была погружена в привычный мирный сон.

15. Частые старые и свежие следы то и дело пересекали дорогу.

16. Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций.

17. Это был человек с взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами.

18. Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

19. Туда вела единственная песчаная дорога.

20. Подсыхающие сиреневые листочки тополей шевелились от ветра.

21. Казалось, что мускулы растаяли от жары и остались только тонкие упругие нервы.

22. На хуторском глухом подворье стояла кузница.

23. Ветвистый лиловый зигзаг молнии перерезал небо наискосок.

24. Степь дышала глубокими ровными и могучими вздохами.

25. Перед ним расстилалась пенистая морская даль.

26. Блеснул из-под ресниц лукавый женский взгляд.

27. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

28. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

29. Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.

30. Он писал просто и легко, соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.